Файл: Формы государственного устройства (Формы государства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 405

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.2.1 Основные признаки федеративного государства

В федеративном государстве имеются две системы высших органов власти (субъектов федерации и федеральные). Субъекты федеральной конституции имеют право принимать свои нормативные правовые акты учредительного характера, такие как основные законы, уставы, конституции. Они еще имеют право принимать региональные законы, так как у них есть собственное гражданство, герб, столица и иные элементы конституционно-правового статуса гражданства, конечно же, за исключением государственного суверенитета. Но при этом выхода из состава федерации субъект не имеет, и не может быть, субъектом международных отношений.

Можно выделить характерные черты федеральных государств:

В некоторых федерациях субъекты имеют право принять собственные конституции, они имеют свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы.

Признаком федеративной формы обязательно считается двухпалатная структура федерального парламента. Одна палата как орган общефедерального представительства, а вторая признана представлять интересы членов федерации.

2.2.2 Имитация федерализма

Представление такой ситуации теоретически возможна, но колониальная империя может (замаскировать) себя под федерацию путем передачи административных функций и символов самостоятельности насильно присоединенным провинциям, которые относят их к составным частям федерации. Еще один из вариантов под имитацию состоит в провозглашении унитарным государством себя без представления независимости, а лишь делегированием административных полномочий и управленческими целями.

2.2.3 Виды федерации

Выделяют некоторые субъекты конституционно-правового статуса федеративного государства:

  • Симметричные
  • Ассиметричные

В симметричных федерациях субъекты обладают одинаковым конституционно-правовым статусом (Федеративная Демократическая Республика Эфиопия, США), а в ассиметричных конституционно-правовой статус субъектов различен (Российская Федерация, Федеративная Республика Бразилия, Республика Индия).

По особенностям выделяют несколько формирований федераций:


  • Территориальные
  • Смешанные
  • Национальные

Территориальный географический признак используется при формировании территориальных федераций (Германия, США), в национальных - по национальному признаку (Чехословакия, Югославия, Союз Советских Социалистических Республик). В смешанных федерациях формирование идет по обоим признакам (например Россия)

Составляющие территориальную федерацию, государственные образования не являются государствами, так как внешние и внутренние отношения данного субъекта регулируется общефедеральными органами власти. Определяется между субъектом и федерацией юридическое и фактическое разграничение компетенции конституционными нормами. Устанавливается перечень вопросов, которые подведомственны только высшим федеральным органом власти. А другие, неоговоренные в конституции вопросы регулируются исключительно субъектом. Но составляется перечень вопросов совместного ведения субъекта и федерации, решаются по согласованию. В международных отношениях субъекты федерации лишены права прямого представительства. Законодательство не предусматривается в территориальных федерациях, а в некоторых странах запрет выхода из состава федерации без согласия всех остальных субъектов. В территориальных федерациях вооруженные силы едины. Осуществляется управление союзными государствами, а глава федерации является и главнокомандующим. В мирное время у субъектов федерации недолжно быть своих вооруженных сил (таких как в территориальной федерации – Германия).

Национальная федерация - это более сложное образование, им присуще все признаки федерации, но и множество особенностей у них есть. Можно выделить ряд черт у такого рода федерации:

  1. Субъектами этой федерации в основном являются национальные государства, национально- государственные образования, они отличаются друг от друга национальным составом населения, культурой, религией, традициями, обычаями, бытом.
  2. Высшие государственные органы национальной федерации сформированы так называемых представителей субъектов федерации, для решения проблемы создается национальная власть, народности и каждой нации, проживающей на территории федерации.
  3. Такого рода федерации строится на принципе субъектов добровольного объединения.
  4. В национальной федерации обеспеченность государственного суверенитета является свобода и самостоятельное развитие больших и малых наций.
  5. Особенность в национальной федерации является правовое положение ее субъектов, есть понятие Право нации и самоопределение. Оно может выйти из состава федерации и согласие, как правило, не требуется.

По способу образования федерации делятся на:

  • Договорные
  • Конституционные

Конституционные федерации возникают на базе ранее существовавшего единого государства. Вопреки распространенному заблуждению, в конституциях таких государств, как правило, прописан принцип территориальной целостности страны и субъекты федерации не имеют права свободного выхода из состава государства (например Германия, Бразилия, Россия).

Договорные федерации возникают в результате объединения ранее независимых государств в одно, для чего подписывается договор об объединении. В таком договоре даже могут быть прописаны условия входа (например, в Конституции США) и выхода (сецессии) государств из состава федерации (например, в договоре об образовании Союза ССР).

2.2.4 Цели федерализма

Этих целей в основном пять:

- защита от тирании центрального правительства;

- участие населения в политических процессах на нескольких уровнях власти;

- «примирение единства и разнообразия»;

- создание более эффективных условий для повышения производства через региональную конкуренцию и выступления к пути новаторских идей, стимулированию в региональных правительствах;

Но при этом наиболее главная цель - всестороннее обеспечение процесса свободного развития народностей и национальностей, в чем заключается принцип демократизма и плюрализма это гарантия прав и свобод граждан.

