Файл: Эволюция антимонопольного законодательства в разных странах (Основные этапы развития антимонопольного законодательства России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 168

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Аналогично оценивается индекс роста цен в США (табл. 3) без разбивки по классам обслуживания. При этом, в отличие от практики Австралии, используются данные перелетов туда-обратно, из данных исключаются статистические «выпады», а именно слишком дорогие билеты и билеты с тарифом «0» (ноль долларов), реализуемые в рекламных целях.

Таблица 2

Базисные темпы роста тарифов на авиационные перевозки Австралии

Месяц,

год

Бизнес-класс

Полный

экономический

Ограниченный

экономический

Минимальное

предложение

фев.15

89,4

120,1

77,2

64,6

мар.15

89,5

76,4

64,9

апр.15

90,3

77,2

54,3

май15

90,6

79,3

57,0

июн.15

91,2

79,0

62,3

июл.15

90,4

78,7

61,6

авг.15

90,2

79,5

62,7

сен.15

90,4

80,2

67,9

окт.15

90,1

79,3

62,8

ноя.15

91,5

79,2

61,5

дек.15

91,9

79,0

62,8

янв.16

94,7

80,6

55,3

фев.16

95,1

79,3

59,5

Таблица 3

Средние тарифы на внутренних авиаперевозках в США,

3-й квартал 2015 года

Год

Тариф в долларах, 3-й квартал (в сопоставимых ценах с учетом инфляции)

Тариф в долларах, в текущих ценах

1995

288

447

1996

269

406

1997

282

417

1998

315

459

1999

317

450

2000

337

461

2001

303

404

2002

303

399

2003

312

401

2004

297

372

2005

306

366

2006

330

387

2007

328

374

2008

359

390

2009

307

338

2010

340

370

2011

361

378

2012

367

377

2013

390

396

2014

396

396

2015

372

372


Таким образом, для оценки доступности используются показатели базисного темпа роста в процентах к определенному базовому показателю (2003 год в Австралии, 2000 год в США). При этом учитываются цены на день вылета без учета дополнительных сборов (например, за дополнительный багаж).[43]

Также статистическим бюро США определяются средние значения в зависимости от города вылета (табл. 4).

Таблица 4

Средние тарифы в США в зависимости от города вылета

Код

аэропорта

Название города

Название штата

Средняя ставка 3-й квартал 2015 года

LAX

Los Angeles

CA

389,12

ORD

Chicago-O'Hare

IL

342,11

DEN

Denver

CO

323,53

BOS

Boston

MA

364,78

SFO

San Francisco

CA

423,82

ATL

Atlanta

GA

381,72

JFK

New York-JFK

NY

430,84

SEA

Seattle

WA

360,65

DFW

Dallas-DFW

TX

363,99

LGA

New York-La Guardia

NY

357,10

EWR

Newark

NJ

478,87

PHX

Phoenix

AZ

342,45

MSP

Minneapolis

MN

425,20

LAS

Las Vegas

NV

243,06

PHL

Philadelphia

PA

384,34

MCO

Orlando

FL

287,52

BWI

Baltimore

MD

328,02

DTW

Detroit

MI

410,09

DCA

Washington-Reagan National

DC

349,88

FLL

Fort Lauderdale

FL

264,52


По отношению к авиационным тарифам в Российской Федерации данный подход не позволил бы учесть особенности стратификации доступности транспорта в зависимости от региона, а также интенсивности перелетов. Так, на многих маршрутах перевозки не осуществляются каждый день, поэтому выбор дня, в который регистрируются тарифы всех авиакомпаний, не является обоснованным.[44] Такой подход принципиально не позволит реализовать цели ценового мониторинга.

2.3. Разработка системы показателей мониторинга цен на авиационные тарифы в РФ

Для оценки доступности услуг авиатранспорта обосновано оценивать агрегированный индекс темпа роста цен на авиационные билеты (ежемесячно) на маршрутах следующим образом (табл. 5).

При этом предлагается указывать, существуют ли в агрегированных данных субсидированные перевозки. Границы между магистральными и региональными перевозками предлагается определять с помощью кластерного анализа и пересматривать ежегодно.[45]

Таблица 5

Динамика темпа роста цены

№ п/п

Объем

пассажиропотока

География

Продолжительность

Агрегируемые данные о ценах

Дополнительные

сведения

1

Магистральные

направления

Российская

Федерация

Все

Каждый послед­ний четверг меся­ца, дата вылета, за исключением апреля и декабря (предпоследний четверг), билет в один конец

Доля пассажиров, перевозимых на маршрутах с доминированием (нали­чие одной авиакомпании с долей более 50% или трех с долей 70%)

2

Региональные направления

В разрезе федераль­ных округов

Все

Средняя цена перелетов по будням за по­следнюю неделю месяца, за две недели до вы­лета, билет в один конец

-

3

Магистральные направления

Российская

Федерация

В разрезе продолжительности: короткие, средние и продолжительные

Каждый послед­ний четверг меся­ца, дата вылета, за исключением апреля и декабря (предпоследний четверг), билет в один конец

Доля пассажиров, перевозимых на маршрутах с доми­нированием (нали­чие одной авиаком­пании с долей более 50% или трех с долей 70%)


Кроме того, возможно определить индекс роста цен в разрезе аэропортов.

