Файл: Курсовая работа.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2023

Просмотров: 102

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Выход – решение, выраженное количественно или качественно, обладающее определённой степенью адекватности, вероятностью реализации, уровнем риска и т.д. [10,с. 3].

Процесс принятия решения включает в себя ряд последовательных этапов и действий, которые будут подробно рассмотрены далее.

Рис. 1.1 – Системный подход к принятию решений [11,с.19]

К компонентам внешней среды относятся факторы микро– и макроокружения, влияющие на качество управленческого решения. К ним относятся: экономическая и политическая ситуация, законодательство, технические, социально–демографические, природно–климатические, культурные и другие факторы, инфраструктура (рыночная и социальная инфраструктура, промышленность, транспорт, связь и др.), факторы, характеризующие связи с поставщиками, конкурентами и т.д.

Обратная связь характеризует информацию о ходе реализации решения, поступающую от потребителей к ЛПР. Обратная связь очень важна, поскольку она лежит в основе системы контроля исполнения решений и позволяет уточнять требования потребителей, корректировать некачественные решения, реагировать на изменения внешней среды и т.д. [7,с.43] В ходе контроля осуществляется накопление информации о фактических последствиях принятых решений, проводится анализ отклонений от запланированных или спрогнозированных последствий, выполняется корректировка нормативов.

Каждое управленческое решение должно быть эффективным. Эффективность управленческих решений – ведущий показатель принимаемых решений, который измеряется качеством решения, его воздействием на изменение качества производства, а также эмоциональным согласием с ним исполнителей [4,с.31].

1.3. Развитие основ процесса принятия управленческих решений

С точки зрения достижения целей организации и решения возникающих в процессе управления ею проблем управленческое решение может быть рассмотрено как процесс нахождения связи между существующим и желаемым состоянием организации, определяемым целью ее функционирования (рис. 1.2) [7,с. 218].

Рис.1.2 – Необходимость принятия управленческого решения в организации [7,с. 218]

Как видно из рис. 1.2, входами организации как социально–экономической системы являются ресурсы, предмет труда. Входной процесс – процесс снабжения (заготовления), означающий поступление в организацию необходимых сырья, материалов и других ресурсов. Производство – процесс преобразования ресурсов (входов) в экономические блага (выходы системы). Производство включает сам труд, предполагающий использование определенных технологий и средств труда. Выходной процесс – процесс реализации (продажи) готовой продукции организацией, доведения созданных экономических благ до системных потребителей. Экономические блага необходимы для удовлетворения тех или иных потребностей системных потребителей (физических лиц, организаций, предприятий и др.). Потребности людей являются объективными в отличие от поставленных целей, цели – всегда субъективны[9,с.96]. В связи с этим главной целью функционирования организации является удовлетворение той или иной общественной потребности. Данная цель подлежит декомпозиции, в результате которой строится функционально–целевая модель организации, характеризующая систему ее целей (производственных, научных, технологических, экономических и др.).


Обратная связь соединяет выходы организационной системы с ее входами. Оценка эффективности функционирования системы и управления ею предполагает соотнесение выхода (результата, например, прибыли как одного из выходов системы) с ее входом (затратами ресурсов на получение этого результата). Оценка результативности функционирования организационной системы и управления ею предполагает соотнесение характеристик ее желаемого и фактического состояний (результатов), определение степени достижения цели (целей). Такая оценка предполагает выявление проблем, возникающих в процессе функционирования организации и управления ею, и определяет необходимость принятия управленческого решения[11,с.36].

В качестве факторов, обусловливающих необходимость принятия управленческого решения, выделяют следующие [8, с. 186]:

  • существует разрыв между желаемым и имеющимися уровнями достижения цели (характеризуется величиной отклонений);
  • разрыв достаточно большой, чтобы быть замеченным (заслуживает внимания, находится за пределами диапазона допустимых отклонений);
  • лицо, принимающее решение (ЛПР), стремится сократить разрыв (уменьшить величину отклонений);
  • лицо, принимающее решение, уверено в сокращении разрыва (в пределах диапазона допустимых отклонений).

