Файл: Формы государственного устройства (Формы государства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 406

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования заключается в том, что большой интерес представляет исторический опыт, накопленный государствами мира, использование которого может помочь многим странам решение проблем, связанных с будущей формой их государств. Благодаря трудам учёных – правоведов накоплен материал по проблемам определения форм государства. И особым объектом исследования на современном этапе является процесс разрушения СССР, отказ от политической и социальной – экономической системы, породившей множество вопросов государственного устройства и их форм. Всё происходящее требует взглянуть на многие традиционные проблемы во всём мире и в нашей стране, на классификацию, эволюцию и формы государства.

Объектом исследования курсовой работы является основные характеристики, понятия государственного устройства.

Цель работы состоит в том, чтобы раскрыть полное понятие основных характеристик и форм государственного устройства.

Своей задачей я ставлю: дать понятие и определение форм государственного устройства, особенностей форм правления и влияние политического режима на формирование государства. Особое внимание в работе уделено исследованию федеративного устройства России, так как в истории нашей страны вопрос о форме государственного устройства всегда был актуальным, а сейчас Россия занимает лидирующие позиции по количеству субъектов федерации.

Проблемы формы государственного устройства возникли после того, как увеличились размеры территории государства и вышли за рамки городов и потребовали создание специальных органов и учреждений для управления периферией. Деление в большинстве случаев не было чисто искусственным, центральная власть в лице монарха и определяла административно-территориальное деление страны. Обычно оно строилось с учётом расселения людей и связей между поселениями. Учитывались задачи-интересы обороны, удобства сбора налогов, полицейского контроля. В более крупных административно-территориальных государствах деление становилось ступенчатым: сохраняя свою обособленность, мелкие единицы включались в крупные, ставились в подчинение чиновникам, которым вверялось управление соответствующими крупными единицами. По мере разложения абсолютизма и перехода к индустриальному строю в низовых территориях единицах-городских и сельских общинах формируется местное самоуправление. Происходил процесс объединения государств присоединения слабых к сильным с сохранением признаков государственности у присоединенных. Административно-территориальное деление стало превращаться в политико-территориальное, административно-территориальное устройство стало преобладающей мере политико-территориальным.


Источниками при написании курсовой работы явились научные работы, а также нормативно-правовые акты.

ГЛАВА. ПОНЯТИЯ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА И ЕЕ СТРУКТУРА

1. Понятия формы государства

1.1 Формы государства

Понятие формы государства является одним из важнейших. Это результат теоретического обобщения главных черт. Несомненно, также и его методологическое значение, признаков присущих этому явлению - форме государства в конкретных странах. Форма государства это и есть государство, так как именно в форме проявляется существование государства. То есть государство, будучи созданным человеческим умом, проявляется только в том, как оно выглядит, что государство обретает форму, строго отвечающей его сущности. Еще Кант рассматривал форму в качестве принципа упорядочения, синтезирования материи государства. Строгость и четкость формы государства (как и формы права), могли бы ограничить субъективизм и произвол в проведении политического курса. Научные разработки и политико-правовая практика свидетельствуют об известной недооценки данной категории.

Однако необходимо отметить, форма государства не представляет собой, целостного явления. По существу, это лишь выбор основных параметров позиции, они являются главными для характеристики государства: оно может быть охарактеризовано наиболее полно.

Если содержание позволяет установить принадлежность государственной власти, ее субъекта, кто ее осуществляет, то изучение формы дает понять нам, насколько в государстве слаженная организованная власть, каков порядок взаимодействия, какими органами и субъектами представлена и какими методами происходит осуществление государственной власти.

Доказательством выше сказанного является то, что применительно к форме государства и виды его не могут быть выделены, так как речь применительно к целостным образованиям. Если обращаться к источникам литературы, то можно заметить, что речь идет о видах формы правления о видах формы государственного устройства, их режимах, но не о видах формы государства.

Формы государства – это его устройство, характер политических взаимоотношений между людьми, государством, в способах организации высших органов государственной власти, между государством и людьми в процессе управления ими (политический режим), (формы правления), и в административно-территориальном делении государства (форма территориального устройства).


В этой связи безосновательно форму государственного устройства и форму правления и государственный режим именовать «элементами» формы государства. Элемент это часть, функциональная единица, какого либо целого. Перечисленные явления представляют собой основные, но разнообразные характеристики очень сложной системы, как государство.

Формы государства, достаточно древняя категория государствоведения. Однако далеко вперед ушли методология исследования и наука в целом. Тем самым знания в изучении и характеристике государства как сложной социальной системы необходимо использовать. Таким образом, можно сделать вывод, что «государственный режим» это функциональная и динамическая сторона государства: но как оно действует, как властвует, какую создает атмосферу в обществе, ее категории «форма правления», «формы государственного устройства» они имеют непосредственное отношение к характеристике строения государства.

Формы правления - это организация верховной государственной власти, взаимоотношение с населением и порядок образования ее органов. Основными видами формы правления являются республика и монархия. Основные виды государственного устройства: федерация, унитарное (простое). Особо значимо конфедерация-представляющая собой объединение независимых государств.

Политический режим – это включающая в себя не только методы государственного властвования, но и функциональная характеристика политической системы. Она включает в себя и характерные способы деятельности негосударственных политических организаций (партий, союзов, движений). Основная опора на право, а политический режим основывается не только на правовых и социальных нормах (партийных, политических, моральных).

