Файл: Роль мотивации в поведении организации (Сущность и значение мотивации персонала на предприятии).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2023

Просмотров: 95

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1) добровольное медицинское страхование сотрудников;

2) материальная помощь работникам, компенсации и дополнительные отпуска;

3) организация корпоративных мероприятий;

4) прилюдная благодарность от руководства за высокую результативность в работе.

Таким образом, на рассматриваемом предприятии применяется достаточно обширный инструментарий средств, направленный на повышение заинтересованности сотрудников в результативности своего труда и своевременном выполнении поставленных рабочих заданий. Однако также необходимо оценить эффективность его применения.

В целях анализа эффективности применяемых мер по мотивации персонала на рассматриваемом предприятии необходимо проанализировать ряд экономических показателей. Одним из них является показатель использования фонда рабочего времени работниками предприятия.

Динамика использования рабочего времени персоналом представлена в таблице 10.

Таблица 10

Динамика использования рабочего времени персоналом

Показатель

2016г.

2017г.

Абс. изм., (+,-)

Относ. изм., %

2015 г.

2016/2015

2017/2016

2016/2015

2017/2016

1. Среднесписочная численность персонала, чел.

65

67

73

2

6

103

109

2. Время, отработанное всеми работниками, чел.-час.

127205

132928

142058

5723

9130

104

107

3. Отработано чел.-дней всеми рабочими

15860

16616

17739

756

1123

105

107

4. Время, отработанное одним рабочим, час.

1951

1984

1946

33

-38

102

98

5. Кол-во отработанных одним рабочим чел. дней

244

248

243

4

-5

102

98

6. Средняя продолжительность рабочего дня, часы

8

8

8,0

0

0

-

-


Согласно представленным в таблице 10 данным бюджет рабочего времени персонала ООО «Руссвелл» за анализируемый период ежегодно увеличивается. Это связано с увеличением количества заказов и объема работ. Однако следует отметить, что при увеличении объема общего отработанного времени индивидуальные показатели снизились, что связано с увеличением количества кадрового состава.

Проанализируем данные по производительности труда персонала ООО «Руссвелл» (таблица 11).

Таблица 11

Данные для анализа производительности труда в ООО «Руссвелл»

Показатель

2015 г.

2016г.

2017г.

Абс. изм., (+,-)

Относ. изм., %

2016/2015

2017/2016

2016/2015

2017/2016

Выручка, тыс. руб.

650586

761380

897186

110794

135806

117

118

Число работников, чел.

65

67

73

2

6

103

109

Выработка на 1 работника, тыс. руб.

10009

11364

12290

1355

926

114

108

Среднедневной объем производства. тыс. руб.

41

46

51

5

5

112

111

Представленные в таблице 11 данные свидетельствуют об увеличении производительности труда персонала в ООО «Руссвелл». Так, объем выручки в 2016 г. вырос и составил 761380 тыс. руб., что выше на 110794 тыс. руб., чем в 2015 г. В следующем 2017 г. рост выручки продолжился до 897186 тыс. руб. Несмотря на увеличение кадрового состава выработка на 1 человека каждый год росла. Так, в 2016 г. выработка на 1 человека составляла 11364 тыс. руб., что на 1355 тыс. руб. выше, чем в 2015 г.,, а в 2017 г. выросла на 926 тыс. руб. до 12290 тыс. руб. Данные изменения следует охарактеризовать положительно.

Для расчета показателей рентабельности использования трудовых ресурсов в ООО «Руссвелл» составим таблицу 12.

Таблица 12

Оценка эффективности использования персонала ООО «Руссвелл»

Показатели

2015 г.

2016 г.

2017 г.

Абс. изм. (+;-)

Отснос. изм.,%

2016/2015

2017/2016

2016/2015

2017/2016

Выручка, тыс. руб.

650586

761380

897186

110794

135806

117

118

Среднесписочная численность персонала, чел.

65

67

73

2

6

103

109

Выработка на 1 работника, тыс. руб.

10009

11364

12290

1355

926

114

108

Чистая прибыль, тыс. руб.

108000

200283

301000

92283

100717

185

150

Рентабельность персонала, тыс. руб.

1551

2989

4123

1438

1134

193

138


Для определения рентабельности можно использовать формулу:

ROLперс. = (Чистая прибыль / численность штата) (1)

Согласно представленным в таблице 12 данным, можно наблюдать положительные тенденции, которые проявляются в ежегодном росте рентабельности персонала. Так, в 2016 г. рентабельность персонала выросла на 1438 тыс. руб. по сравнению с 2015 г. А в 2017 г. еще на 1134 тыс. руб. с 2989 тыс. руб. в 2016 г. до 4123 тыс. руб.

Глава 3. Разработка предложений по совершенствования системы мотивации персонала в ООО «Руссвелл»

3.1. Предложения по совершенствованию системы мотивации персонала в ООО «Руссвелл»

На основе проведенного анализа можно сделать вывод о том, что в ООО «Руссвелл» трудовые ресурсы стимулируются достаточно эффективно, однако несмотря на это все-таки требуется совершенствование мер в этом направлении.

В настоящее время для четкой увязки целей сотрудников с целями организации необходимо для каждого работника индивидуальный план работы, который содержит в себе стратегические направления развития и корректирующиеся оперативные планы на основе KPI (Key Performance Indicator) – ключевых показателей эффективности.

