Файл: ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА КАК ИНСТРУМЕНТ ПРЕОДОЛЕНИЯ КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЙ В РАЗВИТИИ КОМПАНИИ.pdf
Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 349
Скачиваний: 2
ВВЕДЕНИЕ
Тема организационной культуры как инструмента преодоления кризисных ситуаций выбрана неслучайно. Объединение людей в обособленные группы для решения конкретных задач и достижения общей цели было характерно для людей всех времен. Но именно сейчас во время постоянных перемен и преобразований, рыночной культуры и денежных потоков, международных связей и высокой конкуренции организационное развитие приобретает новые содержательные формы и структуры. Организациям приходится все быстрее приспосабливаться к новой среде, создавать конкурентоспособные объединения людей, способных создавать сильные продукты, а также учитывать меняющиеся поколенческие и типологические аспекты формирования внутренних организационных команд и проектных групп. Если ранее во времена Форда и зарождения производства и промышленности основное внимание было уделено на технологии труда, машинные ресурсы, то спустя сто лет на первый план выходят совершенно другие точки опоры – коммуникации между людьми, организационные команды, творческие коллективы, способные вывести компанию на новый уровень. Именно поэтому повышается интерес к рассмотрению самой культуры организации как важного инструмента формирования и зачастую преобразования на разных этапах развития организации. Что подтверждает увеличения количества издаваемой многими мировыми и российскими экспертами литературы на эту тему, к которой мы еще обратимся по ходу данной работы.
Цели данной работы – определить ключевые процессы в организационной культуре, которые помогают компаниям выживать в современном быстроменяющемся мире, преодолевать кризисные ситуации, продолжать быть полезными обществу.
В качестве задач работы выбраны следующие:
Задача 1. Рассмотреть этапы организационного развития. Определить виды кризисных ситуаций, через которые проходит организация. Сопоставить кризисы и этапы развития организации.
Задача 2. Изучить организационную культуру как инструмент преодоления кризисных ситуаций. Выделить ключевые составляющие организационной культуры. Проанализировать виды организационной культуры. Выделить основные современные подходы к организационной культуре. Сделать вывод о ключевых процессах, помогающих выживать организациям в кризис.
Объектом исследования является организационная культура коммерческой организации. Мною выбрана именно данная форма осуществления деятельности в связи с тем, что уже более 9 лет я работаю в коммерческой структуре, в одной организации, но которая прошла многие этапы развития организации, сменила несколько корпоративных культур. Именно поэтому подходы и методы, используемые в разных организационных культурах, будут мною рассмотрены далее в работе.
Предметом исследования выступает структура организационной культуры, ее составляющие элементы и структурные взаимосвязи, ключевые опорные фигуры, принимающие решения или влияющие на процессы внутри организации. Мы рассмотрим, какие виды организационной культуры описаны и развиваются в современном обществе, как отдельные элементы культуры помогают или разрушают организацию на разных ее этапах развития. Посмотрим примеры таких компаний, которые выжили или преобразовались в ходе своей эволюции. И конечно, рассмотрим роль человека и коллектива в данных процессах.
Мы коснемся разных взглядов на организационную культуру – как классических (Н. С. Пряжников, Занковский, Чернышев и другие), так и современной литературы и бизнес-практики, представителями которой являются эксперты: Ицхак Адизес, Фредерик Лалу, Патрик Ленсиони и другие. Также в своем исследовании я обращалась к современным формам выступлений - форумам – где эксперты-практики, топ-менеджеры и руководители организаций делились ключевыми особенностями преодоления кризисов на примере их компаний.
Используемые методы исследования: наблюдение, интервью, метод сравнения.
РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ВОЗМОЖНЫЕ КРИЗИСЫ.
В данной главе мы рассмотрим организацию как меняющуюся систему. Развитие любой коммерческой компании имеет свои этапы. Рассмотрение этих этапов поможет правильно выделить в дальнейшем и проанализировать кризисные ситуации, а также способы их преодоления.
2.1 Этапы развития организации
Организация как целенаправленное объединение людей для решения конкретных целей, объединенная организационной властью, и как открытая система, постоянно взаимодействующая со средой, должна всегда реагировать на ее изменения. Организации похожи по своему циклу на организм живого существа, способный к формированию, развитию, ослаблению и прекращению своего существования или преобразованию. Как отмечает Анатолий Занковский[1], жизненный цикл организации состоит из следующих этапов:
- Этап становления
- Этап роста
- Этап зрелости
- Этап старения
- Этап упадка
- Этап обновления или смерти организации.
Рассмотрим данные этапы с точки зрения происходящих изменений и ключевых аспектов, влияющих на переход к следующему этапу.
- Этап становления.
Это первый этап, на современном языке его часто называют «start up», когда инициатор создания организации имеет какую-то очень сильную идею в виде полезности, которую он и его команда могут удовлетворить у потребителей. Здесь еще размыты цели и организации как структуры пока еще нет. Есть творческий процесс рождения идей и завоевания клиентской аудитории. Характерными чертами этого этапа являются целеустремленность, способность рисковать и преданность делу. На данном этапе может использоваться директивный метод руководства, требующий быстрого исполнения и тщательного контроля. Идет борьба за ресурсы, от сотрудников требуется широкой зоны ответственности, в организации отсутствует система обучения и подбор людей происходит несистемно. Решения принимаются вместе с командой. Сотрудники часто работают как «одна семья» и в курсе того, что происходит в организации. Цель данного этапа – выжить, иметь быстрый успех, начать получать первую прибыль.
- Этап роста.
