Добавлен: 28.04.2023
Просмотров: 79
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты построения организационных структур
1.1 Сущность и принципы построения организационной структуры
1.2 Классификация организационных структур управления
1.3 Процесс проектирования организационной структуры
2.2 Оценка организационной структуры управления предприятием
3.1 Необходимость и причины совершенствования построения организационной структуры управления
3.2 Основные направления совершенствования организационной структуры управления ТОО «Каз-Зернотранс»
Сегодня речь должна идти, по сути, о необходимости полной трансформации организационно-экономической системы предприятия, их адаптация к условиям структурного кризиса и динамично меняющегося рынка. Говорить о массовом и явно успешном применении таких проектов реструктуризации пока рано, потому что даже для профессионально подготовленных руководителей сложность этой комплексной задачи значительно превышает все известные им до этого момента типы задач, и по этой причине являются основным препятствием для их успешного воплощения в жизнь.
Каждое предприятие сегодня ищет свой путь реструктуризации и совершенствования структуры управления фирмой. Основные методы изменения структуры управления следующие: диагностика действующей системы управления; организационной структуры предприятия, системы распределения полномочий, распределение сфер деятельности, анализ финансово-экономического положения, оценка социальной среды на предприятии, анализ стиля управления, работы главных блоков системы управления, мотивационных и коммуникационных процессов [16, с.217].
Реструктуризация – не только создание новых организационных структур, но и новая управленческая культура, новое сознание руководителей и специалистов, т.е. именно то, что способно обеспечить реализацию новых подходов и идей.
Существующая структура на предприятии ТОО «Каз-Зернотранс» представляет собой традиционную линейно-функциональную структуру с высоким уровнем централизации.
Генеральному директору непосредственно подчиняется заместитель директора, которому в свою очередь подчиняются 3 основные службы (подразделения организации), что создает лишнее звено в структуре управления. Диапазоны ответственности четко не определены и вследствие этого часто пересекаются, а некоторые функции не выполняются вообще, наблюдаются слабые связи между подразделениями.
В результате анализа действующей организационной структуры управления можно сделать следующие выводы.
- Организационная структура предприятия не отвечает современным рыночным условиям, требует принципиальной переработки – развития рыночных блоков и повышения гибкости.
- Существующая система распределения полномочий направлена в основном на оперативную работу и не позволяет перейти к стратегическому управлению.
- Не определена общая цель деятельности предприятия.
- Отсутствует политика по сохранению кадрового потенциала, не задействованы эффективные механизмы мотивации работников.
- Не разработана стратегия развития предприятия и финансовая политика, не проводится учет и контроль финансовых потоков, что ухудшает финансовое состояние предприятия.
- Отсутствует официально сформулированная и утвержденная организационная культура предприятия.
- Недостаточное использование среднего и низового звеньев управления.
Первой задачей на пути формирования новой организационной структуры управления является определение таких сфер деятельности предприятия, которые непосредственно и существенно влияют на достижение стратегических целей предприятия. Если прежде к такой сфере относилось только производство, то в условиях рыночной экономики сюда относятся маркетинг, финансы, производство, персонал. А это значит, что вся организационная структура управления должна строиться вокруг них.
В старой организационной структуре управления они были в зачаточном состоянии и не носили линейного характера.
Вторая задача при формировании организационной структуры состоит в том, чтобы перейти от традиционного, к стратегическому управлению предприятием. Это в первую очередь задачи генерального директора. Поэтому необходимо было освободить его от текущей, оперативной работы, сосредоточив внимание на стратегии, финансах, персонале. В то же время следует учесть, что переход на стратегическое управление меняет характер работы руководителей всех уровней и каждого подразделения, а также характер мотивационных механизмов, направленных теперь на развитие, инновации, научно-технический прогресс.
Следующая задача новой организационной структуры – обеспечить высокую гибкость системы управления, способность отслеживать быстрые изменения внешней среды. Для этого необходимо создание стратегического центра, а также формирование гибкой системы распределения полномочий.
Стратегический центр подчиняется непосредственно генеральному директору.
Его задачи: сбор и обработка информации для разработки и реализации стратегии; разработка и внедрение инновационных проектов в различных сферах деятельности предприятия путем создания временных творческих коллективов; планирование и координация работы временных проектных структур.
Это позволяет значительно повысить гибкость и адаптивность предприятия к быстроменяющимся внешним условиям.
