Добавлен: 29.04.2023
Просмотров: 122
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты принятия управленческих решений предприятия
1.1. Организация и типология управленческих решений
1.2. Характеристика процесса принятия управленческих решений
1.3. Развитие основ процесса принятия управленческих решений
2. Анализ системы принятия решений в ООО «ЛУКОЙЛ»
2.1. Общая характеристика ООО «ЛУКОЙЛ»
2.2. Характеристика особенностей процесса принятия решений в ООО «ЛУКОЙЛ»
3. Повышение эффективности системы принятия решений ООО «ЛУКОЙЛ»
3.1. Основные направления совершенствования процесса принятия решений в ООО «ЛУКОЙЛ»
3.2. Оценка эффективности предложенных мероприятий
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы курсовой работы связана с тем, что эффективное принятие управленческих решений – залог успеха в существовании и развитии любой организации. В последние 20–30 лет появились подходы, рассматриваемые многими как универсальное средство решения всех сложных проблем. Наибольшую известность среди них получил так называемый системный подход.
Любая компания, работающая в условиях динамичного рынка, хочет она того или не хочет, явно или подсознательно, ставит перед собой определенные цели, разрабатывает пути достижения поставленных целей, корректирует свою деятельность в зависимости от получаемых результатов и изменения внешней и внутренней среды, – разрабатывает стратегию своей деятельности и осуществляет ее коррекцию. Иначе она просто не выживает.
Основой любого управления является мониторинг и анализ деятельности организации, мониторинг и анализ внешней и внутренней среды, принятие адекватных управленческих решений по корректировке деятельности.
Эффективное принятие решений необходимо для выполнения управленческих функций направленных на реализацию этого решения, поэтому процесс принятия решений – центральный пункт теории управления.
При управлении организацией требуется большое количество различной информации, отражающей значимые аспекты деятельности. В процессе принятия управленческих решений используется разнообразная по своей сути и свойствам информация, поступающая из различных источников, имеющая различные критериальные показатели. В результате, возникает ряд противоречий между большими массивами информации, которые находятся в распоряжении и на согласовании ее содержания [4,с.491].
Таким образом, особую значимость обретает поиск таких организационно‐ управленческих форм модификации полной совокупности информационных ресурсов, при управлении производственно‐хозяйственной деятельностью, которые позволят гарантировать достижение требуемых результатов от реализации решения и приведут к качественным изменениям самой организации.
Предмет исследования: процессы принятия решений.
Объект исследования: ООО «ЛУКОЙЛ».
Целью работы является комплексное изучение принятия решений в процессе управления промышленным предприятием на примере ООО «ЛУКОЙЛ».
Задачами работы являются следующие элементы:
- раскрытие сущности системы принятия решений в процессе управления промышленным предприятием,
- провести анализ типологии управленческих решений,
- разработка комплекса мероприятий по совершенствованию процесса принятия решений,
- оценка эффективности предлагаемых мероприятий.
Информационной базой послужили методологические материалы, учебная, научная, методическая литература по рассматриваемому вопросу, проблемные статьи в средствах массовой информации, электронные ресурсы удаленного доступа.
Над технологией принятия эффективных управленческих решений работали такие ученые, как Вяткин В., Казак А., Бочкарев А., Кондратьев В., Краснова и многие другие.
Для достижения цели исследования были использованы следующие методы: сравнительный метод; изучение монографических публикаций и статей, аналитический метод.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
1. Теоретические аспекты принятия управленческих решений предприятия
1.1. Организация и типология управленческих решений
Управленческие решения – это выбор лица, принимающего решения, из возможных альтернатив, который направлен на достижение целей организации. Лицо, принимающее решение, обычно наделено компетенциями и правами для осуществления управленческого решения [13]. Решение должно быть основано на определенной информации, полученной из анализа внутренней и внешней ситуации на рынке, экономической обоснованности выбранной альтернативы, прогнозирования, полученного ранее опыта и других факторов, влияющих на выбор правильного решения.
Эффективность решения определяется полученным результатом от выбранной альтернативы. Объектом управленческого решения может выступать организация или отдельные бизнес–процессы, а также круг вопросов и проблем, необходимых для решения. Субъектом управленческого решения выступает лицо, принимающее решение либо управляющая система. Управленческое решение, в отличие от простого решения, является связующим между субъектом и объектом управления, базируется на осознанном выборе оптимальной альтернативы, найденной в результате анализа имеющихся данных, и подразумевает использование решения для достижения результата [14].
Управленческие решения подразделяются на основные, вспомогательные и обслуживающие [8,с.11].
Рассмотрим более подробно то, как выделяется типология управленческих решений по ряду показателей, что позволяет установить несколько групп. Они немногочисленны, но каждая обладает набором специфических признаков [14].
Первая группа. Управленческие решения выделяются по степени разработки:
- Запрограммированные принимаются как результат последовательных шагов по стандартной методике или четких правил, разработанных заранее;
- Незапрограммированные будут требовать формирование новой процедуры или принципов. Руководителям необходимо их принимать в уникальных и новых проблемных ситуациях [2,с.787].
Вторая группа. Решения можно классифицировать по степени обоснования. Исходя из данного критерия, они делятся на следующие: интуитивные (подсознательные), которые принимают руководители на основании представления о том, что они поступают правильно; логические будут вырабатываться на основании опыта, знаний и суждений; рациональные основываются на проведении объективного анализа проблемных сложных ситуаций, используя научные методы и компьютерные технологии [13].
Третья группа. Управленческие решения классифицируются по возможности их реализации: допустимые способны удовлетворять любым ограничениям и реализовываться на практике; недопустимые (нереалистичные) не отвечают ряду ограничений [11,с.19].
