Файл: Формы государственного устройства (Формы государства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 436

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

м) внешняя политика и отношения международные РФ, договоры РФ, вопросы войны и мира и конечно внешнеэкономические отношения Российской Федерации;

н) деятельность в космической сфере;

о) ядерная энергетика, федеральные энергетические системы, федеральные пути сообщения, информация и связь и т.д.

В совместном ведении субъектов Российской Федерации находятся:

а) правопорядок, обеспечение законности, общественной безопасности, вопросы в пользовании землей и владение ею, недрами, водными и природными ресурсами;

б) природопользование; особо охраняемые природные зоны территории, охрана памятников истории и культуры, обеспечение экологической безопасностью;

в) вопросы общего характера о воспитании и образовании, науки, культуры, культуры физической и спортивной;

г) имеющиеся вопросы о здравоохранении, социальная защита, защита семьи, материнства и отцовства и детей включая социальное обеспечение;

д) основные вопросы об осуществлении мер по борьбе с катастрофами, эпидемиями, стихийными бедствиями и ликвидация их последствий.

Равноправие народов означает равенство прав граждан во всех вопросах государственного развития культуры и строительства в других областях.

У всех народов в Российской Федерации одинаковые права, которыми они пользуются. Право на самоопределение осуществляется в различных формах. Согласно декларации « О принципах международного права ,касающихся к примеру дружественных отношений между государствами в соответствии с Уставом ООН», принятой Генеральной Ассамблеей ООН 24 ноября 1970 г., являются такими формами: как создание суверенного независимого государства, установление любого другого политического статуса, свободное присоединение к независимому государству и объединение с нем. Однако выбор одной из этих форм не сожжет вести к разрушению государственного единства и полное ущемление прав человека. Недопустимое использование ссылок на самоопределение для прорыва государственного и национального единства – указывается, подчеркивается в Декларации.

Каждое государство должно воздерживаться от любых действий, прямо указывающие на полное или частичное нарушение национального единства и территориальной целостности любого другого государства или страны. Важнейший еще один принцип федеративного устройства России закреплен в конституции РФ - это равноправие субъектов Российской Федерации и их взаимоотношение с органами государственной власти. Это означает, что все субъекты Российской Федерации имеют одинаковые права в своих взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Именно в этом смысле все субъекты, которые находятся в составе Российской Федерации, являются равноправными. Но при этом равноправие, не означает, что все субъекты Российской Федерации имеют одинаковые права. Но свидетельствует уже сам факт их деления на виды. Также существует очень большая разница в дотациях и субвенциях из федерального бюджета допускается двадцатикратный и тридцатикратный разрыв. И вот по этому субъекту Федерации могут быть делегированы определенные права осуществлению части федеральной компетенции, и которыми не располагают другие субъекты федерации. Но России присуще и другие признаки федерализма, которые есть и у других стран. Это единый государственный язык и единое гражданство (эта норма конституции – ч.1 ст. 68- она очень важна для государства, где проживают лица более ста национальностей). Поскольку 85% составляет население русского происхождения.


Поскольку любое федеративное государство состоит в основном из частей и образуется этими частями, для этого важно достичь гармонии в отношения частей и целого. Две противоположные опасности подстерегают федерацию, скатится к унитаризму и распад на независимые государства. Каждая из этих опасностей эксплуатируется соответствующими политическими силами и согласование интересов, которых возможно только в четких правовых установлениях, как субъектов, так и в отношении самой федерации. Вот эту задачу и решает конституция, закрепляющая статус (правовое положение) федерации и ее субъектов, которые входят в основы их взаимоотношений между собой.

2.3 Конфедерация

Конфедерация - это временный юридический союз суверенных государств, специально созданный для обеспечения их общих интересов.

Главное отличие заключается в том, что она исключает субординацию образующих ее членов конфедерации от охарактеризованных форм государственного устройства. Взаимоотношения строятся по принципу координации интересы и проводимые политические согласования.