Значительное развитие необходимо получить блоку заместителя директора по финансам. В новой структуре полномочия заместителя директора предлагается упразднить, заменив эту должность на заместителя директора по финансам и определив ее на втором уровне управления наряду с главным бухгалтером, главным инженером и начальником ПТЛ.
Модернизованная структура управления ТОО «Каз-Зернотранс» представлена на рисунке 2.
Из-за отсутствия налаженной системы управления финансами предприятие ежегодно теряет от 10 до 20% своих доходов – нехватка полноценной и оперативной финансовой информации приводит к ошибочным, запоздалым управленческим решениям, многие объекты финансового управления уходят из внимания руководителей.
Дефицит оборотных средств, рост кредиторской задолженности, низкая оборачиваемость капитала, чрезмерные затраты на производство и реализацию продукции – такие показатели постоянно волнуют руководство предприятия.
Именно разработка и внедрение финансового менеджмента должны стать ключевыми для стабилизации состояния предприятия, поскольку рационально организованные финансовые потоки позволяют функционировать экономической структуре во всех сферах хозяйственной деятельности – снабжении, производстве, сбыте, трудовых отношениях.
Производственный персонал
МОП, Охрана
Начальник ПТЛ
Визировщик
Директор
Заместитель директора по финансам
Главный бухгалтер
Главный инженер
Лаборанты
Рабочие
Бухгалтеры
Рисунок 3 – Измененная организационная структура управления предприятием
Подводя итоги работы необходимо отметить:
1. Организационная структура является конструкционной основой управления.
2. Правильно сформулированная, она позволяет наиболее рационально осуществлять процесс управления.
3. Несовершенство и недостатки структуры системы управления снижают возможности и эффективность процесса управления.
4. Неправильное построение процесса управления может привести к неполной реализации возможностей самой рациональной структуры и даже способствовать ее разрушению.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Представленная курсовая работа написана согласно актуальности темы и поставленной цели. В соответствии с целью были решены следующие задачи:
- изучены теоретические основы анализа организационной структуры управления;
- дана организационная и экономическая характеристика деятельности предприятия ТОО «Каз-Зернотранс»;
- проведен анализ действующей структуры управления объекта исследования ТОО «Каз-Зернотранс»;
- внесены рекомендации по совершенствованию структуры управления исследуемого предприятия.
В ходе теоретического исследования был проработан значительный объем специальной литературы по исследуемой тематике. В общем и целом, сущность организационной структуры можно сформулировать следующим образом: «организационная структура управления предприятием – состав, соподчиненность, взаимодействие и распределение работ по подразделениям и органам управления, между которыми устанавливаются определенные отношения по поводу реализации властных полномочий, потоков команд и информации».
Организационная структура должна обеспечивать обоснованность принятия управленческих решений, своевременность их выработки, оперативное доведение до исполнителей, четкую организацию их выполнения. Правильное построение аппарата управления предприятием, простая и четкая его структура, исключающая лишние и параллельные звенья, являются залогом планомерной, ритмичной работы предприятия.
Функции, выполняемые каждой структурной единицей аппарата управления, должны быть четко определены и разграничены. Четкое распределение функций по структурным подразделениям, точное определение задач, прав и обязанностей каждой структурной единицы, каждого управленца устраняет обезличку в работе, обеспечивает рациональную и полную загрузку всех работников аппарата управления, скоординированную и эффективную его работу.
Практическое исследование проводилось на примере предприятия ТОО «Каз-Зернотранс», основными направлениями деятельности которого является приёмка, сушка, очистка, хранение и погрузка зерна. Услуги, которые предприятие оказывает, выполняются качественно и своевременно. Они доступны для различных фермерских хозяйств. Однако согласно анализу деятельность ТОО «Каз-Зернотранс» в 2015-2017 годах носит низкорентабельный характер. Это свидетельствует о низкой эффективности деятельности предприятия.
Для данного предприятия характерна линейно-функциональная структура управления, которая имеет свои достоинства и недостатки.
Оценка эффективности организационной структуры показала сокращение доли АУП в общей численности персонала за анализируемый период, незначительное увеличение коэффициента управляемости, снижении прибыли предприятия как результата процесса управления и росте расходов на содержание аппарата управления.
