Файл: Сравнительный анализ основных школ и доктрин менеджмента организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2023

Просмотров: 131

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В рамках количественного подхода, использующего математику, статистику, инженерные науки, стали исследоваться операционные проблемы организации и разрабатываться математические модели. Развитие компьютеров позволило исследователям операций конструировать модели возрастающей сложности, приближать модель к реальности и упрощать решение сложнейших проблем управления запасами, массового обслуживания и др. Системный подход положил начало новому способу мышления по отношению к организации и управлению. Организация стала пониматься как система — некая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого; все части взаимосвязаны. Организация — открытая система, т.е. она взаимодействует с внешней средой, которая в значительной степени определяет выживаемость организации [17, с.149].

Сама теория систем еще не говорит руководителям, какие именно элементы организации как системы особенно важны, а также не определяет, что в окружающей среде влияет на управление и результат деятельности организации. Это определяет ситуационный подход, который является логическим продолжением теории систем. В центре этого подхода конкретная ситуация, т.е. набор обстоятельств, с которыми сталкивается организация в процессе своего функционирования. Управление этой ситуацией осуществляется путем выделения наиболее важных в конкретных обстоятельствах переменных. Ситуационный подход не есть набор предписываемых руководств, это, так же, как и системный подход, скорее, способ мышления, нацеливающий на доскональный анализ ситуации, применение различных методик и концепций к различным конкретным ситуациям. Главный тезис сторонников ситуационного подхода к менеджменту следующий: «лучшего способа» управления, пригодного во всех ситуациях, не существует [11, с.219]. Повысить качество системы менеджмента можно, если применять также интеграционный подход. Под интеграцией понимается процесс объединения усилий всех подразделений (подсистем) организации для достижения ее целей и задач. К главным функциям руководства относятся: организация, координация и интеграция. Организация — это интегрированное целое, в котором все системы объединены общей деятельностью.

Функции каждого подразделения предприятия должны быть учтены как часть целого. Основными принципами интеграции выступают [16, с.114]:

  1. Единство методов для всех уровней предприятия. Этот принцип предполагает, что в методическом отношении все уровни едины и взаимосвязаны общей целью управления.
  2. Комплексность, т.е. осуществляется функциональная интеграция, предусматривающая решение задач, относящихся к различным объектам и уровням управления, на основе типовых экономико-математических моделей и стандартизации информационных связей между объектами и уровнями управления, различными системами и задачами.
  3. Паритетность. Все уровни управления и подразделения аппарата равны между собой с точки зрения совершенствования управления.
  4. Гомео статичность (сохранение постоянства). Интегрированная система поддерживает требуемое стабильное качество управляющих воздействий на всех уровнях управления.
  5. Типичность моделей управления. Выявление подразделений, близких по своим производственным условиям, позволяет выделить из общей совокупности подразделений группы «сходные» по определенным признакам для создания типовых схем управления.
  6. Единство информативности. Необходимо уменьшить разнообразие форм документов, циркулирующих в организации для того, чтобы не происходило рассогласования выходной информации.
  7. Многоаспектность. Этот принцип предъявляет требования совершенствования процесса управления на всех уровнях и подразделениях по нескольким направлениям (технологическое, материальное, техническое, трудовое, финансовое).
  8. Принцип автоматизации. Использование компьютерных технологий управления на всех стадиях и всеми факторами производства на основе интеграции функций управления и обработки данных. В системе усиливается взаимосвязь расчетов и работ, выполняемых в каждом из самостоятельно функционирующих под разделениями, углубляется взаимодействие уровней управления, сокращается временной интервал управления. Основными механизмами интеграции в современных условиях деятельности предприятия выступают [15, с.351]:
    • руководство, реализующее интеграционные процессы в организации через властные полномочия путем использования различных типов координации;
    • плановая деятельность, объединяющая всю последующую деятельность предприятия и определяющая основные системные показатели деятельности предприятия;
    • инвестиционная деятельность предприятия, обеспечивающая через разумную финансовую политику целостное развитие предприятия;
    • оперативное управление (регулирование) производством, выступающее как основной рычаг реализации стабильной, ритмичной деятельности предприятия, обеспечивающий контроль и регулирование хода производственных процессов, реализацию согласованной, сбалансированной деятельности предприятия;
    • социальная деятельность на предприятии, которая через человека реализует единство, целеустремленную деятельность коллектива, интеграцию его усилий. Эта деятельность реализуется, прежде всего, через повышение социальной ответственности предприятия и корпоративную культуру. В настоящее время практикой управления выработан ряд методов эффективной интеграции деятельности организации, выбор (использование) которых определяется внешней средой организации.