При конфедеративном устройстве государства сохраняют свои суверенные права только члены конфедерации, как во внутренних, так и во внешних делах.

Признаки конфедерации:

1.Конфедерация не имеет своих законодательных, судебных и исполнительных властей. Она может договориться о единой денежной системе, а также единых таможенных правилах, межгосударственной кредитной политике на период существования.

2. Как правило, создаются прозрачные границы, для пересечения не нужны специальные документы. Но конференции недолговечны, идет распад по достижению общих целей или превращаются в федерацию.

3. В конфедерации образуются не все государственные органы, а только те, которые необходимы для осуществления задач выделенных по договорным актам.

4. Делегаты в представительных органах конфедерации представляют не территориальные части или населения одного государства, а суверенитет государства.

5. Постоянно действующие государственные органы конфедерации не обладают властными полномочиями, а акты конфедеративной власти не содержат норм прямого действия и адресованы к органам власти субъектов конфедерации.

6. Правом непосредственного налогообложения конфедерация обладать не может. За счет добровольных взносов формируется бюджет конфедерации.

7. Субъектом конфедерации принадлежит полное право нуллификации, отказ в признании или отказ применении актов союзной власти.


8. В общем предметы ведения конфедерации ограничены перечнем небольшого круга вопросов, внешней политики, вопросы войны и мира, формирования единой армии, общие решения споров системы коммуникации и споров между субъектами конфедерации.

9. Субъекты конфедерации имеют полное право устанавливать таможенные ограничения, иные ограничения препятствующие передвижению лиц, товаров, капиталов и услуг.

10. Отсутствует единая система денежного обращения.

11. Воинское формирование причем комплектуются субъектами конфедерации, нередко сохраняется их двойное подчинение государственным органам конфедерации, и ее субъектами.

12. В целом в конфедерации нет союзного гражданства.

Конфедеративная форма государственного устройства может вполне служить основой для образования суверенных, унитарных или федеративных государств.

В заключении подчеркиваю следующее: в конфедерациях отсутствует единая экономическая, правовая, политическая система. Конфедеративная форма государственного устройства служит основой для образования суверенных унитарных или федеративных государств.

ГЛАВА 3. ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ

В теоретическом осмыслении государства, на особом месте форма правления, поскольку именно она определяет, кто и как осуществляет государственную власть в обществе. Форма государственного управления это элемент, характеризующий организацию верховной государственной власти.

Особый порядок образования ее органов и взаимоотношение с населением. К верховной государственной власти ставят главу государства (президента или монарха), а законодательный орган, правительство. Их форма правления представляет собой структуру высших органов государственной власти, порядок распределения компетенции и их образования между ними.

Взять пример нашей страны: Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Федеральное Собрание, Президент Российской Федерации, Союз Федерации и Госдума, еще и Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации. Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы этой государственной власти. В нынешнее время отечественная теория государства и права предлагает более глубокое и обоснованное понимания формы правления, как одно из основных характеристик устройства государства, она дает более взвешенную классификацию этих форм и реальный прогноз их развития.


Форма государственного правления дают возможность понять:

- Каково их строение и как создаются высшие органы государства;

- Каким образом строятся отношения между верховной государственной властью и населением страны;

- Какой принцип лежит взаимоотношений в целом между высшими и другими государственными органами;

- По какому принципу высшие органы государства позволяют обеспечить свободу граждан и их права.

3.1 Монархия

Монархия как форма правления отличается несколькими признаками:

  1. Отсутствием юридической ответственности монарха как главы государства.
  2. Обеспечения единоличного носителя верховной власти - монарха, фараона, императора, короля, царя, великого князя, эмира, шаха и т.п. Они, как правило, пользуются этой властью пожизненно.
  3. Наследственным порядком преемственности верховной власти рассматривается, регулируемым законом о престолонаследии или обычаем.
  4. Так как монарх представляет государство по собственному праву, которое не производно от власти народа (говорится о божественном происхождении монарха, благодаря чему царь становится помазанником Божьим, получая корону из рук Папы Римского и т.п.)

