Файл: Юридические факты в гражданском праве.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2023

Просмотров: 208

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Согласно суждению С. И. Реутова и В. И. Данилина, вопрос о юридическом значении фактов, вступающих в совокупный состав в процессе их накопления, способен приобрести правильное теоретическое обоснование только тогда, когда будет установлено наличие двух категорий совокупных фактических составов:

1) составы, элементы которых имеют самостоятельное правовое значение, т. е. юридические факты;

2) составы, представляющие собой совокупность фактов, приобретающих юридическое значение только в момент завершения формирования фактического состава. Более основательно изучить единичные элементы фактического состава (юридические факты), осмыслить специфику их функционирования в механизме правового регулирования дает возможность классификация, которая имеет достаточно разветвлённую систему.

По характеру связи юридических актов фактические составы классифицируются по следующим категориям:

1) простые составы - это комплексы фактов, между которыми существует «свободная», нежесткая связь. В таком составе факты могут накапливаться в любом порядке. В других случаях фактические составы порождают правовые последствия только при наличии всех вместе взятых необходимых юридических фактов независимо от того, в какой последовательности они возникли. Так, приостановление срока исковой давности наступает при наличии следующих фактов: нахождение истца или ответчика в составе Вооруженных Сил; переведение данных Вооруженных Сил на военное положение. Важно только то, чтобы эти два факта были в наличии и возникли в течение последних шести месяцев срока исковой давности. Фактические составы указанного вида именуются в теории права простыми.;

2) сложные (связанные) - это системы фактов, между которыми существует взаимообусловленность, жесткая зависимость. Факты должны накапливаться в жестком, строго определенном порядке. В одних случаях фактические составы порождают правовые последствия при условии возникновения составляющих их юридических фактов в строго определенном порядке и наличия их вместе взятых в нужное время. Например, наследник, указанный в завещании, может стать собственником наследуемого имущества при наличии следующих юридических фактов,разворачивающихся в строгой последовательности: составление завещания наследодателем; открытие наследства; принятие наследства наследником. В теории права такие фактические составы именуются сложными.

3) смешанные, которые включают совокупность простых и сложных фактических составов (например, рассмотрение дела в суде первой инстанции ведет к постановлению судебного решения).


В теории юридической фактологии также возможно классифицировать фактические составы по возможности индивидуального регулирования общественных отношений компетентными органами:

1. Определённые, когда юридические факты определены в гипотезе правовой нормы и не допускают включения в их состав оценочных категорий.

2. Относительно определённые (бланкетные) – юридические факты не полностью определены в норме права.

Спецификой бланкетных составов является то, что практические обстоятельства, обобщённо конкретные в норме, порождают юридические последствия только в совокупности с актом юрисдикционного органа.

Юрисдикционный орган орган, снабженный по закону полномочием согласно разрешению гражданских дел спорного или бесспорного характера в сфере гражданского оборота.

Юрисдикционным органам дают возможность в порядке индивидуального регулирования решать юридические вопросы, сопряженные с фактическим составом, с учётом определенных обстоятельств дела. По объёму накопления юридических фактов фактические составы могут быть классифицированы на соответствующие группы:

1) завершенные – это составы, в которых закончен процесс накопления юридических фактов. Такие составы порождают конечные правовые последствия: возникновение, изменение или прекращение конкретных правоотношений;

2) незавершенные – это составы, в которых процесс накопления юридических фактов еще не закончен. Такие составы могут порождать промежуточные правовые последствия. Так, в приведенном выше примере относительно возникновения пенсионного правоотношения первые два факта образуют незавершенный состав, который вызывает такое промежуточное последствие, как возникновение у гражданина права на обращение за назначением пенсии по старости. Такое право возникает при наступлении пенсионного возраста и наличии определенного трудового стажа.

Классификация по юридическим функциям связана с разграничением правообразующих, правоизменяющих и правопрекращающих составов. Как и юридические факты, фактические составы разделяются на правообразующие, правоизменяющие и правопрекращающие. Правовые результаты, соединенные с фактическим основанием, могут проявляется в возникновении, изменении или прекращении правоотношений.

Классификация по содержанию связана с делением фактических составов на два пункта:

1) однородные – включающие юридические факты из одной отрасли права; Однородным является, например, состав, необходимый для поступления на работу (ст.ст.18, 21-23 КОДЕКС ЗАКОНОВ О ТРУДЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ). Все его элементы (заявление трудящегося, приказ администрации, в соответствующих случаях - испытание) являются однородными фактами, принадлежащими к одной отрасли - трудовому праву.


2) комплексные– соединяющие юридические факты из разных отраслей права. Указанная классификация фактических составов свидетельствует, что провести раздел юридических фактов, входящих в их состав, по одному признаку или свойству невозможно.

Образцом комплексного фактического состава считается правообразующий состав планового договора поставки (п.6 Положения о поставках товаров народного потребления). Указанный состав связывает два разнородных по своей природе элемента - административный плановый акт и хозяйственно-правовой договор. Иным примером комплексного состава считается правообразующий фактический состав жилищного правоотношения. Для возникновения жилищного правоотношения необходим, во-первых, ордер (административный акт), во-вторых, гражданско-правовой договор с домоуправлением.

Присутствие комплексных составов свидетельствует о том, что значение отдельных юридических фактов может выступать за рамки своей отрасли. На них полагаются, их используют нормативные акты иных отраслей советского права. Данное требует обдуманного выбора юридических фактов, обеспечивающего их материально-правовую и процедурно-процессуальную совместимость в масштабе нескольких отраслей.