Для интеграции организаций, действующих в устойчивой окружающей среде и использующих технологии массового производства, используются методы, связанные с разработкой и установлением соответствующих правил и процедур, иерархическими структурами управления. В этом случае используются запрограммированные решения, которые подходят для повторяющихся ситуаций [10, с.71]. Для организаций, действующих в изменчивой окружающей среде и использующих разнообразные, гибкие технологические процессы, более эффективный способ интеграции состоит в установлении индивидуальных взаимодействий, личных связей, временных рабочих групп, различных комитетов и проведении совещаний между отделами. Интеграция производства требует повышения координации деятельности производственников, технологов, энергетиков, администраторов; разработки технологических процессов; планирования и графиков работы.

Основные критерии оценки успеха интеграции [19, с.21]:

  • рост производительности технологического оборудования;
  • повышение надежности и ритмичности работы систем, увеличение периода безотказной работы;
  • эффективность работы диагностических систем;
  • сокращение простоев оборудования и систем, минимизация экономических потерь, информационная обеспеченность всех процессов управления, гармонизация человеческих отношений и как итог — повышение экономических показателей работы (прибыли) и социальной ответственности предприятия.

Наиболее эффективным способом совершенствования управления предприятием в настоящее время является внедрение интегрированных систем менеджмента, созданных исходя из требований международных стандартов: ISO 9000 (качество), ISO 14001 (охрана окружающей среды), SA 8000 (управление персоналом), OHSAS 18000 (охрана труда и промышленная безопасность), IDEF (информационное обеспечение) и некоторых других. Это — руководства по совершенствованию управления предприятием, созданные на основе международного управленческого опыта. Наиболее известными являются стандарты ISO 9000, определяющие системы менеджмента качества. Их идеология направлена на улучшение качества товаров и услуг предприятий и организаций, что способствует повышению их конкурентоспособности на мировом рынке. Стандарты ISO 9000 могут быть использованы для построения системы менеджмента качества на любом предприятии. Стандарты ISO 9000 универсальны с точки зрения их совместного применения со стандартами систем экологического менеджмента ISO 14000 и стандартами систем промышленной безопасности и охраны труда OHSAS 18000 [18, с.259].


Сегодня вопросы промышленной безопасности становятся по значимости сравнимыми с проблемами охраны окружающей среды и вопросами сохранения мира. Техно сфера стала представлять для человека серьезную опасность. С 1979 г. ежегодный экономический ущерб от техногенных аварий превышает ущерб от природных катастроф. На сегодня в России насчитывается около 100 тысяч опасных производств и объектов. Из них около 2300 ядерных и 3000 химических объектов обладают повышенной опасностью. При этом в ядерном комплексе сосредоточено около 1013, а в химическом комплексе — около 1012 смертельных токсичных доз [18, с.359]. Ситуация усугубляется тем, что для многих потенциально опасных объектов и производств характерна выработка проектных ресурсов и сроков службы. Дальнейшая эксплуатация приводит к резкому возрастанию технических отказов, что обусловлено старением материалов и повреждаемостью конструкций.

На территории России эксплуатируются системы магистральных трубопроводов протяженностью более 200 тыс. км, имеющие около 6 000 технически сложных наземных объектов повышенной опасности: компрессорные, насосные и газораспределительные станции, резервуарные парки [17, с.190]. Уровень аварийности на объектах магистральных трубопроводов высок и продолжает расти. Процессы «старения» трубопроводов (а некоторые из них эксплуатируются более 40 лет) характеризуются снижением прочности из-за коррозии и усталости металла, дефектов технологического и эксплуатационного характера. 25% газопроводов и нефтепроводов выработали свой расчетный срок эксплуатации. Сегодня нельзя создавать современную систему менеджмента успешно функционирующего предприятия без учета вопросов промышленной безопасности [17, с.193].

Следовательно, интегрированная система менеджмента — система для разработки политики целей и достижения этих целей. Элементы этой системы определены в международных стандартах. Построение системы начинается с формулирования высшим руководством организации миссии, на основании которой разрабатывается политика организации. В случае интегрированной системы менеджмента общая политика и стратегия организации включает политику в области качества, охраны окружающей среды, охраны труда, промышленной безопасности и пр. Цели, разрабатываемые высшим руководством организации для реализации миссии, стратегии и политики организации во всех областях деятельности, должны быть известны и понятны всему персоналу организации, на всех уровнях. Одним из наиболее важных и сложных моментов создания интегрированной системы менеджмента организации является распределение полномочий и ответственности между персоналом. В ряде зарубежных фирм введена специальная должность «менеджер по системам управления». В его функции входят организация разработки интегрированной системы менеджмента, ее мониторинг и аудит, отчет руководством компании [16, с.116].


