Файл: Информационное обеспечение оперативно-розыскной деятельности (Основные понятия).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 183

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава I. Понятие и правовое регулирование информационного обеспечения оперативно-розыскной деятельности

1.1 Основные понятия

1.2 Правовое регулирование информационного обеспечения оперативно-розыскной деятельности компетентных органов и пути его совершенствования

Глава II Информационные системы и оперативные учеты, как основные формы и источники информационного обеспечения оперативно-розыскной деятельности компетентных органов.

2.1 Понятие информационных систем и оперативных учетов.

2.2 Общие положения производства по делам оперативного учета

Глава III Использование результатов оперативно-розыскной деятельности

3.1 Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовном процессе

3.2  Предоставление результатов оперативно-розыскной деятельности

Заключение

Список использованных источников

Основанием для постановки на тот или иной вид учета компетентных органов служит наличие задокументированных фактов противоправной деятельности, исчезновения либо обнаружения лица (материалы об адми­нистративных правонарушениях, уголовные или розыскные дела, дела по установлению личности и др.).

Все учеты органов, осуществляющих оперативно-розыскную дея­тельность, формируются и размещаются с соблюдением условий, исклю­чающих несанкционированный доступ к информации, содержащейся в них, посторонних лиц.

Правом обращения к учетам компетентных органов для получения необходимой информации обладают должностные лица правоохранитель­ных органов в пределах своей компетенции.

Сведения, полученные сотрудником правоохранительных органов при обращении к учетам, могут быть использованы только для проведения оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий либо в ходе судебного рассмотрения уголовного или гражданского дела.

Согласно ст. 5 ФЗ об ОРД частное лицо может получить данные о результатах оперативно-розыскной деятельности в объеме и порядке, ус­тановленном данной нормой.

Не подлежит разглашению информация, содержащаяся в учетах ор­ганов внутренних дел, если она составляет государственную тайну, тайну предварительного следствия (ст. 161 УПК РФ) либо затрагивает законные права и интересы других граждан.

Должностные лица правоохранительных органов, допустившие раз­глашение секретной информации, содержащейся в учетах, либо использо­вание информации не по назначению либо в личных целях, привлекаются к установленной законом ответственности.

Вместе с тем, информация статистических учетов, отражающая со­стояние правопорядка в республике, тенденции в динамике преступности, отдельные факты и эпизоды преступных событий, по согласованию с МВД, ФСБ, ФСКН, России и др. предоставляется представителям средств массовой информации.

В настоящее время интегрированные АБД оперативно-розыскного назначения в большинстве регионов еще только набирают опыт обеспече­ния запросов ОРД и полное раскрытие их потенциала - дело будущего.

Глава III Использование результатов оперативно-розыскной деятельности


3.1 Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовном процессе

Использование результатов оперативно-розыскной деятельности для подготовки и осуществления следственных и судебных действий.

Согласно ст.ст. 149, 157 УПК РФдознаватель или орган дознания после вынесения постановления о возбуждении уголовного дела в порядке, установленном ст. 146 УПК РФ, по которому производство уголовного следствия обязательно, в целях обнаруженияи фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования, производит неотложные следственные действия, после чего направляет дело прокурору. Посленезамедлительного направления постановления о возбуждении уголовногодела, вынесенного дознавателем (равно как и следователем), прокурору длядачи им согласия на возбуждение данного дела, ОРМ могут производиться только по поручению следователя, которому прокурор направил (или дал свое согласие на им (следователем) возбужденное) дело для производства предварительного следствия. Однако в случае направления прокурору уголовного дела, по которому не обнаружено лицо, совершившее преступление, орган дознания обязан принимать розыскные и ОРМ для установления лица, совершившего преступление, уведомляя следователя об их результатах.

Под использованием результатов ОРД для осуществления следственных действий следует понимать возможность учета указанных результатов какпри принятии решения о производстве этих действий, так и при непосредственном их проведении.

