Файл: Информационное обеспечение оперативно-розыскной деятельности (Основные понятия).pdf
Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 224
Скачиваний: 6
СОДЕРЖАНИЕ
2.1 Понятие информационных систем и оперативных учетов.
2.2 Общие положения производства по делам оперативного учета
Глава III Использование результатов оперативно-розыскной деятельности
3.1 Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовном процессе
3.2 Предоставление результатов оперативно-розыскной деятельности
При необходимости рассекречивания сведений, содержащихся в материалах, содержащих результаты ОРД, руководителем органа наркоконтроля выносится постановление о рассекречивании сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей (приложение № 3 Инструкции). Данное постановление состоит из трех частей: вводной, описательной и резолютивной.
Вводная часть постановлениясодержит следующие сведения:
а) место и дата составления постановления;
б) должность, специальное звание, фамилия, инициалы руководителя органа наркоконтроля.
В описательной части постановленияуказывается:
а) когда, где, в результате какого ОРМ и какие именно получены результаты;
б) для каких целей проводилось ОРМ;
в) когда и кем оно санкционировалось;
г) наличие судебного решения на его проведение, если такое решение требуется в соответствии с ФЗ об ОРД;
д) основания рассекречивания сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей.
В резолютивной части:
а) формулируется решение руководителя органа наркоконтроля о рассекречивании сведений составляющих государственную тайну и их носителей;
б) указывается перечень подлежащих рассекречиванию сведений и их носителей.
Данное постановление подписывается руководителем наркоконтроля с указанием должности, специального звания, фамилии и инициалов.
Согласно п. 10 Инструкции представление результатов ОРД осуществляется на основании соответствующего постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего ОРД. Форма и содержание этого документа определяются приложением № 2 Инструкции о предоставлении результатов ОРД.
Данное постановление также состоит из трех частей: вводной, описательной и резолютивной.
Вводная часть постановлениясодержит следующие сведения:
а) место и дата составления постановления;
б) должность, специальное звание, фамилия, инициалы руководителя.
В описательной части постановленияуказывается:
а) когда, где, в результате какого ОРМ и какие именно получены результаты;
б) для каких целей они представляются (использование в качестве повода и основания для возбуждения уголовного дела, подготовка следственных или судебных действий, использование в доказывании по уголовным делам и т.п.);
в) когда и кем санкционировалось конкретное ОРМ;
г) наличие судебного решения на его проведение, если такое решение требуется в соответствии с ФЗ об ОРД;
В резолютивной части формулируется решение руководителя органа наркоконтроля о направлении оперативно-служебных документов, отражающих результаты ОРД, перечень документов, подлежащих направлению.
Постановление подписывается руководителем органа наркоконтроля с указанием должности, специального звания, фамилии и инициалов.
Данное постановление составляется в двух экземплярах, первый из которых направляется органам предварительного расследования, второй – приобщается к материалам ДОУ.
Результаты ОРД не представляются:
– если невозможно обеспечить безопасность субъектов (участников) ОРД в связи с представлением и использованием данных результатов в уголовном процессе;
– если их применение в уголовном процессе создает реальную возможность расшифровки (разглашения) сведений об используемых или использованных при проведении негласных ОРМ силах, средствах, источниках, методах, планах, результатах ОРД и т.п.
Решение о непредставлении результатов ОРД по указанным мотивам оформляется постановлением руководителя органа, осуществляющего ОРД, и приобщается к материалам ДОУ или соответствующего номенклатурного дела. О принятом решении уведомляется инициатор запроса.
Заключение
На основании выше изложенного сделаем выводы о проведенной работе.
В каждом правоохранительном органе и на правительственном уровне принимаются программы развития и совершенствования информатизации.
К сожалению, нужно констатировать, что сегодня в правоохранительных органах отсутствует четкая и цельная концепция накопления и обработки информации. Особенно актуальна эта проблема для подразделений, занятых проведением оперативно-розыскных мероприятий, то есть, если “палочные показатели” еще как-то подсчитываются и учитываются, то учесть и обработать оперативную (и в первую очередь агентурную) информацию наши компьютерщики пока толком не могут. Не выработана стратегия организации этого непрерывного и трудоемкого процесса.
Работа любого правоохранительного органа, в первую очередь, связана с раскрытием, предупреждением и пресечением преступлений и правонарушений. Трудно даже представить, что правоохранительные органы могут выполнить свою задачу, ничего не зная о субъектах правонарушения. Напротив, полное и всестороннее освещение деятельности субъекта правонарушения является залогом успешного пресечения его преступных деяний. Таким образом, наличие предварительной информации о преступлении является основой его раскрытия.
Так что же представляет собой эта информация и каково ее происхождение? Однозначно ответить на этот вопрос невозможно. Мы можем рассматривать лишь общие принципы сбора, обработки и использования информации, оставляя сотрудникам правоохранительных органов (как впрочем любым другим пользователям) право выбора конкретных форм, в зависимости от целей и задач, стоящих перед ними, а также в зависимости от складывающейся ситуации.
Что касается расследования преступлений, в частности совершаемых организованной преступностью, важным условием успешности расследования является налаженное взаимодействие оперативно-розыскных, следственных органов МВД, ФСБ, Прокуратуры, специализирующихся на борьбе с организованной преступной деятельностью между собой, а также с подразделениями криминальной милиции, налоговой полиции, таможенной службы. На сегодня в этом аспекте организации оперативно-розыскной деятельности можно выявить множество недостатков, как в области правовых отношений, так и материально-технической обеспеченности. Многие авторы обращают внимание на необходимость изучения международного опыта совместной организации оперативно-розыскной деятельности с участием следственных органов и оперативных подразделений.