Файл: Авторское право (Понятие авторского права и краткий путь его становления в России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 162

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Чтобы более четко конкретизировать объекты авторского права необходимо понять, что же означает термин «произведение».

Законодательство до сих пор не содержит такого определения. К сожалению, нам не удалось найти и мнения ученых по этому поводу. Но, все же, можно попытаться составить его самостоятельно.

Гражданским кодексом к произведению выставляются следующие критерии: оно обязано быть результатом творческого труда, и должно существовать в какой-либо объективной форме (письменной и устной форме, в форме изображения, звукозаписи, видеозаписи, и т.д.) для возможности воспроизведения. Следовательно, авторское произведение – это определенные идеи и мысли, воплощенные в объективную форму в результате творческого процесса.

Важно понимать, что сами по себе мысли, идеи, концепции, открытия, и далее – в соответствии с п. 5 ст. 1259 ГК РФ, не входят в данную категорию.

Размышляя на эту тему, автор пришел к выводу, что отсутствие понятия данного термина – скорей всего не минус, а может даже плюс, поскольку в огромном многообразии видов и форм объектов авторского права найдется тот, который не впишется в рамки четкого определения, а, следовательно, не подпадет под защиту законодательства об авторском праве.

Список объектов авторского права, известных на сегодняшний день, находится в ст. 1259 ГК РФ. По понятным причинам, он является открытым.

Кроме того, существуют иные объекты авторского права. К ним относятся:

1. производные произведения – это такие произведения, которые являются переработкой, то есть, представляют собой новую форму другого произведения (рефераты, резюме, переводы, аранжировки);

2. составные произведения – это произведения, которые представляют собой результат творческого труда по сбору, подбору и расположению в определённом порядке исходных материалов (энциклопедии, базы данных).

Авторские права также распространяются на часть произведения, на его название и персонаж из произведения, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора и отвечают требованиям, установленным п. 3 ст. 1259 ГК РФ.

Кроме того, законодательством предусмотрен ряд произведений, которые не могут являться объектами авторских прав. Это связано с тем, что использование таких произведений не может зависеть от одного или нескольких лиц, а также в случае, если установить автора произведения не возможно. К ним относятся, например, официальные документы государственных органов, официальные документы международных организаций, государственные символы и знаки, фольклор, и т.д. К слову, главной причиной, по которой произведения народного творчества не регулируются авторским правом, является невозможность определить автора такого произведения, поэтому они и называются народными.


Также не регулируются авторским правом сообщения о событиях и фактах, имеющих исключительно информационный характер, о чем гласит ст. 2 Бернской конвенции. Такие сообщения неоригинальны, представляют собой простое, нетворческое изложение событий и фактов.

Что ж, субъектов авторского права множество и ими могут быть не только физические лица. Произведения создаются единолично либо в соавторстве. Автором признается лицо или лица, в результате творческой деятельности которого (которых), было создано произведение.

Создателям произведения авторство принадлежит по факту его создания; работодателям – в связи с установленными для работника, являющегося автором, трудовых обязанностей; правопреемникам – по праву наследования; иным лицам – по закону или договору.

Объектом авторского права следует считать то, по поводу чего возникает гражданское правоотношение, и относительно которого существует субъективное право авторства.

Открытый перечень объектов авторского права закреплен в ГК РФ. Оно может распространяться как на все произведение в целом, так и на его отдельную часть, название и даже персонаж.

Глава 2. Права авторов и их содержание

2.1. Личные неимущественные и имущественные права авторов

Создание произведения литературы, науки или искусства обуславливает возникновение у их создателя определенных прав, защищаемых законом.

Гражданское законодательство России включает в состав интеллектуальных прав: исключительное право, являющееся имущественным правом, а также личных неимущественных прав и иных прав (право следования, право доступа и др.).

Итак, с одной стороны, творческая деятельность автора неразрывно с ним связана и носит личный характер, а с другой – дает возможность носителю авторских прав извлекать имущественную выгоду от использования результатов творческого труда. Такое сочетание говорит о дуализме авторского права.

Начнем с личных неимущественных прав, поскольку они представляют наибольший интерес, будучи неразрывно связанными с личностью автора, (что следует из их наименования), и не имеют под собой материально-экономического содержания, в отличие от имущественного права.


Личные неимущественные права действуют бессрочно, то есть не имеют никаких ограничений по срокам. Из-за их связи с личностью автора и неотчуждаемости они не могут быть переданы другим лицам. Что касается наследников автора, включая иных третьих лиц, то они могут приобретать право лишь на защиту личных неимущественных прав, но не на их осуществление.

Одно из основных прав лица, занимающегося творческой деятельностью – это право на авторство. Оно дает возможность лицу считаться автором произведения. После смерти автора его личные неимущественные права прекращаются, но связанные с ними интересы подлежат охране, но уже не как субъективное право [[33], с. 446].

Еще одним неимущественным правом автора является право на имя. Оно осуществляется посредством использования или предоставления разрешения на использование объекта под своим настоящим именем (псевдонимом, или анонимно – без указания имени).

Еще это право подразумевает право требования автором упоминания своего имени (причем, без ошибок и искажений) каждый раз при публичном исполнении, опубликовании и другом использовании его произведения. Иначе, он может выразить претензию, поскольку права так действовать он не давал.

Далее к неимущественным правам следует отнести право на обнародование произведения или его отзыв. Оно состоит в возможности автора самому обнародовать или разрешать обнародование в любой форме, то есть, впервые сделать произведение доступным для всеобщего обозрения, через публикацию, публичный показ, исполнение, телеэфир, и другими подходящими способами.

