Файл: Логистический менеджмент и задачи которые он решает в фирме.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 164

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Второй этап (80-е годы) характеризуется интеграцией складского хозяйства и транспорта с производ­ством. Это позволило оперативно реагировать на изменения внешней среды, улучшить использова­ние оборудования и сократить сроки исполнения заказов. Критерием оптимальности стала миними­зация общих издержек всех вышеназванных подразделений. При этом очевидно, что минимизация общих издержек не может быть достигнута снижением эффективности работы отдельных звеньев предприятия. Попытки минимизировать издержки какого-либо отдельного вида деятельности могут привести к повышению всех затрат при организации материального потока. Например, снижение за­пасов может снизить издержки, связанные с хранением, но увеличить издержки, связанные с работой транспорта или же с несвоевременным выполнением заказа.

Третий этап (настоящее время) характеризуется интеграцией всех участников логистического процесса, которые отмечены выше.

В странах с рыночной экономикой логистика охватывала прежде всего товарные потоки в сфере обращения. В нашей стране решались задачи оптимизации в основном потоков продукции производ­ственно-технического назначения. В крупных фирмах для бесперебойного обеспечения ресурсами целесообразно иметь связи со специальными транспортно-экспедиционными фирмами, так как они, по существу, интегрируют большое число логистических операций и функций в логистической сис­теме.

По выполняемым функциям и задачам логистика делится на: закупочную, распределительную, производственную, транспортную, информационную.

Все материальные потоки в обязательном порядке подвергаются преобразованию. Оно про­исходит путем расформирования одних грузовых партий или грузовых единиц и формирования дру­гих, т.е. осуществляется распаковка грузов, комплектование новых грузовых единиц, их упаковка, затаривание. При работе с грузовыми потоками предусматривается и сервис. Обеспечение логистиче­ского сервиса неразрывно связано с процессом распределения, т.е. это комплекс услуг, оказываемых в процессе поставки товаров.

Любое производство связано с потреблением и процессом распределения. Распределение в уз­ком смысле — это комплекс операций по отгрузке готовой продукции со склада поставщика. Распре­деление в широком смысле — это процесс обращения с момента, когда изделие сходит с поточной линии, до момента, когда оно попадает на склад потребителя. Распределение включает: упаковку, экспедирование, управление сбытом, хранение продукции на складе поставщика, комплекс складско­го хозяйства, транспортное хозяйство. И распределение можно рассматривать с позиции микро- и макрологистики. Основные функции микрологистических систем — закупка, производство и сбыт. Задачи распределения решаются на этом уровне, при организации сбыта. Отметим некоторые из них: планирование процесса реализации, получения и обработки заказа; упаковка, комплектация, выпол­нение других операций, непосредственно предшествующих отгрузке; отгрузка; доставка и контроль за транспортированием; послереализационное обслуживание.


На современном этапе средства достижения цели распределительной логистики являются ины­ми, нежели чем у снабженческой политики, имеющей государственный характер. Коммерческое предприятие, которое распределит и сбудет свою продукцию, имеет возможность получить большую прибыль на данный вид деятельности. Но для этого предприятия-производители должны полностью изменить свое экономическое поведение. Поставщики, работающие в условиях экономической состя­зательности, видят свои главные задачи в постоянной готовности к расширению предложения това­ров, обеспечению высокой конкурентоспособности своей продукции. Они ощущают необходимость в совершенствовании условий поставки, заинтересовывают покупателей в устойчивых контактах с ни­ми и поддержании дальнейших отношений. Необходимость поддержания своей репутации заставляет фирмы-производители следить за выполнением заказов на поставку. Стремление к расширению рын­ков сбыта с той же целью способствует организации новых фирм, строительству дополнительных складов, облегчающих потребителям приобретение нужных материалов и формированию материаль­ных потоков и сервиса.

Материальной основой обеспечения процесса любого производства и сбыта служит складское хозяйство. Оно предназначено не только для накопления запасов материальных ресурсов и обеспече­ния бесперебойного снабжения и комплектации, но и для рациональной организации всех функций, свойственных складам.

Совокупность работ, выполняемых на различных складах, примерно одинакова. Любой склад обрабатывает, по меньшей мере, три вида материальных потоков: входной, выходной и внутренний. Наличие входного потока означает необходимость разгрузки транспорта, проверки количества и ка­чества прибывшего груза, выходного — погрузки транспорта грузами в соответствии с определен­ными требованиями, внутреннего — перемещения груза внутри склада, распределения по местам хранения. По пути движения груза с ним осуществляются разнообразные операции: разгрузка, уклад­ка на поддоны, перемещение, распаковка, укладка на хранение и т. д. Это так называемые логистиче­ские операции. Объем работ по отдельной операции, рассчитанный за определенный промежуток времени (за месяц, квартал и т.п.), представляет собой материальный поток по соответствующей опе­рации.

Важнейшими принципами логистики фирмы мы считаем системность, синергизм и адаптив­ность, поэтому функции логистики фирмы следует рассматривать как традиционные и специфиче­ские.


Созданная на предприятии логистическая служба в лице отдела должна выполнять следующие функции:

  • оперативно-календарное планирование с детальным расписанием выпуска готовой продукции и управление технологическими процессами производства;
  • всеобщий контроль качества, поддержание стандартов качества продукции и соответствующего сервиса;
  • стратегическое и оперативное планирование поставок материальных ресурсов (МР);
  • организация внутрипроизводственного складского хозяйства;
  • прогнозирование, планирование и нормирование расхода МР в производстве;
  • организация работы внутрипроизводственного технологического транспорта;
  • контроль и управление запасами МР, НП (незавершенное производство) и ГП (готовая про­дукция) на всех уровнях внутрипроизводственной складской системы и в технологическом процессе производства;
  • внутрипроизводственное физическое распределение МР, ГП и НП;
  • информационное и технологическое обеспечение процессов управления внутрипроизводст­венными материальными потоками;
  • автоматизация и компьютеризация управления материальными (информационными, финан­совыми) потоками в производстве.

