Файл: Понятие, цели и задачи мотивации в поведении организации..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2023

Просмотров: 110

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время мотивация работников занимает одно из центральных мест в управлении персоналом, так как обуславливает их поведение.

Ориентация работников на достижение целей организации является главной задачей руководства персоналом, а обеспечить её реализацию можно только используя мотивацию.

Проблема мотивации трудовой деятельности - одна из наиболее актуальных как для зарубежной, так и для отечественной науки. Важность ее решения определяется тем, что мотивация является необходимой для эффективного осуществления трудовой деятельности. Именно через понимание мотивации человека лежит путь к его эффективной профессиональной деятельности.

Одним из наиболее сложных моментов и в теории и в практике менеджмента является правильный выбор методов управления персоналом организации. Это, в первую очередь, связано со сложностью человеческой психики и сложностью моделирования ответных реакций на воздействия менеджеров, как отдельными работниками, социальными группами, так и коллективом в целом. Кроме того, следует учитывать, что различные методы управления оказывают различное воздействие на производство и на работника, а, кроме того, дают дифференцированные результаты в различных ситуациях.

Актуальность выбранной темы курсового проекта состоит в том, что вследствие изменения содержания труда в современных условиях, широкой автоматизации и информатизации производства, в результате повышения уровня образования и социальных ожиданий сотрудников значение мотивации в поведении персонала организации возрастает, усложняется содержание этого рода управленческой деятельности.

Цель курсового проекта разработать комплекс мероприятий по диагностике и совершенствованию системы мотивации персонала ООО «Тюменьоблстрой».

Задачи курсового проекта:

- рассмотреть теоретические аспекты мотивации в поведении организации;

- провести анализ мотивации в поведении организации ООО «Тюменьоблстрой»;

- разработать рекомендации по совершенствованию мотивации поведения персонала ООО «Тюменьоблстрой».

При выполнении курсового проекта применялись следующие методы: метод опроса, тестирование, методы статистического анализа.

Методологической базой написания курсового проекта послужили научные труды И.В. Дорониной, Ю. Иванова, М.И. Магуры, М.Б. Курбатова, С.И. Сотниковой, Н.Т. Хромовских, В.А. Шаховой, С.А. Шапиро и ряда других не менее известных ученых в области кадрового менеджмента.


Информационным источником являются законодательные акты РФ, регулирующие трудовые отношения, нормативные документ в области управления персоналом, данные строительной организации.

Курсовой проект состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.

1.Теоретические аспекты мотивации в поведении организации

1.1.Понятие, цели и задачи мотивации в поведении организации.

Характерной чертой современного развития организации любой сферы деятельности является признание возрастающей роли человеческого фактора и развитие новых форм и методов управления персоналом, среди которых мотивационный процесс занимает главенствующую роль, поскольку в процессе деятельности мотивация позволяет работникам удовлетворить свои основные потребности путем выполнения трудовых обязанностей. [23]

Мотивация представляет собой предмет комплексный и сложный для изучения, существуют различные трактовки понятия «мотивация» современными учёными, однако все они сходятся на том, что мотивация — это особый вид деятельность, имеющий своей целью активизировать трудовой коллектив и каждого работающего в организации и побу­дить их эффективно трудиться для выполнения целей, сформулиро­ванных в производственных программа (планах) организации.

Мотивация представляет собой стратегическое направление деятельности любого организации, поскольку характеризует долговременное воздействие на работника в целях изменения по заданным параметрам структуры ценностных ориентаций и интересов, формирования соответствующего мотивационного ядра и развития на этой основе трудового потенциала. [16]

М. Генкин дает следующее определение: «мотивация – это воздействие на поведение человека для достижения личных, групповых и общественных целей», в то время как Е.Е. Егоров пишет, «мотивация труда – это целенаправленный, систематический, осознанный процесс воздействия на личность и подкрепления деятельности, в соответствии c ее потребностями, установками для согласования и достижения определенных личных и организационных целей. [9]


По мнению Э. Аткинсон, Д. Банкер, Р. Каплан, С. Марк Янг «мотивация – интерес или внутренний импульс индивида действовать определенным образом», а У Э. Питера отмечает, что «мотивация — это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации». [14]

Ч.Т. Хорнгрен, Дж. Фостер, Ш. Датар дают такое определение термину «мотивация»: «мотивация – желание достичь определенной цели (фактор согласованности целей) в сочетании с результирующим стимулом или стремлением к цели (фактор прикладываемых усилий)». [19]

В целом же можно сказать, что мотивация - это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации. В отношении организации мотивация - это побуждение работника к активной трудовой деятельности, соответствующей целям организации, в то время как в науке управления персоналом мотивация рассматривается как один из самых действенных инструментов воздействия на текущую деятельность работника, а также на социально-психологический климат в трудовом коллективе. [7]

К основным целям мотивации в организации можно отнести цели представленные на рис.1.1.