Обнародование произведения кем-то другим, помимо автора, осуществляется исполнителем посредством специального договора на обнародование произведения с автором.

Что касается произведений, состоящих из отдельных частей, его публикация возможна отчасти.

Но право на обнародование дает возможность автору отступить от своего решения и взять назад свое согласие на обнародовании произведения – так, называемый, отзы́в. Отзыв возможен до фактического обнародования произведения.

Право на отзыв не распространяется только на программы для ЭВМ, служебные произведения и на произведения, вошедшие в сложный объект.

Дабы избежать ущемления интересов пользователей произведения, законодатель предписал авторам осуществлять отзыв за их собственный счет, то есть с возмещением пользователю всех причиненных таким решением убытков [[34]].


Необходимо отметить, что данное право является относительно новым для российского законодательства, к слову, оно впервые было закреплено лишь в ЗоАП 1993 г.

Гражданское законодательство России не содержит каких-либо указаний на возможные причины, ссылаясь на которые автор может принять решение об отзыве произведения, так же как, и не прописан размер либо формула расчета убытков, упоминаемых в норме ст. 1269 ГК РФ.

Анализируя эту новеллу, мы приходим в замешательство, поскольку предоставление права на отзыв за счет создателя произведения выглядит не совсем продуманным, ведь получается, что он должен расплачиваться за данное ему же право.

По нашему мнению в этой ситуации возникает своеобразный конфликт или, как называл это великий цивилист Д.И. Мейер – столкновение прав (collisio), т. е. такое стечение прав, при котором осуществление одного права исключает совершенно или отчасти осуществление другого права [[35]].

Чтобы избежать проблем с использованием права на отзыв, в том числе, и злоупотребления этим правом со стороны автора, и, несмотря на малочисленные случаи, встречающиеся в судебной практике, все же представляется верным внести изменения в действующий ГК РФ путем отмены этой нормы. Либо же разобраться во всех нюансах реализации права на отзыв и доработать эту норму посредством внесения исправлений, дополнений в ГК РФ, а также предоставить разъяснения судебными инстанциями – принятием соответствующих актов.

Следующее, на что имеет право автор – это неприкосновенность произведения. Речь идет о запрете вносить в произведение какие-либо изменения или дополнения в виде комментариев, иллюстраций, предисловия, и т.д. без согласия на то автора. После его смерти лицо, обладающее исключительным правом на произведение, может разрешить такие действия, но только если они не повлекут за собой нарушение целостности восприятия произведения, замысел автора, либо его волю, изложенную в дневниках, завещании, письмах, и т.д.

Но эта ситуация представляется приемлемой только в некоторых случаях. Возникает вопрос, зачем давать такое правомочие правообладателям на произведения искусства? И как мы можем судить о нарушенной или ненарушенной воле автора, если он не оставил никаких записей. В любом, случае, эта сторона вопроса носит исключительно субъективный характер, а значит, объективная оценка здесь вряд ли возможна.

Федеральным законом от 12.03.2014 № 35-ФЗ внесен новый пункт в ст. 1266 ГК РФ, который предусматривает возможность автора разрешить изменения и дополнения к произведению в будущем, при соблюдении определенных условий.


Однако не стоит путать внесение изменений и дополнений с переработкой произведения. Такое изменение произведения, для которого необходим творческий вклад и которое влечет создание нового произведения при сохранении первоначального, подпадает под понятие «переработка» [[36]] и входит в содержание исключительного права [[37]].

Подчеркнем, что данное право не означает запрет критиковать или цитировать произведение, создавать на него карикатуры и пародии. Мы говорим еще об одном нововведении Федерального закона № 35-ФЗ, которое позволяет создание произведения в жанре литературной, музыкальной или иной пародии либо в жанре карикатуры на базе оригинального произведения. Кроме того, разрешает использование созданных таким способом произведений без согласия автора или иного обладателя исключительного права на оригинальное произведение и без выплаты им вознаграждения [[38]].

Как уточняет ВАС РФ: «пародия – это всегда новое произведение, в котором что-то меняется относительно оригинального произведения (добавляется новое выражение, смысл, послание). Не может считаться пародией произведение, в котором просто изменена некая деталь, персонаж, объект первоначального произведения. Иными словами, оригинальное (первоначальное) произведение должно быть в центре нового, а не быть его фоном или вспомогательным средством» [[39]].

Когда пародия или карикатура носят порочащий автора или его репутацию характер, он вправе требовать защиты своих прав, ссылаясь на статью 152 ГК РФ о защите чести, достоинства и деловой репутации [[40]].

Одним из наиболее сложных и спорных вопросов, связанных с реализацией рассматриваемого права, является проблема его передачи от автора к другим лицам. Право на неприкосновенность произведения, в отличие от права на переработку, носит личный неимущественный характер, неотчуждаемо и непередаваемо, однако по требованию заинтересованных лиц допускается защита этого права, принадлежащего умершему автору.

Второй составляющей авторских прав является исключительное право на результат интеллектуальной деятельности. Оно связано с пользованием и распоряжением произведением, и подразумевают извлечение имущественной выгоды. В отличие от неимущественных прав – могут передаваться другим лицам.

Кроме того, имущественные права носят срочный характер, т.к. период их действия ограничивается сроком жизни автора и 70 годами после его смерти [[41]]