Файл: Проектирование организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2023

Просмотров: 112

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность выбранной темы курсовой работы объясняется следующим. Проектная деятельность предполагает целенаправленное проведение комплекса мероприятий по развитию предприятия. Внутрифирменное объединение ресурсов, обеспечивающих мероприятия, производятся в рамках определенного проекта. Каждый проект соответствует целям предприятия, имеет конечный срок исполнения и эффективность. В проектах реализуются задачи по формированию новой продукции, совершенствованию системы управления, условий труда, модернизации производства, формирование новой системы оплаты труда и прочие.

Анализ организационной деятельности является научной базой принятия управленческих решений в бизнесе, поскольку для их обоснования необходимо выявлять и прогнозировать существующие и потенциальные проблемы, коммерческие и финансовые риски, определять воздействие принимаемых решений на уровень рисков и доходов субъектов хозяйствования.

В связи с изменением организации требования к системе управления меняются, получается, и сами системы управления должны изменятся. При отсутствии изменений в соответствии с требованиями бизнеса, организацию ждут кризисы. На сегодняшний день многие исследования посвящены разработке методов адаптации организационной структуры компании. Среди которых можно выделить наиболее актуальные инструменты, такие как, организационное моделирование, проектирование бизнес-процессов, изучение жизненного цикла организаций.

Цель курсовой работы состоит в проектировании организации ресторанного бизнеса.

Для достижения поставленной цели были определены основные задачи, решаемые в исследовании:

- Изучить теоретические основы проектирования организационных

структур, их сущность, принципы и методы организационного

проектирования.

- Обосновать организационно-правовую форму ООО «Уют»;

- Спроектировать внутреннию структуру управления ООО «Уют»;

- Дать финансовое обоснование проектируемой организации.

Объектом проектирования является организация ООО «Уют».

Предметом проектирования является организационно-правоваяструктура управления организации ООО «Уют».

Методы научного исследования, использованные при подготовке Курсовой работы, следующие: системный анализ; метод наблюдения; традиционный или классический анализ документов; финансовый анализ.

Структура и объем курсовой работыопределились с учетом цели и задач исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.


Глава 1. Теоретические основы проектирования организационных структур

1.1 Сущность организационных структур управления

Организационная структура управления организацией – упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их развитие и функционирование как единого целого. [1]

В рамках структуры протекает управленческий процесс, между участниками которого распределены функции и задачи управления. С этой позиции организационная структура – это форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой происходит процесс управления, направленный на достижение целей организации[2].

По мнению Румянцевой З.П. организационная структура «отражает принятое в организации разделение работ между подразделениями, группами и людьми»[3].

Розенков дает следующее определение организационной структуры управления: «Организационная струкутра управления с заданными функциями управления есть ее устройство (строение), соответствующее по составу своих элементов назначению системы управления. Процесс формирования организационной структуры управления представляет собой, прежде всего, организационное закрепление тех или иных функций за теми или иными звеньями управления»[4].

Структура управления включает в себя все цели, распределенные между различными звеньями, связи между которыми обеспечивают координацию по их выполнению В структуре управления выделяются следующие элементы: работник управления – человек, выполняющий определенную функцию управления; первичная группа – коллектив работников управления, у которого есть общий руководитель, но нет подчиненных.

Принципы формирования организационной структуры управления:

      1. Структура управления должна отражать цели и задачи фирмы, быть подчиненной производственной структуре и меняться вместе с ним.
      2. Должна отражать функциональное разделение труда и объем полномочий работников управления; последние определяются политикой, процедурами, правилами и должностными инструкциями и расширяются, как правило, в направлении более высоких уровней управления.
      3. Полномочия руководителей ограничиваются факторами внешней среды, уровнем культуры и ценностными ориентациями, принятыми традициями и нормами.
      4. Важное значение имеет реализация принципа соответствия между функциями и полномочиями, с одной стороны, и квалификацией, и уровнем культуры – с другой.

Для построения оптимальной организационной структуры управления применяют следующие принципы:

Единоначалие (один руководитель для подчиненного) – основополагающий принцип любого процесса управления, говорит о том, что у одного подчиненного должен быть только один непосредственный начальник, тот перед кем он отвечает за выполнение своих работ. В противном случае подчиненному будет сложно определиться кто же главнее.

Оптимальное распределение обязанностей (столько работы, сколько можно сделать за весь рабочий период) – каждая должность в структуре управления должна иметь такое количество работы, которое можно выполнить в течение рабочего времени, ни больше, ни меньше. Количество работы просчитывается по существующим нормам времени (заранее известным и давно использующимся), но просчитать все точно не всегда возможно в силу появления разных ситуаций и событий. Тут как раз и кроются сложности в работе, кто-то недогружен по работе, а кто-то наоборот «зашивается». И та и другая ситуация плоха для организации, получается либо не эффективно используется рабочее время и тратятся деньги впустую, или наоборот работник не успевает все выполнять как положено. В этом направлении в организациях всегда есть необходимость корректировки состава работ по должностям. Плюс все работники разные: кто-то работает быстрее кто-то медленнее, это тоже желательно учитывать при возможности.

