Файл: Государственная политика в сфере поддержки социально-незащищенных категорий граждан: современное состояние и перспективы совершенствования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2023

Просмотров: 219

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При нехватке финансовых ресурсов имеет место рост доходов от социальных выплат у населения, что может расцениваться как усиление роли государства в повышении уровня жизни. Органы власти, таким образом, пытаются сформировать положительный имидж в глазах рядовых жителей. Однако, при таком росте социальных выплат растет нагрузка на бюджеты различных уровней, что в условиях кризиса является негативным фактором.

Дополнительное финансирование социальной сферы из бюджетов различных уровней представляется маловероятной в условиях экономического кризиса и недополучения бюджетом нефтегазовых доходов при низких ценах на природные ресурсы. Нефтегазовый комплекс продолжает оставаться фундаментальной основой российской бюджетной системы: 50,2% доходов федерального бюджета и свыше 25% доходов консолидированного бюджета РФ. Поэтому поиск альтернативных источников финансирования необходим для социальной сферы.

Для значительного повышения сумм социальных выплат, а также общего оздоровления социальной сферы, повышения уровня финансирования программных мероприятий, необходимо:

- создание благоприятного инвестиционного климата для наполнения бюджета;

- развитие сектора малого и среднего предпринимательства на территории региона;

- привлечение частного капитала в работе государственных учреждений социальной сферы.

Увеличение социальных выплат невозможно без дополнительных вливаний в бюджет как федеральный, так и бюджеты иных уровней. Для пополнения бюджета, что важно для возможности увеличения сумм социальных выплат, предлагается усиление инвестиционной активности, привлечение бизнеса в регион и его муниципальные образования. С этой целью необходимо на региональном уровне усиливать значимость как финансовых, так и нефинансовых средств поддержки инвестора. Среди финансовых мер необходимо развивать:

1. Освобождение от арендной платы. Инвесторы, реализующие инвестиционный проект на территории области, могут быть освобождены от уплаты арендной платы за земельные участки, используемые в целях осуществления инвестиционной деятельности, в части платежей, зачисляемых в бюджет.

2. Компенсация процентной ставки по кредитам. Инвесторы, реализующие инвестиционный проект на кредитные средства, имеют возможность получить компенсацию процентной ставки по привлеченному кредиту.

Среди нефинансовых мер необходимо уделять внимание следующим:

- поддержка (направление) ходатайств и обращений в федеральные органы государственной власти Российской Федерации об оказании содействия инвесторам при реализации инвестиционного проекта;


- распространение позитивной информации об инвесторах;

- помощь в создании инфраструктуры бизнеса.

И здесь же возникает необходимость решения проблем малого и среднего бизнеса, который также является плательщиком налогов и сборов в бюджеты различных уровней. С этой целью возможна реализация следующих мероприятий:

1. Расширение мер альтернативной (прямому выделению денежных средств) поддержки с использованием финансовых ресурсов бюджета и привлекаемых коммерческих финансовых организаций. Совершенствование нормативно-правовой базы, содержащей критерии отбора субъектов малого предпринимательства на предоставление им поддержки.

2. Развитие консультационных форм поддержки для поиска источников финансирования предпринимательской деятельности.

3. Создание общественных организаций, союзов предпринимателей, противодействующих коррупции.

4. На время нестабильности экономики страны оставить неизменной налоговую нагрузку на субъекты малого предпринимательства (с уменьшением или сохранением на существующем уровне отчислении в фонды).

Последнее мероприятие является наиболее актуальным для наполнения бюджета и выполнения взятых государством социальных обязательств. В результате повышения налогового бремени возможно недополучение бюджетами средств, которые могут быть направлены на увеличение социальных выплат.

Указанные меры повышают качество жизни населения региона и снижают уровень бедности.

Применимо к сфере социального обслуживания социально незащищенных групп населения необходимы качественные изменения. Сфера социального обслуживания в российском обществе оказалась практически не затронутой рыночными преобразованиями, что привело к снижению качества многих социальных услуг, неэффективному использованию ресурсов, игнорированию потребностей отдельных групп населения. Одним из инструментов улучшения качества работы государственных учреждений социальной защиты населения может служить предлагаемая отдельными учеными маркетинговая модель, при которой ведущую роль призваны играть получатели услуг, чье мнение, касающееся преобразования и реконструкции социальных служб, должно учитываться в первую очередь. При указанной модели основное внимание должно уделяться оценке результативности конкретной социальной услуги, а граждане ощущают выгоды повышения операционной эффективности, которые часто проявляются в виде сокращения очередей, уменьшения времени ожидания и возможности решать свои проблемы без конфликтов.


К факторам адресности мер социальной защиты, развитие индивидуальных форм социальной поддержки, позитивно влияющих на качество жизни и социальное самочувствие нуждающихся граждан можно также отнести развитие новых направлений социального обслуживания граждан, таких как: учреждения социального обслуживания «на колесах», социальный туризм для пожилых людей в целях профилактики старения, строительство социальных жилых домов эконом-класса, предоставление специализированных транспортных средств во временное пользование или аренду для инвалидов, предоставление персональных средств коммуникации, самообслуживания в соответствии с индивидуальной программой реабилитации.

Необходимо увеличивать объемы ресурсного обеспечения мер социальной поддержки населения из внебюджетных и иных источников финансирования, в том числе за счет возрождения и развития благотворительного движения посредством всевозможных: фондов помощи, центров милосердия, обществ помощи инвалидам и престарелым, благотворительных акций отдельных предприятий и учреждений, крупных сетевых компаний и социально ориентированного бизнеса. Данные меры позволят повысить финансовые возможности программ поддержки социально-незащищенных категорий граждан.

Вывод по 2 главе.

В Амурской области имеются перспективы инновационного развития и выхода из экономического кризиса. Использование определенных финансовых механизмов будет способствовать пополнению регионального бюджета, а значит и развитию новых социальных программ государственной помощи социально-незащищенным категориям граждан.

Законами Амурской области и утвержденными государственными программами предусматриваются различные меры социальной поддержки указанной категории граждан: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, малообеспеченным семьям, инвалидам, ветеранам, детям войны, пенсионерам, реабилитированным и др. Законодательно регулируется комплекс мер, направленных на поддержку граждан, являющихся безработными.

Указанные меры повышают качество жизни населения региона и снижают уровень бедности. Однако в сфере социальной поддержки граждан необходимо проводить качественные изменения, разрабатывать индивидуальные формы социальной поддержки, оценивать качество предоставления услуг с учетом реальных условий трудной жизненной ситуации, в которой находится гражданин, а также факторов, влияющих на их улучшение.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследование проблем социальной политики, государственной социальной защиты населения, различных социальных групп в России проводится в последнее время довольно активно, начиная с конституционных основ российского государства, заканчивая анализом ситуации на уровне муниципальных районов.

Качество жизни социально незащищенных категорий граждан представляет сложную структуру взаимосвязей ее составляющих: качество здоровья, качество питания, качество жилищных условий, качество необходимого набора услуг, качество предоставляемых льгот и т.д. Это предполагает необходимость выявления новых подходов к созданию программ и выработке политики обеспечения качества жизни социально-незащищенных категорий граждан.

В ходе настоящего исследования было установлено, что в Российской Федерации функции и конституционные обязанности государства в социальной сфере распределяются между федеральным уровнем и уровнем субъектов федерации и регулируются законодательством, что социальная деятельность государства осуществляется через представительные и исполнительные органы, которые, в свою очередь, определяют задачи и основные направления социальной политики на федеральном, региональном и местном уровнях.

Мы рассмотрели различные трактовки понятия «социальная защита» и выявили, что различные исследователи определяют это понятие как в узком, так и в широком смысле, однако исследователи признают различный уровень потребности граждан и способы оказания им социальной помощи. В свою очередь различные физиологические нужды и духовные запросы порождают различные социальные проблемы и определенные конкретные социальные задачи, влияющие на адресность социальной поддержки граждан.

Было установлено, что проблемы социально-незащищенных категорий граждан неразрывно связаны с социально-экономическими проблемами государства и решение одних проблем невозможно без принятия мер в области экономики, предпринимательства, иных институтов социальной сферы. Перед государством стоит сложная задача, которая заключается в соблюдении баланса между полным обеспечением населения социальных гарантий и недопущением порождения социального иждивенчества. Избыточность социальных льгот может привести к нарастанию социальных обязательств государства при нехватке бюджетных средств и неэффективности системы социальных льгот, замедлению реформирования иных сфер экономики и социальных институтов.


Вместе с тем, на государственном уровне до сих пор не созданы научно-обоснованные методики и технологии, которые были бы ориентированы на работу с конкретными группами социально-незащищенной категории граждан: инвалидами, одинокими и больными людьми, беженцами, бомжами, безработными и др. Отсутствует описание технологий, которые содержали бы подробное описание задач, ресурсов, мер, действий и других составляющих, которые позволили бы помочь нуждающемуся в государственной поддержке человеку решить имеющиеся у него проблемы.

Наличие указанных противоречий было рассмотрено на примере одного из регионов Российской Федерации – Амурской области. На территории региона, несмотря на высокий потенциал, существуют проблемы социально-экономического характера. Это высокая доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, большая часть из которых являются работающими гражданами трудоспособного возраста, что говорит о низких доходах населения, занятого в низкооплачиваемых отраслях экономики, это неблагоприятная демографическая ситуация, связанная с превышением смертности над рождаемостью и высоким оттоком населения в западную часть Российской Федерации, высокий уровень безработицы, в том числе в сельских районах области и многие другие.

На уровне региона действуют программы социальной направленности, которые обеспечивают гарантии социальных выплат по различным направлениям: помощь малообеспеченным семьям, социальную поддержку инвалидов, людей пенсионного возраста и др., а также меры поддержки гражданам, нуждающимся в изменении жилищных условий или оставшихся безработными.

Кроме того, на уровне региона в настоящее время реализуются крупномасштабные федеральные проекты по шести центрам экономического развития (газопереработки, добычи полезных ископаемых, агропромышленного, энергетического, туристско-рекреационного и космического), которые позволят создать новые рабочие места, обеспечат прирост налоговых поступлений в бюджет области, что позволит улучшить качество жизни населения области в целом и значительно расширит возможности региона для решения поставленных на государственном уровне социальных задач.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2014. - № 31. - Ст. 4398.