Перечисленный комплекс задач должен решаться в рамках фирменной логистической задачи оптимизации управления материальными и сопутствующими им потоками с точки зрения:

  • оптимизации (минимизации) уровней всех запасов МР, НП, ГП внутри производственно­технологического цикла и складской системы;
  • сокращения времени производственно-технологического цикла;
  • уменьшения всех логистических издержек в производстве ГП;
  • оптимизации работы внутрифирменного транспортно-складского комплекса.

1.3 Стратегические логистические цели, инструменты логистического менеджмента в управлении компании

Переход национальной экономики Беларуси к рыночным отношениям, сопровождающийся значительными структурными изменениями, повышением значимости регионального звена экономики и рядом других, в большой степени поднимает значимость логистики как системы новых эффективных отношений в обеспечении процесса производства необходимыми ресурсами.


Организационные формы и экономические методы логистического управления товародвижением, методы и средства его информационного и кадрового обеспечения, технические средства управления призваны максимально сократить совокупные затраты на всех стадиях хранения и передвижения товаров. В соответствии с этим в логистике как в современной парадигме ресурсосберегающего алгоритма предпринимательской деятельности выделяют совокупность бизнес-активностей, направленных на прагматическую реализацию логистического подхода, именуемую «логистический менеджмент».

Современная система менеджмента фирмы представляет собой композицию организационной системы управления с функционально-ориентированными сферами деятельности (финансы, инвестиции, производство, маркетинг, логистика, инновации, персонал и т.п.), объединенными стратегическими, тактическими и другими целями.

Особенность логистического менеджмента: как по стратегическим, так и по тактическим (оперативным) целям и задачам он связан со всеми функциональными областями менеджмента (инвестиционного, инновационного, информационного, производственного, финансового, кадрового) в процессах управления закупками материальных ресурсов, производством и сбытом готовой продукции.

Логистический менеджмент в значительной степени воздействует на состояние финансово-экономического и правового обеспечения форм взаимодействия в рыночных условиях; и наоборот, возникают новые требования к коммуникационному обеспечению хозяйственных связей, к рынку транспортных услуг, организации и функционированию складского хозяйства, развитию транспортных служб в посреднических организациях и на предприятиях. При этом комплексно рассматриваются, оцениваются и выбираются экономичные способы доставки грузов, применяются прогрессивные коммерческо-правовые нормы и правила, тарифы и перевозочная документация.

При построении современных микрологистических систем большое значение имеет определение места логистического менеджмента в общей структуре управления компанией и определение областей взаимодействия с другими сферами менеджмента.

Современная система менеджмента фирмы представляет собой композицию организационной структуры управления с функционально-ориентированными сферами деятельности (финансы, инвестиции, производство, маркетинг и сбыт, инновации, персонал и т.п.), объединенными стратегическими, тактическими и другими целями.

С точки зрения логистики осуществление функций стратегического (тактического, оперативного) и функционального менеджмента должно способствовать продвижению логистической миссии фирмы, согласованной с маркетинговой и производственной стратегиями.


Маркетинг и логистический менеджмент взаимодействуют между собой в основном в системе сбыта (дистрибуции) компании, причем логистика, отвечая за процедуры физического распределения готовой продукции, играет важную роль в организации продаж. В некоторых случаях физическое распределение может быть ключевым элементом и критическим фактором реализации маркетинговой задачи и тактики продаж.

Логистический менеджмент по отношению к фактору «цена» обычно оказывает прямое влияние на достижение фирмой корпоративных или финансовых стратегических целей, задаваемых маркетингом. Ценовые решения требуют тщательного анализа факторов, относящихся к конкурентным товарам, социально-экономическим и демографическим характеристикам потребителей на конкретном сегменте рынка и макроэкономическим индикаторам.

Учитывая, что затраты в дистрибуции, особенно транспортные расходы, достигают размеров, сопоставимых, а в некоторых отраслях и превышающих себестоимость производства готовой продукции, логистические решения по транспортировке оказывают существенное влияние на возможность реализации маркетинговой ценовой политики. Рациональный выбор вида транспорта, перевозчика, экспедитора, оптимальная маршрутизация и другие решения, принимаемые в процессе логистического менеджмента, могут значительно сократить логистические издержки в системе дистрибуции товаропроизводителя, расширив возможность маркетингового ценового маневра. То же самое можно сказать и о других комплексных логистических активностях в сбыте: складировании, грузопереработке, управлении запасами.

Кроме того, необходимо учитывать интегральное влияние на цену готовой продукции физического распределения в смысле замены одной комплексной логистической активности на другую (например, складирования на транспортировку), объединения нескольких элементарных активностей в одном звене логистической системы для снижения затрат и т.п.

В ряде случаев логист может быть заинтересован в разных схемах ценообразования, если они отвечают требованиям управления запасами, изменения места складирования и времени доставки, диктуемых потребительским спросом и обеспечением соответствующего уровня качества сервиса. Усилия логистического менеджмента могут быть направлены на увеличение объемов продаж в определенном секторе рынка, если там не достигнута маркетинговая схема цены. Такая ситуация часто складывается под воздействием сезонных колебаний спроса, которые вызывают необходимость принятия дополнительных логистических решений по управлению запасами (например, создание специальных сезонных запасов).