Файл: Эволюция антимонопольного законодательства в разных странах (Основные этапы развития антимонопольного законодательства России).pdf
Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 168
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общая характеристика эволюции антимонопольного законодательства России
1.1. Основные этапы развития антимонопольного законодательства России
1.2. Цели антимонопольного регулирования
1.3. Основные исторические модели антимонопольного регулирования
2. Антимонопольное регулирование деятельности авиакомпаний в российской и международной практике
2.1. Особенности антимонопольного регулирования ценового поведения авиакомпаний
2.2. Международная практика ценового мониторинга авиационных тарифов
2.3. Разработка системы показателей мониторинга цен на авиационные тарифы в РФ
Аналогично оценивается индекс роста цен в США (табл. 3) без разбивки по классам обслуживания. При этом, в отличие от практики Австралии, используются данные перелетов туда-обратно, из данных исключаются статистические «выпады», а именно слишком дорогие билеты и билеты с тарифом «0» (ноль долларов), реализуемые в рекламных целях.
Таблица 2
Базисные темпы роста тарифов на авиационные перевозки Австралии
Месяц, год |
Бизнес-класс |
Полный экономический |
Ограниченный экономический |
Минимальное предложение |
фев.15 |
89,4 |
120,1 |
77,2 |
64,6 |
мар.15 |
89,5 |
76,4 |
64,9 |
|
апр.15 |
90,3 |
77,2 |
54,3 |
|
май15 |
90,6 |
79,3 |
57,0 |
|
июн.15 |
91,2 |
79,0 |
62,3 |
|
июл.15 |
90,4 |
78,7 |
61,6 |
|
авг.15 |
90,2 |
79,5 |
62,7 |
|
сен.15 |
90,4 |
80,2 |
67,9 |
|
окт.15 |
90,1 |
79,3 |
62,8 |
|
ноя.15 |
91,5 |
79,2 |
61,5 |
|
дек.15 |
91,9 |
79,0 |
62,8 |
|
янв.16 |
94,7 |
80,6 |
55,3 |
|
фев.16 |
95,1 |
79,3 |
59,5 |
Таблица 3
Средние тарифы на внутренних авиаперевозках в США,
3-й квартал 2015 года
Год |
Тариф в долларах, 3-й квартал (в сопоставимых ценах с учетом инфляции) |
Тариф в долларах, в текущих ценах |
1995 |
288 |
447 |
1996 |
269 |
406 |
1997 |
282 |
417 |
1998 |
315 |
459 |
1999 |
317 |
450 |
2000 |
337 |
461 |
2001 |
303 |
404 |
2002 |
303 |
399 |
2003 |
312 |
401 |
2004 |
297 |
372 |
2005 |
306 |
366 |
2006 |
330 |
387 |
2007 |
328 |
374 |
2008 |
359 |
390 |
2009 |
307 |
338 |
2010 |
340 |
370 |
2011 |
361 |
378 |
2012 |
367 |
377 |
2013 |
390 |
396 |
2014 |
396 |
396 |
2015 |
372 |
372 |
Таким образом, для оценки доступности используются показатели базисного темпа роста в процентах к определенному базовому показателю (2003 год в Австралии, 2000 год в США). При этом учитываются цены на день вылета без учета дополнительных сборов (например, за дополнительный багаж).[43]
Также статистическим бюро США определяются средние значения в зависимости от города вылета (табл. 4).
Таблица 4
Средние тарифы в США в зависимости от города вылета
Код аэропорта |
Название города |
Название штата |
Средняя ставка 3-й квартал 2015 года |
LAX |
Los Angeles |
CA |
389,12 |
ORD |
Chicago-O'Hare |
IL |
342,11 |
DEN |
Denver |
CO |
323,53 |
BOS |
Boston |
MA |
364,78 |
SFO |
San Francisco |
CA |
423,82 |
ATL |
Atlanta |
GA |
381,72 |
JFK |
New York-JFK |
NY |
430,84 |
SEA |
Seattle |
WA |
360,65 |
DFW |
Dallas-DFW |
TX |
363,99 |
LGA |
New York-La Guardia |
NY |
357,10 |
EWR |
Newark |
NJ |
478,87 |
PHX |
Phoenix |
AZ |
342,45 |
MSP |
Minneapolis |
MN |
425,20 |
LAS |
Las Vegas |
NV |
243,06 |
PHL |
Philadelphia |
PA |
384,34 |
MCO |
Orlando |
FL |
287,52 |
BWI |
Baltimore |
MD |
328,02 |
DTW |
Detroit |
MI |
410,09 |
DCA |
Washington-Reagan National |
DC |
349,88 |
FLL |
Fort Lauderdale |
FL |
264,52 |
По отношению к авиационным тарифам в Российской Федерации данный подход не позволил бы учесть особенности стратификации доступности транспорта в зависимости от региона, а также интенсивности перелетов. Так, на многих маршрутах перевозки не осуществляются каждый день, поэтому выбор дня, в который регистрируются тарифы всех авиакомпаний, не является обоснованным.[44] Такой подход принципиально не позволит реализовать цели ценового мониторинга.
2.3. Разработка системы показателей мониторинга цен на авиационные тарифы в РФ
Для оценки доступности услуг авиатранспорта обосновано оценивать агрегированный индекс темпа роста цен на авиационные билеты (ежемесячно) на маршрутах следующим образом (табл. 5).
