Файл: Авторское право (Понятие авторского права и краткий путь его становления в России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 158

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Авторское право является подотраслью гражданского права и являет собой один из крупнейших его институтов.

Нормы об авторском праве регулируют отношения в области создания, использования и распоряжения произведений литературы, науки и искусства.

Мы не ошибемся, если скажем, что во многом авторское право является двигателем как научного, так и культурного прогресса общества.

Наделяя авторов произведений определенными правами, и отстаивая их защиту от посягательства на них, авторское право дает стимул для создания новых произведений, для их использования, а также распоряжения исключительными правами на них, тем самым благоприятствуя развитию отношений между субъектами авторского права.

Научный интерес вызывает, так называемый дуализм авторского права. Он заключается в поиске и поддержании некоего баланса между частными интересами автора (правообладателя) по распространению и использованию своих трудов, и между публичными культурно-просветительскими интересами общества.

Изучаемая подотрасль гражданского права является относительно юной, и за это короткое время оно сложный путь развития к тому, что оно представляет собой сейчас.

Первое официальное упоминание об авторском праве в истории нашей страны было зафиксировано не так давно, а именно, в первой половине XIX века. С тех пор бо́льшую часть своего существования в каком бы то ни было виде, авторское право существовало в жестких рамках. И только ближе к XX веку авторское право начало шагать в ногу со временем и отвечать сегодняшним реалиям.

В этом промежутке времени институт авторского права стремительно развивался, и, в конце концов, его нормы были кодифицированы в отдельную – IV главу нового Гражданского кодекса РФ [[1]] (далее – ГК РФ), заменившую многие федеральные законы, регулирующие гражданские отношения в данной области.

Во многом это произошло благодаря включению Российской Федерации в основные международные соглашения в 90-х годах. С этого момента и до принятия четвертой части ГК РФ законодатель проделал огромную работу, и теперь гражданское законодательство об авторском праве полностью соответствуем международным стандартам.

Однако авторское право – это такая отрасль, которая будет пребывать в постоянном развитии, наравне с наукой, искусством, технологиями.

Так, за последние годы произошли перемены на рынке интеллектуальной собственности, в основном связанные с развитием Интернет-индустрии – составной части современного бизнес-пространства. Интернет стал мировой информационной площадкой, где все продается, покупается, копируется, скачивается и распространяется. Проблемы контроля над этой сферой остаются актуальными, по сей день. Подобные изменения всегда порождают необходимость в совершенствовании действующего законодательства. Так и происходит: принимаются новые законы, вносятся поправки в действующие.


Поэтому представляют большой интерес те, изменения, которые охватывают сегодняшние проблемы регулирования авторского права.

Таким образом, сочетание в авторском праве как частноправовых, так и публичных начал; проблемы связанные с бесконтрольным распространением и использованием чужих результатов творческой деятельности в сети-Интернет, а, равно как и современные трудности по их защите и охране, представляют актуальность темы курсовой работы.

К объекту исследования относятся гражданско-правовые отношения в сфере авторского права.

В качестве предмета исследования выступает совокупность норм, регламентирующих авторское право.

Целью курсовой работы является изучение основных положений об авторском праве.

Чтобы достичь указанной цели, мы должны поставить перед собой и решить ряд следующих задач:

1. дать понятие авторскому праву;

2. выделить функции авторского права;

3. охарактеризовать субъекты и объекты авторского права;

4. привести классификацию и исследовать основные права авторов;

5. изучить традиционные способы защиты авторских прав.

Структура работы обусловлена ее задачами и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Во введении объясняется проявленный интерес к выбранной теме, как и ее актуальные проблемы; ставится цель и задачи, направленные на ее достижение; описывается методология исследования; характеризуются основные источники информации. В первой главе приводятся исторические аспекты развития авторского права в нашей стране; дается определение и функции авторского права; рассматриваются субъекты и объекты. Во второй практической главе, выделяется классификация авторских прав, называются основные способы их защиты и выявленные проблемы, связанные с их охраной.

Данная работа базируется на таких общенаучных методах исследования, как: анализ, классификация, обобщение материалов исследования. Кроме того, были применены и частнонаучные приемы: исторический, сравнительно-правовой, технико-юридический методы и метод нормативно-правового анализа.

В курсовой работе автором использовалась как учебная литература, так и научные труды – статьи и монографии.

Для написания первой (теоретической) главы большую ценность представили учебные пособия таких авторов, как Свечникова И.В., Щербак Н. В., Новоселова Л.А.

В своем труде об авторском праве издательства «Дашков и Ко» Свечникова И.В. очень подробно описывает историю становления и развития авторского права не только в нашей стране, но и за рубежом, она освещает принятые нормативные акты на протяжении всей истории становления российского авторского права.


Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры под редакцией Н. В. Щербак выпущен в 2017 году издательством «Юрайт» и представляет собой актуальное пособие по авторскому праву, учитывающее последние изменения в гражданском законодательстве. Большое внимание в нем уделяется сущности авторского права – изучению его в разных аспектах.

Учебное пособие издательства «Статут» 2017 года под общей редакцией доктора юридических наук Новоселовой Л.А. содержит большой объем информации, касающейся имущественных и неимущественных прав, порядка их использования и распоряжения ими.

Все используемые в работе учебные пособия были выпущены ведущими российскими издательствами, специализирующимися, в том числе на издательстве учебной и методической литературы для высшего и среднего профессионального образования.

Кроме того, для написания практической части работы изучалась актуальная монография Гайсин Ф. Ф. о защите авторского права в России, опубликованная в Вестнике Марийского государственного университета.

