Файл: Построение организационных структур.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2023

Просмотров: 91

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Организационная структура управления – одно из ключевых понятий менеджмента, тесно связанное с целями, функциями, процессом управления, работой менеджеров и распределением между ними полномочий. В рамках этой структуры протекает весь управленческий процесс (движение потоков информации и принятие управленческих решений), в котором участвуют менеджеры всех уровней, категорий и профессиональной специализации.

Под организационной структурой управления необходимо понимать совокупность управленческих звеньев, расположенных в строгой соподчиненности и обеспечивающих взаимосвязь между управляющей и управляемой системами.

Актуальность курсовой работы состоит в том, что от того, насколько эффективно построена организационная структура управления (каркас здания управленческой системы) и все протекающие в ней процессы, зависит успех любой компании.

Внутренним выражением организационной структуры управления является состав, соотношение, расположение и взаимосвязь отдельных подсистем организации. Она направлена, прежде всего, на установление четких взаимосвязей между отдельными подразделениями организации, распределение между ними прав и ответственности.

Организационная структура любого предприятия отражает его специфику и особенности функционирования. В зависимости от того, насколько рационально спроектирована организационная структура, определяется и в целом эффективность управления всей организаций. Поэтому исследование организационной структуры предприятия является весьма актуальной задачей в процессе анализа.

Целью курсовой работы выступает исследование теоретических и практических аспектов построения организационной структуры предприятия. Для реализации этой цели в работе необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть теоретические основы сущности, построения и анализа организационной структуры предприятия;

- дать характеристику организационной структуры предприятия и оценить ее эффективность;

- внести рекомендации по совершенствованию построения организационной структуры предприятия.

В качестве объекта исследования выбрано предприятие ТОО «Каз-Зернотранс», г. Петропавловска, Северо-Казахстанской области. Предметом исследования выступает организационная структура предприятия, принципы ее построения и показатели эффективности.

Проблемам построения организационной структуры предприятия уделялось достаточное внимание как в прошлом, так и в настоящее время в западной и отечественной научной литературе. Среди зарубежных и российских авторов классических научных трудов можно отметить такие известные имена, И. Адизеса, Р. Акоффа, Дж. Риггса, А.А. Булова, В.Г. Галабурды, В.П. Горшенина, А.Н. Ефимова, Г. М. Курошевой, А.Н. Лебедева, В.Г. Никифорова, Т.А. Пантиной, В.А. Персианова, В.Н. Садовского, Н.Н. Селезневой, И.П. Скобелевой, М.П. Улицкого, Л.М.Чистова, Я.Я. Эглита, Ф. Э. Эмери и др.


Исследованию организационных структур, как с теоретической точки
зрения, так и с практической позиции, посвятили свои труды российские
ученые: Б.З. Мильнер, B.C. Рапопорт, Ю.П. Васильев, Р.З, Акбердин, А.Я.
Кибанов, А.Г. Наговицин, Б.Л. Овсиевич, В.И. Франчук.

Курсовая работа состоит их введения, трёх глав, заключения, списка использованных источников и приложений.

В качестве источников информации использовались сведения из официальных изданий статистических органов, монографических исследований отечественных и зарубежных ученых, научных периодических изданий, а также данные финансовых отчетов анализируемого предприятия.

1. Теоретические аспекты построения организационных структур

1.1 Сущность и принципы построения организационной структуры

Упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, обеспечивающих развитие и функционирование организации как единого целого, представляет собой структуру управления организацией. Организационная структура управления определяет состав, расположение, соотношение и взаимосвязь отдельных подсистем организации. Структура управления подразумевает оптимальное распределение функциональных обязанностей, ответственности и прав, поэтому она является одной из основных характеристик организации.

Главным фактором формирования организационной структуры управления производством является разделение труда, появление функции управления.

Совместный труд, кооперация рабочей силы породили новый тип отношений, сложившийся как отношения между участниками производственного процесса, между руководителями и подчиненными. На стадии машинного производства произошло полное обособление функций управления. Появились полностью освобожденные от производственных функций руководители. Возникает опосредованный контроль с помощью ведомостей, отчетов, докладов и т.п. Налаживается обратная связь. Все это и в особенности рост масштабов производства, способствовало быстрому развитию организационных структур управления[3, C. 115].

При построении организации осуществляется процесс формирования организационной структуры, который включает в себя формулировку целей и задач, нахождение места подразделений и их состава, выбора ресурсного обеспечения, выбор регламентирующих процедур, положений, документов, регулирующих и закрепляющих методы, формы и процессы, которые реализуются в организационной системе управления [7, c. 157].


Процесс построения структуры управления организуется по трем стадиям [24]:

1. Определение общей структурной схемы, для чего определяются главные характеристики предприятия, а также направления, для более углублённого проектирования организационной структуры и других узловых аспектов системы.

2. Проектирование состава структурных подразделений и определение связей между ними. Определяются внутриорганизационные связи в целом как по крупным линейно-функциональным и программно-целевым блокам, так и в самостоятельных, базовых подразделениях аппарата управления (отделы, бюро, управления, сектора, лаборатории), распределяются конкретные задачи между ними.

3. Разработка процедур управленческой деятельности и количественных характеристик аппарата управления (регламентация организационной структуры). На данном этапе определяется проектная численность подразделений; определяется состав внутренних элементов базовых подразделений; разрабатываются процедуры выполнения управленческих работ в подразделениях; устанавливается ответственность за их выполнение; производятся расчёты затрат на управление и показателей эффективности аппарата управления в условиях проектированной организационной структуры.

