Файл: Информационное обеспечение оперативно-розыскной деятельности (Основные понятия).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 226

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава I. Понятие и правовое регулирование информационного обеспечения оперативно-розыскной деятельности

1.1 Основные понятия

1.2 Правовое регулирование информационного обеспечения оперативно-розыскной деятельности компетентных органов и пути его совершенствования

Глава II Информационные системы и оперативные учеты, как основные формы и источники информационного обеспечения оперативно-розыскной деятельности компетентных органов.

2.1 Понятие информационных систем и оперативных учетов.

2.2 Общие положения производства по делам оперативного учета

Глава III Использование результатов оперативно-розыскной деятельности

3.1 Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовном процессе

3.2  Предоставление результатов оперативно-розыскной деятельности

Заключение

Список использованных источников

справки о результатах проведенных оперативно-розыскных меро­приятий;

источники дактилоскопической идентификации (стандартные дакти­лоскопические карты, отрезки дактопленки или фотографии);

фотографии подучетных лиц, без вести пропавших, неопознанных трупов;

видеоматериалы на учитываемые категории лиц и объектов; фотокомпозиционные (рисованные) портреты разыскиваемых пре­ступников;

собственноручно выполненные документы лиц, представляющих оперативный интерес, образцы подписи и др.

В отличие от других видов служебной деятельности специфика опе­ративно-розыскной деятельности состоит в том, что осуществляющие ее подразделения и сотрудники имеют и специально создают свою систему информационного обеспечения путем создания системы источников опе­ративной информации. В качестве таковых выступают различные катего­рии лиц, оказывающих содействие или сотрудничающих с компетентными органами на различной основе. Этот аппарат осведомителей приобрета­ется оперативными сотрудниками для получения и передачи в их распоря­жение самой различной информации об объектах оперативного интереса. Эффективность оперативно-розыскной деятельности подразделений во многом зависит от характера и качества данной «информационной систе­мы».

Подбирая и привлекая к сотрудничеству негласных сотрудников, ру­ководители и работники различных служб и подразделений пресле­дуют цель обеспечения достаточного для решения оперативных задач уровня оперативной осведомленности о признаках и характере кримино­генных процессов и криминальной активности определенных лиц.

В соответствии с ведомственными нормативными актами к числу источников оперативной информации могут быть отнесены сведения, со­держащиеся в проверочных материалах, карточках и делах оперативного учета, сообщениях (записках) негласных сотрудников, справках и рапортах оперативных сотрудников, а также производные от указанных информационные материалы. Формы и содержание этих документов могут быть весь­ма разнообразными.

К категории оперативно значимых могут быть отнесены практически любые сведения, если они могут быть связаны с принятием каких-либо решений оперативно-розыскного характера. Это могут быть сведения, по­черпнутые из открытых источников, банков данных самого различного на­значения. Ко всем этим сведениям предъявляется одно требование: они по­тенциально должны обладать свойством выступить в качестве повода либо основания для проведения оперативно-розыскных действий. Такая инфор­мация должна являться предметом анализа и оценки с целью выявления оперативного значения содержащихся в ней сведений.


Таким образом, сущность информационного обеспечения оператив­но-розыскной деятельности состоит в создании надежных систем сбора, обработки, хранения и классификации по определенным признакам различных сведений о лицах, предметах, событиях, явлениях и процессах, имеющих отношение к криминальным фактам, и обеспечении своевременного их отыскания и выдачи субъектам указанной деятельности для эф­фективного решения задач борьбы с преступностью.

1.2 Правовое регулирование информационного обеспечения оперативно-розыскной деятельности компетентных органов и пути его совершенствования

В связи с концептуальными изменениями в 1995 г. оперативно- розыскного законодательства, в тексте Федерального закона об ОРД вме­сто статьи «Производство оперативной проверки» появилась ст. 10 «Ин­формационное обеспечение и документирование оперативно-розыскной деятельности». И хотя документирование в оперативно-розыскном смысле этого слова осуществляется, как правило, именно в ходе оперативной про­верки, в наименовании этой статьи были использованы разнопорядковые термины:

а) информационное обеспечение оперативно-розыскной деятельности;

б) документирование оперативно-розыскной деятельности.

Оба они отражают лишь отдельные правовые категории оперативно- розыскной деятельности, а именно:

- средство оперативно-розыскной деятельности в виде оперативного учета (информационные системы и дела оперативного учета);

- составную часть оперативной проверки в виде документирования противоправной деятельности объектов оперативно-розыскной деятельно­сти, характерной чертой которого является оформление соответствующих оперативно-служебных документов, фиксация данных на иных носителях.

Этим нормативным изменением Закон об ОРД 1995 г. не обеспечил надлежащей регламентации такого важного направления в оперативно- розыскной деятельности, как оперативная проверка.

Рассматривая и анализируя диспозицию ст. 10 Закона об ОРД, мож­но со всей уверенностью предположить, что правомерность и обоснован­ность деятельности органов, осуществляющих оперативно-розыскную дея­тельность, предусматривает такой важнейший элемент, как обязанность сотрудников оперативных подразделений фиксировать результаты опера­тивно-розыскной деятельности путем формирования информационных массивов сведений и отражения результатов оперативно-служебной дея­тельности в различного рода материалах и делах оперативного учета.


Допустимость организации, создания, ведения и использования ин­формационных систем органами, осуществляющими оперативно- розыскную деятельность, отмечается в Федеральном законе об ОРД неоднократно [3]. А уже основания организации ведения и использования инфор­мационных систем, в частности оперативно-справочных, криминалистиче­ских, розыскных и иных, определяются ведомственными нормативными актами органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Таким нормативным закреплением в ч. 1 ст. 10 Закона об ОРД зако­нодатель определяет две основные формы, в которых может осуществ­ляться информационное обеспечение - информационные системы и дела оперативного учета.

