Файл: Информационное обеспечение оперативно-розыскной деятельности (Основные понятия).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 186

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава I. Понятие и правовое регулирование информационного обеспечения оперативно-розыскной деятельности

1.1 Основные понятия

1.2 Правовое регулирование информационного обеспечения оперативно-розыскной деятельности компетентных органов и пути его совершенствования

Глава II Информационные системы и оперативные учеты, как основные формы и источники информационного обеспечения оперативно-розыскной деятельности компетентных органов.

2.1 Понятие информационных систем и оперативных учетов.

2.2 Общие положения производства по делам оперативного учета

Глава III Использование результатов оперативно-розыскной деятельности

3.1 Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовном процессе

3.2  Предоставление результатов оперативно-розыскной деятельности

Заключение

Список использованных источников

Введение

Данная курсовая работа посвящена очень важной и актуальной теме, а именно – информационное обеспечение оперативно-розыскной деятельности.

Оперативно-розыскная деятельность - вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то Законом об ОРД, в пределах их полномочий посредством проведения ОРМ в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств (ст. 1 Закона). ОРД отличается от следственной деятельности: ее можно осуществлять негласно, до возбуждения уголовного дела; при проведении мероприятий не требуется соблюдения формальностей, обязательных для следственных действий; ОРД, как видно из ее названия, носит оперативный характер. Результаты ОРМ во многих случаях являются основаниями для возбуждения уголовного дела и производства следственных действий. Как свидетельствует практика, наиболее сложные преступления (совершаемые организованными преступными группировками, связанные с коррупцией и др.) невозможно раскрыть посредством только следственных действий.

Актуальность реферата заключается в необходимости оперативно-розыскных служб осуществляющих правоохранительную деятельность, целью которых является защита жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечение безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Цель написания курсовой работы - рассмотреть и изучить информационное обеспечение оперативно-розыскной деятельности.

Для этой цели в данной курсовой работе ставятся следующие вопросы:

Основные понятия информационного обеспечения оперативно-розыскной деятельности;

Правовое регулирование информационного обеспечения оперативно-розыскной деятельности компетентных органов и пути его совершенствования;

Информационные системы и оперативные учеты, как основные формы и источники информационного обеспечения оперативно-розыскной деятельности компетентных органов;

Использование результатов оперативно-розыскной деятельности.


Глава I. Понятие и правовое регулирование информационного обеспечения оперативно-розыскной деятельности

1.1 Основные понятия

Федеральный закон «Об оперативно розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г. в ст. 7 дает перечень оснований для проведения оператив­но-розыскных мероприятий. Анализ их содержания показывает, что, по существу, все они сводятся к наличию определенного рода сведений о фактах, событиях или лицах, имеющих прямое отношение к задачам опе­ративно-розыскной деятельности, сформулированным в ст. 2 того же зако­на. Способность выступать в качестве оснований для проведения опера­тивно-розыскных мероприятий составляет специфическое качество этих сведений.

С другой стороны, известно, что результаты оперативно-розыскной деятельности - категория информационная, их применение в соответствии с ч. 1 и 2 ст. 11 комментируемого Закона призвано информационно обес­печивать решение следующих задач:

- уголовно-процессуальной деятельности (для подготовки и прове­дения следственных и судебных действий; способствования доказыванию по уголовным делам; розыска лиц, скрывшихся от органов дознания, след­ствия и суда); результаты ОРД могут служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела;

- оперативно-розыскной деятельности (для проведения оперативно- розыскных мероприятий, направленных на выявление, предупреждение и раскрытие преступлений, выявление и установление причастных к пре­ступной деятельности лиц, розыск без вести пропавших);

- уголовно-исполнительной деятельности (для розыска лиц, укло­няющихся от исполнения наказания; предупреждения злостных нарушений режима содержания в исправительных учреждениях) [1]

Иными словами, результатами оперативно-розыскной деятельности являются, по существу, также различные сведения о фактах, событиях и лицах, имеющих отношение к тем или иным криминальным фактам, но выступающие уже в роли конкретных фактических данных, т. е. получен­ных в соответствии с определенными, предъявляемыми к самой деятель­ности требованиями.

