Файл: Правовые способы регулирования внешнеэкономической деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 117

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Товары, в отношении которых вводятся меры нетарифного регулирования и тарифного квотирования, подлежат включению в единый в рамках ЕАЭС перечень.

В целях протекционизма (для защиты экономических интересов отечественных товаропроизводителей) в отношении импорта товаров могут вводиться специальные защитные меры, антидемпинговые меры и компенсационные меры.

Правовую базу применения таких мер составляют: в рамках ВТО - Соглашение по применению статьи VI Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 г. (Антидемпинговое соглашение); Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам; Соглашение по специальным защитным мерам; на уровне ЕАЭС - Протокол о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер; на национальном уровне - Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 165-ФЗ "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров"[41].

Специальная защитная мера может применяться как реакция на настолько возросший импорт какого-либо товара, что он грозит причинением серьезного ущерба отрасли экономики импортирующей страны либо причиняет такой ущерб. В качестве такой меры вводится предварительная специальная пошлина и импортная квота.

Антидемпинговая мера (антидемпинговая пошлина, одобрение добровольных ценовых обязательств) применяется в ответ на демпинговый импорт, т.е. импорт товара по цене ниже нормальной стоимости такого товара.

Компенсационная мера (компенсационная пошлина) применяется в отношении импортеров, которые пользуются некоторыми видами субсидий иностранных государств ("специфическими субсидиями").

В отношении отдельных импортируемых товаров для того, чтобы не допустить занижения их таможенной стоимости и иных искажений сведений о них, проверить их качество и количество, Правительство РФ может вводить предотгрузочную инспекцию. В Докладе Рабочей группы по присоединению Российской Федерации к ВТО отмечено, что "Российская Федерация в настоящее время не требует проведения предотгрузочных инспекций, однако не исключает возможность введения данной меры в случае необходимости"[42]. Правовой базой для применения такой меры являются Соглашение ВТО по предотгрузочной инспекции и Закон о регулировании внешнеторговой деятельности, ст. 28 которого устанавливает, что по итогам этой процедуры импортеру выдается сертификат, без которого импорт товара невозможен, а для того, чтобы компенсировать импортеру расходы, связанные с прохождением предотгрузочной инспекции, Правительство РФ должно снизить таможенную пошлину на инспектируемые товары.


Как и наблюдение, предотгрузочная инспекция формально не отнесена к мерам нетарифного регулирования, поскольку ее основное назначение - мониторинг и контроль.

Оказывают влияние на внешнюю торговлю технические, фармакологические, санитарные, ветеринарные, фитосанитарные и экологические требования, а также требования обязательного подтверждения соответствия. Они должны применяться к товарам, происходящим из иностранного государства, таким же образом, каким они применяются к аналогичным товарам отечественного происхождения.

Помимо мер контрольного и ограничительного характера, российское законодательство предусматривает и меры, стимулирующие осуществление внешнеторговой деятельности: экспортеры освобождаются от уплаты налога на добавленную стоимость (подп. 1 п. 2 ст. 151 НК РФ); меры поддержки отечественных участников ВЭД, которые могут применяться органами государственной власти и местного самоуправления, названы в ст. 17 Федерального закона от 31 декабря 2014 г. N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации". Важно, чтобы такие меры не имели характера специфических субсидий.

2.2. Таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности

Деятельность уполномоченных органов, которая заключается в установлении и реализации правил перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу (а также осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности по оказанию таможенных услуг), обеспечении соблюдения этих правил и привлечении к ответственности правонарушителей представляет собой таможенное регулирование внешнеэкономической (в том числе внешнеторговой) деятельности[43].

В настоящее время таможенное регулирование осуществляется в Таможенном союзе в рамках ЕАЭС. Согласно ТК ТС под таможенным регулированием понимается правовое регулирование отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, их перевозкой по единой таможенной территории Таможенного союза под таможенным контролем, с временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, уплатой таможенных платежей, а также властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения указанными товарами. Таможенное регулирование в Таможенном союзе осуществляется в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза, а в части, не урегулированной таким законодательством, до установления соответствующих правоотношений на уровне таможенного законодательства Таможенного союза, - в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза[44].


Таможенными органами в России являются:

1) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела - ФТС России;

2) региональные таможенные управления;

3) таможни;

4) таможенные посты[45].

Для таможенного регулирования важное значение имеет единая таможенная территория Таможенного союза. Единую таможенную территорию Таможенного союза составляют территории Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Киргизской Республики и Российской Федерации, а также находящиеся за пределами территорий государств - членов Таможенного союза искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства - члены Таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией. Пределы таможенной территории Таможенного союза являются таможенной границей Таможенного союза[46].

Основополагающим для таможенного регулирования является понятие "перемещение товаров через таможенную границу" - ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза или вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза.