Оптимальное число уровней управления (количество руководителей в иерархической лестнице 4-5) – количество руководящих уровней от самого низшего до самого высшего должно быть 4-5, то есть от мастера до директора, максимум 5 разных руководителей. Все дело в скорости прохождения команд. 5 уровней или меньше имеют хорошую скорость и минимум застревания информации. Чем больше уровней управления, тем медленнее идет информации, а зачастую она теряется. Именно поэтому в государственном управлении бывают сложности, пока информация дойдет до высшего руководства страны, она уже потеряла часть своих фактов и проблем и до верха дошла чистой. И только потом, чисто случайно, высшее руководство может узнать, что все не так радужно, а может и не узнать.[5]

Информационная обеспеченность руководителей (информационный принцип).

Единство первичной информации (информационный принцип).

Оптимальность информационной нагрузки на персонал (информационный принцип).

Все эти три принципа объединенные общей информационной идеей. Итак, вся существующая в организации информация должна быть одинаковой для всех. Первичная информация должна быть одинакова для всех, это уже потом может быть деление в зависимости от эффективности работы, опыта, стажа, но это следствия, а не основа. Руководителю необходимо предоставлять всю информацию по руководимому им кругу задач. А вот подчиненные от своего руководителя должны получать столько информации, сколько им надо для работы. Больше не нужно, это приведет к досужим разговорам. Поэтому выдача информации подчиненным порционная и по мере необходимости, чтобы работники не отвлекались на лишние не нужные темы.


Наличие контроля (доверяй, но проверяй) – без контроля процесс управления не строится, он основа всего, и он же показатель эффективной работы. И здесь при проектировании организационной структуры забыть о контроле нельзя, но это уже задача высшего руководства собирать и отслеживать информацию о работе компании.

Заинтересованность исполнителей в результате (общие идеи и ценности сближают работника и работодателя) – пожалуй, самый сложно выполнимый принцип, всегда хочется, чтобы исполнители заботились об организации и выкладывались как можно больше для достижения ее целей.

Таким образом, давая общую характеристику организационной структуре управления, можно выделить несколько положений, определяющих ее значимость:[6]

          1. Организационная структура фирмы обеспечивает координацию всех функций менеджмента.
          2. Структура организации определяет точно права и обязанности исполнителей (полномочия и ответственность) на управленческих уровнях.
          3. От качества организационной структуры зависит эффективная деятельность фирмы, ее выживание и процветание.
          4. Структура, принятая в данной конкретной фирме, определяет организационное поведение ее сотрудников, т.е. стиль менеджмента и качество трудового коллектива.

1.2 Принципы, методы и инструменты проектирования организаций

Организационное проектирование - это первый этап создания любой организации или подразделения. Здесь подразумевается определение будущей структуры организации, её систем управления, процедур выполнения действий, технологических и других взаимодействий между элементами.

Суть организационного проектирования состоит в разработке таких организационных элементов и отношений в создаваемой (моделируемой) системе, при реализации которых возникшее организационное целое обладало бы свойствами высокой надежности, устойчивости и экономичности[7].

Эффективность функционирования управляющей системы организации зависит от грамотно спроектированной организационной системы управления. В этом и заключается сущность организационного проектирования.

Цели организационного проектирования – это:


  1. создание новой системы;
  2. частичное усовершенствование существующей организационной системы;
  3. радикальное преобразование существующей организационной системы. Организационное проектирование должно соответствовать принципам, представленным на рис.1

Принципы организационного проектирования

- адекватность структуры, носящей организационный

характер, соответственно и деятельности управленческого объекта;

- способность к изменениям в соответствии с имеющейся

ситуацией на данный момент времени;

- обеспечение максимальной оптимизации всех уровней

управления;

- создание некоего «баланса» между правами и

полномочиями;

- равномерная нагрузка на все элементы управления в структуре;

- согласованность всех решений структурных подразделений.

Рисунок 1 — Принципы организационного проектирования[8]

Исходя из принципов, представленных выше, необходимо отметить, что организационное проектирование достаточно сложное и многогранное понятие, которое сочетает в себе множество аспектов создания организации.

Следующий элемент организационного проектирования – это методы. Основные методами организационного проектирования представлены на рис.2.

Методы организационного проектирования

Метод аналогий

Экспертно-аналитический метод

Организационное моделирование

Метод структуризации целей

Рисунок 2 — Основные методы организационного проектирования[9]

Метод аналогий. Сущность применения данного метода состоит в использовании опыта организаций с аналогичной структурой управления. Метод аналогий основан на выработке типовых структур управления в различных видах организаций, определение различных условий и механизмов применения.

Экспертно - аналитический метод –основан на изучении рекомендаций от экспертов и опытных управленцев. Цель метода состоит в выявлении особенностей аппарата управления. На основе опроса экспертов проводится анализ организационных структур и их оценка. Формулируются научно - обоснованные формирования организационных структур с учетом конкретных ситуаций и условий деятельности фирмы.

Метод структуризации целей - основан на разработке системы целей организации, которая включает в себя количественную и качественную формулировки, и последующий анализ организационных структур с точки зрения соответствия системе целей. При его использовании выполняются следующие этапы: