Файл: Юридические факты в гражданском праве.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2023

Просмотров: 203

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Выражение согласия (односторонняя сделка) есть обязательный юридический факт, с которого начинается накопление юридического состава.

Вообще согласие – юридический акт, который всегда начинает накопление юридического состава; до его получения в тех случаях, когда согласие признается правом обязательным, все совершенные действия рассматриваются только как действия фактические, то есть не влекущие юридических последствий.

В тех же вариантах, когда осуществление односторонней сделки требует от лица, к которому оно направлена, реализация определенных действий для того, чтобы воспользоваться выливающимися из нее правами, речь идет уже не о формировании согласия, а об осуществлении субъективных прав. Например: сделки, касающиеся наследства. Одним из известных видов односторонней сделки является завещание: завещатель берет на себя одностороннее обязательство о передаче имущества наследнику после своей смерти; при этом в завещании может находиться условие о завещательном отказе в пользу третьего лица (отказ о получателя), на основании ГК РФ Статья 1137. Завещательный отказ. Наследник должен принять наследство (по завещанию, наследственной трансмиссии) без всяких условий и оговорок: наследство считается принятым со дня открытия, даже если фактическое вступление в наследование состоится позже (ГК РФ Статья 1152. Принятие наследства). Принятие наследства — тоже односторонняя сделка. Наследник может отказаться от наследства, тем выражая свою волю: таким образом, может быть совершена еще одна односторонняя сделка — отказ от наследства. Это право может быть реализовано, согласно ст. ГК РФ Статья 1157. Право отказа от наследства, с соблюдением правил установленных законом: не позднее определенного срока, в том числе и после принятия наследства; если наследник обладает дееспособностью (не страдает психическими расстройствами, является совершеннолетним: в противном случае решение об отказе принимают его законные представители).

Равно и получение награды, о которой было официально и публично объявлено, требует от обратившихся лиц предоставления соответствующей информации. Такого рода ответные действия – не что иное, как действия, нацеленные на реализацию субъективных гражданских прав и вследствие этого к односторонним сделкам не относящиеся (в первом случае это юридический поступок, о которых будет сказано далее; во втором – двусторонняя сделка). Как и упомянутые односторонние сделки (здесь завещание, публичное обещание награды), вышеназванные действия носят также самостоятельный характер.


Доверенность, принятие долга, исполнение обязательств и зачет. Еще одной формой односторонней сделки является доверенность, в которой поручитель передает часть своих полномочий доверенному лицу: осуществить сделку с недвижимостью; получить денежную сумму; заключить договор о поставке товара и т. д.

Еще одной разновидностью односторонних сделок являются решения органов юридических лиц.

Проблема «встраивания» отдельных юридических фактов в ныне существующую «волевую» классификацию существует достаточно давно. Однако правовая сущность решений органов юридических лиц в период существования командно-административной системы не пробуждала исследовательского интереса у отечественных цивилистов и дискуссий не порождала. Формирование корпоративных взаимоотношений создало данную проблему важной, но недостаток определенных теоретических разработок стало преградой для формирования общих подходов к заключению всевозможных вопросов в сфере корпоративных отношений.

Юридические факты могут одновременно выполнять функции право прекращения и право образования; либо право образования, право изменения и право прекращения; либо право восстановления и право образования; либо право образования и право препятствования и т.п. Словом, один и тот же юридический факт может выполнять одновременно две и более функций. Но классифицировать юридические факты в зависимости от выполняемых ими функций, как показала практика, бесперспективно.

Классификации должны выступать не функции юридических фактов, а непосредственно юридические последствия, возникающие вследствие наступления юридических фактов:

  1. движение гражданского правоотношения;
  2. иные юридические последствия.

Как уже было определено ранее, юридические факты имеют все шансы не только воздействовать на движение гражданского правоотношения (влечь его возникновение, изменение или прекращение), но и активизировать многообразные результаты проявления гражданской право субъектности, а также последствия, грядущие вследствие совершения действий по защите нарушенных или оспоренных субъективных гражданских прав. С учетом данного в зависимости от нбудущих юридических последствий юридические факты могут делиться на:

  • право воздействующие (как правило, их называют право порождающими, но это название не совсем точно отражает их существо);
  • право позитивные (которые не влияют на движение правоотношения, но влекут иные юридические последствия, которые «не безразличны» праву).

Отнесение юридического факта к группе право воздействующих фактов (к фактам, воздействующим на движение гражданских правоотношений) маловерно ли вызовет основательные затруднения.

В литературе она вовсе не исследовалась. Для формирования ориентира можно указать, что к этой группе принадлежат те из юридических фактов, которые повлекут предусмотренные нормой права юридические последствия, не воздействуя при этом на движение гражданского правоотношения. Это и предъявление искового требования, и заявление возражений, и исполнение обязанности, и применение мер оперативного воздействия (в некоторых случаях), и заключение арбитражного соглашения и т. п.

2.2. Классификация по характеру действия юридического факта

Продвижение приобрела классификация юридических фактов по характеру воздействия. Однако ее нельзя назвать получившей обширное продвижение, впрочем, данная классификация, безусловно, завоевывает внимания.

Изъясняясь о характере действия, под ним подразумевают такой критерий как однократность либо длительность воздействия юридических фактов, который предусматривает их подразделение на факты ограниченного (однократного) действия и факты-состояния (длящиеся факты).

