Файл: Информационное обеспечение оперативно-розыскной деятельности (Основные понятия).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 191

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава I. Понятие и правовое регулирование информационного обеспечения оперативно-розыскной деятельности

1.1 Основные понятия

1.2 Правовое регулирование информационного обеспечения оперативно-розыскной деятельности компетентных органов и пути его совершенствования

Глава II Информационные системы и оперативные учеты, как основные формы и источники информационного обеспечения оперативно-розыскной деятельности компетентных органов.

2.1 Понятие информационных систем и оперативных учетов.

2.2 Общие положения производства по делам оперативного учета

Глава III Использование результатов оперативно-розыскной деятельности

3.1 Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовном процессе

3.2  Предоставление результатов оперативно-розыскной деятельности

Заключение

Список использованных источников

Дело оперативного учета следует отличать от уголовного дела. Сре­ди многих отличий выделим два:

1) наличие дела оперативного учета не влечет каких-либо юридиче­ски значимых последствий для проходящих по нему лиц;

2) заведение дела оперативного учета не связано с возможностью со­вершать (не совершать) предусмотренные Федеральным законом об ОРД оперативно-розыскные мероприятия.

В соответствии с ч. 5 ст. 10 Закона об ОРД перечень дел оперативно­го учета (виды дел) определяется в нормативных правовых актах органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Заведение дела оперативного учета - это практически реализованное решение должностного лица оперативно-розыскного органа (соответст­вующего руководителя) начать производство того или иного дела оперативного учета. Единственным должностным лицом, которое может его за­вести, является руководитель оперативного подразделения (перечни этих руководителей изложены в нормативных актах соответствующих опера­тивно-розыскных органов).

Отметим, что законодатель не связывает напрямую факт заведения дела оперативного учета с возможностью подготовки и проведения какого- либо оперативно-розыскного мероприятия. Тем не менее, оперативно- розыскная практика свидетельствует, что отдельные оперативно- розыскные мероприятия, которые требуют значительных организационных усилий (например, контролируемая поставка, оперативный эксперимент), проводятся, как правило, в рамках дела оперативного учета. Другие же (например, наблюдение, опрос, отожествление личности), наоборот, могут послужить средством получения информации, содержащей основания для заведения дела оперативного учета.

Заведение дела оперативного учета определенного вида имеет и иное значение - оно свидетельствует, во-первых, о начале оперативно- розыскного производства (путем заведения оперативной проверки) и, во- вторых, о переходе рассмотрения оперативно значимой информации из одной стадии оперативно-розыскного производства в другую (например, о преобразовании дела оперативной проверки в дело оперативной разработки).

В соответствии с ч. 2 ст. 10 Федерального закона об ОРД различают три цели заведения дел оперативного учета:

1) собирание и систематизация сведений;

2) проверка и оценка результатов оперативно-розыскной деятель­ности;

3) принятие на их основе соответствующих решений оперативно- розыскными органами.

Регистрация дел оперативного учета, заводимых непосредственно оперативными подразделениями МВД России, МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, осуществляется соответствующими информа­ционными подразделениями (группами) либо специально назначенным со­трудником, имеющим опыт оперативной работы и допуск к документам, составляющим государственную тайну.


2.2 Общие положения производства по делам оперативного учета

В соответствии с ч. 5 ст. 10 Федерального закона об ОРД порядок ведения дел оперативного учета определяется нормативными актами орга­нов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Вместе с тем известны общие требования.

Дело оперативного учета классифицируют в соответствии с призна­ками конкретного состава преступления, проверка обстоятельств вероят­ного совершения которого проводится по данному делу оперативного уче­та (т. е. дается «окраска» дела в итоге проведенной сыскной квалификации деяния). Заведению дела оперативного учета предшествует вынесение со­ответствующим должностным лицом (оперативником) постановления, которое подлежит утверждению руководителем оперативно-розыскного органа.

Решения, принимаемые по материалам дела оперативного учета, оформляются, прежде всего, в виде постановлений. Различают постанов­ления о заведении дела оперативного учета, его продлении и прекращении. Постановление может быть вынесено и в других случаях, предусмотрен­ных нормативными актами оперативно-розыскных органов.