Четвертая группа. Управленческие решения классифицируются по степени достижения конечной цели. Они могут быть: неразумные (недопустимые), которые не приводят к результату; удовлетворительные, приводящие к достижению конечной цели и обеспечивающие приемлемый результат; оптимальные же руководитель выбирает в том случае, если достигается идеальное решение [11,с.20].
Пятая группа. Управленческие решения выделяются также по признаку инновационности: рутинные, которые принимаются на основании известных способов действий; селективные основываются на выборе единственной альтернативы из конкретного набора; адаптивные принимаются, если ситуация потребует некоторой модификации общепринятых вариантов; инновационные будут выделяться в особых условиях, если проблему нельзя решить при помощи известных принципов действий, требуя формирования новых вариантов, неиспользуемых до настоящего момента [11,с.21].
Шестая группа. Управленческие решения классифицируются по масштабу изменений, которые вносятся в организацию. Исходя из данного параметра, выделяют: ситуационные, которые не будут предусматривать глобальные изменения и связываются с разрешением текущих проблем в организации; реорганизационные включают в себя применение значительных мер (перестройка всей структуры, разработка иной стратегии в компании) [11,с.24].
Седьмая группа. Управленческие решения классифицируются по времени своего действия. На основании этого выделяются: стратегические, которые нацелены на достижение долгосрочной цели организации; тактические преследуют выполнение среднесрочных, промежуточных задач компании; оперативные принимает руководитель ежедневно для того, чтобы достигать краткосрочные цели и выполнять текущие работы в организации [11,с.25].
Восьмая группа. Управленческие решения можно подразделить в соответствии со сферой деятельности компании. Так, выделяют следующие: производственные; маркетинговые; финансовые [11,с.19]. Поэтому качество управленческих решений будет зависеть от правильно подобранного его типа [9, с.117].
1.2. Характеристика процесса принятия управленческих решений
Принятие рациональных решений требует целостного (системного) подхода к разработке, принятию и реализации управленческих решений Использование системного подхода при принятии решений вызывает все более широкий интерес со стороны специалистов по управлению и руководителей предприятий [12,с.45].
Системный подход является основным методологическим инструментом принятия управленческих решений, который предусматривает планомерное исследование объектов познания как сложных динамических систем, состоящих из отдельных элементов и имеющих многочисленные внутренние и внешние связи. Такой подход обеспечивает глубокое исследование объекта с выявлением его значимых причинно–следственных связей с учетом их динамичности, взаимодействия, взаимозависимости, комплексности, целостности[1, с.31].
Таким образом, системный подход дает возможность при принятии любого решения определить все взаимосвязи и с учетом их установить влияние этого решения на поведение как всей системы, так и отдельных ее частей.
С учетом применения системного подхода технология менеджмента рассматривает управленческое решение как процесс, состоящий из трех стадий: подготовка решения: принятие решения; реализация решения.
На стадии подготовки управленческого решения проводится экономический анализ ситуации на микро и макроуровне, включающий поиск, сбор и обработку информации, а также выявляются и формируются проблемы, требующие решения [5, с.110].
На стадии принятия решения осуществляется разработка и оценка альтернативных решений и курсов действий, проводимых на основе многовариантных расчетов; производится отбор критериев выбора оптимального решения; выбор и принятие наилучшего решения [4, с.53].
На стадии реализации решения принимаются меры для конкретизации решения и доведения его до исполнителей, осуществляется контроль за ходом его выполнения, вносятся необходимые коррективы и дается оценка полученного результата от выполнения решения [3, с.76].
Каждое управленческое решение имеет свой конкретный результат, поэтому целью управленческой деятельности является нахождение таких форм, методов, средств и инструментов, которые могли бы способствовать достижению оптимального результата в конкретных условиях и обстоятельствах [14].
Различают два аспекта эффективности управленческих решений: целевой–отражает меру достижения целей организации; затратный – экономичность способов преобразования ресурсов в результаты производства [6,с.109].
Эффективность деятельности предприятия зависит от следующих факторов: качества целеполагания, то есть соответствия планируемых целей; требованиям внешней среды, возможностям предприятия и интересам персонала; силы и направленности мотиваций, побуждающих членов организации к достижению целей; адекватность выбранных стратегий поставленным целям; объема и качества вовлекаемых в производство ресурсов [13].
Практически во всех случаях для менеджера затруднительно, если вообще возможно, принять решение, не имеющее отрицательных последствий. Большинство решений представляют собой компромисс, уравновешивающий противоречивые интересы, ценности, цели и критерии. Например, решение о сокращении работников в период экономического кризиса приведёт к сокращению затрат предприятия на оплату труда, однако повлечёт за собой неблагоприятные социальные последствия, связанные с повышением безработицы и снижением благосостояния увольняемых сотрудников и их семей. Последствия любого решения могут затрагивать не только непосредственно связанные с ним сферы, но и организацию в целом. Рассмотрение решения как части единой цепочки может существенно изменить предпочтения ЛПР и определить его выбор. Поэтому следует рассматривать процесс принятия решения с позиций системного подхода и учитывать его возможные последствия для всех заинтересованных сторон. Процесс принятия решения с точки зрения системного подхода можно представить в виде схемы, представленной на рис. 1.1 [11,с.29].
Вход характеризуется параметрами проблемы, которую необходимо решить, – имеющаяся в распоряжении ЛПР информация, требуемый уровень качества, располагаемые ресурсы, ожидаемые затраты, сроки и т.п. [10,с. 3].