Так, в соответствии со ст. 182 УПК РФ обыск производится при наличии «достаточных данных полагать», что в каком-либо месте или у какого-либо лица могут находиться объекты, имеющие значение для дела: орудия преступления, предметы, документы и ценности, имеющие значение для уголовного дела, разыскиваемые лица и трупы. Оперативно-розыскные данные могут дополнять имеющуюся совокупность процессуальных сведений о нахождении в определенном месте или у какого-либо лица искомых следователем объектов, что поможет следователю в процессе принятия решения о производстве обыска, а также в подготовке и производстве обыска.

Аналогично результаты ОРД могут использоваться для принятия решения о задержании, для принятия решения о производстве таких следственных действий как осмотр, получение образцов для сравнительного исследования, эксгумация, освидетельствование, выемка, допрос, наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, назначение и проведение экспертизы. Такое следственное действие, как контроль и запись переговоров (ст. 186 УПК РФ) вообще нельзя произвести без привлечения возможностей органов, осуществляющих ОРД, которым поручается техническая реализация контроля и записи переговоров. Данное следственное действие по своему содержанию включает в себя и следственную, и оперативно-розыскную составляющую. Потому как техническое осуществление этого следственного действия проводится, как правило, негласно, способами и средствами, присущими ОРД.


Если наличествуют достаточные данные того, что потерпевшему, свидетелю или иным участникам уголовного процесса, а также их близким родственникам, родственникам или близким лицам угрожают убийством, применением насилия, уничтожением или повреждением их имущества либо иными опасными противоправными деяниями, то согласно ст. 11 УПК РФ суд, прокурор, следователь, орган дознания и дознаватель принимают в пределах своей компетенции в отношении названных лиц соответствующие меры безопасности, предусмотренные Федеральным законом «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства». Эти меры безопасности в отношении указанных лиц не могут быть правильно выбраны и оптимально использованы без результатов ОРД.

О возможности использования результатов ОРД для подготовки и осуществления судебных действий следует сказать, что эти результаты судом

используются крайне ограниченно. Так, результаты ОРД могут быть учтены судом при решении вопроса об изменении меры пресечения подсудимому, например, когда в них имеются фактические данные о препятствии подсудимым судебному разбирательству.

Использование результатов ОРД в качестве повода и основания для возбуждения уголовного дела. Уголовно-процессуальный закон прямо непредусматривает результаты ОРД в качестве повода и основания для возбуждения уголовного дела, но косвенно говорит о них. Так, в п. 3 ч. 1 ст. 140УПК РФ предусматривается в качестве повода для возбуждения уголовногодела сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из любых источников, не связанных с заявлением о преступлении илиявкой с повинной. Таким источником может быть, в частности, рапорт обобнаружении признаков преступления (ст. 143 УПК РФ), составленныйконкретным должностным лицом, получившим соответствующую информацию (фактические данные), указывающую на подготовку или совершениедеяния, подпадающего под признаки какого-либо преступления.

В качестве повода для возбуждения уголовного дела результаты ОРД могут явиться и в случаях получения субъектом ОРД информации в процессе проведения ОРМ при проверке заявления о преступлении или оперативной информации из конфиденциальных источников, мероприятий, обеспечивающих проведение следственных действий в ходе расследования других преступлений.

Согласно п. 5 Инструкции результаты ОРД, представляемые для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, должны содержать достаточные данные, указывающие на признаки преступления, а именно: сведения о том, где, когда, какие признаки и какого именно преступления обнаружены, при каких обстоятельствах имело место обнаружение признаков преступления, сведения о лице (лицах), его совершившем (если оно известно), очевидцах преступления (если они известны), о местонахождении следов преступления, документов и предметов, которые могут стать вещественными доказательствами, о любых других фактах и обстоятельств, имеющих значение для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Сведения, содержащиеся в представляемых результатах, должны позволять сделать вывод о наличии события и его противоправности, или иными словами, эти сведения должны содержать достаточные данные, указывающие на признаки преступления.