Работа по делам оперативного учета строится по специальному пла­ну (организационных и оперативно-розыскных мероприятий и т. п.).

Все получаемые по делу оперативного учета оперативно-служебные документы (постановления, планы, сводки, рапорты, справки и др.), а так­же иные документы (письменные поручения следователя, указания проку­рора о проведении в рамках дела оперативного учета ОРМ и др.) приобщают к делу, систематизируют, подшивают и вносят во внутреннюю опись.

Так как организация и тактика проведения ОРМ составляют государ­ственную тайну (ст. 6 Федерального закона об ОРД и п. 4 ст. 5 Закона о го­сударственной тайне), материалы дела оперативного учета получают опре­деленный гриф секретности («секретно», «совершенно секретно»), а дос­туп к ним возможен согласно правилам в рамках соблюдения режима сек­ретности.

Все производство по делам оперативного учета должно осуществ­ляться оперативниками под контролем руководителя оперативно- розыскного органа. Контроль реализуется в следующих формах: путем утверждения постановления и планов; путем заслушивание исполнителей;


путем проверки содержания оперативно-служебных документов; путем дачи указаний о направлении производства дела оперативного учета и др.

При уничтожении материалов дела оперативного учета сущность по­лученных сведений допускается переносить в соответствующую информа­ционную систему. Информация хранится в ней и используется в порядке, ко­торый устанавливается для функционирования информационных систем.

Прекращение дела оперативного учета - это решение соответствую­щего руководителя оперативно-розыскного органа прекратить производст­во того или иного дела оперативного учета в связи с появлением преду­смотренного Федеральным законом об ОРД для этого основания.

В ч. 4 ст. 10 Федерального закона об ОРД изложены предписания о двух основаниях (видах) прекращения дела оперативного учета:

1) в случаях решения конкретных задач оперативно-розыскной дея­тельности, предусмотренных ст. 2 Федерального Закона об ОРД;

2) установления обстоятельств, свидетельствующих об объективной невозможности решения этих задач.

Принятие решения о прекращении дела оперативного учета по лю­бому из предусмотренных нормативными актами оперативно-розыскных органов основанию подлежит оформлению посредством вынесения соот­ветствующего постановления, которое должно быть утверждено руководи­телем, наделенным правом санкционировать заведение дела оперативного учета.

Кроме того, в данном случае подлежит учету требование ч. 7 ст. 5 Федерального закона об ОРД о хранении в течение года материалов на лиц, вина которых в совершении преступления не доказана, об уничтоже­нии этих материалов, отражающих результаты ОРМ, проведенных на ос­новании судебного решения, об уведомлении об этом судьи.

Современное состояние информационного обеспечения оперативно-розыскной деятельности и пути его совершенствования

Ухудшение оперативной обстановки, рост преступности и, как след­ствие, неуклонное повышение интенсивности информационного обмена обязывают ГИЦ МВД России и ИЦ на местах принимать меры к тому, что­бы имеющаяся в их распоряжении целевая информация как можно быстрее доходила до заинтересованных в ней сотрудников. В этих целях совершен­ствуется традиционная и внедряются новые технологии работы.

Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, по­стоянно в целях борьбы с преступностью совершенствуют виды, структуру и техническую базу ведения оперативно-справочных, криминалистиче­ских, розыскных и иных учетов, исходя из поставленных перед ними за­дач, если последние не противоречат Конституции РФ.


Министерства и ведомства Российской Федерации обязаны всячески оказывать органам внутренних дел, иным органам, осуществляющим опе­ративно-розыскную деятельность, необходимую помощь в формировании коллекций предметов, образцов веществ и материалов, создании каталогов и иных справочных данных.