Следует учитывать, что под перемещением понимаются различные действия в зависимости от того, ввоз это или вывоз. В частности, при ввозе производится совершение действий, связанных с пересечением таможенной границы, в результате которых товары прибыли на таможенную территорию Таможенного союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до их выпуска таможенными органами. При вывозе товаров с таможенной территории Таможенного союза совершаются действия, направленные на вывоз товаров способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до фактического пересечения таможенной границы.

Таможенное регулирование ВЭД с участием предпринимателей осуществляется преимущественно императивным методом с применением в необходимых случаях дозволительных мер. Так, инициатива ввоза или вывоза товаров принадлежит субъекту ВЭД, перемещающему эти товары. Субъект ВЭД также вправе самостоятельно выбрать вид таможенной процедуры, наименование, ассортимент и количество ввозимого (вывозимого) товара, за исключением установленных ограничений, место таможенного оформления товаров[47].


Меры (способы) таможенного регулирования традиционно подразделяются на тарифные и нетарифные. Тарифные меры характеризуют введение, изменение, отмену таможенных пошлин, а также предоставление льгот по соответствующему виду платежей[48]. Ставки таможенных пошлин являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, осуществляющих ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из нее товаров, видов сделок и других факторов, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза - свод ставок ввозных таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на таможенную территорию ЕАЭС из третьих стран, систематизированных в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности ЕАЭС (ТН ВЭД ЕАЭС)[49]. В отношении товаров, страна происхождения которых не установлена, применяются ставки ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Таможенного союза, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами государств - членов Таможенного союза, международными договорами РФ. Ставки вывозных таможенных пошлин и перечень товаров, в отношении которых они применяются, устанавливаются Правительством РФ, если иное не установлено законом.

Нетарифные меры непосредственно не связаны с таможенными пошлинами. На таможенной территории ЕАЭС приняты следующие единые меры нетарифного регулирования:

- запрет ввоза на таможенную территорию ЕАЭС и (или) вывоза с нее определенных товаров;

- разрешительный порядок ввоза на таможенную территорию ЕАЭС и (или) вывоза с нее определенных товаров[50].

Таможенная процедура - совокупность норм, определяющих для таможенных целей требования и условия пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории Таможенного союза или за ее пределами.

Законодательство предусматривает следующие виды таможенных процедур:

1) выпуск для внутреннего потребления;

2) экспорт;

3) таможенный транзит;

4) таможенный склад;

5) переработка на таможенной территории;

6) переработка вне таможенной территории;

7) переработка для внутреннего потребления;

8) временный ввоз (допуск);

9) временный вывоз;

10) реимпорт;

11) реэкспорт;

12) беспошлинная торговля;

13) уничтожение;

14) отказ в пользу государства;

15) свободная таможенная зона;

16) свободный склад;

17) специальная таможенная процедура (таможенная процедура, определяющая для таможенных целей требования и условия пользования и (или) распоряжения отдельными категориями товаров на таможенной территории Таможенного союза или за ее пределами)[51].


Таможенный контроль - совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с использованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства государств - членов Таможенного союза. При ввозе на таможенную территорию Таможенного союза товары находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы.

Зонами таможенного контроля являются места перемещения товаров через таможенную границу, территории складов временного хранения, таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли и иные места, определенные законодательством государств - членов Таможенного союза.

В иных местах зоны таможенного контроля создаются для проведения таможенного осмотра и (или) таможенного досмотра товаров, совершения грузовых и иных операций. Зоны таможенного контроля могут быть постоянными в случае регулярного нахождения в них товаров, подлежащих таможенному контролю, или временными в случае их создания на время проведения таможенного контроля, грузовых и иных операций.

Законодательство регламентирует деятельность субъектов предпринимательства, имеющих право оказывать указанные услуги на рынке таможенных услуг. К ним относятся: владелец склада временного хранения, владелец таможенного склада, таможенный представитель, таможенный перевозчик, владелец магазина беспошлинной торговли, уполномоченный экономический оператор.

Предпринимательская деятельность этих субъектов по оказанию таких услуг непосредственно не связана с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу. Однако таможенные услуги, оказываемые этими предпринимателями, содействуют субъектам ВЭД в профессиональном и эффективном соблюдении определенных таможенных процедур.

Таким образом, таможенное регулирование призвано стимулировать предпринимательскую деятельность как субъектов ВЭД, перемещающих товары и транспортные средства через таможенную границу, так и субъектов предпринимательства, оказывающих таможенные услуги.

Сделаем вывод

Один из основных видов ВЭД - внешнеторговая деятельность. Ее регулирование осуществляется таможенно-тарифными и нетарифными мерами.

Функция уполномоченных органов государственной власти, которая заключается в установлении и реализации правил перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ, обеспечении соблюдения этих правил и привлечении к ответственности правонарушителей представляет собой таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности.