Файл: Эволюция антимонопольного законодательства в разных странах (Основные этапы развития антимонопольного законодательства России).pdf
Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 163
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общая характеристика эволюции антимонопольного законодательства России
1.1. Основные этапы развития антимонопольного законодательства России
1.2. Цели антимонопольного регулирования
1.3. Основные исторические модели антимонопольного регулирования
2. Антимонопольное регулирование деятельности авиакомпаний в российской и международной практике
2.1. Особенности антимонопольного регулирования ценового поведения авиакомпаний
2.2. Международная практика ценового мониторинга авиационных тарифов
2.3. Разработка системы показателей мониторинга цен на авиационные тарифы в РФ
Введение
Проблема регулирования антимонопольной деятельности и разработка способов государственной поддержки и защиты конкуренции очень важна для решения многих современных экономических проблем, возникающих в различных областях и сферах экономики разных стран.
В целях противостояния монополизации рынков и поддержки конкуренции государство создает законы, на базе которых становится возможным выявить и наказать фирмы, обвиненные в монополизации, формирует организации, следящие за развитием рынков и выявляющие прецеденты их монополизации, поддерживает создание новых компаний, которые могут противостоять монополизации рынков или уничтожить ее.
Процесс формирования антимонопольной политики неразрывно связан с процессом создания и укрепления монополий, что можно считать неотъемлемой составляющей индустриализации развитых стран, а позже и развивающихся стран. На протяжении почти двух столетий монополии, синдикаты и прочие формы производственных объединений были главной движущей силой в процессе становления промышленной мощи стран. Однако со временем стало ясно, что монополизм может существенно ограничивать техническое развитие, консервировать устаревшие формы и методы управления, снижать темпы роста экономики страны, если нововведения идут вразрез с финансовыми интересами самих монополий.
Объектом исследования являются закономерности антимонопольного регулирования предпринимательской деятельности на примере ценового поведения авиакомпаний.
Предмет исследования - совокупность теоретических и практических вопросов создания, функционирования и развития антимонопольного законодательства в различных странах и в России.
Целью курсовой работы является анализ эволюции антимонопольного законодательства как в зарубежных странах так и в России.
Исходя из поставленной цели, были поставлены и решены следующие задачи:
- охарактеризовать основные этапы развития антимонопольного законодательства России;
- выявить цели антимонопольного регулирования;
- рассмотреть основные исторические модели антимонопольного регулирования;
- провести анализ антимонопольного регулирования деятельности авиакомпаний в российской и международной практике, разработать показатели мониторинга цен на авиационные тарифы в РФ.
Теоретическую основу исследования составили научные труды ученых: С.Б. Абдашевой, А.Д. Байдарова, К.М. Беликовой, И.И. Веленто, В.С. Елисеева, С.А. Изюмниковой, А.В. Камаевой, К.А. Каюмовой, А.С. Коротуна, И.В. Костюка, А.В. Кузнецовой и др.
Эмпирической базой работы являются нормативные акты России и ряда зарубежных стран, регулирующие антимонопольную деятельность.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
1. Общая характеристика эволюции антимонопольного законодательства России
1.1. Основные этапы развития антимонопольного законодательства России
Ныне действующее российское законодательство, посвященное вопросам защиты конкуренции, в своем развитии прошло несколько этапов. Переход российского государства к рыночным отношениям потребовал адекватных правовых мер, поэтому первым этапом развития отечественного антимонопольного законодательства по праву считается момент принятия Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".[1]
В июле 1991 г. практически одновременно с принятием упомянутого Закона был создан Государственный комитет РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, позже - Государственный антимонопольный комитет, в 2003 г. - Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, преобразованное в Федеральную антимонопольную службу РФ (ФАС России).[2] Компетенция указанных антимонопольных органов напрямую определялись Законом РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
Конституция РФ[3], принятая всенародным голосованием в этом же году, гарантировала единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции. Таким образом, в нормативном правовом акте самой высшей юридической силы были закреплены правовые начала в регулировании конкуренции, заложен правовой фундамент для формирования цивилизованного рынка. Кроме того, достаточно быстро накопленный опыт рассмотрения дел по фактам нарушений антимонопольного законодательства показал, что действовавший Закон о конкуренции 1991 г. не в полной мере приспособлен к экономическим процессам в России, и уже в 1993 г. стала очевидной необходимость его существенного обновления и дополнения. С этого момента начался второй этап развития антимонопольного законодательства РФ - этап формирования конституционных основ антимонопольного законодательства.[4]
Третий этап в развитии отечественного антимонопольного законодательства начался в 1994 г. в связи с принятием нового ГК РФ. Так, ч. 2 п. 1 ст. 10 ГК РФ не допускает использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.[5] Изменения конституционного и гражданского законодательства обусловили необходимость дальнейшего внесения изменений в Закон о конкуренции 1991 г.
Четвертый этап - создание новых направлений Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", а именно ценового и рекламного. Ценовое регулирование деятельности хозяйствующих субъектов, доминирующих на рынке, которое в настоящее время реализуется преимущественно в рамках регулирования деятельности субъектов естественных монополий на базе Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях"[6], а также специальных законов (например, Федеральный закон "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию"). В целях защиты от недобросовестной конкуренции в области рекламы, предотвращения и пресечения ненадлежащей рекламы в 1995 г. был принят Федеральный закон "О рекламе". В настоящее время действует Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
Пятый этап развития антимонопольного законодательства - это формирование законодательства о защите конкуренции на рынке финансовых услуг (банковских, страховых и иных, связанных с денежными средствами юридических и физических лиц).
