Файл: Правовые способы регулирования внешнеэкономической деятельности.pdf
Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 131
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Основы правового регулирования внешнеэкономической деятельности
1.1. Понятие и особенности правового регулирования ВЭД
1.2. Источники правового регулирования ВЭД
2. Внешнеторговая деятельность и таможенное регулирование
2.1. Правовое регулирование внешнеторговой деятельности
2.2. Таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности
По личному закону юридического лица определяются содержание его правоспособности, взаимоотношения с участниками, порядок приобретения прав и обязанностей и решается ряд других важных вопросов (ст. 1202 ГК РФ).
Иностранные юридические лица могут открывать на территории России свои представительства и филиалы. Они подлежат аккредитации в соответствующем территориальном органе ФНС России и включению в государственный реестр аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц[32]. При этом следует учесть, что аккредитация представительств кредитных организаций имеет свои особенности, установленные банковским законодательством.
Участвовать в ВЭД могут, кроме того, организации, которые не признаются юридическими лицами по праву страны, где они учреждены, однако обладают гражданской правоспособностью, хотя и ограниченной. Это, например, полное товарищество (генеральное партнерство), коммандитное товарищество (ограниченное партнерство), созданные в Германии, Швейцарии, Италии, странах англо-американского права.
Помимо личного закона, для определения правового статуса физических лиц и организаций как участников ВЭД важно, являются ли они резидентами или нерезидентами с точки зрения валютного, налогового законодательства, законодательства об особых экономических зонах. Так, валютное законодательство относит к резидентам граждан РФ (кроме постоянно проживающих или временно пребывающих за границей не менее года), иностранцев и лиц без гражданства, постоянно проживающих в Российской Федерации, юридические лица, инкорпорированные в Российской Федерации и их зарубежные структурные подразделения. Те или иные сделки могут квалифицироваться как валютные операции в зависимости от участия в них резидентов и нерезидентов. Например, валютными операциями являются приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента валюты РФ и внутренних ценных бумаг; приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента иностранной валюты. По общему правилу валютные операции между резидентами запрещены, а между резидентами и нерезидентами разрешены (ст. ст. 1, 6, 9 Закона о валютном регулировании).
В основу понятия налогового резидентства положены иные признаки (ст. 207 НК РФ). В зависимости от того, является ли лицо налоговым резидентом, определяется объект налогообложения: резиденты платят налог на доходы физических лиц, полученные от источников как в Российской Федерации, так и за ее пределами, а нерезиденты - только от источников в Российской Федерации (ст. 209 НК РФ).
Из иного понятия резидента исходит законодательство об особых экономических зонах[33]. В отношении резидентов особых экономических зон действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, в том числе и ВЭД.
Таможенное законодательство обусловливает определенные упрощения в осуществлении таможенных процедур наличием у участника ВЭД статуса уполномоченного экономического оператора.
Среди участников ВЭД необходимо назвать также государства и иные публично-правовые образования. Государство, например, может быть стороной соглашения о разделе продукции, концедентом в концессионном соглашении; может выступать в роли гаранта.
Во внутреннем коммерческом обороте государство выступает на равных с другими его участниками, может быть привлечено к суду в качестве ответчика, подвергнуто обеспечительным мерам и имущественным санкциям. В международной сфере государство обладает иммунитетом. Согласно концепции абсолютного иммунитета государство никогда не может против его воли быть привлечено в другом государстве к суду (судебный иммунитет), подвергнуто обеспечительным мерам, например аресту имущества, на его имущество не может быть принудительно обращено взыскание в ходе исполнения судебного решения (иммунитет собственности). В настоящее время все большее распространение получает концепция функционального иммунитета, согласно которой государство пользуется иммунитетом в публично-правовой сфере, но не в частноправовой. Из концепции функционального иммунитета исходит ст. 251 АПК РФ, признающая судебный иммунитет за иностранным государством только тогда, когда оно выступает в качестве носителя власти. Статья 23 Закона о соглашениях о разделе продукции допускает возможность отказа государства от всех видов иммунитета. Известен ряд примеров, когда, заключая двусторонние договоры о поощрении и защите капиталовложений, а также крупные кредитные и инвестиционные соглашения с иностранными партнерами, государства отказываются от своего иммунитета.
В 1992 г. было подписано кредитное соглашение между Правительством РФ и швейцарской компанией "Нога"[34]. Соглашением предусматривалось рассмотрение споров между сторонами в Арбитражном институте при Стокгольмской торговой палате и отказ Российского государства от иммунитета. Следствием стала серия громких судебных дел о наложении арестов на имущество Российской Федерации в обеспечение исполнения арбитражного решения.
Сделаем вывод
В законодательстве перечислены виды деятельности, которые относятся к ВЭД - внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них. В качестве отрицательного момента можно отметить, что признаки ВЭД на законодательном уровне не перечислены.
В качестве основного источника правового регулирования в сфере частного права можно назвать раздел Гражданского кодекса РФ №VI "Международное частное право". Кроме того НК РФ регулирует некоторые вопросы публично-правовой сферы, а составы административных правонарушений и преступлений в данной области можно найти Кодексе об административных правонарушениях и Уголовном кодексе РФ.
В нормах национального законодательства отсутствует единый акт, который регулировал бы все виды ВЭД. При том можно назвать два основных закона - Закон об иностранных инвестициях и Закон о регулировании внешнеторговой деятельности.
Правовое регулирование ВЭД также осуществляется и на подзаконном уровне. Оно представлено указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ и нормативными актами федеральных органов исполнительной власти.
Кроме нормативных актов, внутри страны обычаи делового оборота тоже регулируют внешнеэкономическую деятельность.
