Файл: Государственная политика в сфере поддержки социально-незащищенных категорий граждан: современное состояние и перспективы совершенствования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2023

Просмотров: 215

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для понимания их сущности и взаимосвязи, остановимся на них подробнее.

Личностные социальные проблемы часто рассматриваются через типологию трудных жизненных ситуаций. В частности, к ним относится, инвалидность. По данным Росстата на 01.01.2018 общая численость инвалидов в России составила 12,1 млн. человек, на каждую 1000 человек населения приходится 82,5 инвалидов. В общей численности преобладают люди старше трудоспособного возраста – 7,9 млн. человек (65,3%), далее – люди трудоспособго возраста – 3,6 млн. человек (29,4%), дети-инвалиды – 651,0 тыс. человек (5,8%). Данные об общей численности, приходящиеся на на 1000 человек населения представлены в приложении 1.

В достаточно сложной ситуации оказываются и люди пожилого возраста, доля мужчин старше 60 лет и женщин старше 55 лет от всего населения по состоянию на 01.01.2018 составила 25,4% (с 2005 года показатель вырос на 5%).

Соотношение общей численности пенсионеров, получающих пенсии по старости от общей численности пенсионеров в Российской Федерации и сведения об общей численности пенсионеров (всех получателей данного вида социальной помощи), приходящаяся на 1000 человек населения представлены в приложении 2.

С учетом того, что государственная поддержка указанной категории граждан в нашей стране развита недостаточно, инвалидов и пенсионеров можно отнести к особой социально-демографической группе, которая характеризуется низкой возможностью получения образования (переквалификации) и трудоустройства (доля работающих инвалидов в общей численности состоящих на учете в системе Пенсионного фонда Российской Федерации составляет 14,3%), невысоким уровнем дохода, социальной изоляцией.

Подобные проблемы характерны и для других социально-незащищенных слоёв населения: многодетных и малообеспеченных семей, матерей-одиночек, ветеранов боевых действий, людей, пострадавших от техногенных аварий, беженцев, бездомных и пр. Многие из них, в меру своих социально-психологических установок также не всегда адекватно ведут себя в социуме, часто оказываясь неготовыми к самым обычным жизненным ситуациям, например, собеседованию с работодателями. Поэтому они тяготеют к избирательному общению с подобными себе людьми, объединяясь в формальные и неформальные организации, оценивая качество своей жизни лишь по уровню материальной обеспеченности и игнорируя другие собственные потребности.

Все вышеназванные проблемы неразрывно связаны с социально-экономическими проблемами общества, к которым можно отнести рост цен, в т. ч. тарифов на коммунальные услуги, товары первой необходимости, инфляцию, отсутствие доступного качественного медицинского обслуживания, несоответствие системы образования требованиям рынка труда, неудовлетворительное состояние жилищно-коммунального хозяйства, неблагоприятные условия для развития науки и малого бизнеса, предпринимательской самореализации граждан.


Прямым результатом социально-экономических проблем является, в частности, появление социально-незащищённой категории граждан, проживаемых за чертой бедности. Величина прожиточного минимума по России в среднем на душу населения за третий квартал 2018 года составила 10451 рубль, при том, что стоимость условного (минимального) набора продуктов питания составила за указанный период в среднем 3858 рублей, стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг – 15311 рублей. Фактически, эти средства позволяют обеспечить только самый минимальный уровень потребностей индивида.

По данным Росстата в 2017 году численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума (так называемый «уровень бедности») в России составлял 19,3 млн. человек или 13,1% – именно это количество граждан не может обеспечить себе и своей семье достойный уровень жизни с учетом сложившихся в обществе стандартов (приложение 3).

