Файл: Государственная политика в сфере поддержки социально-незащищенных категорий граждан: современное состояние и перспективы совершенствования.pdf
Добавлен: 29.04.2023
Просмотров: 236
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты государственной поддержки социально- незащищенных категорий граждан
1.1. Роль государства как субъекта социальной политики
1.2. Понятие и характеристика социально-незащищенных категорий граждан
1.3. Правовое регулирование сферы поддержки социально-незащищенных категорий граждан
2.1 Анализ ситуации в социальной сфере Амурской области
- уровень безработицы;
- социальная защита населения Амурской области.
Бедность значительной части населения Амурской области является базовой проблемой по отношению к таким социальным приоритетам, как положение детей, инвалидов, пенсионеров. Кроме того, этот показатель является нежелательным фактором для бизнеса: беднеющее население опасно для бизнеса, так как имеет незначительную покупательную способность и является средой роста социальной напряженности.
Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в области составляет 15,9%. Рост этого показателя по сравнению с 2013 годом можно наблюдать по диаграмме.
Диаграмма 1
Динамика доли численности населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума (% от общей численности населения)
По величине данного показателя Амурская область в 2017 году находилась на четвертом месте среди субъектов Дальневосточного Федерального округа, уровень выше среднего по Российской Федерации на 2,7% (диаграмма 2).
Диаграмма 2
Численность населения с денежными доходами ниже величины
прожиточного минимума (РФ, ДФО, 2017 год)
Следует также отметить, что более шестидесяти процентов бедного населения в Амурской области – это люди трудоспособного возраста. Ситуация осложняется тем, что среди бедных преобладают лица не просто в трудоспособном возрасте, но и имеющие работу. Одной из причин высокой доли населения, находящегося в зоне риска по показателю «бедность» исследователи называют низкие доходы населения и концентрация занятых в низкооплачиваемых отраслях. «Это объясняется отличием структуры занятости населения региона от среднероссийской – низкая доля индустриальной занятости при повышенной роли сельского и лесного хозяйства», - отмечает О.А. Цепелев.[14] Значительная доля населения занята в отраслях социальной сферы (образование, здравоохранение, предоставление коммунальных, социальных и персональных услуг), где уровень доходов традиционно был ниже средней по экономике, кроме того, пограничная территория с Китаем определила развитие так называемой «челночной торговли», где объем получаемых доходов всегда был трудно определяемым.
Прожиточный минимум на душу населения в Приамурье на III квартал 2018 года (данные за IV квартал ожидаются во второй половине апреля 2019 г.) составляет 10 980 рублей, для северных территорий - 12 261 рубль. На III квартал 2018 г. потребительская корзина на месяц для амурчан – 10253 рубля, в том числе продуктовая – 4642 рубля. Как пояснил министр социальной защиты области, малоимущей будет официально считаться семья с двумя детьми, общий доход которой составляет меньше 40 тысяч рублей в месяц, таким семьям по закону должно помогать государство.
В области поддерживаются наиболее уязвимые слои населения – прежде всего, семьи с детьми, одиноко проживающие граждане со среднедушевым доходом не выше величины прожиточного минимума. Самая уязвимая категория – малоимущие семьи с детьми, проживающие в сельской местности. Им в рамках технологии «Самообеспечение» предоставляется социальная выплата на развитие подсобного хозяйства и организацию индивидуальной трудовой деятельности. Размер выплаты, в зависимости от индивидуального семейного плана, составляет до 50 тыс. рублей.
Кроме того, в области действуют меры социальной поддержки:
- ежемесячная денежная выплата (ЕДВ) беременным женщинам, кормящим матерям, детям первых 3-х лет жизни, а также ежемесячное пособие на ребенка;
- ЕДВ малоимущим семьям, родившим третьего или последующего ребёнка, - до достижения ребенком возраста 3 лет;
- адресная социальная помощь малоимущим семьям и одиноко проживающим гражданам со среднедушевым доходом ниже прожиточного минимума по не зависящим от них причинам;
- единовременные выплаты малоимущим, в том числе на одежду, обувь, предметы домашней обстановки, лекарства, медицинские изделия для операции, ремонт жилья, оплату ЖКУ. Адресные социальные пособия назначаются 1 раз в год, размер рассчитывается индивидуально, но не более 10 тысяч рублей.