Эти признаки очень редки, в Византии, например, где из 109 царствовавших императоров 74 были убиты, во всех случаях престол переходил к цареубийце не по наследству, а по праву захвата власти. Римские легионеры смещали и назначали императоров, а по мнению историков, арагонские феодалы возводили на престол королей по принципу :«мы , которые стоим столько же, сколько и вы, и которые можем больше, чем можете вы, мы назначаем вас нашим королем и сеньором при том условии, что вы будите соблюдать наши привилегии, а если нет –то нет».

Абсолютная монархия - эта такая форма правления, при которой верховная государственная власть по закону принадлежит одному лицу. Возникновение абсолютизма связано с основным процессом зарождения буржуазных отношений и процессом разложения феодализма и старых феодальных сословий. К существенным чертам абсолютной монархии относятся ликвидация, а именно полный упадок сословных представительных учреждений, юридически не ограниченная власть монарха, наличие постоянной армии, полиции и развитого бюрократического аппарата.

Власть теперь принадлежит не крупным феодала, а чиновникам, которые могут увольняться и назначаться монархом. В эпоху абсолютизма государственное вмешательство в частную жизнь, приобретает более цивилизованные формы, получает юридические закрепления, но при этом имеют принудительную направленность. В истории такими странами были Россия 17-19 г. И Франция до революции 1789г.


Ограниченная монархия - это такая форма монархии, при которой монарх будучи фактически и юридически независимым от парламента в сфере исполнительной власти, вынужден считаться с его деятельностью, вот такой была монархия в России после 1905 года. С развитием буржуазных отношений абсолютная монархия начинает в некоторых странах эволюционировать в конституционную монархию. Приспосабливаясь к интересам нового господствующего класса это буржуазии. Как форма правления, конституционная монархия становится в период буржуазного общества. Официально она не утратила своего значения в ряде стран, Азии и Европы и по сей день в (Англии, Испании, Дании, Швеции, Норвегии).

Характеризуется конституционная монархия основными признаками:

- правительство несет согласно конституции ответственность не перед монархом, а перед парламентом;

- правительство сформировалось из представителей определенной партии( или партий), получившие наиболее большее количество голосов на выборах в парламент;

- лидер партии, у которого наибольшее число депутатских мест, становится главой государства;

- власть монарха вообще отсутствует, она является символической в законодательной, судебной и исполнительной сфере.

Примерами такой монархии считают - Бельгию, Данию, Великобританию. Вот такая краткая характеристика основных разновидностей монархической формы правления в государстве.

Как показывает нынешняя история, монархия не отжившая свой век форма правления, но имеющая достаточные перспективы в определенных условиях. Постоянно поднимающиеся разговоры могут послужить примером о восстановлении монархии.

3.2 Республика

Республика как форма правления отличается несколькими признаками:

  1. Наличием выборного на определенный оговариваемый срок главы государства, коллегиальным характером;
  2. Производным характером государственной власти, у которой властные полномочия не по собственному праву, а по выбору суверенного народа;
  3. Юридической ответственностью главы этого государства.

Подразделение основано на две республики:

  • Парламентарную
  • Президентскую

Парламентская республика - это разновидность современной формы государственного правления, которой принадлежит верховная роль в организации государственной жизни парламента. В республике формируется правительство парламентским путем из числа депутатов, принадлежащих к тем партиям, у которых есть больше голосов парламенте. Правительство несет коллективную ответственность о своей деятельности и отвечает перед парламентом. Пока парламент обладает большинством голосов, оно и остается у власти. В случае утраты доверия большинство членов парламента уходит в отставку или через главу государства добивается роспуска парламента и договорится о досрочных парламентских выборах.