В этом смысле сама оперативно-розыскная деятельность представля­ет собой деятельность компетентных органов по преобразованию сведе­ний из категории оснований для ее осуществления в категорию сведений как фактических данных о соответствующих объектах. Сущностью меха­низма такого преобразования является дополнение, обогащение первона­чальных сведений какими-либо новыми сведениями, способными придать исходной информации статус фактических данных. Реализация этого ме­ханизма и составляет содержание информационного обеспечения опера­тивно-розыскной деятельности органов внутренних дел, представляющего в настоящее время весьма развитый, сложный (многогранный) и самостоя­тельный вид оперативно-служебной деятельности.


Его назначение состоит в снабжении оперативных подразделений компетентных органов сведениями, необходимыми для принятия различных решений и осуществления целесообразных действий. С другой сторо­ны, тесно связанная с добыванием, переработкой и использованием самых различных сведений об интересующих оперативные подразделения объек­тах, оперативно-розыскная деятельность является по своей сути во многом деятельностью информационной, поскольку без наличия определенных сведений невозможно качественное и результативное осуществление опе­ративно-розыскных мероприятий, в то же время и сами эти мероприятия направлены на добывание необходимых сведений. В этом смысле можно сказать, что информация - это и основание, и цель, и средство, и результат оперативно-розыскной деятельности; структура (алгоритм) действия нахо­дится в сильной зависимости от качества, полноты и достоверности лежа­щей в его основе информации.

Как мы видим, в основе всей информационной работы компетентных органов лежит понятие информации. Ее определение дается в ст. 2 Фе­дерального закона от 27 июля 2006 г. «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»: «Информация - это любые сведе­ния (сообщения, данные) независимо от формы их представления». Ис­пользуемое в теории оперативно-розыскной деятельности понятие «ин­формационное обеспечение» близко по содержанию к используемому в данном Законе понятию «информационные технологии», под которыми понимаются процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, пре­доставления, распространения информации и способы осуществления та­ких процессов и методов. Распространение информации осуществляется в форме предоставления заинтересованным подразделениям или сотрудни­кам необходимых им сведений. В контексте задач, решаемых в ходе осу­ществления оперативно-розыскной деятельности, понятие информации обретает вполне конкретное значение. Здесь она рассматривается как сред­ство решения задач, определенных в ст. 2 Федерального закона «Об опера­тивно-розыскной деятельности».

Информационная работа (информационное обеспечение) представ­ляет собой специфический вид служебной деятельности по созданию, ор­ганизации функционирования и совершенствованию информационных систем, обслуживающих организационно-управленческую, профилактиче­скую, оперативно-розыскную и другие виды деятельности. Следовательно, информационное обеспечение применительно к оперативно-розыскной деятельности заключается в своевременном, бы­стром и оперативном обеспечении органов, осуществляющих оперативно- розыскную деятельность, различного рода информацией, которая помогла бы им в выявлении, предупреждении, пресечении и раскрытии преступле­ний, розыске преступников, установлении личности неизвестных граждан и неопознанных трупов, принадлежности имущества и т. п. Иными слова­ми, информационное обеспечение в оперативно-розыскной деятельности осуществляется путем использования соответствующих информационных систем.


В соответствии с Федеральным законом «Об информации, информа­ционных технологиях и о защите информации» под информационной сис­темой принято понимать организационно упорядоченную совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработ­ку информационных технологий и технических средств. То есть информа­ционными системами называют комплекс форм и методов сбора, обработ­ки и выдачи информации, необходимой для решения оперативно- служебных задач.

В настоящее время в органах внутренних дел сложилась сложная система объектов и источников сосредоточения различного вида сведений, которые могут быть использованы в целях информационного обеспечения оперативно-розыскной деятельности.

Прежде всего, в этих целях используется информация, сосредото­ченная в различных видах учетов, ведущихся специализированными под­разделениями компетентных органов- информационными центрами, экспертно-криминалистическими подразделениями, оперативными служ­бами МВД, ГУВД, УВД в виде автоматизированных информационно- поисковых систем, банков данных, картотек, коллекций, различного вида дел, журналов и т. п. Причем существующая на данный момент система всех видов учетов, используемых для целей оперативно-розыскной дея­тельности, включая и входящие в нее оперативные учеты, сложилась не сразу, а прошла длительный путь становления и развития. Прежде всего, ее развитие происходило под влиянием потребностей практики и с учетом развития средств механизации и автоматизации обработки собранных дан­ных, изыскания оптимальных возможностей по получению требуемых све­дений, их систематизации, быстрого отыскания и использования заинтере­сованными субъектами.

Как показывает анализ практики, в оперативно-розыскной деятель­ности используется самая различная информация о представляющих опе­ративный интерес объектах: это практически любые сведения, способст­вующие решению задач оперативно-розыскной деятельности. Вместе с тем, далеко не все сведения могут быть отнесены к категории «оператив­ной информации» или информации, имеющей оперативное значение. В соответствии с ст. 7 Федерального закона «Об оперативно-розыскной дея­тельности» к таковой может быть отнесена информация, содержащая све­дения, которые являются основаниями для проведения оперативно- розыскных мероприятий либо являющиеся результатами проведения таких мероприятий. Источники такой информации могут быть различными, но чаще они специально формируются или подбираются оперативными под­разделениями компетентных органов для предоставления сведений, кото­рые могут иметь значение для решения задач оперативно-розыскной дея­тельности. Получаемые из этих источников сведения документируются в устанавливаемом ведомственными нормативными актами порядке.


Основное содержание оперативной информации составляют сведе­ния о лицах и деятельных формах проявления их криминальной активно­сти. Такое понимание содержания оперативной информации обусловлено персональным характером уголовной ответственности и разведывательно- поисковой направленностью оперативно-розыскной деятельности на ее получение. Оперативная информация выполняет две основных функции - оперативной идентификации и оперативного ориентирования.

Как уже отмечалось, важное значение для информационного обеспе­чения оперативно-розыскной деятельности имеют сведения о различных категориях лиц. Однако с конкретными лицами связано множество раз­личных признаков, характеризующих как самих этих лиц, так и особенно­сти их поведения, в том числе преступного. В принципе, в банках опера­тивной информации все признаки, да и все сведения вообще, должны быть увязаны с конкретными лицами, т. е. идентифицированы. При наличии та­кой связи появляется возможность установления лица по имеющимся в информационных накопителях (банках данных) признакам. Если эта связь устанавливается однозначно, можно говорить о полном отождествлении лица по некоторому набору признаков, если же неоднозначно, то имеет место оперативное ориентирование. Поэтому банки данных оперативной информации - это различные сведения о явлениях, событиях криминаль­ного характера, связанные с признаками конкретных лиц. Такие банки все­гда содержат как бы два взаимосвязанных набора признаков: установочные и идентификационные признаки конкретных лиц и признаки некоторых характерных особенностей их поведения и связей с иными объектами - предметами, людьми, событиями или фактами. При внесении в банк дан­ных какого-либо из учитываемых признаков может быть установлено свя­занное с ним лицо или группа лиц. Установление этой связи и является ос­новным назначением информационного обеспечения оперативно- розыскной деятельности.

Исходя из сказанного о содержании оперативной информации в це­лом ее источниками могут являться различные сведения, содержащиеся в многообразных носителях, в числе которых:

данные на учитываемых лиц, организованные в виде алфавитно- справочных картотек;

банки полных словесных портретов учитываемых лиц; списки связей подучетного контингента; справочные карточки на нераскрытые преступления (СК-НП); формализованные списки лиц, проходящих по уголовным делам и делам оперативного учета;

формализованные информационные материалы на криминальные объекты;