По итогам выборочного наблюдения доходов населения и участия в социальных программах в 2016 году 48,7% малоимущих домашних хозяйств от общего числа обследованных проживали в городах, 52,2% - в сельских поселениях, 63,7% малоимущих домохозяйств состояли из четырех и более человек, 19,8% имели трех и более детей, 55,1% находились в трудоспособном возрасте, 31,9% были заняты в экономике, то есть являлись работающими (из них доля работающих граждан пенсионного возраста составила всего 1%) – все эти данные требуют тщательного анализа для выработки стратегии государственной социальной политики с целью поддержки социально-незащищенных категорий граждан.

Стоит также отметить, что из числа малоимущих граждан 2,3% обследованных являлись получателями пособия по безработице. В настоящее время безработица становится реальным фактором бедности, которая охватывает группы трудоспособного населения, образованного и профессионально подготовленного. В 2017 году численность экономически активного населения страны составила 72,1 млн. человек (49,1% от всего населения), 4,0 млн. человек признаны официально безработными (приложение 4). Люди, из-за отсутствия подходящих рабочих мест, не могут реализовать свою рабочую силу на рынке труда и вследствие этого лишаются основного источника заработка для поддержания нормального уровня жизни. К радикальному решению проблемы безработицы относится отъезд за рубеж, в результате чего Россия лишается одарённых кадров, что, в свою очередь усугубляет проблемы социального характера.

Следовательно, можно заключить, что социально-экономические проблемы современного российского общества обусловлены, как объективными причинами (отсутствие свободного доступа к собственности, науке, здравоохранению, отсутствие программ комплексного развития потенциала людей, неэффективная государственная политика развития экономики и распределения национального дохода и пр), так и субъективными причинами: низким уровнем предпринимательской и правовой культуры, пассивностью общества, неадекватными установками и стереотипами относительно явлений экономической жизни. С одной стороны, граждане имеют представление о стандартах жизни в развитых обществах, но с другой стороны у них нет чёткого представления о том, как они достигаются.


1.3. Правовое регулирование сферы поддержки социально-незащищенных категорий граждан

Конституция РФ, как высший закон государства, закрепляет право граждан:

- на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей (ст. 39);

- на защиту материнства и детства (ст. 38);

- на судебную защиту (ст. 46);

- на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53).

Также закрепляется право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41).

Конституция не только провозгласила право граждан на социальную защиту, но и четко определяет пути его реализации.

Среди основных приоритетных направлений в развитии социальной сферы на государственном уровне в настоящее время выступают[12]:

1. Обеспечение роста денежных доходов населения и уменьшения их дифференциации, улучшения пенсионного обеспечения в ходе проведения пенсионной реформы и усиления адресности социальной поддержки населения, предполагающей перераспределение социальных расходов в пользу малоимущих, а также денежные выплаты наиболее нуждающимся гражданам.

2. Сокращение социальной и экономической бедности, укрепление социальной безопасности граждан, подверженных риску ухудшения материального благосостояния, влекущего за собой наступление бедности.

3. Развитие института образования и здравоохранения на основе полноценных финансовых вложений, грантовых программ поддержки интеллектуального потенциала граждан.

4. Создание условий для гарантированного доступа к высококачественному образованию и системе здравоохранения.

5. Построение эффективной государственной системы социальной защиты граждан, не способных самостоятельно решать проблемы поддержания необходимого уровня жизни, предполагающей выстраивание взаимодействия с неправительственными организациями на основе социального партнёрства и сотрудничества.

6. Развитие системы социального страхования пенсионеров, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

7. Обеспечение экономического роста, позволяющего трудоспособному населению самостоятельно удовлетворять жизненно важные потребности, за счет включенности в экономическое производство.


8. Развитие рынка труда и занятности.

9. Приведение трудового законодательства в соответствие с современными рыночными условиями.

10. Создание государственной программы по решению демографической проблемы в стране.

Законодательством Российской Федерации предусмотрено оказание следующих категорий социальных услуг:

- финансовая или материальная помощь;

- предоставление услуг социального работника на дому;

- медицинское обследование и лечение в стационаре;

- предоставление временного жилья;

- предоставления дневного пребывания в помещениях социального обслуживания;

- оказание юридической помощи;

- оказание услуг реабилитации.