3.2. Роль юридических фактов в механизме правового регулирования

С.С. Алексеев выделяет структуру правового регулирования в механизме правового регулирования, которая характеризуется, прежде всего, методами и способами регулирования. В теории правового регулирования принято выделять два метода правового воздействия:

Методы

децентрализованный

централизованного

1) метод децентрализованного регулирования, построенный на координации целей и интересов в общественном отношении и применяемый в сфере отраслей частноправового характера;

2) метод централизованного, императивного регулирования, базирующийся на отношениях субординации между участниками общественных отношений и используемый в публично-правовых отраслях


И так правовое регулирование считаются разнообразные общественные отношения, которые объективно, а также могут подчиняться нормативно-организационному воздействию.

Общественные отношения (социальные отношения) — это различные социальные взаимосвязи, возникающие в социальном взаимодействии, связанные с положением людей и функциями, выполняемыми ими в обществе.

Общественные отношения – это многообразные связи. Возникающие между названными общностями, а также внутри них в процессе экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности.

В сферу правового регулирования входят различные группы общественных отношений:

1) отношения людей по обмену ценностями (как материальными, так и нематериальными).  В данной группе проявляется возможность и необходимость правового регулирования имущественных отношений, ибо во взаимоприемлемом обмене имуществом заинтересовано и все общество, и каждый отдельный человек. Эти отношения строятся на основе общепризнанных правил (например, признание выражения ценности имущества в денежном эквиваленте); обязательность признания правил обеспечена действенной силой специального аппарата правового принуждения.

2) отношения по властному управлению обществом. В управлении социальными процессами заинтересованы и человек, и общество. Управление осуществляется ради удовлетворения как индивидуальных, так и общесоциальных интересов и должно реализоваться по строгим правилам, обеспеченным силой принуждения. Естественно, в сферу правового регулирования входит государственное управление социальными процессами.

3) отношения по обеспечению правопорядка, возникающие из нарушения правил, регламентирующих поведение людей в двух вышеуказанных сферах. В этом контексте явно встает вопрос о роли юридических фактов в механизме правового регулирования.

Некоторые исследователи не признают за юридическими фактами статуса самостоятельного элемента механизма правового регулирования, полагая, что значение юридических фактов сводится к тому, чтобы обеспечить переход от одной стадии правового регулирования к другой. «Сам по себе юридический факт, – пишет, например, Ю.И. Гревцов, – является жизненным обстоятельством, с которым норма права связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношения. Следовательно, юридический факт – необходимая предпосылка правового отношения и не больше»

Самостоятельность юридических фактов в механизме правового регулирования, по мнению В.Б. Исакова, предопределяется тем, что они связаны не только с правоотношениями, но и с иными элементами механизма правового регулирования. Правильное закрепление юридических фактов в гипотезах юридических норм – одна из задач, стоящих перед правотворческими органами при разработке нормативно-правовых актов. Полное, точное и достоверное установление юридических фактов – необходимая предпосылка для применения правовых норм


Общеизвестно, что гражданское право предоставляет субъектам возможность действовать своей волей и в своем интересе. Если подобные действия совершаются на законном основании и направлены на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей, они признаются сделками. На уровне нормы закреплено, что в форме сделок могут совершаться двусторонние действия, многосторонние и односторонние.

Односторонние действия субъектов гражданского права немногочисленны. При этом источником определения их правовой формы служит закон, который исчерпывающе регулирует основания и порядок совершения действий. Так, например, односторонним образом совершается действие по зачету взаимных требований субъектов обязательства, в одностороннем порядке можно отказаться от договора поставки на основании ГК РФ Статья 523. Односторонний отказ от исполнения договора поставки. В том же случае, если действие может породить заданные последствия, только если в нем участвуют две стороны и более, закон предписывает сторонам договариваться о предстоящем действии. Тем самым наблюдаем два уровня гражданско-правового регулирования отношений сторон при совершении сделки: первый уровень – это нормативные основания, к которым, в первую очередь, следует отнести правосубъектность участников сделки и законодательные положения о праве субъектов действовать своей волей и в своих интересах.

К числу нормативных оснований надо отнести также общие положения о заключении договора, а также нормы, предназначенные для правового регулирования отдельных видов договорных обязательств.

Второй уровень – это положения конкретного договора, где закреплены условия совершения действий сторон. Эти положения производны от нормативных оснований, которые в установленных законом пределах видоизменяются или дополняются волей договаривающихся сторон. В этом смысле назначение договора в том, чтобы служить поднормативным основанием для действий субъектов, признаваемых сделками.

Обстоятельство заключения договора подобного внешнего эффекта в имущественной сфере субъектов не порождает. Договор лишь обязывает к действиям с имуществом и «обременяет» субъекта, не обременяя имущества. При совершении названных действий появляется тот результат, который изначально был обозначен субъектами как конечная цель их деятельности. Тем самым одно правоотношение – обязательственное – заканчивается и начинается другое, на установление которого были направлены действия субъектов. И на пути движения к цели обязательственное правоотношение – это промежуточное средство, потребное настолько, насколько оно способно обеспечить получение социального блага, права на которое субъект вознамерился приобрести. В этом смысле договор играет подчиненную роль и «обслуживает» сделку