Факты ограниченного (однократного) действия - это обстоятельства, с которыми нормы права непосредственно связывают юридические последствия только в данном конкретном случае. Эти факты присутствуют лишь в данный период или известный отрезок времени, а потом теряются, порождая те или иные юридические последствия (смерть, истечение срока).

Проблема о классификации фактов-состояний один из наиболее дискуссионных.

Наибольшее продвижение приобрела идея о выделении состояний в рамках классификации по «волевому» признаку, где им было установлено пространство наряду с событиями и действиями в качестве. Состояния устанавливали как относительно устойчивые обстоятельства, которые существуют длительное время, порождая постоянно или периодически определенные юридические последствия. К ним относили, в частности, естественные свойства вещей (неделимость, потребляемость, принадлежностный характер), состояние в родстве или в браке, несовершеннолетие, нетрудоспособность и т. д.

Следовательно нельзя классифицировать юридические факты на действия, события и состояния. Действия различаются от событий по тому признаку, что первые зависят от человеческой воли, а вторые – нет; состояния же выделяются от действий и событий своим длящимся характером.


Классификации по «волевому» признаку допускалии, что состояния могут иметь как волевой характер (присущий действиям), так и неволевой характер (свойственный событиям). Именно здесь раскрывается проблема «сопряжения» группы состояний с действиями и событиями.

И так, нетрудоспособность по причине заболевания рассматривается как событие (юридический факт, не зависящий от воли человека). В том случае, если она длился один день. Отнести ее к группе состояний (длящихся фактов) достаточно проблематично, но можно признать фактом однократного действия. Но если временная нетрудоспособность «затягивается», она переходит из группы фактов однократного действия в группу фактов-состояний. Таким образом, один и тот же юридический факт «мигрирует» в рамках «волевой» классификации в зависимости от длительности воздействия – иного критерия, нежели наличие воли.

Следовательно, что в «роли» состояния могут выступать и действия, и события, причем факты-состояния «являются по своей сути либо повторяющимися действиями, либо длящимися событиями. Вывод С. С. Алексеева о потребности анализировать состояние как звено в особой классификации юридических фактов по характеру воздействия, но не в рамках классификации по «волевому» признаку, предусматривающей дифференцирование юридических фактов на события и действия.

Таким образом, что факты-состояния есть группа юридических фактов в самостоятельной (рассматриваемой) классификации, следует указать, что неделимость, потребляемость, принадлежностный характер вещей, нахождение в родстве и прочие характеристики самого жизненного обстоятельства, его субъектов или объектов не могут быть разграничиваемы по указанному критерию характера воздействия. Это разъясняется тем, что отмеченные характеристики являются элементами состава юридического факта, но они не могут рассматриваться как самостоятельные юридические факты.

Глава 3. СПЕЦИФИКА ЮРИДИЧЕСКИХ ФАКТОВ В МЕХАНИЗМЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРАВООТНОШЕНИЙ


3.1. Юридический состав как совокупность юридических фактов

Юридические факты, порождающие правовые исходы, одни называют фактическим, а другие – юридическим составом. Так, О. А. Красавчиков впервые ввёл термин «юридический состав» и пологает, что термин «фактический состав» представляет собой несовершенным, не раскрывающим сущности самого понятия

Представление «фактический состав» считается более успешным, способствующим лучшему осмыслению его содержания. Наравне с юридическим фактом в юридической литературе имеется многообразие определений фактического состава.

Юридические факты - конкретные жизненные обстоятельства, с которыми юридические нормы связывают возникновение, изменение или прекращение правовых отношений.

В основном исследователи устанавливают  фактический состав как систему юридических фактов, требуемых для наступления юридических последствий (возникновения, изменения и прекращения правоотношений).

Так, О. С. Иоффе и М. Д. Шаргородский определяют фактический состав как «совокупность юридических фактов, наступление которых необходимо для возникновения предусмотренных правовых последствий»

М. М. Агаркова, что фактический состав представляет собой комплекс именно разнородных, самостоятельных жизненных обстоятельств, каждое из которых может иметь значение особенного юридического факта.

Юридические факты обозначаются как основы для происхождения, изменения и прекращения правоотношений. Но для достижения правовых последствий, как правило, мало наличия одного юридического факта. Важен уже не один, а несколько взаимосвязанных юридических фактов. Факты традиционно называются фактическим или юридическим составом.

Фактический (юридический) состав — совокупность юридических фактов, с которыми связано наступление юридических последствий. Для многих правоотношений достаточно одного из факторов, указанных в законе, чтобы возникло (прекратилось) правоотношение. Так, для прекращения залога требуется перевод на другое лицо долга по обязательству, обеспеченному залогом.

Таким образом нужно подразумевать комплекс юридических фактов, требуемых и достаточных для наступления предусмотренных законом юридических последствий. Следует распознавать альтернативный (несколько юридических фактов, которые представлены самостоятельными и независимыми друг от друга, порождают похожиеюридические последствия и содержатся, как правило, в одной норме права) и совокупный фактический состав (концепция взаимосвязанных юридических фактов, являющихся последовательными и только в своей совокупности порождающими, изменяющими и прекращающими правоотношения).