Помимо Федерального закона об ОРД, в содержание правовой осно­вы создания и функционирования банков оперативной и оперативно зна­чимой криминальной информации входят Феде­ральные законы «О государственной тайне», «Об информации, информа­ционных технологиях и о защите информации», ведомственные норматив­ные правовые акты и др.

Так, например, отдельные нормы разрешают компетентным органам «осуществлять предусмотренные законодательством учеты физических и юридических лиц, предметов и фактов и использовать дан­ные этих учетов; использовать для документирования своей деятельности информационные системы, видео- и аудиотехнику, кино- и фотоаппарату­ру, а также другие технические и специальные средства, не причиняющие вреда жизни, здоровью человека и окружающей среде; производить реги­страцию, фотографирование, звукозапись, кино- и видеосъемку, дактилоскопирование лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступле­ний, подвергнутых административному аресту, а также лиц, в отношении которых имеется повод к возбуждению дела об административном право­нарушении, при невозможности установления их личности и иных лиц, в отношении которых в соответствии с федеральным законом предусмотре­на обязательная дактилоскопическая регистрация».

Однако эти, как и некоторые другие нормативные акты, не регламен­тируют использование информационных систем в оперативно-розыскной деятельности, в частности информации, добываемой негласным путем и различными оперативными подразделениями.

Необходимость правовой регламентации информационного обеспе­чения оперативно-розыскной деятельности обусловливается тем, что в со­ответствии с Федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» документированная оперативная информация должна быть отнесена к категории конфиденциальной ин­формации, имеющей ограниченный доступ. Сбор и использование сведе­ний о лицах, предметах и событиях создает специфические оперативно- розыскные правоотношения, регулируемые различными отраслями права. Так, обязательному нормативному закреплению должны подлежать:


- основания постановки лиц на оперативные учеты в информацион­ные массивы оперативных аппаратов;

- определение круга лиц (пользователей), имеющих право на полу­чение информации об объектах учета;

- основания и порядок получения информации;

- ответственность должностных и иных лиц за нарушение правил работы с информацией.

Пока отсутствует единый нормативный акт, эти позиции должны предусматриваться ведомственными нормативными актами, которые разрабатывают и внедряют информационные системы опе­ративно-розыскного назначения.

Нормативному регулированию также подлежат права и обязанности сотрудников, обслуживающих информационные системы оперативного назначения. Должны быть определены:

- носители информации, подлежащей помещению в банки данных (формы документов);

- порядок формирования банков данных;

- ограничения по использованию поступившей информации (режи­мы доступа);

- порядок обращения информации;

- периодичность введения информации в автоматизированные банки данных (АБД) с документов длительного ведения;

- основания и правила выдачи сведений;

- режимы анализа информации автоматизированных банков данных (запросный, инициативный);

- формы итоговых документов и пр.

Соответствующие нормы, регламентирующие деятельность инфор­мационных подразделений ОВД, могут входить в содержание положений о данных подразделениях и инструкций по организации их функционирова­ния, а также составлять предмет самостоятельных нормативных документов.

Глава II Информационные системы и оперативные учеты, как основные формы и источники информационного обеспечения оперативно-розыскной деятельности компетентных органов.

2.1 Понятие информационных систем и оперативных учетов.


В связи с тем, что значительная часть разнообразной по форме, со­держанию и источникам получения информации реализуется компетентными органами не одновременно, должно быть обеспечено ее соответст­вующее хранение и возможность использования по мере возникновения такой необходимости. С этой целью согласно ч. 1 ст. 10 Федерального за­кона об ОРД органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятель­ность, для решения возложенных на них задач могут создавать и использо­вать информационные системы, а также заводить дела оперативного учета. Эти предписания Федерального закона об ОРД конкретизируют конститу­ционные положения о том, что хранение сведений о личной жизни граж­данина без его согласия возможно только на основании федерального за­кона (ст. 24, ч. 4 ст. 29, ч. 3 ст. 55 Конституции). Вместе с тем большинство предписаний ст. 10 Федерального Закона об ОРД носят бланкетный (отсы­лочный) характер. Для их правильного уяснения и применения требуется руководствоваться нормами ряда предписаний ведомственных норматив­но-правовых актов.

Как уже отмечалось ранее, информационное обеспечение в опера­тивно-розыскной деятельности осуществляется путем использования соот­ветствующих информационных систем. Причем законодатель связывает изложенную в ч. 1 ст. 10 Федерального закона об ОРД возможность созда­ния и использования информационных систем (и заведения дел оператив­ного учета) условием - это допускается только для решения задач, возло­женных на органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность (ст. 2).

Информационные системы различаются по степени их автоматиза­ции (в зависимости от видов информационных носителей и технологии информационных процессов) на автоматизированные (АИС) информаци­онные и информационно-поисковые (ИПС и АИПС) системы и неавтома­тизированные (ИС) системы; автоматизированные (АБД) и неавтоматизи­рованные (БД) банки данных.

В зависимости от назначения информационных систем в них ведутся централизованные оперативно-справочные, криминалистические и розы­скные учеты. Наряду с ними предусмотрено ведение экспертно- криминалистических коллекций и картотек, которые образуются и хранят­ся в экспертно-криминалистических подразделениях и экспертно-криминалистическом центре. Все они имеют важное значение для информационного обеспечения оперативно-розыскной деятельности. Содержащиеся в них сведения нахо­дят повсеместное широкое применение не только следователями при рас­следовании уголовных дел, но и сотрудниками оперативных подразделе­ний при решении задач выявления, предупреждения, пресечения и раскры­тия преступлений, розыска различных категорий лиц, возложенных на ор­ганы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность (ст. 2 Феде­рального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»).