Файл: Государственная политика в сфере поддержки социально-незащищенных категорий граждан: современное состояние и перспективы совершенствования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2023

Просмотров: 232

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вывод по первой главе.

Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека – это положение закреплено в основном законе страны и реализуется через законодательство и политику управления государственных, региональных и муниципальных органов власти. В последнее время правовое регулирование социального облуживания в сфере поддержки социально-незащищенных категорий граждан развивается достаточно интенсивно и рассматривается как одно из важнейших направлений деятельности государства. Задачи напрямую влияют на задания социальной работы и социальной поддержки граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, способствуют развитию различных категорий социальных услуг, которые расширяются и становятся более и адресными.

В следующей главе проведем анализ реализации государственной политики на примере отдельного региона Российской Федерации.

2. Анализ системы государственной поддержки социально-незащищенных категорий граждан на примере Амурской области

2.1 Анализ ситуации в социальной сфере Амурской области

В г. Благовещенске и Амурской области по данным Росстата на 01.01.2018 проживает 798,4 тыс. человек.

Доля Амурской области в формировании совокупного ВРП регионов РФ составляет 0,4%. Правительство Амурской области, как руководство исполнительной власти региона, уделяет большое внимание развитию социальной сферы: здравоохранения, образования, культуры и искусства, туризма и пр. Органы власти позиционируют Амурскую область как один из экономически развивающихся регионов РФ. Согласно Комплексному плану социально-экономического развития Амурской области до 2025 года, утвержденного распоряжением Правительства Амурской области от 31.01.2018 №12-р, выделены шесть центров экономического развития: газопереработки, добычи полезных ископаемых, агропромышленного, энергетического, туристско-рекреационного и космического. По данным Амурстата в период до 2025 года в области ожидается создание свыше 20 тысяч новых высокопроизводительных рабочих мест, доля обрабатывающего сегмента экономики увеличится с 3 до 30 процентов. За период с 2017 по 2025 годы прирост налоговых поступлений в бюджет области составит свыше 60 млрд. рублей тем самым значительно расширятся возможности решения социальных задач.


На территории региона, несмотря на высокий потенциал, существуют проблемы социально-­экономического характера, которые являются причиной разделения территорий на группы в соответствие с уровнем социально-экономического развития.

Оценка населением деятельности органов власти формируется из оценки качества предоставляемых услуг в сферах: здравоохранения; общего образования; создания условий для занятия физической культурой и спортом, оказания жилищно-коммунальных услуг; обеспечения безопасности населения; обеспечения безопасности от характерных для данного субъекта Российской Федерации чрезвычайных ситуаций; деятельности руководителя исполнительной власти региона и др. и составила в 2017 году 39,4 %.

В структуре управления социальной сферой основными органами исполнительной власти являются министерство образования, министерство здравоохранения, министерство социальной защиты населения, министерство культуры и национальной политики, государственная служба занятости населения региона и другое.

Государственная программа «Развитие системы социальной защиты населения Амурской области», заказчиком и исполнителем которой является министерство социальной защиты Амурской области, включает следующие подпрограммы: «Совершенствование организации деятельности учреждений социальной защиты и социального обслуживания населения области»; «Социальная поддержка отдельных категорий граждан области»; «Социальная поддержка семьи и детей области»; «Реабилитация и обеспечение жизнедеятельности инвалидов в области».

Мероприятия по реализации государственной политики в сфере занятости населения осуществляются в рамках подпрограммы «Содействие занятости населения области» государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика Амурской области».

В целях повышения доступности жилья для населения и реализации мер по эффективному расходованию средств областного бюджета на жилищное обеспечение Правительством Амурской области утверждена государственная программа «Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области», которая реализуется по следующим направлениям (подпрограммам): «Переселение граждан из ветхого жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, и (или) жилищного фонда с высоким уровнем износа (более 70 процентов), расположенного в зоне Байкало-Амурской магистрали (БАМ) на территории Амурской области», «Обеспечение жильем молодых семей», «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного строительства на территории области (в рамках Федерального закона N 185-ФЗ)», «Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан, проживающих на территории области: многодетных семей (в том числе предоставление регионального материнского капитала), ветеранов боевых действий, ветеранов Великой Отечественной войны, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, государственных гражданских служащих области», «Обеспечение жилыми помещениями детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».


Несмотря на наличие реализуемых целевых программ и иных действий органов власти в рамках осуществляемой социальной политики, в регионе сохраняется ряд проблем социальной сферы, решение которых необходимо для дальнейшего социального и экономического развития Амурской области.

В результате проводимой социальной политики органы власти региона ожидают роста следующих показателей по отдельным направлениям социальной сферы (до 2025 года включительно):

- доля многодетных семей, получивших жилые помещения и улучшивших жилищные условия в отчетном году, в общем числе многодетных семей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, – 29,31%;

- доля ветеранов боевых действий, улучшивших жилищные условия за счет средств областного бюджета, от общей численности граждан данной категории, состоящих в очереди в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (за счет средств областного бюджета) – 5,72%;

- увеличение удельного веса трудоустроенных граждан, от общей численности граждан, обратившихся в органы службы занятости населения за содействием в поиске подходящей работы, с 40,0% в 2014 году до 42,0% в 2025 году;

- содействие занятости до 2025 года не менее 25% трудоспособных инвалидов в трудоспособном возрасте;

- удовлетворенность качеством предоставляемых услуг к 2025 году 98% граждан пожилого возраста и инвалидов, получающих услуги по социальному обслуживанию на дому;

- 100% обеспеченность к 2020 году койко-местами в стационарных учреждениях социального обслуживания для престарелых и инвалидов;

- увеличение к 2020 году до 72,6% доли доступных для инвалидов и других МГН приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов в Амурской области;

- увеличение доли инвалидов, принятых на обучение по программам среднего профессионального образования (по отношению к предыдущему году), к 2020 году до 118%.