При выявлении, осознании и желании решения управленческой проблемы, стремлении к изменению управленческой ситуации к лучшему, следует иметь в виду, что полностью устранить проблему (разрыв, свести отклонения к нулевому значению), зачастую, не представляется возможным[14].

Управленческое решение рассматривается как явление и как процесс. Процесс подготовки и реализации управленческого решения может быть представлен последовательностью этапов: постановка проблемы; анализ информации, относящейся к проблеме; выбор наилучшей альтернативы; обнародование решения; доведение решения до исполнителей; реализация решения; контроль исполнения решения; анализ результатов принятого и исполненного решения[14].

При осуществлении этапов процесса подготовки, принятия и реализации управленческого решения необходимо учитывать следующее: подготовка решения предполагает разработку различных (альтернативных) вариантов, что обусловлено неопределенностью среды, связанной с неполнотой и неточностью имеющейся у ЛПР информации; реализация управленческого решения предполагает наличие и преодоление различных рисков. В связи с этим то, каким образом будет решена сложная проблема выбора наилучшего (оптимального) в сложившейся ситуации управленческого решения, по каким критериям оно будет принято, во многом определяет последствия от его реализации[1,с.119].


Оценка результативности управленческих решений предусматривает сопоставление желаемых результатов (поставленных целей), отраженных в планах, с фактическими результатами, зафиксированными в отчетах[4,с.34].

Вывод по главе 1.

Эффективность решения определяется полученным результатом от выбранной альтернативы.

Процесс принятия решения – это поиск наиболее оптимального варианта среди множества возможных альтернатив с помощью поиска, анализа, обработки информации, формулировки выводов и составления планов, заданий по дальнейшим действиям.

Принятие рациональных решений требует целостного (системного) подхода к разработке, принятию и реализации управленческих решений.

2. Анализ системы принятия решений в ООО «ЛУКОЙЛ»

2.1. Общая характеристика ООО «ЛУКОЙЛ»

Дочернее общество ОАО «ЛУКОЙЛ» – ООО «ЛУКОЙЛ–Коми» зарегистрировано 12 апреля 2001 года. Осуществляет деятельность в Тимано–Печорской нефтегазоносной провинции (регионе, охватывающем территории Республики Коми и Ненецкого автономного округа), обладающей самой крупной на Северо–Западе России ресурсной базой углеводородного сырья. Часть разрабатываемых месторождений находится за Северным полярным кругом. Персонал компании насчитывает 7139 человек около 200 профессий[15].

Основной вид деятельности – разведка, обустройство и разработка месторождений углеводородного сырья. Более половины запасов нефти Тимано–Печоры относятся к категории трудно извлекаемых, характеризующихся высокой вязкостью. Это требует применения специальных дорогостоящих технологий добычи.

В Приложение 1 приведены данные о финансовых результатах компании.

Выручка Компании в 2017 году сформировалась за счет продаж тепловой энергии, электроэнергии и мощности на оптовом и розничном рынках, поставок на экспорт, а также за счет реализации прочей продукции, работ, услуг.

По итогам 2017 года выручка ООО «ЛУКОЙЛ» снизилась на 3,4 % по сравнению с 2015 годом и составила 65173 млн. руб. Падение суммарной выручки связано со снижением объемов продажи из–за общего снижения спроса в регионах деятельности Компании, отказом от поставок, а также уменьшением поставок на экспорт на 30% из–за сложившейся неблагоприятной конъюнктуры на оптовом рынке биржевой площадки Nord Pool.


В таблице 2.1 приведены показатели прибыли компании.

Таблица 2.1 Динамика прибыли ООО «ЛУКОЙЛ» в 2016–2017 гг., РСБУ (млн. руб.)

2016

2017

Отклонение(+,–)

∆ (%)

Прибыль от продаж

6 415

5 728

–687

–10,7

Прибыль до налогообложения

4 194

3 613

–581

–13,9

Чистая прибыль

3 218

3 475

257

8,0

Источник: Личная разработка автора

Прибыль от продаж в 2017 году снизилась на 687млн. руб. и составила 5 728 млн. руб. Прибыль до налогообложения составила 3613 млн. руб. Чистая прибыль компании в 2017 году составила 3 475 млн. руб., увеличилась по сравнению с 2016 годом на 257,0 млн. руб.

