Файл: Государственная политика в сфере поддержки социально-незащищенных категорий граждан: современное состояние и перспективы совершенствования.pdf
Добавлен: 29.04.2023
Просмотров: 246
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты государственной поддержки социально- незащищенных категорий граждан
1.1. Роль государства как субъекта социальной политики
1.2. Понятие и характеристика социально-незащищенных категорий граждан
1.3. Правовое регулирование сферы поддержки социально-незащищенных категорий граждан
2.1 Анализ ситуации в социальной сфере Амурской области
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбора темы объясняется тем, что в современном мире активная и эффективная социальная политика государства, в структуре которой решение социальных проблем занимает важное место, играет роль одного из мощных исполнительных механизмов. И этот механизм может стать крепким основанием всестороннего, инновационного, социального развития страны, основанием для строительства социального государства с конкурентоспособной социально ориентированной рыночной экономикой, способной обеспечить человеческое развитие, достойный уровень и качество жизни граждан.
Эффективность проводимой государством политики в сфере защиты и поддержки социально-незащищенных слоев населения влияет на стабильность и устойчивое развитие общества, в конечном счете, от неё зависит национальная безопасность. Учитывая этот фактор, сложная и жизненно важная задача баланса между экономической эффективностью и социальной справедливостью всегда стояла во главе угла деятельности государств и правительств, как и поиск адекватных политической и экономической ситуации путей и механизмов проведения социальной политики. При таких условиях изучения видов социальных проблем и их места в социальной политике является требованием времени. Современное общество имеет определённую социальную структуру, его жизнедеятельность обусловлена уровнем развития форм собственности и мощности горизонтальных общественных связей. Это влияет на появление новых социальных проблем.
Объектом настоящего исследования выступают социально-незащищенные слои населения как основные потребители услуг государственной поддержки. Предмет исследования – государственная поддержка как форма взаимодействия государства и незащищенных категорий общества.
Цель работы – исследовать современное состояние государственной политики политика в сфере поддержки социально-незащищенных категорий граждан и рассмотреть практику её предоставления через соответствующие механизмы реализации.
Исходя из поставленной цели исследования, рассматриваются следующие задачи:
- охарактеризовать подходы к определению терминов «социальная сфера», «государственная социальная политика», «социально-незащищенные категории граждан»;
- провести анализ государственных и региональных органов управления социальной сферой;
- провести анализ социальной сферы в Амурской области;
- раскрыть проблемы развития социальной сферы поддержки социально-незащищенных категорий граждан и определить направления по их решению.
Методологическую основу составили работы отечественных и зарубежных авторов, разрабатывающих проблемы управления социальной сферой на различных уровнях и осуществляющих поиск направлений совершенствования системы управления социальной сферой. Среди российских ученых проблема государственной поддержки незащищенных слоев населения главным образом изучается в виде конкретного направления – социальной защиты (В.И. Жукова, Е.А. Коваленко, М.И. Лепихова, М.А. Маллаевой, Е.А. Морозовой, Д.Н. Наклонова, К.Г. Чагина), социальная политика государства как деятельность, направленная на решение социальных проблем в обществе, развитие его социальной сферы, улучшение условий и качества жизни людей, обеспечение их социальных потребностей, интересов, гарантий их защиты рассматривается в работах отечественных политологов и социологов А.Н. Аверина, Г.А. Ахинова, H.A. Волгина, В.И. Жукова, СВ. Калашникова, Б.В. Ракитского, Г.Я. Ракитской, Т.Ю. Сидориной, С.Н. Смирнова, В.Н. Ярской и других.
Практическая значимость заключается в том, что полученные результаты настоящего исследования могут быть реализованы в практической работе специалистов управления социальной сферы Амурской области.
В работе использовались теоретические и эмпирические методы, среди которых теоретический анализ, синтез, обобщение, аналогия, анализ документов.
Поставленные задачи определили следующую структуру данной работы: состоит из введения к настоящей работе, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
В качестве информационной базы исследования были использованы законодательные и нормативные акты Российской Федерации и Амурской области, монографическая литература, статистические материалы Росстата и Амурстата, а также материалы, опубликованные в на официальном портале Правительства Амурской области, в научной и периодической печати.
1. Теоретические аспекты государственной поддержки социально- незащищенных категорий граждан
1.1. Роль государства как субъекта социальной политики
Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации, право на социальную защиту имеет любой гражданин государства[1]. Данное право закреплено в Конституции РФ. В соответствии со статьей 7 Конституции РФ, Российская Федерация социальное государство, которое призвано оказывать помощь слабым гражданам, воздействовать на распределение экономических благ по принципу справедливости, чтобы обеспечить каждому гражданину достойное человеческое существование. Социальные гарантии направлены на поддержку возраста, случаев болезни, потери кормильца, инвалидности, а также воспитания детей, которые установлены законом.
Российская Федерация является федеративным государством и имеет свои особенности в силу того, что само государство является многосубъектным. Функции и конституционные обязанности государства в социальной сфере распределяются между федеральным уровнем и уровнем субъектов федерации – это распределение закреплено в Конституции и на договорной основе. Формирование общей концепции, определение стратегии и тактики социальной политики, обеспечение её правовой основы, реализация конкретных положений на местах – указанная социальная деятельность принадлежит государству через его представительные и исполнительные органы, которые определяют цель, задачи, основные направления социальной политики на федеральном, региональном и местном уровнях.