Понятие формы государства обозначает:

а) территориальную организацию государственной власти, как соотношение составных частей и целого государства.

б) как взаимоотношение высших органов власти между собой и населением ее источников образования и организацию верховной государственной власти.

в) способы и методы осуществление государственной власти.

ГЛАВА 2. ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА: ИХ ВИДЫ, ПРИЗНАКИ

Форма государственного устройства – способ территориальной организации государств, образующих союз, закрепленный в конституции страны и характеризующий территориальную организацию государственной власти. Не относится к формам содружества и сообщества государств.


По форме государственного устройства все государства подразделяются на три основные группы:

1.Унитарное

2.Федеративное

3.Конфедеративное

2.1. Унитарное государство

Унитарное государство – единое государство, которое характеризуется отсутствием у административно - территориальных единиц признака суверенитета. Выделяют централизованные и децентрализованные унитарные государства, с отсутствием и наличием автономных образований. Признаки унитарного государства:

1. Унитарное государство предполагает общие для всей страны высшие представительные, исполнительные и судебные органы, которые осуществляют руководство местными соответствующими органами.

2. Составные части унитарного государства (департаменты, области, провинции, округа, графства) государственным суверенитетом не обладают. Они не имеют своих самостоятельных воинских формирований, законодательных органов внешнеполитических органов и других атрибутов государственности. В тоже время местные органы известной в унитарном государстве значительной самостоятельностью.

3. На территории унитарного государства действует только одна конституция, проводится общая налоговая и кредитная политика, обязательная для всех административно-территориальных единиц.

4. Унитарное государство широко допускает законодательную автономию и национальную, на территории которого проживают небольшие национальности.

5. Унитарное государство имеет единые вооруженные силы, осуществляется центральными органами государственными власти.

6. Современное унитарное государство в подавляющем большинстве является политико – административным. В ряде стран имеются административно – территориальные единицы как общего типа, так и специального, где действуют специализированные государственные органы судебные округа и действуют органы общей администрации.

Число ступеней политико-административного деления зависит от размеров территории страны, численности населения, однако зависимость эта не жесткая: иногда число ступеней в менее крупных странах больше, чем в более крупных. Во Франции четыре уровня территориального деления, а в Великобритании имеет три уровня территориального деления.

В децентрализованных унитарных государствах существует между центральной властью и территориальными единицами высшего уровня и конституционное распределение полномочий. Это сближает их с федеративными государствами. Их различие же с централизованными государствами заключается в том, что они (централизованные) – это государства, в которой нет местной автономии вообще, а функции власти назначают сверху администраторы. Это государства с авторитарными политическими режимами. В ряде стран значительная роль в осуществлении власти принадлежит родоплеменным вождям, например в Тропической Африки. Сейчас редко встречаются государства, где на местах отсутствуют выборные органы. Однако в странах с однопартийной системой, местных выборных органов власти, формальное наличие и есть не более чем ширма для всевластия на местах. В децентрализованных унитарных государствах существует распределение между центральной властью и территориальными единицами высшего уровня. Они схожи с федеративными государствами.


В заключение следует отметить, что в демократических государствах, конституционно предусмотрены гарантии территориальной целостности политико-административных единиц, таких как сельские и первично-городские общины, и иные гарантии их административной автономии. Эти гарантии менее объемны, чем гарантии носителей государственной автономии.

Такие государства как, Франция, Япония, Финляндия, Турция, относятся к унитарным государствам. Унитарное государство может быть и однонациональным, так и многонациональным. Афганистан, Китай, Пакистан являются многонациональными государствами унитарного типа.

2.2 Федерация

Федерация (лат. foederatio- объединение, союз) - форма государственного устройства, при помощи которой части федеративного государства являются государственными образованиями и обладают юридически определенной политической самостоятельностью.

Обозначение слова федерация, происходит от латинского слова «федераре», что означает «объединять», «укреплять «союзом». Это государство очень сложное, но в отличие от унитарного государства, в основе состоит из административно-территориальных единиц, составными частями федерации являются государственные образования. Они называются по разному: штаты (Индия, США, и др.), провинции (Пакистан Канада), земли Австрия, Германия), кантоны (Швейцария, эмираты (ОАЭ) и др. Обычно их называют субъектами федерации. Отдельными конституциями принят этот доктринальный термин. Наряду с субъектами федерации, занимающими всю подавляющую территорию государства (Индия), существуют и другие части федеративного государства: союзные территории (США, Индия), владения (Венесуэла), столичный или федеральный округ (Нигерия, Бразилия), особое положение занимают ассоциированные государства (США).

Подавляющую часть территории федеративных государств (Малайзии, ОАЭ), например, состоят только из субъектов но их число неодинаково: от 2 в Танзании до 5 в США. В Эфиопии -9, в Малайзии -13, в Соединенных Штатах Микронезии и Пакистана – по 1 субъекта, в Мексике-31 и т.д. Их названия разные: кантоны - в Швейцарии; эмираты - в ОАЭ; провинции - в Канаде, Пакистане; земли - в Австрии, Германии; штаты - в США, Индии, Эфиопии.

Федеративное государственное устройство уникально, неоднородное, разнообразное. Оно определяется в различии населения, точнее в национально-этническом составе, историческими процессами, конечно же, в географическом положении.