Огромное внимание на всех уровнях управления уделяют принципам формирования структур, главные из них формулируются следующим образом [3, C. 45]:

- Прежде всего, организационная структура управления должна отражать цели и задачи предприятия, подчинятся потребностям производства.

- Формирование структуры управления должно опираться на определение ответственности и полномочий работающих и управленцев, на основе системы горизонтальных и вертикальных связей между ними.

- Между органами управления и отдельными работниками следует предусматривать оптимальное разделение труда, при этом учитывать нормальную нагрузку, обеспечивающую творческий характер работы и соответствующую специализацию.

- Адекватной в социально-культурной среде организации призвана быть организационная структура управления, влиять на решения, относительно уровня детализации и централизации, ответственности и распределения полномочий, масштабов контроля руководителей (менеджеров) и степени самостоятельности.

- Между полномочиями и ответственностью, с одной стороны, функциями и обязанностями с другой, установить соответствие, которое помогало бы сдерживать дисфункцию системы управления в целом.

Необходимость учета при проектировании (или реорганизации) структуры управления приводит к реализации этих принципов на основе множества различных факторов воздействия на организационную систему управления [5, с.94].


Главный фактор, «задающий» возможные контуры и параметры структуры управления, - сама организация. По мере роста организации, а значить, и объема управленческих работ, развивается разделение труда, и формируются специализированные звенья (например, по управлению персоналом, производством, финансами, инновациями и т.п.), скоординированная работа которых требует контроля [20, с. 189].

Важно обратить внимание на сопряжение структуры управления с фазами жизненного цикла организации. На стадии зарождения организации управление нередко осуществляется самим предпринимателем. На стадии роста происходит функциональное разделение труда менеджеров. На стадии зрелости в структуре управления чаще всего реализуется тенденция к децентрализации. На стадии спада обычно разрабатываются меры по совершенствованию управленческой структуры в соответствии с потребностями и тенденциями в изменении производства [8].

Крупные предприятия имеют организационные структуры управления, отличающиеся большим разнообразием, построенные на основе большого количества объективных факторов и условий [6, с.111]:

- масштабы производственной деятельности организации (крупная, мелкая, средняя);

- технология производства и характер производимой продукции (серийное или массовое производство, продукция обрабатывающих или добывающих отраслей);

-профиль производства организации (широкая номенклатуры изделий или специализация на выпуске одного вида продукции);

- масштабы и формы внешнеэкономической деятельности (наличие дочерних (производственных и сбытовых предприятий) за границей);

- сфера деятельности фирмы (ориентация на внешний, национальный или местный рынок);

- характер монополистического объединения (концерн, финансовая группа).

Таким образом, организационная структура предприятия и процессы управления, не являясь чем-то застывшим, постоянно совершенствуются в соответствии с изменяющимися условиями.

1.2 Классификация организационных структур управления

Организация создается как функционально-иерархическая структура, которая обеспечивает выполнение функций управления, сохраняет целесообразные вертикальные и горизонтальные связи и разделение элементов управления. Вертикальное разделение определяется числом уровней управления, а также подчиненностью и директивными отношениями. Горизонтальное разделение осуществляется по функциональным признакам.


Организационная структура регулирует разделение задач по отделениям и подразделениям, их компетентность в решении определенных проблем и общим взаимодействием  элементов этой структуры [12, с. 19].

Схема организационной структуры управления отражает статическое положение подразделений и должностей и характер связей между ними, которые разделяются на [4, с. 145]:

  • линейные (административное подчинение);
  • функциональные (по сфере деятельности без прямого административного подчинения);
  • межфункциональные или кооперационные (между подразделениями одного и того же уровня).

В зависимости от характера связей выделяются несколько основных типов организационных структур управления[13, с. 245]:

1. Линейная организационная структура, строится на основе принципа единства распределения поручений, когда только вышестоящая инстанция имеет право отдавать распоряжения. В этом заключается единство управления. В результате построения аппарата управления образуется такая организационная структура, состоящая из взаимоподчинённых органов, которая имеет вид иерархической лестницы, т.е. одному руководителю соответственно подчиняется не один подчинённый, а несколько работников находятся в подчинении у одного руководителя (Приложение А).

К положительным чертам такой структуры относятся: однозначное ограничение задач, ответственности и компетенции; простое построение; точность и оперативность управленческих решений; жёсткое руководство органами управления. К отрицательным качествам: концентрация власти в управляющей верхушке; затруднительные связи между инстанциями; большая загрузка средних уровней управления.

Используется линейная структура управления преимущественно средними и мелкими фирмами, имеющимм несложное производство, когда между предприятиями отсутствуют широкие кооперационные связи.

2. Функциональная организационная структура, основана на создании подразделений на всех уровнях управления для выполнения определённых функций. Как правило, к таким функциям относят производство, исследование, маркетинг, сбыт, и другие. На выполнение постоянно повторяющихся рутинных задач направлена функциональная структура управления производством, которые не требующих оперативного принятия решений (Приложение Б).

Положительными сторонами такой структуры являются: уменьшение дублирования работ; сокращение звеньев согласования; усиление контроля за деятельностью нижестоящих уровней и укрепление вертикальных связей; специалисты, отвечающие за выполнение функций, отличаются высокой компетентностью.