В.П. Петров определяет социальную политику как деятельность государства, общества, политических партий, социальных институтов в отношении общественного благосостояния, удовлетворения материальных, социальных, интеллектуальных потребностей людей, создание обстановки стабильности[2].
Указанное понятие охватывает широкий спектр деятельности государства, но для целей настоящего исследования важно выделить направление, требующее особого внимания – социальная защита человека и различных социальных групп, определяемая как «система мер по соблюдению социальных прав и социальных гарантий, созданию условий, необходимых для нормальной жизни людей, уменьшению отрицательного влияния факторов, снижающих их качество жизни»[3].
Исследование проблем и особенностей социальной защиты населения привлекает внимание различных ученых и специалистов в данной области. В имеющейся литературе встречается большое количество трактовок понятия «социальная защита». Так, можно рассмотреть существующие подходы к истолкованию данного определения в его широком и узком смысле.
В широком смысле под социальной защитой понимается деятельность государственных органов, главными целями которых состоит осуществление первостепенных целей и задач социальной политики. Она представляет собой комплекс совокупных правовых, экономических, а также социальных гарантий, закрепленных на законодательном уровне[4]. Данные социальные гарантии, обеспечивают любому члену страны соблюдение важнейших социальных прав, таких как:
- трудоспособных гражданам страны – должны быть созданы оптимальные условия, для существования и поддержания их благосостояния;
- социально-уязвимым слоям населения (нетрудоспособным гражданам) – должна быть гарантирована социальная поддержка и защищенность[5].
А в узком смысле - под социальной защитой рассматривается комплекс конкретных целенаправленных мероприятий государства (правового, экономического и социального характера), который направлен на поддержание и обеспечение социальной защищенности наиболее уязвимых слоев населения общества[6].
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» основными целями государственной социальной помощи являются:
- поддержание уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации;
- усиление адресности социальной поддержки нуждающихся граждан;
- снижение уровня социального неравенства;
- создания необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг;
- повышения доходов населения[7].
Определение государственной поддержки незащищенных слоев населения дала Е.С. Никишина: «Система законодательных и социально-экономических гарантий, средств и мер, которая направлена на обеспечение условий жизни названных слоев населения, выступая при этом движущей силой в поддержании социального мира и общественного порядка, сглаживая возникающие в обществе социальные конфликты»[8].
По мнению Е.С. Никишиной, незащищенные категории населения со своей системой ценностей, мотиваций и структурой взаимодействия являются главными потребителями услуг господдержки и выступают непосредственным объектом государственного воздействия[9]. Данные слои населения взаимосвязаны между собой и требуют конкретных экономических мер по оказанию государственной поддержки и социальной защиты, выстраивание механизма связи экономического и социального развития.
Рассмотрим характеристику категории граждан, относящихся к социально-незащищенным слоям населения.
1.2. Понятие и характеристика социально-незащищенных категорий граждан
Функционирование системы социальной защиты населения прежде всего направлено на защиту граждан государства в целом, но особое внимание государственные и муниципальные органы должны уделять отдельным категориям населения, которые без мер защиты будут находиться в трудной жизненной ситуации.
В настоящее время существует достаточно много категорий населения, которые пользуются поддержкой со стороны государства. Это такие как: малообеспеченные и многодетные семьи; матери - одиночки; одинокие пожилые люди; инвалиды и дети - инвалиды; участники Великой Отечественной войны и семьи погибших военнослужащих; граждане, пострадавшие от последствий аварии на Чернобыльской АЭС и радиоактивных выбросов в других местах; безработные; вынужденные беженцы и переселенцы; дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей и семьи, в которых они проживают; дети с девиантным поведением; граждане, инфицированные ВИЧ или больные СПИДом; лица без определенного места жительства.
П.Н. Байматовым предложено авторское определение понятия «социально незащищенные граждане»: «Социально незащищенные граждане – это нетрудоспособные, либо временно нетрудоспособные, либо пенсионеры, либо располагающие доходом ниже прожиточного минимума, имеющие неотъемлемое и конституционное право на социальную поддержку государства на условиях и в порядке, устанавливаемых законодательством в соответствии и соразмерно личному вкладу каждого из них в социально-экономическое развитие государства»[10].
Это определение соответствует представлению о том, что потребности людей, а значит способы оказания им социальной помощи могут различаться. Это и физиологические нужды (потребности в жилье, одежде, пище), и духовные запросы (потребности в общении, самореализации и др.). Социальные проблемы порождают соответствующие социальные задачи, которые требуют решения с целью устранения породивших их проблем.[11] Эти задачи напрямую влияют на задания социальной работы и адресной социальной поддержки граждан. Исследователи выделяют ряд социальных проблем, на решение которых направлена социальная работа. Отдельные исследователи выделяют их в две группы: индивидуально-личностные (личностные) и социально-экономические проблемы.