Количество пенсионеров, находящихся за чертой бедности, уменьшилось с 32 374 до 30 195 человек, благодаря индексации пенсий. С 01.02.2017 на 5,4 % были увеличены ежемесячные денежные выплаты (ЕДВ) гражданам, имеющим федеральные льготы (инвалиды, участники Великой Отечественной войны и другие). Указанный вид индексации начисляется вне зависимости от того, работает пенсионер или нет.
С показателем бедности тесно связан уровень безработицы. На рынке труда Амурской области количество безработных на ноябрь 2018 года составило 23,3 тыс. человек. Динамика уровня безработицы за 5 лет и 9 месяцев 2018 года представлена в диаграммах 1 и 2.
Диаграмма 1
Динамика уровня безработицы за 2013-2017 годы
Диаграмма 2
Динамика уровня безработицы за 9 месяцев 2018 года
Как видно их графиков, существенного снижения уровня безработицы за последние пять лет не наблюдается, наименьший показатель зафиксирован в августе 2018 года, к ноябрю ситуация стабилизировалась. Однако эксперты говорят о то, что в условиях снижения объемов производства и ухудшения экономических ожиданий высока вероятность снижения издержек на труд со стороны хозяйствующих субъектов, что наряду с ростом производительности труда на крупных и средних предприятиях будет сопровождаться высвобождением работников.
В 2017 году в органы государственной службы занятости населения Амурской области за предоставлением государственной услуги обратилось 25,7 тыс. человек, из них около половины (12,7 тыс. человек, или 49,4%) женщины, причем нашли работу из числа женщин, только 5,4 тыс. человек, или 42,3%. Из общего числа официально зарегистрированных безработных в Амурской области на конец 2017 года более половины (5,7 тыс. человек, или 52,8%) – безработные женщины.[15]
На конец декабря 2017 года в органах государственной службы занятости населения Амурской области числилось 11,3 тысячи незанятых граждан, из них 10,8 тыс. человек, или 95,6% имели статус безработного, из которых 9,1 тыс. человек, или 84,3% получали пособие по безработице.
Численность безработных в Амурской области, имеющих профессиональное образование, уменьшилась за год на 2,6 тыс. человек, или на 17,0%, в том числе среднее по программе подготовки специалистов среднего звена – на 1,4 тыс. человек (на 24,1%), среднее по программе подготовки квалифицированных рабочих (служащих) – на 1,2 тыс. человек (на 19,0%) – данные показатели связаны с реализацией с 2016 года программ экономического и социального развития, в которых предполагается создание значительного числа новых и зачастую крупных по масштабам производств, при сохранении и развитии уже существующих (Газоперерабатывающий завод, Газохимический комплекс, магистральный газопровод «Сила Сибири», мост через Амур и др.). В связи с этим, начиная с 2017 года, в Амурской области наблюдается значительный рост числа заявленных вакансий (диаграмма 3).
Вместе с тем, большая часть из заявленных вакансий – 82,3%, или 24,5 тыс. мест, это вакансии по рабочим профессиям, предназначенным в основном для мужского населения (квалифицированные и неквалифицированные рабочие промышленности, строительства и транспорта, операторы производственных установок и машин, работники служб, осуществляющие охрану граждан и собственности, сборщики, водители и др.), что позволяет говорить о том, что женщины остаются в зоне социального риска.
Также проведем анализ состояния социальной защиты в рамках реализации социальной политики в регионе.
Социальная защита населения Амурской области включает в себя следующие аспекты (рисунок 1):
Рисунок 1. Аспекты социальной защиты в регионе
Кроме того:
• оказывается юридическая помощь и содействие в получении нотариальной помощи;
• производится информирование о наличии путевок в санаторнокурортные учреждения, стационарные учреждения.
