Файл: Информационное обеспечение оперативно-розыскной деятельности (Основные понятия).pdf
Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 223
Скачиваний: 6
СОДЕРЖАНИЕ
2.1 Понятие информационных систем и оперативных учетов.
2.2 Общие положения производства по делам оперативного учета
Глава III Использование результатов оперативно-розыскной деятельности
3.1 Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовном процессе
3.2 Предоставление результатов оперативно-розыскной деятельности
Дело оперативного учета следует отличать от уголовного дела. Среди многих отличий выделим два:
1) наличие дела оперативного учета не влечет каких-либо юридически значимых последствий для проходящих по нему лиц;
2) заведение дела оперативного учета не связано с возможностью совершать (не совершать) предусмотренные Федеральным законом об ОРД оперативно-розыскные мероприятия.
В соответствии с ч. 5 ст. 10 Закона об ОРД перечень дел оперативного учета (виды дел) определяется в нормативных правовых актах органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
Заведение дела оперативного учета - это практически реализованное решение должностного лица оперативно-розыскного органа (соответствующего руководителя) начать производство того или иного дела оперативного учета. Единственным должностным лицом, которое может его завести, является руководитель оперативного подразделения (перечни этих руководителей изложены в нормативных актах соответствующих оперативно-розыскных органов).
Отметим, что законодатель не связывает напрямую факт заведения дела оперативного учета с возможностью подготовки и проведения какого- либо оперативно-розыскного мероприятия. Тем не менее, оперативно- розыскная практика свидетельствует, что отдельные оперативно- розыскные мероприятия, которые требуют значительных организационных усилий (например, контролируемая поставка, оперативный эксперимент), проводятся, как правило, в рамках дела оперативного учета. Другие же (например, наблюдение, опрос, отожествление личности), наоборот, могут послужить средством получения информации, содержащей основания для заведения дела оперативного учета.
Заведение дела оперативного учета определенного вида имеет и иное значение - оно свидетельствует, во-первых, о начале оперативно- розыскного производства (путем заведения оперативной проверки) и, во- вторых, о переходе рассмотрения оперативно значимой информации из одной стадии оперативно-розыскного производства в другую (например, о преобразовании дела оперативной проверки в дело оперативной разработки).
В соответствии с ч. 2 ст. 10 Федерального закона об ОРД различают три цели заведения дел оперативного учета:
1) собирание и систематизация сведений;
2) проверка и оценка результатов оперативно-розыскной деятельности;
3) принятие на их основе соответствующих решений оперативно- розыскными органами.
Регистрация дел оперативного учета, заводимых непосредственно оперативными подразделениями МВД России, МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, осуществляется соответствующими информационными подразделениями (группами) либо специально назначенным сотрудником, имеющим опыт оперативной работы и допуск к документам, составляющим государственную тайну.
2.2 Общие положения производства по делам оперативного учета
В соответствии с ч. 5 ст. 10 Федерального закона об ОРД порядок ведения дел оперативного учета определяется нормативными актами органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Вместе с тем известны общие требования.
Дело оперативного учета классифицируют в соответствии с признаками конкретного состава преступления, проверка обстоятельств вероятного совершения которого проводится по данному делу оперативного учета (т. е. дается «окраска» дела в итоге проведенной сыскной квалификации деяния). Заведению дела оперативного учета предшествует вынесение соответствующим должностным лицом (оперативником) постановления, которое подлежит утверждению руководителем оперативно-розыскного органа.
Решения, принимаемые по материалам дела оперативного учета, оформляются, прежде всего, в виде постановлений. Различают постановления о заведении дела оперативного учета, его продлении и прекращении. Постановление может быть вынесено и в других случаях, предусмотренных нормативными актами оперативно-розыскных органов.
Работа по делам оперативного учета строится по специальному плану (организационных и оперативно-розыскных мероприятий и т. п.).
Все получаемые по делу оперативного учета оперативно-служебные документы (постановления, планы, сводки, рапорты, справки и др.), а также иные документы (письменные поручения следователя, указания прокурора о проведении в рамках дела оперативного учета ОРМ и др.) приобщают к делу, систематизируют, подшивают и вносят во внутреннюю опись.
Так как организация и тактика проведения ОРМ составляют государственную тайну (ст. 6 Федерального закона об ОРД и п. 4 ст. 5 Закона о государственной тайне), материалы дела оперативного учета получают определенный гриф секретности («секретно», «совершенно секретно»), а доступ к ним возможен согласно правилам в рамках соблюдения режима секретности.
Все производство по делам оперативного учета должно осуществляться оперативниками под контролем руководителя оперативно- розыскного органа. Контроль реализуется в следующих формах: путем утверждения постановления и планов; путем заслушивание исполнителей;
путем проверки содержания оперативно-служебных документов; путем дачи указаний о направлении производства дела оперативного учета и др.
При уничтожении материалов дела оперативного учета сущность полученных сведений допускается переносить в соответствующую информационную систему. Информация хранится в ней и используется в порядке, который устанавливается для функционирования информационных систем.
Прекращение дела оперативного учета - это решение соответствующего руководителя оперативно-розыскного органа прекратить производство того или иного дела оперативного учета в связи с появлением предусмотренного Федеральным законом об ОРД для этого основания.
В ч. 4 ст. 10 Федерального закона об ОРД изложены предписания о двух основаниях (видах) прекращения дела оперативного учета:
1) в случаях решения конкретных задач оперативно-розыскной деятельности, предусмотренных ст. 2 Федерального Закона об ОРД;
2) установления обстоятельств, свидетельствующих об объективной невозможности решения этих задач.