При этом предлагается указывать, существуют ли в агрегированных данных субсидированные перевозки. Границы между магистральными и региональными перевозками предлагается определять с помощью кластерного анализа и пересматривать ежегодно.[45]
Таблица 5
Динамика темпа роста цены
№ п/п |
Объем пассажиропотока |
География |
Продолжительность |
Агрегируемые данные о ценах |
Дополнительные сведения |
1 |
Магистральные направления |
Российская Федерация |
Все |
Каждый последний четверг месяца, дата вылета, за исключением апреля и декабря (предпоследний четверг), билет в один конец |
Доля пассажиров, перевозимых на маршрутах с доминированием (наличие одной авиакомпании с долей более 50% или трех с долей 70%) |
2 |
Региональные направления |
В разрезе федеральных округов |
Все |
Средняя цена перелетов по будням за последнюю неделю месяца, за две недели до вылета, билет в один конец |
- |
3 |
Магистральные направления |
Российская Федерация |
В разрезе продолжительности: короткие, средние и продолжительные |
Каждый последний четверг месяца, дата вылета, за исключением апреля и декабря (предпоследний четверг), билет в один конец |
Доля пассажиров, перевозимых на маршрутах с доминированием (наличие одной авиакомпании с долей более 50% или трех с долей 70%) |
Кроме того, возможно определить индекс роста цен в разрезе аэропортов.
В области ценового поведения авиакомпаний выявляются два вида нарушений антимонопольного законодательства: злоупотребление доминирующим положением, выражаемое в установлении доминирующих цен или ценовой дискриминации, и согласованные действия нескольких участников рынка с целью установления одного уровня цен.
Таким образом, система статистических показателей ценового мониторинга авиационных тарифов должна включать в себя показатели, позволяющие выявлять следующее (табл. 6).
Таблица 6
Система статистических показателей ценового мониторинга
Вид нарушения антимонополь. законод-ва |
Метод расчета |
Используемые данные |
Признак нарушения антимонопольного законодательства |
Монопольно высокие цены - установление |
Базовый темп роста цен на маршруте с доминированием и на сопоставимом маршруте без доминирования |
Еженедельные данные по состоянию на четверг, неделя до вылета, минимальные цены, субсидированные маршруты исключены, низкобюджетные перевозки исключены, апрель и декабрь - предпоследний четверг до вылета |
Повышение цен более чем на 10% |
Монопольно высокие цены -поддержание |
Размах вариации между показателями уровня цен на маршруте с доминированием и без доминирования |
Еженедельные данные по состоянию на четверг, неделя до вылета, минимальные цены, субсидированные маршруты исключены, низкобюджетные перевозки исключены, апрель и декабрь - предпоследний четверг до вылета |
Различие по сравнению с сопоставимым маршрутом более 10% |
Вид нарушения антимонопольного законодательства |
Метод расчета |
Используемые данные |
Признак нарушения антимонопольного законодательства |
Ценовая дискриминация - установление |
Относительная величина динамики стоимости тарифа на направлении |
Данные по состоянию на три месяца до вылета и день вылета, минимальные по стоимости тарифы |
Отношение в начале и в конце продаж более 300% |
Согласованные действия - установление ценового сговора |
Динамика изменения дисперсии тарифов на маршруте |
Данные предложений (продаж) в рамках одного дня, полученные по четвергам за три месяца, месяц, две недели и неделю до вылета, субсидированные маршруты исключены, низкобюджетные перевозки исключены |
Сокращение дисперсии более чем на 10% |
Следовательно, для интерпретации результатов ценового мониторинга необходимо использовать следующие относительные величины:
1) темпы роста и темпы прироста тарифа на отдельных направлениях;
2) темпы роста средневзвешенного тарифа (произведение среднего тарифа на объем пассажиропотока) на направления в различных группировках, указанных в табл. 6;
3) относительная величина динамики ставки тарифа в начале и в конце продаж по отдельным направлениям;
4) дисперсия ценовых предложений на маршруте.
Заключение
По завершении данной работы можно подвести следующие итоги по вопросам развития и становления антимонопольной политики государства.
Законодательная база антимонопольной политики зависит от исторических и национальных особенностей экономики страны, практики антимонопольных органов по делам, связанным с монополизацией и перераспределением рыночной власти, а также от типа юридической и правовой системы общества;
В условиях глобализации формируется единая система антимонопольного регулирования. Развивающиеся страны разрабатывают антимонопольное законодательство в соответствии со стандартами развитых стран, однако они должны учитывать и национальную специфику монополизации.
Всеобщая глобализация процессов мировой экономики напрямую влияет на процесс формирования национальных экономик, оказывает сильное давление на формирование и внедрение новых механизмов регулирования хозяйственной деятельности в области становления конкурентных отношений. Поэтому главной целью государств на современном этапе является, с одной стороны, недопущение злоупотребления доминирующим положением, ограничения конкуренции со стороны крупных фирм, а с другой стороны, обеспечение необходимых условий развития и повышения эффективности отечественных производителей с учетом национальных интересов страны для укрепления на региональном и мировом рынке.
Антимонопольное законодательство именуется в разных странах по-разному. В США это антитрестовское законодательство, в ряде европейских стран - законодательство о борьбе с ограничительной деловой практикой, в Германии - картельное законодательство. Согласно традиционной антимонопольной политике к поведению фирм, которое считается незаконным как таковое, относят следующие типы действий:
- вертикальные или горизонтальные ограничения конкуренции;