Положительные моменты в системе управления социальной защитой следующие:
1. Социальная защита населения Амурской области обширна и включает в себя социальные выплаты и льготы; адресную помощь; опеку и попечительство, и пр.
2. Управление социальной защитой находится в ведении одного министерства, что повышает уровень прозрачности работы чиновников.
3. Министерство социальной защиты граждан, является заказчиком и исполнителем большого числа областных целевых программ, направленных на повышение уровня жизни населения региона.
В настоящее время отдельным категориям граждан предоставляются меры социальной поддержки за счет средств Российской Федерации и Амурской области в денежной форме (в виде регулярных и единовременных денежных выплат, и компенсаций) и натуральной форме (в виде социальных услуг, санаторно-курортного лечения).
Социальные пособия и пенсии, получаемые гражданами в денежной форме, индексируются. Необходимо отметить, что согласно Федеральному закону от 19.12.2016 № 444-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения порядка индексации выплат, пособий и компенсаций, установленных законодательством Российской Федерации, и приостановлении действия части 2 статьи 6 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», с 2018 года социальные выплаты (ЕДВ — ежемесячные денежные выплаты) индексируются по единому порядку: один раз в год с 1 февраля с установлением коэффициента индексации исходя из фактического роста потребительских цен в предыдущем году.
Размер повышения влияет только на пособия, которые выплачиваются из федерального бюджета. Перерасчет социальных пособий регионального уровня зависит от наличия дополнительных средств в бюджете региона.
По данным органов власти Амурской области, основными проблемами социальной защиты в регионе являются:
- недостаточность и высокая стоимость жилья для малообеспеченных категорий населения, особенно молодых семей;
- низкое качество услуг социальной сферы;
- низкая материально-техническая база учреждений социальной сферы;
- понижение уровня профессионализма кадров в социальной сфере вследствие низкого уровня оплаты труда.
2.2 Проблемы развития поддержки социально-незащищенных категорий граждан Амурской области и направления их решению
Необходимо отметить, что руководство региона уделяет большое внимание развитию социальной сферы: здравоохранения, образования, культуры и искусства, туризма и пр. Основными направлениями деятельности органов власти в социальной сфере, являются создание стройной системы ее организации и управления для максимального удовлетворения социальных потребностей жителей области, реализация приоритетных национальных проектов, ряда социально-ориентированных федеральных и областных законов.
В регионе используется наиболее подходящий, по мнению специалистов, метод управления развитием социальной сферы – программно-целевой. Метод представляет собой разработку, принятие и реализацию программ различного вида и уровня органами государственной власти, власти на региональном и муниципальном уровнях.
Основная ответственность за реализацию мер социальной политики и достижение плановых результатов по направлению поддержки социально-незащищенных категорий граждан в регионе возложена на Министерство социальной защиты Амурской области. Органы власти осуществляют мероприятия, в рамках реализуемой на территории региона социальной политики, с целью устранения недостатков социального развития и создания благоприятных социальных условий для граждан, нуждающихся в поддержке государства.
На сегодняшний день в рамках реализации социальной политики можно отметь как положительные, так и отрицательные моменты. Отрицательные моменты следующие:
- негативные тенденции ряда показателей социальной сферы: сокращение населения региона в условиях высокой смертности от различного рода заболеваний, снижение реальных располагаемых денежных доходов в условиях растущей инфляции и др.;
- снижение уровня финансирования ряда аспектов социальной сферы в условиях экономического кризиса;
- проблемы в системе управления социальной защитой: нехватка социального жилья, устаревшая материально-техническая база, кадровый голод в условиях низкого уровня заработных плат работников социальной сферы, что также упирается в снижение уровня финансирования. К примеру, по мнению экспертов, основной причиной недостатка кадров является низкая мотивация персонала, что связано с неудовлетворительным уровнем заработной платы ряда специалистов в социальной сфере;
- неоправданное увеличение числа льгот и льготников, сопровождаемое множеством нарушений и злоупотреблений при их распределении.