На данном этапе развития рост организации осуществляется неравномерно, рывками, набирая все большую силу. Большинство коммуникаций остаются неформальными, однако начинает формироваться миссия организации. Структуры и процессы становятся более понятными и упорядоченными вследствие многократного их повторения сотрудниками. На данном этапе начинает формироваться бюджет, планирование, прогностическая деятельность руководства. Расширяется состав сотрудников.
Предприниматели, которые создавали организацию, переходят в большей степени к управлению и руководству, и в меньшей – к рискованной деятельности первого этапа.
Возрастает необходимость развития кросс-функционального взаимодействия вследствие создания новых организационных структур (отделов).
- Этап зрелости.
Создаются корпоративные формальные правила, зачастую оформляются в виде стандартов. Структура организации стабилизируется, определяются бизнес-процессы. Организация увеличивает выпуск продуктов и расширяет рынок оказания услуг. Расширяется управленческий состав и возрастает его роль, решения обсуждаются на уровне управленческого состава. Сотрудники хорошо осведомлены в процессах своего подразделения, но не всегда понимают общий ход развития компании, в меньшей степени участвуют в принятии решений. Сотрудников легко заменить, т.к. понятны их роли и функции, хорошо работает служба персонала.
Основная цель данного этапа организации - сбалансированный рост. В этот период часто большинство сотрудников в организации ощущают атмосферу всеобщего благополучия и стабильности. И иногда это приводит к игнорированию руководством проявляющихся организационных слабостей в процессах.
- Этап старения.
Замедление темпов роста, отсутствие необходимых организационных преобразований и системного обучения. Руководство может применять устаревшие методы управления, игнорировать усиление организационной культуры. На данном этапе в бюрократической жесткой культуре может помешать меняться сложные процессы, неадекватная стратегия, закрытость к новым идеям, технологическая необеспеченность. А снижение мотивации и высокая текучка персонала приводит к утечке важной информации и знаний.
- Этап упадка.
Кризисное состояние организации вследствие низкой эффективности, падения размеров прибыли, сокращение производства и персонала. Ухудшается организационный климат, растет число конфликтов. Организация вместо концентрации на новых возможностях, внедрении технологии делает шаг назад к процессу выживания. Здесь существуют разные пути и методы антикризисного управления, от которых зависит, войдет ли организация в стадию обновления или просто перестанет существовать.
- Этап обновления или смерти организации.
На данном этапе организация или меняет систему управления, людей на местах, систему обучения и технологии, ищет новые ресурсы и рынки, или закрывается, входя в глубокий кризис, доводящий до банкротства и закрытия.
В любом случае происходит максимальное напряжение интеллектуальных, эмоциональных, человеческих и иных ресурсов для рационализации процессов и изменения системы управления.
2.2 Кризисные ситуации организации
Организация поэтому и развивается, потому что всегда проходит в своей истории те или иные незнакомые, кризисные ситуации. Именно последние помогают ей:
- выявить неэффективные бизнес-процессы;
- выявить неэтичные и неэффективные коммуникации между сотрудниками;
- определить уровень организационной культуры и соответствие ценностей сотрудников общеорганизационным;
- прояснить для руководства неэффективные способы управления;
- искать новые возможности завоевания рынка и расширения организации.
Кризисные ситуации могут встречаться на всех уровнях организационной структуры:
высшем – руководство/владельцы,
среднем – руководящий состав подразделений и отделов,
и низшем – сотрудники всех спецификаций
Кризисные ситуации имеют в основе разные причины возникновения. И часто это связано с тем, на каком этапе развития находится компания.
Общими для всех рассмотренных ранее этапов в развитии организации могут быть следующие кризисные ситуации, которые могут неравномерно, в той или иной степени, проявляться на каждом этапе:
- отсутствие четкого видения будущего;
- неверно выбранная стратегия;
- слабая ориентация на рынке, незнание своих конкурентов;
- отсутствие единых ясных для всей команды целей;
- чрезмерная рискованность в стратегии, отсутствие планов и анализа результатов;
- чрезмерная индивидуально-эгоистичная направленность владельца бизнеса;
- неверно выбранные управляющие партнеры (или их предательство);
- отсутствие системы обучения персонала, наставничества, передачи опыта и сохранения знаний;
- отсутствие понятных процессов, процедур.
- использование устаревших методов управления и механизмов влияния на процессы;
- несоответствие ролей, должностей и личностей, которые их занимают;
- отсутствие корпоративной культуры в принципе или ослабленная культура;
Например, непонимание целей организации связано с тем, что в ней существуют различные подразделения, которые имеют свои собственные (эгоистичные) интересы и которые по-разному понимают цель организации. Часто встречаются ситуации конфликтов на этой почве с вышестоящим руководством за зоны влияния и ресурсы. Непонимание смысла деятельности и миссии организации проявляется и в работе сотрудников, когда руководство стремится только к прибыли, а качество продукции или услуг может страдать. И это ощущают, например, менеджеры по продажам.
Стресс и сложный психологический климат в организации может проявляться через[2]:
- угрозу свободы личности, ее автономии и статусу, излишний контроль и отсутствие самостоятельности в работе;
- отсутствие участия сотрудников в работе организации и связанными с этим неудачами;
- сотрудники считают, что их начальники никогда не позволяют им выполнять работу так, как им кажется лучше;
- несоответствие статуса выполняемой работе и авторитету;
- соперничество между коллегами, неадекватная внутренняя конкуренция;
- низкую степень управления и контроля;
- характер взаимоотношений со своим руководством, коллегами и подчиненными;
- изолированную жизнь верхнего уровня служащих