Файл: Информационное обеспечение оперативно-розыскной деятельности (Основные понятия).pdf
Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 226
Скачиваний: 6
СОДЕРЖАНИЕ
2.1 Понятие информационных систем и оперативных учетов.
2.2 Общие положения производства по делам оперативного учета
Глава III Использование результатов оперативно-розыскной деятельности
3.1 Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовном процессе
3.2 Предоставление результатов оперативно-розыскной деятельности
справки о результатах проведенных оперативно-розыскных мероприятий;
источники дактилоскопической идентификации (стандартные дактилоскопические карты, отрезки дактопленки или фотографии);
фотографии подучетных лиц, без вести пропавших, неопознанных трупов;
видеоматериалы на учитываемые категории лиц и объектов; фотокомпозиционные (рисованные) портреты разыскиваемых преступников;
собственноручно выполненные документы лиц, представляющих оперативный интерес, образцы подписи и др.
В отличие от других видов служебной деятельности специфика оперативно-розыскной деятельности состоит в том, что осуществляющие ее подразделения и сотрудники имеют и специально создают свою систему информационного обеспечения путем создания системы источников оперативной информации. В качестве таковых выступают различные категории лиц, оказывающих содействие или сотрудничающих с компетентными органами на различной основе. Этот аппарат осведомителей приобретается оперативными сотрудниками для получения и передачи в их распоряжение самой различной информации об объектах оперативного интереса. Эффективность оперативно-розыскной деятельности подразделений во многом зависит от характера и качества данной «информационной системы».
Подбирая и привлекая к сотрудничеству негласных сотрудников, руководители и работники различных служб и подразделений преследуют цель обеспечения достаточного для решения оперативных задач уровня оперативной осведомленности о признаках и характере криминогенных процессов и криминальной активности определенных лиц.
В соответствии с ведомственными нормативными актами к числу источников оперативной информации могут быть отнесены сведения, содержащиеся в проверочных материалах, карточках и делах оперативного учета, сообщениях (записках) негласных сотрудников, справках и рапортах оперативных сотрудников, а также производные от указанных информационные материалы. Формы и содержание этих документов могут быть весьма разнообразными.
К категории оперативно значимых могут быть отнесены практически любые сведения, если они могут быть связаны с принятием каких-либо решений оперативно-розыскного характера. Это могут быть сведения, почерпнутые из открытых источников, банков данных самого различного назначения. Ко всем этим сведениям предъявляется одно требование: они потенциально должны обладать свойством выступить в качестве повода либо основания для проведения оперативно-розыскных действий. Такая информация должна являться предметом анализа и оценки с целью выявления оперативного значения содержащихся в ней сведений.
Таким образом, сущность информационного обеспечения оперативно-розыскной деятельности состоит в создании надежных систем сбора, обработки, хранения и классификации по определенным признакам различных сведений о лицах, предметах, событиях, явлениях и процессах, имеющих отношение к криминальным фактам, и обеспечении своевременного их отыскания и выдачи субъектам указанной деятельности для эффективного решения задач борьбы с преступностью.
1.2 Правовое регулирование информационного обеспечения оперативно-розыскной деятельности компетентных органов и пути его совершенствования
В связи с концептуальными изменениями в 1995 г. оперативно- розыскного законодательства, в тексте Федерального закона об ОРД вместо статьи «Производство оперативной проверки» появилась ст. 10 «Информационное обеспечение и документирование оперативно-розыскной деятельности». И хотя документирование в оперативно-розыскном смысле этого слова осуществляется, как правило, именно в ходе оперативной проверки, в наименовании этой статьи были использованы разнопорядковые термины:
а) информационное обеспечение оперативно-розыскной деятельности;
б) документирование оперативно-розыскной деятельности.
Оба они отражают лишь отдельные правовые категории оперативно- розыскной деятельности, а именно:
- средство оперативно-розыскной деятельности в виде оперативного учета (информационные системы и дела оперативного учета);
- составную часть оперативной проверки в виде документирования противоправной деятельности объектов оперативно-розыскной деятельности, характерной чертой которого является оформление соответствующих оперативно-служебных документов, фиксация данных на иных носителях.
Этим нормативным изменением Закон об ОРД 1995 г. не обеспечил надлежащей регламентации такого важного направления в оперативно- розыскной деятельности, как оперативная проверка.
Рассматривая и анализируя диспозицию ст. 10 Закона об ОРД, можно со всей уверенностью предположить, что правомерность и обоснованность деятельности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, предусматривает такой важнейший элемент, как обязанность сотрудников оперативных подразделений фиксировать результаты оперативно-розыскной деятельности путем формирования информационных массивов сведений и отражения результатов оперативно-служебной деятельности в различного рода материалах и делах оперативного учета.
Допустимость организации, создания, ведения и использования информационных систем органами, осуществляющими оперативно- розыскную деятельность, отмечается в Федеральном законе об ОРД неоднократно [3]. А уже основания организации ведения и использования информационных систем, в частности оперативно-справочных, криминалистических, розыскных и иных, определяются ведомственными нормативными актами органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
Таким нормативным закреплением в ч. 1 ст. 10 Закона об ОРД законодатель определяет две основные формы, в которых может осуществляться информационное обеспечение - информационные системы и дела оперативного учета.