2.2. Характеристика особенностей процесса принятия решений в ООО «ЛУКОЙЛ»

Разработка управленческих решений это процесс, который объединяет основные функции в управлении и планировании, а так же организации, контроля и мотивации. Решения, которые приняты в ООО «ЛУКОЙЛ» определяют как качество, так и эффективность процессов протекающих в управляемой системе. Кроме этого такие решения дают возможность развития в быстроменяющейся обстановке благодаря высокой способности к адаптированию и устойчивости к внешним факторам.

Принятие управленческих решений в ООО «ЛУКОЙЛ» сводится к механизму управления персоналом, который состоит из способов воздействия на людей с задачей согласовать их деятельность на предприятии. Для этого руководитель должен точно знать и представлять интересы и потребности персонала. Приоритетное направление в создании комфортной (домашней)  рабочей обстановки, а так же всестороннее развитие персонала как личности на общекультурном и профессиональном плане являются приоритетными направлениями при принятии управленческих решений. Таким образом, виды эффективности управленческих решений могут проявляться не только в экономической сущности или организационной сущности решений, но так же, обязаны затрагивать социальную составляющую персонала. Кроме экономической сущности решений, которая заключается к привлечению к их реализации финансовых и трудовых средств существует еще и организационная сущность. Она заключается в участии в процессе принятия решения непосредственно самих работников предприятия. Так же можно еще выделить правовую и технологическую сущность управленческих решений. Правовая заключается в соблюдении при принятии решений норм и правил действующих законов, а технологическая в возможностях обеспечения персонала техническим средствами и ресурсами для их выполнения и реализации


В ООО «ЛУКОЙЛ» стратегическая основа принятия управленческих решений заключается в определении мероприятий по достижению целей предприятия на перспективу. При этом административные решения связаны с постоянно возникающими вопросами в пределах организации. Принятие оперативных решений направлено на ежедневные текущие вопросы.

Основы принятия управленческих решений в ООО «ЛУКОЙЛ» могут быть охарактеризованы по пяти позициям. Экономическая сфера – принятие любого управленческого решения, основанного на реальной стоимости, при реализации которого ожидается получение определенной прибыли либо убытка. Организационная основа принятия управленческих решений связана с непосредственным участием персонала в разработке проекта с последующим его воплощением в жизнь. Технологическая позиция заключается в соблюдении определенного алгоритма при принятии и реализации некоторого решения. Необходимо также отметить, что при нарушении данного алгоритма возникает вероятность значительного снижения эффективности общей деятельности субъекта хозяйствования. Правовая основа принятия управленческих решений подразумевает соблюдение действующего законодательства. Рациональный подход к принятию соответствующего решения основывается на его аналитическом обосновании.

Рассмотрим основные этапы процесса принятия управленческих решений в ООО «ЛУКОЙЛ». Блок–схема процесса управления на предприятия представлена на рис.2.1.

Рис.2.1 – Этапы подготовки и разработки управленческих решений в ООО «ЛУКОЙЛ»

Источник: Личная разработка автора

Подготовка решений происходит на основе совокупности необходимой информации о ситуации, тщательного анализа и оценок.

В ходе первого этапа разработки управленческого решения в ООО «ЛУКОЙЛ»:

– получают необходимую информации о ситуации;

– определяют целей;

– разрабатывают оценочную ситуацию;

– анализируют оценочную ситуацию;

– диагностируют ситуацию;

– разрабатывают прогноз развития ситуации.

Рассмотрим данный этап более подробно.

Получаемая информация о ситуации должна обладать достоверностью и относительной полнотой. Недостоверная или недостаточно полная информация может привести к принятию неэффективных и ошибочных решений.

Далее определяют цели. Четкое определение цели является неотъемлемой составляющей процесса управления. В исследуемой коммерческой организации разработаны и используются методы формирования деревьев цели, которые позволяют определить иерархическую структуру системы целей, и критериев, которые оценивают степень достижения целей.