Идея системы заключается в том, что работник поощряется только в том случае, когда его вклад значимо сказался на эффективности фирмы. При этом под показателем эффективности предполагается не только фактор прибыли (которая может изменяться вне зависимости от усилий работников), а многие другие факторы, специфичные для сферы деятельности каждой отдельной фирмы. При этом ключевой показатель эффективности может быть связан с финансовыми процессами компании, с внутренней эффективностью компании, с удовлетворенностью покупателей и с ростом компании.

Несмотря на то, что изменения прибыли могут о многом сказать, данный фактор — результат многочисленных процессов, поэтому при обнаружении низкой/высокой прибыли нельзя однозначно определить, в какой мере с этим соотносится каждый конкретный работник. Более объективными факторами для измерения вклада работника являются количество выполненных им заказов или его успех в снижении издержек, ведь благодаря этим факторам легко измерить прибыльность от обладания этим работником для данной фирмы.


Говоря об эффективности внутренних процессов, традиционно в таком случае подразумеваются такие показатели, как: удовлетворенность сотрудника работой, качество продукта компании и обучение персонала. Однако также, как и в случае с прибылью, данные показатели — результаты внутренних процессов, в то время как нужны показатели, влияющие на данные факты ключевым образом. Соответствующие ключевые факторы в таком случае — текучесть или сохраняемость (удержание) кадров, время выполнения работником услуги/задачи, возвращаемость товара, темп успешной сертификации и количество работников, участвующих в программах повышения квалификации.

В случае, когда компания рассматривает в качестве фактора эффективности — удовлетворенность покупателей, в роли ключевых показателей эффективности выступают: количество звонков (сообщений, е-мейлов) от покупателей, процент удовлетворительно решенных (для покупателя) гарантийных случаев, количество жалоб и среднее время, затрачиваемое на решение проблемы, заявленной покупателем.

И наконец, под ключевыми показателями эффективности роста компании подразумеваются: занимаемая доля рынка, объем продаж, количество кооперативных сделок, привлечение новых покупателей и возвращаемость покупателей.

Соответственно, работник рассчитывает на надбавку к окладу, если можно точно определить, что именно его трудовой вклад положительно сказался на каком-либо из вышеуказанных показателей.

KPI принято считать частью общей концепции целеполагания, которая, помимо показателей работы персонала, содержит в себе стратегические целевые показатели, систему тактического и оперативного проектирования и регулирования. Если концепция KPI не связана с дальнесрочными целями и основными параметрами функционирования организации, то она останется лишь формальной. Иными словами, концепция KPI для менеджера будет просто неэффективна.

Декомпозиция целей по уровням руководства:

Стратегические цели бизнеса → Цели компании → Цели подразделений, отделов → Цели сотрудников

Ориентируясь на существующие задачи, специфику деятельности, полномочия и уровень должностного лица, выявляются KPI для менеджеров. Говоря о KPI, можно рассматривать экономические показатели, способствующие оценке коммерческой результативности, а также показатели главных процессов и расхода основных ресурсов.

Для разработки матрицы задач и KPI нужно совершить шесть шагов:

Шаг 1. Убедиться в том, что выдвинутые задачи действительно поддаются выполнению. Нереальные требования менеджера способны разочаровать работников и значительно снизить их эффективность.


Шаг 2. Оптимально разделить задачи по подразделениям, отделам и работникам. Цели организации не должны располагаться в матрице менеджера.

Шаг 3. После грамотного разделения целей сформулируйте личные задачи и KPI для менеджеров. Одной задаче могут соответствовать два KPI. Необходимо обратить внимание на полное соответствие KPI целям организации. Каждая задача имеет свой вес, который напрямую зависит от ее важности, а общая их сумма составляет 100%. Кроме того, они могут различаться по трудности их достижения, что также следует учитывать менеджеру.

Шаг 4. Сформировать плановые показатели, для этого нужно изучить информацию о предыдущем периоде. Если эти данные анализируются впервые, то необходимо исследовать ситуацию на рынке, особенно это касается организаций с сезонной деятельностью. Также необходимо учесть существующие ресурсы. Лишь после сбора всех данных можно выдвигать плановые показатели. Завышенные KPI приведут к снижению результативности, а слишком низкие – к неоправданно высоким финансовым поощрениям сотрудников.

Шаг 5. Формирование критериев выполнения. Для этого используется следующая формула расчета:

Выполнение i = Факт i / План i, где выполнение i

= выполнению по i-ой цели (2)

Шаг 6. Соотнесение результатов с показателями менеджера. Для любой цели нужно выделить удовлетворительный результат. Все полученные данные складываются, и получается общий итог, который непосредственно влияет на размер вознаграждения работника.

При построении матрицы целей все показатели делятся на три группы:

- недопустимая;

- плановая;

- лидерская.

Размер вознаграждения менеджеров определяется в соответствии с перечисленными группами. Например, если итоговый результат сотрудника относится к недопустимой группе, то он не получает премию.

Необходимость внедрения данного проекта обуславливается следующим:

- сотрудники ООО «Руссвелл» слабо заинтересованы в повышении показателей эффективности работы организации. Та оплата труда, которую сейчас они получают, их не удовлетворяет, большинство сотрудников держится на своем рабочем месте по причине отсутствия вакансий на рынке труда, либо же просто «по привычке»;

- очевидно, что при внедрении новой системы экономического стимулирования и повышения предельно-возможного совокупного дохода заставит сотрудников по – другому смотреть на выполняемую работу;

- необходимость «чистки» рядов сотрудников обуславливается тем, что многие сотрудники уже привыкли «не работать», а лишь жаловаться «на плохую зарплату», и даже повышение оплаты труда вряд ли будет как доказательством жизнеспособности организации.