Таким образом, современный менеджмент представляет собой целую систему различных идей и методов. Организации стремятся перейти на новые методы управления, которые способны повысить производительность труда работников. Менеджмент как наука прошёл длительный и сложный путь формирования. Многие учёные и исследователи внесли существенные вклады в развитие менеджмента и управления. Возникнув в древний период истории человечества, менеджмент и по сей день находится в постоянном развитии и усовершенствовании. Влияние науки управления или количественного подхода было значительно меньшим, чем влияние бихевиористского подхода, отчасти потому, что гораздо большее число руководителей ежедневно сталкивается с проблемами человеческих отношений, человеческого поведения, чем с проблемами, которые являются предметом исследования операций. Кроме того, до 60-х годов лишь у очень немногих руководителей было образование достаточное, для понимания и применения сложных количественных методов. Интегрированная система менеджмента — система для разработки политики целей и достижения этих целей. Элементы этой системы определены в международных стандартах. Построение системы начинается с формулирования высшим руководством организации миссии, на основании которой разрабатывается политика организации. Одним из наиболее важных и сложных моментов создания интегрированной системы менеджмента организации является распределение полномочий и ответственности между персоналом. В ряде зарубежных фирм введена специальная должность «менеджер по системам управления». В его функции входят организация разработки интегрированной системы менеджмента, ее мониторинг и аудит, отчет руководством компании.

ГЛАВА 2 АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛ МЕНЕДЖМЕНТА

2.1. Учение Фредерика Тейлора и современные проблемы отечественного менеджмента

Принято считать, что первый большой шаг к признанию менеджмента как науки был сделан именно Ф. Тейлором, который возглавил направление научного управления. Он заинтересовался не эффективностью человека, а эффективностью работы организации, собственно, что и положило начало развитию школы научного управления.


Фредерик Уинслоу Тейлор родился 20 марта 1856 году в Филадельфии, в штате Пенсильвания. Фредерик Тейлор - американский инженер, основоположник научной организации труда и менеджмента. Считается, что менеджмент – это действенное и производительное достижение целей организации посредством планирования, организации, управления и контроля над организационными ресурсами. В последствии, разработка Тейлором концепции научного управления в менеджменте была признана самостоятельной областью научных изучений. В собственных работах «Управление фабрикой» (1903) и «Основы научного менеджмента» (1911) Ф. Тейлор придумал ряд способов научной организации труда, основанных на исследовании перемещений рабочего с поддержкой хронометража, стандартизации способов и орудий труда. Формируя собственную систему, Тейлор не ограничивался лишь только вопросами рационализации труда трудящихся [10, с.72].

Значительное влияние Тейлор уделял наилучшему применению производственных фондов фирмы. Задача рационализации распространялась еще и на планирование фирм и цехов. Функции осуществления взаимодействия составляющих производства были возложены на плановое или распределительное бюро фирмы, которому в системе Тейлора отводилось центральное место. Весомым вкладом Тейлора было признание того, что собственно - работа по управлению – это есть конкретная профессия. Ведущей задачей предложенной им системы Тейлор считал сближение интересов всего персонала фирмы. Философскую основу системы Тейлора составила концепция так именуемого финансового человека, получившая в тот временной период обширное распространение. В основе данной концепции лежало заявление о том, что собственно единым движущим стимулом людей считаются их потребности. Тейлор считал, что собственно путем поддержки соответственной системы оплаты труда возможно достичь наибольшей производительности труда [11, с.150].

В то же время, неверным принципом системы Тейлора можно считать провозглашение целостности финансовых интересов трудящихся и менеджеров. Школа научного управления не давала ответа на вопрос о производительности управления организацией в целом. Ведущей упор делался на персональную эффективность каждого работника в противовес коллективной работе. Концепция научного подхода не открыла эффективных способов стимулирования труда и была рассчитана на внедрение системы дисциплинированных рабочих. Школа научного управления обосновала необходимость управления трудом в целях увеличения ее производительности, определила основы и способы научной организации труда и доказала необходимость действенной мотивации наемного труда, определяя ее как наиболее необходимой задачей из всех задач менеджмента [9, с.44].