Помимо Федерального закона об ОРД, в содержание правовой основы создания и функционирования банков оперативной и оперативно значимой криминальной информации входят Федеральные законы «О государственной тайне», «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», ведомственные нормативные правовые акты и др.
Так, например, отдельные нормы разрешают компетентным органам «осуществлять предусмотренные законодательством учеты физических и юридических лиц, предметов и фактов и использовать данные этих учетов; использовать для документирования своей деятельности информационные системы, видео- и аудиотехнику, кино- и фотоаппаратуру, а также другие технические и специальные средства, не причиняющие вреда жизни, здоровью человека и окружающей среде; производить регистрацию, фотографирование, звукозапись, кино- и видеосъемку, дактилоскопирование лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, подвергнутых административному аресту, а также лиц, в отношении которых имеется повод к возбуждению дела об административном правонарушении, при невозможности установления их личности и иных лиц, в отношении которых в соответствии с федеральным законом предусмотрена обязательная дактилоскопическая регистрация».
Однако эти, как и некоторые другие нормативные акты, не регламентируют использование информационных систем в оперативно-розыскной деятельности, в частности информации, добываемой негласным путем и различными оперативными подразделениями.
Необходимость правовой регламентации информационного обеспечения оперативно-розыскной деятельности обусловливается тем, что в соответствии с Федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» документированная оперативная информация должна быть отнесена к категории конфиденциальной информации, имеющей ограниченный доступ. Сбор и использование сведений о лицах, предметах и событиях создает специфические оперативно- розыскные правоотношения, регулируемые различными отраслями права. Так, обязательному нормативному закреплению должны подлежать:
- основания постановки лиц на оперативные учеты в информационные массивы оперативных аппаратов;
- определение круга лиц (пользователей), имеющих право на получение информации об объектах учета;
- основания и порядок получения информации;
- ответственность должностных и иных лиц за нарушение правил работы с информацией.
Пока отсутствует единый нормативный акт, эти позиции должны предусматриваться ведомственными нормативными актами, которые разрабатывают и внедряют информационные системы оперативно-розыскного назначения.
Нормативному регулированию также подлежат права и обязанности сотрудников, обслуживающих информационные системы оперативного назначения. Должны быть определены:
- носители информации, подлежащей помещению в банки данных (формы документов);
- порядок формирования банков данных;
- ограничения по использованию поступившей информации (режимы доступа);
- порядок обращения информации;
- периодичность введения информации в автоматизированные банки данных (АБД) с документов длительного ведения;
- основания и правила выдачи сведений;
- режимы анализа информации автоматизированных банков данных (запросный, инициативный);
- формы итоговых документов и пр.
Соответствующие нормы, регламентирующие деятельность информационных подразделений ОВД, могут входить в содержание положений о данных подразделениях и инструкций по организации их функционирования, а также составлять предмет самостоятельных нормативных документов.
Глава II Информационные системы и оперативные учеты, как основные формы и источники информационного обеспечения оперативно-розыскной деятельности компетентных органов.
2.1 Понятие информационных систем и оперативных учетов.
В связи с тем, что значительная часть разнообразной по форме, содержанию и источникам получения информации реализуется компетентными органами не одновременно, должно быть обеспечено ее соответствующее хранение и возможность использования по мере возникновения такой необходимости. С этой целью согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона об ОРД органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, для решения возложенных на них задач могут создавать и использовать информационные системы, а также заводить дела оперативного учета. Эти предписания Федерального закона об ОРД конкретизируют конституционные положения о том, что хранение сведений о личной жизни гражданина без его согласия возможно только на основании федерального закона (ст. 24, ч. 4 ст. 29, ч. 3 ст. 55 Конституции). Вместе с тем большинство предписаний ст. 10 Федерального Закона об ОРД носят бланкетный (отсылочный) характер. Для их правильного уяснения и применения требуется руководствоваться нормами ряда предписаний ведомственных нормативно-правовых актов.
Как уже отмечалось ранее, информационное обеспечение в оперативно-розыскной деятельности осуществляется путем использования соответствующих информационных систем. Причем законодатель связывает изложенную в ч. 1 ст. 10 Федерального закона об ОРД возможность создания и использования информационных систем (и заведения дел оперативного учета) условием - это допускается только для решения задач, возложенных на органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность (ст. 2).
Информационные системы различаются по степени их автоматизации (в зависимости от видов информационных носителей и технологии информационных процессов) на автоматизированные (АИС) информационные и информационно-поисковые (ИПС и АИПС) системы и неавтоматизированные (ИС) системы; автоматизированные (АБД) и неавтоматизированные (БД) банки данных.
В зависимости от назначения информационных систем в них ведутся централизованные оперативно-справочные, криминалистические и розыскные учеты. Наряду с ними предусмотрено ведение экспертно- криминалистических коллекций и картотек, которые образуются и хранятся в экспертно-криминалистических подразделениях и экспертно-криминалистическом центре. Все они имеют важное значение для информационного обеспечения оперативно-розыскной деятельности. Содержащиеся в них сведения находят повсеместное широкое применение не только следователями при расследовании уголовных дел, но и сотрудниками оперативных подразделений при решении задач выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, розыска различных категорий лиц, возложенных на органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность (ст. 2 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»).