Отдельные направления оказания социальной помощи представлены в приложении 5.

Материальная помощь выделяется гражданам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, посредством предоставления продуктов питания, топлива, вещей первой необходимости, технических средств для реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постоянном уходе.

В организациях социального обслуживания предоставляются юридические консультации по вопросам бытового, медицинского обеспечения жизнедеятельности, психолого-педагогической помощи. В частности, оказание выше перечисленных видов помощи населению, апробированы в ходе реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 22.08.2005 № 534 «О проведении эксперимента по созданию государственной системы оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам».

Социальные работники непосредственно осуществляют меры социальной защиты населения, социального обслуживания и помощи нуждающимся.

Государство занимается формированием федеральных систем по оказанию социальной защиты населения для исполнения различных видов государственной деятельности – исполнения социальной политики для оказания социальной поддержки гражданам, социального обслуживания граждан, регулирования вопросов, связанных с укреплением института брака и семьи, охраны, безопасности прав детей, а также реализации программ демографической политики Российской Федерации.

Нормативно-правовая база социальной защиты населения представляет собой массив правовых норм, обеспечивающих гарантии социальной защиты граждан.

Необходимо отметить, что федеральное законодательство определяет приоритетные направления государственной политики в отношении пенсионеров, инвалидов, молодежи, семей с детьми, и др. категорий населения; регламентирует порядок предоставления и оплаты социальных услуг, а также устанавливает функциональные полномочия органов местного самоуправления в сфере социального обслуживания. Элементами нормативной базы социальной защиты населения в РФ являются федеральные законы:


- ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации»;

- ФЗ «О государственной социальной помощи»;

- ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»;

- ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в РФ»;

- ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»;

- закон РФ «О занятости населения в РФ»;

- закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»;

- ФЗ «О страховых пенсиях»;

- ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

- ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в граждан в РФ»;

- ФЗ «О ветеранах» и другие.

Принятие данных законов обусловило вступление в силу целого ряда норм, реализация которых непосредственно связана с осуществлением социальной защиты населения.

В 2013 году был принят Федеральный закон № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». В законе четко прописаны принципы, условия и порядок предоставления, а также состав и содержание социальных услуг, определены основания для признания граждан нуждающимися в социальном обслуживании. Вводится социальное сопровождение.

Российское законодательство в сфере социальной защиты населения строится на основе следующих принципов:

- принцип социальной справедливости;

- принцип системности;

- принцип комплексности;

- принцип адресности;

- принцип превентивных (предупредительных) мер по социальной защите;

- принцип многосубъектности социальной защиты.

Вместе с тем, отдельные исследователи проблем формирования государственной политики в сфере поддержки социально-незащищенных категорий граждан (Н.Ю. Воробьева, О.Е. Грачева, П.Н. Байматов и др) отмечают, что в Российской Федерации до сих пор не созданы научно-обоснованные методики и технологии, ориентированные на работу с конкретными группами социально-незащищенной категории граждан: инвалидами, одинокими и больными людьми, беженцами, бомжами, безработными и др. – технологии, которые содержали бы подробное описание задач, ресурсов, мер, действие и других составляющих которые позволили бы помочь нуждающемуся в государственной поддержке человеку решить имеющиеся у него проблемы.

По мнению Хубулури Е.И., в большинстве регионов отсутствует практика мониторинга эффективности социальной помощи, а несформированность рынков социальных услуг в России обусловлена и недостаточным участием в этой сфере деятельности негосударственных организаций.[13] Кроме того, имеются такие проблемы, как низкий уровень информированности граждан о деятельности органов власти, как федеральных, так и региональных, низкая оценка гражданами тех сторон работы государственного аппарата, которые напрямую связаны с контактами госслужащих с населением, обеспечением интересов граждан, открытостью госслужбы для общественного контроля.