Файл: Особенности политики мотивации персонала малых предприятий.pdf
Добавлен: 29.04.2023
Просмотров: 83
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОЛИТИКИ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
1.2. Формирование и практическое применение мотивов
2. АНАЛИЗ ПОЛИТИКИ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА НА ПРИМЕРЕ ООО «МЕДИО-ПУЛЬС»
2.1. Анализ мотивационной политики на малом предприятии
2.2. Рекомендации по совершенствованию политики мотивов персонала на малом предприятии
К видам материального (экономического) стимулирования относится компенсационный план ООО «Медио-Пульс». ООО «Медио-Пульс» имеет свою структуру компенсационного плана. Этот план включает следующие элементы: постоянную часть оплаты труда и переменную часть: премии и бонусы. Каждая должность имеет свою структуру заработной платы. Администратор, бухгалтер, продюсер, журналист и уборщица имеют повременную форму оплаты труда. Их вознаграждение определяется по количеству отработанных единиц времени (часов) и зависит от тарифной ставки. Повременно-премиальная система оплаты труда не применяется. Базовые оклады работников мы можем увидеть в таблице 2.1.
Таблица 2.1 - Должностные оклады сотрудников ООО «Медио-Пульс» за 2018 г.
Должность |
Месячный базовый оклад в руб. |
Кол-во штатных единиц |
Общий ФОТ, руб. |
Главный врач |
30000 |
1 |
30000 |
Врач-хирург |
30000 |
3 |
90000 |
Врач-терапевт |
24000 |
9 |
216000 |
Врач-ревматолог |
21000 |
2 |
42000 |
Врач-кардиолог |
18000 |
2 |
36000 |
Врач-невролог |
18000 |
2 |
36000 |
Врач-эндокринолог |
18000 |
2 |
36000 |
Гинеколог |
18000 |
8 |
144000 |
Врач ультразвуковой диагностики |
18000 |
2 |
36000 |
Базой для расчета оплаты труда ООО «Медио-Пульс» при простой сдельной форме являются расценки за единицу оказания медицинской услуги. Сдельная оплата труда применяется для врача-эндокринолога, гинеколога, врача ультразвуковой диагностики и главного врача, где базой расчета оплаты труда является содержание одной полосы. Стоимость одного приема составляет 300 руб., а одного анализа - 100 рублей.
К переменной части оплаты труда относятся бонусы, которые могут получить работники ООО «Медио-Пульс». По итогам трехмесячной работы всех работников ООО «Медио-Пульс», определяется самый продуктивный в двух номинациях. Первая номинация – наибольшее количество оказанных медицинских услуг, а вторая наибольшее количество обслуженных пациентов, которые ранее не обращались в ООО «Медио-Пульс» сотруднику выплачивается бонус от 3000 до 5000 рублей.
Среди других экономических методов стимулирования в ООО «Медио-Пульс» имеют место дополнительные материальные стимулы в связи с таких праздников, как дни рождения сотрудников и новый год. В ООО «Медио-Пульс» принято дарить сотрудникам на день рожденья и Новый год по 1 000 рублей.
Нематериальные методы стимулирования труда, используемые в ООО «Медио-Пульс» имеют свои особенности. Главный врач ООО «Медио-Пульс» заинтересован в каждом сотруднике и старается создавать благоприятный психологический климат. В тот же момент в ООО «Медио-Пульс» есть жесткий подход к дисциплине и правилам поведения в рабочее время, что прописано в корпоративной культуре ООО «Медио-Пульс».
Для сплочения коллектива ООО «Медио-Пульс» устраиваются корпоративные праздники, посещение кино и кафе. В таких мероприятиях участвует весь персонал ООО «Медио-Пульс». Праздники проводятся в красивых ресторанах, где каждый может вкусно поужинать, отдохнуть, пообщаться друг с другом. Корпоративные праздники дают возможность сотрудникам ООО «Медио-Пульс» поближе узнать друг друга, что способствует более слаженной работе в коллективе.
Для определения источников мотивации сотрудникам был предложен опросник. Знание источников мотивации позволяет составить, образно говоря, «мотивационную карту» сотрудника ООО «Медио-Пульс». У каждого человека можно выявить все источники мотивации, но степень их выраженности будет различна. Авторы опросника Джон Барбуто и Ричард Сколл выделили пять источников мотивации:
- Внутренние процессы: желание получать удовольствие и наслаждение от процессов деятельности.