В 2016 году область оставалась одним из самых проблемных регионов Дальнего Востока: наблюдался спад в промышленности на 8,3%, в строительном секторе снижение объемов строительных работ достигло 4,1%. Объемы федеральных трансфертов, поступающих в регион, упали примерно на 20%, объем бюджетных расходов снизился на 3,8%, хотя необходимо отметить, что расходы на социальную политику остались на прежнем уровне. По итогам 2016 г. Амурская область была на третьем месте в ДФО по размерам государственного долга (30,6 миллиардов рублей).

Одновременно с этим в области начинается реализация крупных федеральных проектов: строительство космодрома «Восточный» с современным городом «Циолковский», магистрального газопровода «Сила Сибири», газоперерабатывающего и газохимического комплекса в городе Свободный, автомобильного моста через Амур, соединяющего Россию и Китай, в перспективе – освоение Бамского золоторудного месторождения, строительство автоклавного гидрометаллургического комплекса на Покровском месторождении и другие проекты.


На сегодняшний день Амурская область может характеризоваться следующими показателями уровня жизни населения (табл. 1).

Таблица 1

Показатели уровня жизни населения области в 2013-2017 гг.

Показатели

2013 год

2016 год

2017 год

1. Среднедушевые доходы в месяц, руб.

24671,1

29661

30663

- темп роста (%)

120,2

103,4

2. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата по полному кругу организаций, руб.

29894

33129,6

37364,7

- темп роста (%)

110,8

112,8

3. Реальная среднемесячная начисленная заработная плата (в % к соответствующему периоду предыдущего года)

105,8

96,0

107,4

4. Средний размер начисленной пенсии (по состоянию на 01.12), руб.

9156,8

12171,7

13645,8

- темп роста (%)

103,0

100,7

112,1

5. Численность населения с доходами ниже ПМ . %

15,1

16,0

14,9

В 2017 году среднемесячная номинальная заработная плата работников по полному кругу предприятий и организаций области увеличилась на 2% к уровню 2016 года, темп роста реальной начисленной заработной платы составил 11,4%, доля населения с доходами ниже прожиточного минимума хоть и остается достаточно высокой, однако наблюдается её снижение на 1,1%.

Основным источником доходов населения Амурской области остается заработная плата, в 2017 году по сравнению с 2015 годом доля заработной платы в доходах населения увеличились, как и доходы от социальных выплат (таблица 2).

Таблица 2

Структура денежных доходов населения, %

Показатели

2015 год

2017 год

оплата труда

41,6

45,6

социальные выплаты

19,3

20,4

доходы от собственности

2,9

2,8

доходы от предпринимательской деятельности

9,1

9,4

другие доходы

27,1

21,8

Главным и основным условием развития социальной сферы является объем финансовых ресурсов, выделяемых из соответствующего бюджета. Из пояснительной записки к проекту закона «Об областном бюджете на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов» бюджет области сохраняет свою социальную направленность. На социальную сферу – образование, здравоохранение, культуру, социальную политику, физкультуру и спорт, в 2017 году направлено 59,5% всех расходов бюджета, в 2018 году планируется направить 60,4%, в 2019 году – 61,5%.


Данные об исполнении бюджета 2017, 2018 годов показывают, что в структуре произведенных расходов областного бюджета наибольший удельный вес составляют расходы по отраслям социальной сферы. Из них наибольший уровень расходов по отраслям (таблица 3):

Таблица 3

Структура расходов бюджета по отраслям социальной сферы (%)

2017 год

2018 год

2019 год

образование

21,7

23,9

23,8

социальная политика

18,3

15,7

17,4

здравоохранение

18,4

20,0

19,4

Однако если сравнивать показатели бюджета 2017-2019 годов, можно говорить о том, что произошло снижение по основным статьям социальной направленности, и в большей степени была затронута социальная политика, показывая ее наименьшую приоритетность в ряде социально значимых расходов.

В среднем по регионам РФ более 70% расходов на соцзащиту составляет выплата пособий населению. Таким образом, при сохранении существующих выплат, органы власти будут вынуждены сокращать численность получателей, возможно за счет пересмотра критериев, которые устанавливают принадлежность человека к той или иной группе получателей социальных выплат.

Формирование расходов областного бюджета на 2019 год осуществлялось в программном формате на основе 13 государственных программ Амурской области. В 2019 году программные расходы составят 98,6% от общего объема расходов. Наибольший удельный вес в 2019 году составляют расходы на реализацию следующих государственных программ:

1. ГП «Развитие образования Амурской области» – 9,04 млрд. рублей (23,8% в общем объеме расходов);

2. ГП «Развитие здравоохранения Амурской области» – 7,4 млрд. рублей (19,4% в расходах);

3. ГП «Развитие системы социальной защиты населения Амурской области» – 6,6 млрд. рублей (17,4% в расходах);

4. ГП «Развитие транспортной системы Амурской области» – 3,4 млрд. рублей (8,6 % в расходах);

5. ГП «Модернизация жилищно-коммунального комплекса, энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Амурской области» – 2,0 млрд. рублей (5,3% в расходах).

Для выявления проблем реализации социальной политики представим некоторые из составляющих социальной сферы, в направлении которых осуществляются мероприятия в рамках реализуемой социальной политики.

В качестве этих структурных элементов были выбраны:

- уровень бедности;