Принятие решения о прекращении дела оперативного учета по любому из предусмотренных нормативными актами оперативно-розыскных органов основанию подлежит оформлению посредством вынесения соответствующего постановления, которое должно быть утверждено руководителем, наделенным правом санкционировать заведение дела оперативного учета.
Кроме того, в данном случае подлежит учету требование ч. 7 ст. 5 Федерального закона об ОРД о хранении в течение года материалов на лиц, вина которых в совершении преступления не доказана, об уничтожении этих материалов, отражающих результаты ОРМ, проведенных на основании судебного решения, об уведомлении об этом судьи.
Современное состояние информационного обеспечения оперативно-розыскной деятельности и пути его совершенствования
Ухудшение оперативной обстановки, рост преступности и, как следствие, неуклонное повышение интенсивности информационного обмена обязывают ГИЦ МВД России и ИЦ на местах принимать меры к тому, чтобы имеющаяся в их распоряжении целевая информация как можно быстрее доходила до заинтересованных в ней сотрудников. В этих целях совершенствуется традиционная и внедряются новые технологии работы.
Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, постоянно в целях борьбы с преступностью совершенствуют виды, структуру и техническую базу ведения оперативно-справочных, криминалистических, розыскных и иных учетов, исходя из поставленных перед ними задач, если последние не противоречат Конституции РФ.
Министерства и ведомства Российской Федерации обязаны всячески оказывать органам внутренних дел, иным органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, необходимую помощь в формировании коллекций предметов, образцов веществ и материалов, создании каталогов и иных справочных данных.
В настоящее время специальными субъектами осуществления функций информационного обеспечения оперативно-розыскной деятельности могут являться информационные или информационно-аналитические подразделения компетентных органов и их структурные единицы на местах. Впервые инициатива создания таких подразделений в структуре криминальной милиции была оформлена Указанием первого заместителя министра внутренних дел России от 9 января 1996 г. № 1/264 о создании в службах криминальной милиции МВД, ГУВД, УВД, УВДТ подразделений криминальной информации. Это связывалось с необходимостью совершенствования информационного обеспечения раскрытия и расследования тяжких преступлений, упорядочивания формирования автоматизированных банков информации криминалистического и розыскного назначения регионального и федерального уровней. В задачи таких подразделений входило обеспечение подразделений криминальной милиции сведениями об объектах их оперативного интереса.
Поскольку в современных условиях информационные технологии основаны на использовании мощных и весьма сложных аппаратно- программных средств, в составе данных подразделений могут состоять специалисты по техническому обеспечению решения информационно- аналитических задач, включая функции по технической и программной защите информации.
В последнее время на уровне МВД стало возможным создание специальной структуры - Центра оперативно-розыскной информации (ЦОРИ), основным назначением которого стали организация информационно-аналитического обеспечения решения оперативных задач, разработка типовых моделей информационно-аналитического обеспечения криминальной милиции, формирование интегрированного АБД оперативного назначения федерального уровня, криминальная разведка и т. д.
Региональный опыт создания единых интегрированных АБД оперативно-розыскного назначения несомненно имеет свои особенности.
Так, например, организация работы информационно-аналитического подразделения криминальной милиции некоторых ОВД основана на информационно-поисковой системе «Легенда». Она положена в основу интегрированного АБД уровня горрайорганов и является совместимой с региональной базой данных «Ермак-2». Это позволяет осуществлять двухсторонний обмен информацией.
Несколько иная организация информационно-аналитического обеспечения оперативно-розыскной деятельности имеет место в ГУВД г. Москвы. Здесь работа строится на базе концепции автоматизации криминальной милиции ГУВД, разработанной совместно с несколькими научно- исследовательскими институтами.
Концепция предусматривает оснащение ГУВД г. Москвы и окружных УВД аппаратно-программными комплексами «Криминал». В этот комплекс входят системы:
- оперативной дактилоскопической идентификации личности «Узор»;
- оперативной портретной идентификации личности «Фигурант»;
- логико-аналитическая система, обеспечивающая интеграцию и анализ оперативно-розыскной информации в целях раскрытия преступлений.
Все указанные системы не имеют аналогов в мире. Предусмотрено также дополнение комплекса «Криминал» автоматизированными системами оперативной идентификации по почерку, по фоноскопическим и биологическим признакам.
Естественно, основу формирования автоматизированной интегрированной базы данных составляют кабинеты криминалистической регистрации подучетного элемента, созданные на уровне муниципальных отделов милиции, т. е. в низовом звене. Здесь осуществляется сбор первичной информации путем дактилоскопирования, сигналетической фотосъемки, а также используется система оперативной портретной идентификации «Фигурант».
Основное назначение создаваемой ГУВД г. Москвы АИБД состоит в обеспечении автоматизированного поиска подозреваемых лиц путем оперативной идентификации следов преступлений, изымаемых с мест происшествий, примет внешности предполагаемых преступников с одновременным проведением многофакторного анализа больших потоков оперативно- розыскной и иной информации, в том числе сведений, получаемых из различных ведомственных источников, часто разрозненных и имеющих косвенное отношение к объектам поиска.
Практика показывает, что постановке на централизованный учет подлежит абсолютно все (лица, предметы, вещи, события, факты и т. п.), что в той или иной мере может иметь прямое или косвенное отношение к оперативно-розыскной деятельности.
Сроки нахождения лиц, предметов и событий на соответствующем виде учета, порядок их постановки на тот или иной учет и снятия с него регламентируются подзаконными ведомственными нормативными актами оперативно-розыскных органов. При этом ни одно лицо не может быть поставлено на учет компетентными органами без наличия достаточных к тому оснований. А сам факт постановки на учет и заведение соответствующего дела оперативного учета не является основанием для ограничения конституционных прав и свобод, а также законных интересов человека и гражданина.