- Инструментальная мотивация: желание осязаемых внешних вознаграждений, таких как плата, премии и т. п.
- Внешняя концепция Я: желание принятия и поддержания своих черт, компетентности и ценностей со стороны других индивидуумов или референтной группы.
- Внутренняя концепция Я: желание отвечать собственным стандартам черт, компетентности и ценностей.
- Интернализация цели: желание достигать целей, соответствующих интернализованным (присвоенным, ставшими внутренними) ценностям[43].
По данным тестирования главного врача, отображенных графически на рисунке 2.1, можно сделать вывод, что наиболее значимым является самосовершенствование и достижение более высокого уровня компетентности. На втором уровне мотивации стоят внешние осязаемые результаты, награды, премии, продвижение по службе.
Рисунок 2.1 - Мотивационная карта главного врача ООО «Медио-Пульс»
Источником мотивации для врача-хирурга (рисунок 3.2) является «внутренняя концепция Я» и «внешняя концепция Я». Для него важно достижение высокого уровня компетентности и иметь ценность в глазах своих сотрудников и руководителя.
Рисунок 2.2- Мотивационная карта врача-хирурга ООО «Медио-Пульс»
Из рисунка 2.3 можно сделать вывод, что для врача-терапевта не имеет значения «инструментальная мотивация», т.е. не важны материальные стимулы. Для продюсера на первом место стоит самосовершенствование, а на втором месте – получение удовольствия от процесса работы.
Рисунок 2.3- Мотивационная карта врача-терапевта ООО «Медио-Пульс»
Для врача-ревматолога (рисунок 2.4), как и для других сотрудников важной является «внутренняя концепция Я»: желание отвечать собственным стандартам черт, компетентности и ценностей. Так же присутствует стремление к самовыражению, к высоким достижениям, к реализации своих личных целей и целей коллектива, преодолению вызовов и самоактуализация.
Рисунок 2.4- Мотивационная карта врача-ревматолога ООО «Медио-Пульс»
Исходя из мотивационной карты врача-кардиолога (рисунок 2.5), мы можем видеть, что для него важна как «инструментальная мотивация», так и «внутренняя концепция Я». Но, также немаловажным является и сам процесс работы.
Рисунок 2.5- Мотивационная карта врача-кардиолога ООО «Медио-Пульс»
Мотивационная карта врача-невролога (рисунок 2.6) очень схожа с мотивационной картой главного врача. Для врача-невролога источником мотивации является внешние осязаемые результаты, награды, премии, продвижение по службе.
Рисунок 2.6- Мотивационная карта врача-невролога ООО «Медио-Пульс»
Для врача-эндокринолога и для гинеколога важнее всего является «инструментальная мотивация». Для врача-эндокринолога имеет определенное место и мотивация через самосовершенствование и стремление к высоким результатам. А для гинеколога мотивацией является признание результатов ее работы коллективом и руководителем.
Рисунок 2.7 - Мотивационная карта врача-эндокринолога ООО «Медио-Пульс»
Рисунок 2.8 -Мотивационная карта гинеколога ООО «Медио-Пульс»
Анализируя данные опросника можно сделать следующий вывод: мотивационные карты сотрудников отличаются друг от друга. Инструментальная мотивация не у всех сотрудников стоит на первом месте. Основная часть персонала работает, чтобы самосоверштвоваться, достичь определенного уровня компетенции и реализовать свои способности. Чтобы создать высокую мотивацию, необходимо создать условия для удовлетворения потребностей каждого работника.
В таблице 2.2 отражены основные экономические показатели деятельности ООО «Медио-Пульс».
Таблица 2.2 - Основные экономические показатели деятельности ООО «Медио-Пульс» 2016-2018 гг.