Использование результатов ОРД в доказывании по уголовным делам.

Согласно положению ч. 2 ст. 11 ФЗ об ОРД результаты ОРД могут«использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств».

Ранее отмечалось, что, с одной стороны, п. 36.1 ст. 5 УПК РФ трактует результаты ОРД как «сведения, полученные в соответствии с Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности", о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших преступление и скрывшихся от органов дознания, следствия или суда». С другой стороны, ст. 89 УПК РФ «Использование результатов ОРД» указывает, что в процессе доказывания запрещается использование результатов ОРД, если они не отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам УПК РФ.

Очевидно, что никакие результаты ОРД до их проверки процессуальным путем не могут отвечать требованиям, предъявляемым к доказательствам[2]. Речь, в первую очередь, идет о таком их признаке, как допустимость. И если, например, относимость результатов ОРД к исследуемым по уголовному делу обстоятельствам определить достаточно просто, то их допустимость в ряде случаев представляется эфемерной.

Обязательным условием формирования допустимого доказательства является известность его источника. С известностью источника доказательства связана возможность проверки доказательства. Относящиеся к делу сведения, полученные из источников, происхождение которых неизвестно, не отвечают требованию допустимости и поэтому доказательствами не являются.

Если конфидент (штатный негласный сотрудник), то есть лицо, имеющее особый статус, раскрывать который в соответствии с законом запрещено, явился очевидцем событий, относимых к расследуемому преступлению, использование в процессе доказывания сообщенной им информации, облеченной в письменную форму документа, обладающего грифом секретности, может повлечь расшифровку указанного источника, что негативно скажется на его безопасности. Сообщение же компетентным лицам (следователю, судье) указанных сведений гласным сотрудником оперативного подразделения (его допрос) со слов негласного источника не позволяет отнести доказательство к допустимым.

Таким образом, важная для расследования уголовного дела информация будет исключена из процесса доказывания как недопустимое доказательство.


Выходом из создавшейся ситуации может быть предложенное некоторыми авторами исключение из теории доказательств требования о генезисе формирования доказательства, то есть его «прохождении» от источника информации до формирования доказательства. Для признания доказательства, сформированного на основе результатов ОРД, вполне достаточным было бы подтверждение наличия такого источника и сообщенных им сведений компетентным представителем оперативного подразделения в ходе допроса.

Действительно, в Инструкции «О порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд» отмечено, что результаты ОРД, представляемые для использования в доказывании по уголовным делам, должны позволять формировать доказательства, удовлетворяющие требованиям уголовно-процессуального законодательства, предъявляемым к доказательствам в целом, к соответствующим видам доказательств, и содержать сведения, имеющие значение для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу, указания на источник[5] получения предполагаемого доказательства или предмета, который может стать доказательством, а также данные, позволяющие проверить в условиях судопроизводства доказательства, сформированные на их основе.

 

3.2  Предоставление результатов оперативно-розыскной деятельности

Основным подзаконным нормативным правовым актом, определяющим порядок представления результатов ОРД органам предварительного расследования является межведомственная Инструкция о предоставлении результатов ОРД.

Согласно данной Инструкции результаты ОРД представляются в виде рапорта об обнаружении признаков преступления или сообщения о результатах ОРД (приложение № 1 к Инструкции).

При этом следует отметить, что в Инструкции о предоставлении результатов ОРД, к сожалению, не конкретизируется, в каких случаях результаты ОРД представляются в виде рапорта об обнаружении признаков преступлении, а в каких – в виде сообщения о результатах ОРД.

Процедура представления результатов ОРД также включает в себя рассмотрение вопроса о необходимости рассекречивания сведений, составляющих государственную тайну, содержащихся в представляемых результатах ОРД, и их носителей.