Существенные поправки в Закон о конкуренции 1991 г. были внесены в 2002 г. и в значительной степени вывели малый и средний бизнес из-под опеки чиновников.
На настоящем этапе венчает развитие антимонопольного законодательства Федеральный Закон №135-ФЗ от 26 июля 2006 г. «О защите конкуренции».[7]
1.2. Цели антимонопольного регулирования
Изменения законодательства в сфере антимонопольного регулирования не отразилось на характере данной области законодательства. Целями названного выше Закона является защита, а не развитие конкуренции, пресечение монополистической деятельности.[8]
Обеспечение конкуренции является первостепенной задачей государств с рыночной экономикой.[9] Учитывая данное обстоятельство, российский законодатель предусмотрел нормы о защите конкуренции в основополагающих законах - Конституции и Гражданском кодексе РФ.
Из буквального толкования п. 1 ст. 3 Закона о защите конкуренции следует, что предупреждение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции входит в перечень мероприятий по защите конкуренции. Норма п. 2 ст. 34 Конституции РФ о запрете экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию, адресована как органам публичной власти, так и субъектам гражданского оборота, занимающимся предпринимательской деятельностью. В тех случаях, когда она адресована субъектам гражданского оборота, ее дополняет и конкретизирует норма абз. 2 п. 1 ст. 10 ГК РФ[10].
Ранее действовавший Закон РСФСР от 22 марта 1991 года N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" был направлен в том числе и на "обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков", то есть фактически на поддержку конкуренции.[11]
Действующий Закон о защите конкуренции своими целями объявил "обеспечение... защиты конкуренции". Такое отступление законодателя от содействия конкуренции и употребление в тексте данной нормы слова "защита" не совсем удачно с точки зрения формирования конкурентных отношений, если определять цель конкурентного законодательства не только в недопущении ограничения конкуренции, но и в ее развитии. Другими словами, указанный автор придерживается той позиции, что конкуренцию следует в большей степени не охранять, а развивать и поддерживать.[12]
Анализируя наименования законодательных актов и преследуемых ими целей, можно сделать вывод, что антимонопольный Закон РСФСР 1991 года был направлен на демонополизацию товарных рынков. Товарный рынок существовал в советский период и в силу общественно-экономического строя был полностью монополизирован. В то же время в стране отсутствовал рынок финансовых услуг. Соответственно, антимонопольный Закон, регулирующий отношения на данном рынке, получил название "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг", то есть, если исходить из названия, был направлен в первую очередь не на демонополизацию рынка, а на защиту, обеспечение конкуренции на нем.
В ранее действовавшем Законе нелогично выглядело название "ограничение монополистической деятельности", поскольку данная деятельность является правонарушением и должна пресекаться, а не ограничиваться.
Действующий Закон о защите конкуренции в качестве одной из своих приоритетных целей закрепил не поддержку конкуренции, как это было в Законе РСФСР, а уже защиту конкуренции. Таким образом, переход от конкурентного к антимонопольному регулированию закреплен законодательно.[13]
В связи с тем что существует много норм различной отраслевой принадлежности, в литературе обсуждается проблема: что понимать под законодательством о конкуренции, тем более что отдельные авторы выделяют законодательство о конкуренции в качестве новой отрасли российского законодательства[14].
По данному вопросу имеются две точки зрения. Согласно первой из них, под законодательством о конкуренции следует понимать как все нормы, направленные на развитие предпринимательской инициативы (нормы гражданского, таможенного права, нормы о валютном регулировании, нормы о защите потребителей и тому подобное), так и нормы, направленные на демонополизацию, на ограничение монополистических действий. Сторонники второй точки зрения полагают, что под законодательством о конкуренции следует понимать лишь антимонопольное законодательство.
По мнению К.А. Каюмовой, точному структурированию в системе экономического законодательства поддается лишь антимонопольное законодательство, которое имеет четкую правовую цель - пресечение недобросовестной конкуренции, монополистических действий. Правовые нормы, стимулирующие предпринимательскую активность хозяйствующих субъектов, такой четко обозначенной цели не имеют, и они применяются при регулировании самых различных общественных отношений.[15]
Следовательно, К.А. Каюмова отрицает существование более общего по отношению к антимонопольному - конкурентного права. При этом данное отрицание строится на отсутствии у конкурентного права, носящего стимулирующий характер, четкой правовой цели. Между тем полагаем, что с принятием Закона о защите конкуренции цели антимонопольного законодательства расширились. К ним относятся защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков. Одними лишь административными запретами и санкциями их не достичь. Отсутствие четкой правовой цели не препятствует объединению норм, стимулирующих конкуренцию, в правовой институт. Вместе с тем автор настоящей работы не является сторонником выделения конкурентного права в отдельную правовую отрасль.
Отказ в признании такого правового института, как конкурентное право, обосновывается отсутствием у него четкой правовой цели, большим объемом нормативных правовых актов. Возможно, ситуация изменится в случае отнесения к конкурентному праву лишь тех норм, которые затрагивают интересы всех хозяйствующих субъектов, соперничающих в рамках конкретного правоотношения, и данное соперничество регламентируют.[16]