В настоящее время специальными субъектами осуществления функ­ций информационного обеспечения оперативно-розыскной деятельности могут являться информационные или информационно-аналитические под­разделения компетентных органов и их структурные единицы на местах. Впервые инициатива создания таких подразделений в структуре крими­нальной милиции была оформлена Указанием первого заместителя мини­стра внутренних дел России от 9 января 1996 г. № 1/264 о создании в службах криминальной милиции МВД, ГУВД, УВД, УВДТ подразделений криминальной информации. Это связывалось с необходимостью совер­шенствования информационного обеспечения раскрытия и расследования тяжких преступлений, упорядочивания формирования автоматизирован­ных банков информации криминалистического и розыскного назначения регионального и федерального уровней. В задачи таких подразделений входило обеспечение подразделений криминальной милиции сведениями об объектах их оперативного интереса.

Поскольку в современных условиях информационные технологии основаны на использовании мощных и весьма сложных аппаратно- программных средств, в составе данных подразделений могут состоять специалисты по техническому обеспечению решения информационно- аналитических задач, включая функции по технической и программной защите информации.

В последнее время на уровне МВД стало возможным создание спе­циальной структуры - Центра оперативно-розыскной информации (ЦОРИ), основным назначением которого стали организация информаци­онно-аналитического обеспечения решения оперативных задач, разработка типовых моделей информационно-аналитического обеспечения крими­нальной милиции, формирование интегрированного АБД оперативного на­значения федерального уровня, криминальная разведка и т. д.

Региональный опыт создания единых интегрированных АБД опера­тивно-розыскного назначения несомненно имеет свои особенности.

Так, например, организация работы информационно-аналитического подразделения криминальной милиции некоторых ОВД осно­вана на информационно-поисковой системе «Легенда». Она положена в основу интегрированного АБД уровня горрайорганов и является совмес­тимой с региональной базой данных «Ермак-2». Это позволяет осуществ­лять двухсторонний обмен информацией.


Несколько иная организация информационно-аналитического обес­печения оперативно-розыскной деятельности имеет место в ГУВД г. Мо­сквы. Здесь работа строится на базе концепции автоматизации криминаль­ной милиции ГУВД, разработанной совместно с несколькими научно- исследовательскими институтами.

Концепция предусматривает оснащение ГУВД г. Москвы и окруж­ных УВД аппаратно-программными комплексами «Криминал». В этот комплекс входят системы:

- оперативной дактилоскопической идентификации личности «Узор»;

- оперативной портретной идентификации личности «Фигурант»;

- логико-аналитическая система, обеспечивающая интеграцию и ана­лиз оперативно-розыскной информации в целях раскрытия преступлений.

Все указанные системы не имеют аналогов в мире. Предусмотрено также дополнение комплекса «Криминал» автоматизированными система­ми оперативной идентификации по почерку, по фоноскопическим и биоло­гическим признакам.

Естественно, основу формирования автоматизированной интегриро­ванной базы данных составляют кабинеты криминалистической регистра­ции подучетного элемента, созданные на уровне муниципальных отделов милиции, т. е. в низовом звене. Здесь осуществляется сбор первичной ин­формации путем дактилоскопирования, сигналетической фотосъемки, а также используется система оперативной портретной идентификации «Фи­гурант».

Основное назначение создаваемой ГУВД г. Москвы АИБД состоит в обеспечении автоматизированного поиска подозреваемых лиц путем опе­ративной идентификации следов преступлений, изымаемых с мест проис­шествий, примет внешности предполагаемых преступников с одновремен­ным проведением многофакторного анализа больших потоков оперативно- розыскной и иной информации, в том числе сведений, получаемых из раз­личных ведомственных источников, часто разрозненных и имеющих кос­венное отношение к объектам поиска.

Практика показывает, что постановке на централизованный учет подлежит абсолютно все (лица, предметы, вещи, события, факты и т. п.), что в той или иной мере может иметь прямое или косвенное отношение к оперативно-розыскной деятельности.

Сроки нахождения лиц, предметов и событий на соответствующем виде учета, порядок их постановки на тот или иной учет и снятия с него регламентируются подзаконными ведомственными нормативными актами оперативно-розыскных органов. При этом ни одно лицо не может быть по­ставлено на учет компетентными органами без наличия достаточных к то­му оснований. А сам факт постановки на учет и заведение соответствую­щего дела оперативного учета не является основанием для ограничения конституционных прав и свобод, а также законных интересов человека и гражданина.