На примере Соединенных Штатов Америке можно рассмотреть федеральную систему государственного устройства: основным центральным элементом американского федерализма является наличие в отдельных штатах реальной власти, и определять свою свободную политическую структуру, так и саму политику. Штаты «свой электорат» определяют сами. Они устанавливают обязательные требования (прохождение партийных кандидатов через праймериз – первичные выборы на государственные посты). Другие же штаты в отличие от федерального законодательного органа, создают однопартийный парламент (штат Небраска), принимают они законы, с которыми суды и члены кабинета должны избираться (на федеральном уровне) Могут принимать законы о проведении референдумов и отдельные штаты.

Федеративное устройство России

Сейчас в мире лидирует Россия, среди государств, с федеративным устройством по количеству субъектов федерации. Деление территории происходит по экономическому принципу в развитых странах с федеративным значением. В США при 300 миллионах человек проживают в 15 субъектах (земли) федерации, а территория Индии (население более 1,1 миллиарда человек) разделена, к примеру, на 21 штат, 9 союзных территорий. Территория Китая (население более 1,3 миллиарда человек) разделена на 22 провинции и 5 автономных районов.


Все субъекты Российской Федерации перечислены в Конституции РФ в алфавитном порядке (ст. 65), это и есть равноправие между собой всех составляющих Российскую Федерацию государственных образований в их же взаимоотношениях с федеральными органами власти (ч.4 ст.5). Но это принцип еще не означает, что субъекты Федерации имеют, по крайней мере, равные права в отношениях с Российской Федерации. Закрепление в Конституции исключает возможность выхода, какого либо субъекта из состава Российской Федерации в одностороннем порядке. Подобные попытки являются нарушением Конституции, ее неприкосновенности территории, государственной целостности и суверенитета России. Отсутствие права сецессии – это права выхода из Федерации и она является характерным признаком большинства существующих федеративных государств. В статье 5 Федерального конституционного закона от 17 декабря 2001 года.№6 ФКЗ « О порядке принятия и образования в Российскую Федерацию и был образован и начал официально работать с 1 декабря 2005 года новый субъект. Часть 2 ст.77 Конституции определяет создание единой системы исполнительной власти, состоит из органов Федерации исполнительной власти и ее субъектов. Таким образом, правительства и министерства субъектов Российской Федерации находится в подчинении с правительством РФ и соответствующими федеральными министерствами, но по вопросам полномочий субъектов органы действуют независимо от федеральных органов.

В Федерации такая система органов исполнительной власти не исчерпывает всех проблем организации исполнительной власти. Следует подчеркнуть, что органы создаются для осуществления полномочий федеральной власти и является полностью независимыми от органов исполнительной власти субъектов Федерации.

Конституцией (ч.2.3 ст.78) закреплено возможное взаимное делегирование полномочий со стороны федеральных органов исполнительной власти и субъектов Федерации. Важной гарантией является единая система исполнительной власти в РФ, которую согласно КРФ, объединяют федеральные органы исполнительной власти субъектов РФ.

Республика - это государственное образование в составе Российской Федерации. Республика самостоятельно распоряжается своей государственной собственностью, к примеру, окружающей средой, землями, недрами лесами и водами. Устанавливает бюджет, республиканские и местные налоги, экономического, социального и культурного развития республиканского фонда. Республика устанавливает культурные связи, научные связи с зарубежными странами, представительство в международных организациях. Входят в ее ведение, заключение межпарламентских и межправительственных соглашений и договоров.


Автономные округа, автономная область – это имеющие свои органы государственной власти, законодательства, уставы. Федеративное устройство Российской Федерации основано на государственной целостности, единстве системы.

Правительственными (законодательными) органами власти городов федерального значения, автономной области, краев, областей являются думы, собрания и т.п. К примеру, Московская городская дума, Псковское областное Собрание и Законодательное Собрание Тверской области. Органом исполнительной власти в городе федерального значения, крае, области, автономном округе имеет право администрация (правительство) края, города федерального значения автономного органа. Главы администрации называют по разному: мэр города федерального значения, губернатор. Они устанавливаются с учетом исторических, национальных условий и традиций.

Система органов власти основана не только на принципе разделения властей государственной власти по горизонтали, но и между исполнительной, законодательной и судебной властями по вертикали - на разграничении предметов влияния и полномочий многих видов органов Российской Федерации и ее субъектов, которые рассматривается Конституцией Российской Федерации как один из важных принципов федеративного устройства Российской Федерации. В ведении федеративных органов власти находятся:

а) установление правовых основ единого рынка, валютное, финансовое, денежная эмиссия, кредитные, федеральные экономические службы, включая федеральные банки;

б) федеральная государственная собственность и управление ею в целом;

в) установление основ федеральных программ и федеральной политики в области государственного экологического, социального, экономического, культурного и национального развития РФ.

г) формирования федеральных органов государственной власти, в системы законодательной, судебной и исполнительной власти;

д) регулирование и защита прав и свобода человека и граждан в Российской Федерации защита прав национальных меньшинств;

е) контроль за соблюдением понятий и изменений Конституции Российской Федерации;

ж) федеральный бюджет;

и) определение и защита статуса государственной границы, территориального моря, исключительной экономической зоны, воздушного пространства и континентального шельфа Российской Федерации;

к) безопасность и оборона; оборонное производство;

л) порядок продажи и покупки оружия, военной техники и боеприпасов, другого военного имущества; производство наркотических, ядовитых веществ и порядок их использования;