В области ценового поведения авиакомпаний выявляются два вида нарушений антимонопольного законодательства: злоупотребление доминирующим положением, выражаемое в установлении доминирующих цен или ценовой дискриминации, и согласованные действия нескольких участников рынка с целью установления одного уровня цен.

Таким образом, система статистических показателей ценового мониторинга авиационных тарифов должна включать в себя показатели, позволяющие выявлять следующее (табл. 6).

Таблица 6

Система статистических показателей ценового мониторинга

Вид нарушения антимонополь. законод-ва

Метод расчета

Используемые данные

Признак нарушения антимонопольного законодательства

Монопольно высокие цены - установление

Базовый темп роста цен на маршруте с доминированием и на сопоставимом маршруте без до­минирования

Еженедельные данные по состоянию на четверг, неделя до вылета, минималь­ные цены, субсидированные маршруты исключены, низкобюджетные пере­возки исключены, апрель и декабрь - предпоследний четверг до вылета

Повышение цен более чем на 10%

Монопольно высокие цены -поддержание

Размах вариации между показателя­ми уровня цен на маршруте с доми­нированием и без доминирования

Еженедельные данные по состоянию на четверг, неделя до вылета, минималь­ные цены, субсидированные маршруты исключены, низкобюджетные пере­возки исключены, апрель и декабрь - предпоследний четверг до вылета

Различие по сравне­нию с сопоставимым маршрутом более 10%

Вид нарушения антимонопольного законодательства

Метод расчета

Используемые данные

Признак нарушения антимонопольного законодательства

Ценовая дискримина­ция - установление

Относительная величина динамики стоимости тарифа на направлении

Данные по состоянию на три месяца до вылета и день вылета, минимальные по стоимости тарифы

Отношение в начале и в конце продаж более 300%

Согласованные дей­ствия - установление ценового сговора

Динамика изме­нения дисперсии тарифов на марш­руте

Данные предложений (продаж) в рам­ках одного дня, полученные по четвер­гам за три месяца, месяц, две недели и неделю до вылета, субсидированные маршруты исключены, низкобюджет­ные перевозки исключены

Сокращение диспер­сии более чем на 10%


Следовательно, для интерпретации результатов ценового мониторинга необходимо использовать следующие относительные величины:

1) темпы роста и темпы прироста тарифа на отдельных направлениях;

2) темпы роста средневзвешенного тарифа (произведение среднего тарифа на объем пассажиропотока) на направления в различных группировках, указанных в табл. 6;

3) относительная величина динамики ставки тарифа в начале и в конце продаж по отдельным направлениям;

4) дисперсия ценовых предложений на маршруте.

Заключение

По завершении данной работы можно подвести следующие итоги по вопросам развития и становления антимонопольной политики государства.

Законодательная база антимонопольной политики зависит от исторических и национальных особенностей экономики страны, практики антимонопольных органов по делам, связанным с монополизацией и перераспределением рыночной власти, а также от типа юридической и правовой системы общества;

В условиях глобализации формируется единая система антимонопольного регулирования. Развивающиеся страны разрабатывают антимонопольное законодательство в соответствии со стандартами развитых стран, однако они должны учитывать и национальную специфику монополизации.

Всеобщая глобализация процессов мировой экономики напрямую влияет на процесс формирования национальных экономик, оказывает сильное давление на формирование и внедрение новых механизмов регулирования хозяйственной деятельности в области становления конкурентных отношений. Поэтому главной целью государств на современном этапе является, с одной стороны, недопущение злоупотребления доминирующим положением, ограничения конкуренции со стороны крупных фирм, а с другой стороны, обеспечение необходимых условий развития и повышения эффективности отечественных производителей с учетом национальных интересов страны для укрепления на региональном и мировом рынке.

Антимонопольное законодательство именуется в разных странах по-разному. В США это антитрестовское законодательство, в ряде европейских стран - законодательство о борьбе с ограничительной деловой практикой, в Германии - картельное законодательство. Согласно традиционной антимонопольной политике к поведению фирм, которое считается незаконным как таковое, относят следующие типы действий:

- вертикальные или горизонтальные ограничения конкуренции;