Цели мотивации в организации

Удержание сотрудников в организации

Повышение результативности и эффективности сотрудников

- контроль повседневного исполнения закреплённых обязанностей, вклад работника в достижение целей организации;

- поощрение, правильных действия сотрудника, направленных на достижения целей организации

- привлечение сотрудников необходимой квалификации и их удержание;

- удовлетворение работой.

- обеспечение преданности сотрудников с помощью

материальных и нематериальных средств мотивации.

Обеспечение преданности сотрудников

Рис.1.1 Цели мотивации в организации

Источник: [составлено автором]

Помимо перечисленных на рисунке целей, к целям мотивации в организации можно отнести:

- контроль и эффективное управление затратами на рабочую силу, обеспечивающий при этом наличие требуемых сотрудников.

- административную эффективность и простоту, не требующую значительных материальных и трудовых ресурсов для обеспечения ее бесперебойного функционирования. [24]

К основным задачам мотивации можно отнести задачи, представленные на рис.1.2.

Задачи мотивации в организации

Формирование у каждого сотрудника понимания сущности

и значения мотивации


в процессе труда

Обучение персонала и руководящего состава психологическим основам внутриорганизационного общения

Формирование у каждого руководителя демократических подходов к управлению персоналом с использованием современных методов мотивации

Рис.1.2. Задачи мотивации в организации

Источник: [составлено автором]

К основным элементам мотивации можно отнести: потребности и интересы; стимулы и установки; поведение и ценности; мотивы. [18]

Взаимосвязь основных элементов мотивации показана на рис.1.3.

Мотивы

Поведение

Установки

Потребности

Интересы

Стимулы

МОТИВАЦИЯ

Рис.1.3.Элементы мотивации

Источник: [29]

Несмотря на относительное многообразие элементов мотивации, основным элементом мотивации являются мотивы, поскольку мотивация – это система мер воздействия на человека, вызывающих положительный мотив (внутренне желание человека работать в требуемом направлении). Соответственно, воздействие на человека, вызывающее отрицательный мотив (внутреннее желание человека работать в ином направлении) – называется демотивацией.[23]

Таким образом, мотивация – это процесс побуждения себя и других людей к деятельности для достижения личных целей и целей организации,

Основная цель процесса мотивации - это получение максимальной отдачи от использования имеющихся трудовых ресурсов, что позволяет повысить общую результативность и прибыльность деятельности организации.

1.2.Функции, принципы и факторы мотивации в поведении организации.

Эффективность работы любого организации зависит того, насколько ее сотрудники заинтересованы в достижении высоких результатов, поэтому сегодня мотивация как функция управления представляет собой часть кадровой политики и систему стимулирующих к повышению качества труда мер. Выбор способа стимуляции зависит от установленных правил в организации, ее корпоративной политики, взаимоотношений начальства и сотрудников, поэтому сущность мотивационного процесса реализуется через присущие ему функции, представленные на рис.1.4.

Научное объяснение механизма реализации этих функций в процессе мотивации осуществляются, исходя из той или иной научной теории (концепции) мотивации труда. [10]


Правильно выбранная мотивация как функция управления способна значительно повысить прибыль организации и обеспечить ему стабильно высокую доходность. [26]

Функции мотивации

Объяснительно обосновывающая

аргументированная целесообразность поведения

субъекта

Регулятивная

Коммуника-тивная

Функция социализации

блокирует

одни действия

и разрешает другие

объяснение и прогноз общение в сфере труда

осознания своей социальной роли в микро и макросреде в трудовом коллективе

механизм

уточнения старых

и формирования новых идеалов, норм, ценностных ориентаций

Корректиру-ющая

Рис.1.4. Функций мотивации

Мотивация как функция управления персоналом представляет собой очень тонкий процесс, который воздействует на сотрудников путем совмещения их личных целей и задач организации воедино, что позволяет им работать с большей отдачей. По этой причине очень важно выбрать правильную концепцию, методы управления мотивацией, предусмотреть возможные негативные последствия.

Также мотивация, как функция управления представляет собой еще и сложный механизм, требующий постоянного обновления, для бесперебойного функционирования которого нужно проводить исследования, выявляющие потребности персонала, его желания и предложения, при этом руководству организации очень важно подобрать правильный подход к сотрудникам. Система стимулирующих мер должна постоянно обновляться и регулироваться, что пробудит интерес к деятельности у персонала, поскольку правильно выстроенная поощрительная политика приведет к увеличению доходов сотрудников и росту прибыли самого организации. [14]

При осуществлении функций мотивации необходимо придерживаться и основных принципов мотивации, представленных на рис.1.5.

Рис.1.5. Принципы мотивации

Принципы мотивации

Мотивирование должно быть индивидуальным

Мотивирование работника должно удовлетворять работника

Мотивы руководителя

не должны мешать активизации мотивов подчинённых

Мотивирование должно быть целенаправ-ленным

Источник: [27]

Принцип состоит в том, что активизированы могут быть только те потребности сотрудника, которые у него есть, поэтому каждый работника предприятья должен быть изучен. Мотивировать нужно адресно, точно в цель, иначе вместо мотивации будет достигнута демотивация.