Показатели |
ООО «Медио-Пульс» |
||||
№1 Стационар |
№2 Поликлиник ка |
№3 Параклиника |
№4 Общебольничный немедицинский персонал |
№5 Лаборатория Психо-Физиологического Обследования (ЛПФО) |
|
Запись, чел. |
6000 |
4000 |
6000 |
6000 |
6000 |
Количество обложенных пациентов, чел. |
4600 |
4000 |
4545 |
4014 |
1093 |
Выручка от всех видов платных услуг, руб. |
2301470 |
2043370 |
2285400 |
1919000 |
1635740 |
Расходы, руб. |
1761383 |
1772007 |
1986442 |
1613416 |
1734888 |
Прибыль, руб. |
540087 |
271363 |
298958 |
305584 |
-99148 |
Общая рентабельность, % |
31 |
15 |
15 |
19 |
0 |
Общая убыточность, % |
0 |
0 |
0 |
0 |
6 |
Рентабельность, % |
23 |
13 |
13 |
16 |
0 |
Убыточность продаж, % |
0 |
0 |
0 |
0 |
6 |
За период с 2016 по 2018 гг. было записано во всех отделениях и ООО «Медио-Пульс» по 6000 человек и в поликлинике ООО «Медио-Пульс»- 4000. Количество обслуженных пациентов в стационаре ООО «Медио-Пульс» был самым большим, а в Лаборатории психофизиологического обследования (ЛПФО) снизился в два раза, что может говорить о том, что падает доверие пациентов к данному типу услуги. Доходы ООО «Медио-Пульс» тоже постепенно снижаются. Расходы имеют почти одинаковую динамику. Прибыль ООО «Медио-Пульс» была наибольшей в стационаре, а в Лаборатории психофизиологического обследования ООО «Медио-Пульс» оказалась в убытке.
Показатели общей рентабельности ООО «Медио-Пульс» показывают долю прибыли в каждом заработанном рубле. Показатели рентабельности от реализации медицинских услуги показывают, какую сумму прибыли получает ООО «Медио-Пульс» с каждого рубля оказанной медицинской услуги. В последнем отделении рентабельность от реализации медицинских услуги равна нулю. Это показывает, что себестоимость оказанных медицинских услуг выше, чем заработок от ее реализации и ООО «Медио-Пульс» работает в убыток.
Таким образом, в ходе анализа экономического состояния ООО «Медио-Пульс» мы можем заметить, что тенденция показателей негативная. Доходы ООО «Медио-Пульс» сокращаются, расходы увеличиваются, рентабельность снижается и достигает отрицательных показателей, количество оказанных медицинских услуг снижается. Причинами этого могут быть увеличивающееся количество конкурентов в форме платных медицинских кабинетов, не удовлетворение пациентов качеством медицинских услуг ООО «Медио-Пульс», не полная отдача сотрудников и их неудовлетворенность работой или недопонимания и конфликты с руководителем.
2.2. Рекомендации по совершенствованию политики мотивов персонала на малом предприятии
Эффективная система стимулирования персонала должна включать в себя весь комплекс стимулов материального и нематериального стимулирования. Для того, чтобы создать эффективную систему мотивации и стимулирования персонала в ООО «Медио-Пульс», которая позволит направить деятельность работников на достижение главных ее целей мы рекомендуем:
-
- принять во внимание потребности персонала, согласно, мотивационной карты каждого работающего в ООО «Медио-Пульс», и разработать для них свою систему стимулирования;
- разработать систему грейдов, чтобы работники могли видеть свои перспективы и стремиться к их достижению;
- каждому сотруднику ООО «Медио-Пульс» предоставить такой социальный пакет, который удовлетворял бы его потребности;
- пересмотреть политику, которая проводится главным врачом по отношению к своим подчиненным, применять стили управления, наиболее приемлемые для работников ООО «Медио-Пульс»;
- для достижения целей ООО «Медио-Пульс», принять на работу компетентного маркетолога.
Таким образом, по мере устранения изложенных выше проблем, будет создана система мотивации и стимулирования персонала, которая сможет направить деятельность работников на достижение целей ООО «Медио-Пульс».
Для каждого сотрудника ООО «Медио-Пульс»должна быть разработана своя система стимулирования, так как у всех работников различные мотивационные карты.
Исходя из мотивационной карты главного врача, у него на первом уровне стоит «внешняя концепция Я», а на втором – «инструментальная мотивация». Для того, чтобы удовлетворить потребность главного врача в самосовершенствовании и повышении компетентности, ему необходимо предоставить самостоятельность в решении поставленных задач и позволять ему проявлять свои творческие способности. Вмешиваться только в том случае, когда требуется помощь. Главному врачу необходимо предоставить возможность для дальнейшего обучения и развития с целью максимального использования своего внутреннего потенциала. Поручать сложные и значимые задания, требующие максимального напряжения усилий, а также оценивать и признавать заслуги подчиненных.