Основным же источником информации послужили нормы гражданского, административного и уголовного законодательства РФ с изменениями и дополнениями, а также федеральные законы, затрагивающие вопросы авторского права, и материалы судебной практики, в том числе, определения ВАС РФ.

Глава 1. Общая характеристика авторского права

1.1. Понятие, функции и принципы авторского права

История отечественного авторского права берет свое начало в XIX веке. Поскольку в то время, как и на протяжение еще многих десятилетий, оно было непосредственно связано с цензурой, становится логичным, что
22 апреля 1828 г. при Николае I вышел высочайше утвержденный Устав о цензуре [[2]], который включал главу под названием «О сочинителях и издателях книг».

Эта небольшая глава дополнялась более полным Положением о правах сочинителей, речь в котором шла только о литературных произведениях.

Согласно Закону сочинитель и переводчик книги имели исключительное право пользоваться и продавать издание.

Авторское право ограничивалось сроком в 25 лет со дня смерти автора, а далее произведение становилось достоянием общественности (п. 137 Цензурного устава). Регистрация авторского права путем разрешения цензуры на выпуск книги из типографии. Нарушение цензурных правил вело к потере авторского права.


Таким образом, выход Положения о правах сочинителей ознаменовало собой появление первого в российской истории нормативно-правового акта об авторском праве.

Со временем вышеуказанное Положение дополнялось, а сфера использования авторского права расширялась путем закрепления соответствующих норм в Правилах о музыкальной и художественной собственности [[3], c. 5], и т.д.

В конце века было понятно, что правила, регулирующие авторское право, не могут в полной мере отвечать потребностям того времени.

Именно поэтому с 1887 года нормы об авторском праве объединялись в Своде законов Российской империи [[4]], а 20 марта 1911 года был принят Закон Российской империи, который назывался «Положение об авторском праве» [[5], с. 5].

Общая часть Закона закрепляла общие положения авторского права: охраняемые объекты, срок действия авторского права, вопросы правопреемства, возможные нарушения авторских прав, способы их защиты и др.

Отдельные главы были посвящены авторским правам на литературные, музыкальные, драматические, художественные, фотографические произведения.

Закон работал до 1917. Начиная с революционного периода, принималось большое количество различных декретов ЦИК и СНК, многие из которых были направлены на установление государственной монополии на произведения науки, литературы и искусства.

В 20-е годы за авторами признавалось исключительное право на созданные ими произведения, которое длилось в течение 25 лет с момента первого издания или первого публичного исполнения произведения.

С 1928 г. срок действия авторского права стал пожизненным. Использование произведений допускалось только на основе договоров с авторами, условия которых детально регулировались законом [[6], c. 5].

В 1961 г. были приняты Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик [[7]]. Положения об авторском праве содержались в разделе IV, и согласно ему авторское право распространялось на произведения науки, литературы или искусства независимо от формы, назначения и достоинства произведения, а также от способа его воспроизведения. Автору принадлежали право на опубликование, воспроизведение и распространение своего произведения всеми дозволенными законом способами под своим именем, под условным именем (псевдоним) или без обозначения имени (анонимно); право на неприкосновенность произведения; право на получение вознаграждения за использование произведения другими лицами, кроме случаев, указанных в законе.


Затем, произошло событие, имевшее огромное значение в развитии не только отечественной науки-цивилистики, но и правовой системы в целом: был принят Гражданский кодекс РСФСР (далее - ГК РСФСР 1964 года [[8]]).

Статья 492 ГК РСФСР 1964 года допускала свободное бесплатное использование на радио и телевидении любых опубликованных произведений, что существенно снижало уровень охраны авторских прав в Советском Союзе. Срок действия авторского права составлял всего15 лет после смерти автора. Этот срок был увеличен до 25 лет в связи с тем, что в 1973 г. Советский Союз стал участником Всемирной (Женевской) конвенции об авторском праве [[9]] 1952 г. (пересмотрена в Париже 24 июля 1971 г.).

С 3 августа 1992 г. были введены в действие Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик [[10]] 1991 г., которые впервые признали смежные права. До этого времени смежные права законодательством не охранялись. В соответствии с Основами они включались в понятие авторского права. Основы увеличили срок действия авторского права до 50 лет и исключили содержащиеся в прежнем законодательстве многие случаи использования произведений без согласия правообладателей и без выплаты им вознаграждения.

Спустя год, 3 августа 1993 г., раздел IV Основ, посвященный авторскому праву, был признан недействующим в связи с принятием Закона РФ от 9 июля 1993 г. № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах» [[11]] (далее - ЗоАП).

Вступление в силу ЗоАП и Закона РФ «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» [[12]] от 23 сентября 1992 года № 3523-1 ознаменовало собой новый важный шаг на пути к развитию российского авторского права.

Объектом правового регулирования ЗоАП были два вида правоотношений. Первую группу составляли отношения, связанные с созданием произведений литературы, науки и искусства (авторское право). Во вторую группу вошли правоотношения, возникающие в связи с созданием и использованием исполнений, постановок, фонограмм, передач организаций эфирного или кабельного вещания (смежные права).

9 марта 1995 г. Россия присоединилась к Всемирной конвенции об авторском праве [[13]] и к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений [[14]] – 13 марта 1995 г.

Следовательно, нормы авторского права должны были соответствовать названным конвенциям. Это обстоятельство еще больше подчеркивало необходимость кодификации всего законодательства в сфере интеллектуальной собственности и приведение его в соответствие с теми международными договорами, в которых участвует или планирует участвовать Российская Федерация.