Если к иностранному праву отсылает коллизионная норма (либо государства – участники ВЭД сами его выбрали), то частноправовое регулирование ВЭД может осуществляться и иностранным правом.
Кроме того отмечено, что наша страна является участником многосторонних международных договоров, регулирующих ВЭД.
2. Внешнеторговая деятельность и таможенное регулирование
2.1. Правовое регулирование внешнеторговой деятельности
Один из основных видов ВЭД - внешнеторговая деятельность. Это деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами (экспорт и импорт), услугами (например, предоставление финансовых услуг иностранным банком), работами (например, выполнение строительных работ за границей), информацией и интеллектуальной собственностью (например, приобретение у иностранной фирмы прав на технологию изготовления продукции или на использование товарного знака)[35].
Публично-правовое регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется таможенно-тарифными и нетарифными мерами[36].
Нетарифные меры могут заключаться в количественных и иных ограничениях и запретах в отношении импорта и экспорта, введении разрешительного порядка, предоставлении определенным субъектам ВЭД исключительного права экспорта или импорта определенных товаров. В качестве общего правила декларировано осуществление экспорта и импорта товаров без применения запретов и количественных ограничений (п. 11 Протокола о мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран), однако из этого правила установлено немало исключений.
Например, в отношении экспорта могут применяться временные ограничения или запреты для предотвращения критического недостатка на внутреннем рынке продовольственных или иных существенно важных товаров (подп. 1 п. 12 Протокола, ст. 21 Закона о регулировании внешнеторговой деятельности). Перечень таких товаров устанавливается Постановлением Правительства РФ[37]. Установление запретов в отношении экспорта как меры прямого регулирования следует отличать от так называемых запретительных (заградительных) пошлин (формально относящихся к мерам косвенного регулирования), в результате введения которых экспорт становится экономически невыгодным.
В разрешительном порядке осуществляются экспорт и импорт продукции военного назначения (п. 2 ст. 4 Федерального закона "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами").
Исключительное право на экспорт природного газа (в газообразном состоянии) из Российской Федерации предоставляется организации собственнику единой системы газоснабжения или ее стопроцентному дочернему обществу (ст. 3 Федерального закона "Об экспорте газа").
Меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами, могут вводиться, если это необходимо для выполнения международных обязательств Российской Федерации (подп. 7 п. 1 ст. 32 Закона о регулировании внешнеторговой деятельности). Так, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15 декабря 2007 г. N 880 "О мерах по реализации соглашения между Российской Федерацией и Европейским сообществом о торговле некоторыми изделиями из стали" были введены количественные ограничения в отношении экспорта некоторых изделий из стали. Основания для запрещения или ограничения внешнеэкономических операций предусматривает и Федеральный закон "О специальных экономических мерах". Это "международно-противоправное деяние либо недружественное действие иностранного государства или его органов и должностных лиц, представляющие угрозу интересам и безопасности Российской Федерации и (или) нарушающие права и свободы ее граждан"[38], а также соответствующие резолюции Совета Безопасности ООН. Именно со ссылкой на этот Закон были приняты Указ Президента РФ от 6 августа 2014 г. N 560 "О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации", запретивший ввоз сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия из ряда стран, и Указ Президента от 29 июля 2015 г. N 391 "Об отдельных специальных экономических мерах, применяемых в целях обеспечения безопасности Российской Федерации", предписавший уничтожение таких товаров, если они все-таки были ввезены.
Количественные и иные ограничения импорта и экспорта реализуются путем квотирования и лицензирования. Квотирование как механизм прямого количественного ограничения следует отличать от тарифного квотирования, с помощью которого объем внешнеторговых операций с определенными товарами регулируется лишь косвенным образом[39]: импорт в пределах квоты облагается более низкими таможенными пошлинами, а сверх этих объемов - более высокими (тарифные квоты действуют в отношении мяса).
Под лицензированием понимается административная процедура выдачи документа, разрешающего экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров. Лицензирование применяется при введении количественных ограничений, разрешительного порядка, тарифной квоты, импортной квоты (в качестве специальной защитной меры). Правовую базу лицензирования составляют Соглашение ВТО по процедурам импортного лицензирования, Протокол о мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран, Закон о регулировании внешнеторговой деятельности и подзаконные нормативные акты.
Лицензии участникам внешнеторговой деятельности выдает Минпромторг России (за исключением лицензий на экспорт или импорт сжиженного природного газа, которые выдает Министерство энергетики РФ), являющийся федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственное регулирование внешнеторговой деятельности, через свои территориальные органы. Лицензия может быть разовой, генеральной и исключительной.
Порядок выдачи лицензий утвержден Постановлением Правительства РФ от 01.11.2016 N 1113 "О формировании и ведении федерального банка выданных лицензий"[40]. Оно определяет перечень документов, которые подаются одновременно с заявлением на выдачу лицензии, срок для принятия решения по заявлению и вводит исчерпывающий перечень оснований, по которым в выдаче лицензии может быть отказано. В отношении лицензий предусмотрена возможность переоформления, приостановления, возобновления и аннулирования. О приостановлении или аннулировании лицензии сообщается в таможенные органы. Отсутствие лицензии является основанием для отказа в выпуске товаров.
Соглашение ВТО по процедурам импортного лицензирования и приложение N 7 к Договору о ЕАЭС оперируют термином "автоматическое лицензирование". Аналогом этой меры является предусмотренное ст. 25 Закона о регулировании внешнеторговой деятельности наблюдение. Это временная мера, которая может применяться в целях мониторинга динамики экспорта или импорта отдельных видов товаров путем выдачи Минпромторгом России автоматических (без ограничений по заявлению любого импортера или экспортера) разрешений.