На основе проведенного анализа, можно утверждать о низкой эффективности деятельности предприятия. Поэтому руководителю предприятия необходимо уделять как можно больше внимания именно управлению финансами на предприятии. Для этой цели и в качестве рекомендации по совершенствованию организационной структуры предлагается вместо должности заместителя директора ввести должность финансового директора на уровне главного бухгалтера, главного инженера и начальника ПТЛ. Это позволит с одной стороны упростить структуру управления, убрав связующее звено между директором и начальниками отделов, с другой стороны увеличить и усложнить роль директора в принятии управленческих решений ввиду его непосредственного управления (а не через заместителя).
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Александрова, А.В. Стратегический менеджмент: учебник [Текст] / А.В. Александрова, С.А. Курашова. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 320 c.
- Балабанов, В.С., Исследование систем управления: учебное пособие. [Текст] /В.С. Балабанов, Н.В. Лясников, В.В. Шеметов – М.: РАП, 2014. – 124 с.
- Бреддик, У. Менеджмент в организации [Текст] / Бреддик, У.: Пер. с англ. - М.: Инфра-М, 2014. - 286 c.
- Веснин, В.Р. Основы менеджмента: учебник [Текст] / В.Р. Веснин, - М.: Триада ЛТД, 2015.- 384 с.
- Вершигора, Е.Е. Менеджмент: Учеб. пособие [Текст] / Е.Е. Вершигора 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Инфра-М, 2014. - 312 с.
- Волкова, К. А. Предприятие: стратегия, структура, положения об отделах и службах, должностные инструкции [Текст] / К.А.Волкова - М.: Экономика, 2013. – 275 с.
- Галькович, Р.С. Основы менеджмента: учебник [Текст] / Р.С. Галькович, В.И. Набоков - М.: Инфра-М, 2015. - 480 с.
- Герш, М.В. Методы управления персоналом [Текст] / М.В. Герш // Отдел кадров коммерческой организации. - 2015. - № 12. - С. 60 - 64
- Журавлев, В.П. Технология управления персоналом: учебник [Текст] / В.П. Журавлев - М.: Экзамен, 2015. – 576 с.
- Зверинцев, А.К. Коммуникационный менеджмент. [Текст]/А.К. Зверинцев - СПб.: Союз, 2014 – 256 с.;
- Исаева, Е.Д. Проектирование организационной структуры управления [Текст] / Е.Д. Исаева, - СПб.: Праим-евро, 2011. – 89 с.
- Катернюк, А.В. Исследование систем управления. Введение в организационное проектирование: моногр. [Текст] / А.В. Катернюк. - М.: Феникс, 2014 - 320 c.
- Кибанов, А.Я. Управление персоналом организации [Текст] / А.Я. Кибанов, И.Б. Дуракова - М.: Экзамен, 2013. – 416 с.
- Маслова, В.М. Управление персоналом [Текст]/ В.М. Маслова - М.: Юрайт, 2015. – 492 с.
- Мескон, М.Х. Основы менеджмента [Текст] : пер. с англ. / М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. - М.: Дело, 2013. - 800 с.
- Мильнер, Б.З. Теория организаций. Учебник [Текст]: / Б.З. Мильнер - М.: ИНФРА-М, 2014. - 558 с.
- Оптимальная сложность управленческих структур. Проблемы теории и практики управления [Текст]/ М. Райсс - СПб.: Праим-евро, 2012. – 118 с.
- Постников, В.М. Методы принятия решений в системах организационного управления. Учебное пособие [Текст] / В.М. Постников, В.М. Черненький. – М.: Эксмо, 2014. - 208 c.
- Смирнов, Э.А. Основы теории организации: Учебное пособие [Текст]/ Э.А. Смирнов - М.: Аудит, ЮНИТИ, 2012. — 375 с.
- Теория управления: учебник [Текст]/ под ред. Ю.В. Васильева, В.Н. Парахиной, Л.И. Ушвицкого. - 2-е изд., доп. - М.: Финансы и статистика, 2012. - 448 c.;
- Тысленко, А. Г. Менеджмент. Организационные структуры управления / А.Г. Тысленко. - М.: Альфа-пресс, 2014. - 320 c.
- Шеметов, П. В. Менеджмент. Управление организационными системами / П.В. Шеметов, Л.Е. Никифорова, С.В. Петухова. - М.: Омега-Л, 2016. - 416 c.
- Баринов В.А. - Организационное проектирование [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://razym.ru/biz/upravlenie/165157-barinov-va-organizacionnoe-proektirovanie.html
- Проектирование организационной структуры управления предпринимательскими организациями [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://uchebnik.online/uchebnik-predprinimatelstvo/proektirovanie-organizatsionnoy-strukturyi-20517.html