Файл: Авторское право (Понятие авторского права и краткий путь его становления в России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 157

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Это слово постоянно у нас на слуху, и, употребляя эти термины, мы понимаем, о чем идет речь. При этом удивляет отсутствие конкретизированного определения данного явления в нормативных актах. Лишь УК РФ в ст. 146 перечисляет меры наказания за «присвоение авторства (плагиат)».

Поэтому, справедливо можно говорить о наличии пробела в законодательстве.

Представляется необходимым дать развернутое понятие термину «плагиат». Поскольку его отсутствие дает простор для различных трактовок, но чаще всего можно встретить такое: плагиат – это действия по присвоению чужого авторства [[54], с. 9]. На основе вышесказанного можем сформулировать следующее определение: плагиат – это присвоение авторства путем совершения противоправных действий с использованием результатов чужого интеллектуального труда.

Думаем, что легальное закрепление данного понятия могло бы помочь в правовом регулировании отношений в области охраны личных неимущественных авторских прав и внести ясность в понимание этого явления.

Наряду с правом авторства нуждается в защите путем признания и такое личное право, как право автора на имя. Например, не нарушая права авторства, некий субъект нарушает право автора на имя, указав на произведении, к примеру, подлинное имя автора, который хотел бы опубликовать произведение под псевдонимом.

Что касается нарушения права на обнародование произведения, то при установлении судом факта незаконного обнародования произведения, автор имеет основание обратиться в суд с требованием о прекращении любого использования данного произведения.

Так же обстоит дело с защитой личного неимущественного авторского права на неприкосновенность произведения. Автор вправе предъявить исковое требование о признании права на неприкосновенность произведения, если, например, редактором были внесены поправки в произведение, без согласия первого. Возможна и подача иска с требованием о признании права авторства, так как незаконность внесения в произведение изменений подлежит установлению судом при наличии у автора, чье произведение было искажено, права авторства.

Чтобы конкретизировать способы защиты неимущественных авторских прав, приведем их перечень:

1. Признание права. Чуть выше мы указали, в каких ситуациях автор через судебные инстанции может добиться признания своего авторства.

2. Восстановление положения, существовавшего до нарушения авторского права. Это то, на что направлены все способы.


3. Пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу нарушения. Самым популярным случаем является предъявление автором требований к третьим лицам (нарушающим право или которые могут их пресечь) о запрете использования произведения любым способом. 

4.  Компенсация морального вреда. Под моральным вредом понимаются физические или нравственные страдания, вызванные действиями, нарушающими их личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие ему другие нематериальные блага [[55]].

Компенсация морального вреда осуществляется в денежном эквиваленте в размере, определяемым судом, с учетом характера причиненных потерпевшему страданий, а также степени вины нарушителя в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда.

К сожалению, в России вопросы, связанные с возмещением морального вреда не находят должного внимания, этот институт еще не достаточно отрегулирован.

Поскольку речь идет о страданиях, в том числе эмоциональных, вряд ли суд может дать им объективную оценку и охарактеризовать состояние потерпевшего автора. Каждый человек по-разному реагирует на одно и то же событие. Поэтому только квалифицированный врач может дать заключение по вопросам состояния потерпевшего, на основе которого думается, будет правильным делать выводы о размере компенсации морального вреда. Таким образом, привлечение врача-специалиста в подобных ситуациях считаем обязательным.

5.  Публикация решения суда о допущенном нарушении с указанием действительного правообладателя.

Перейдем к другому способу защиты – административно-правовому. Кодексом об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, в соответствии со ст. 7.12 КоАП РФ. Условием для нее является преследование виновным лицом цели извлечения дохода.

Под эту статью подпадают такие нарушения, как: ввоз, продажа, сдача в прокат, иное незаконное использование экземпляров произведений, если они являются контрафактными, либо на них указана ложная информация об изготовителях, местах производства, правообладателях.

В качестве меры наказания установлены штрафы: для физических лиц в размере от полутора до двух тысяч рублей; для должностных лиц – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей. Помимо штрафа применяется конфискация контрафактных экземпляров произведений и фонограмм, а также материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения, и иных орудий совершения административного правонарушения.


В связи с распространенностью нарушений авторских прав в Интернете суд может принять меры по ограничению доступа к материалам, в которых содержатся незаконно используемые произведения [[56]].

И, наконец, уголовно-правовые способы защиты. За наиболее серьезное нарушение авторских и смежных прав предусмотрена уголовная ответственность.

В соответствии с ч. 1 ст. 146 УК РФ, нарушением авторских и смежных прав является присвоение авторства (плагиат), если это деяние причинило крупный ущерб (более ста тысяч рублей), а также​ незаконное использование объектов авторского права, а равно: приобретение, хранение, перевозку контрафактных экземпляров произведений или фонограмм в целях сбыта, совершенных в крупном размере.

К мерам наказания относятся: штраф в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательные работы на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок от одного до двух лет, либо принудительными работами (только за незаконное использование объектов авторских прав) на срок до двух лет, либо лишением свободы от 6 месяцев до двух лет.

За незаконное использование объектов авторских или смежных прав, совершенных при отягчающих обстоятельствах, предусмотрено более суровые меры воздействия.

Отдельно хотелось затронуть вопрос защиты произведений, созданных в соавторстве.

ГК РФ говорит следующее: каждый из соавторов вправе самостоятельно принимать меры по защите своих прав, в том числе в случае, когда созданное соавторами произведение образует неразрывное целое [[57]].

Посягательство может произойти не только извне, но и исходить от соавторов (например, распоряжение правами без разрешения одного соавтора). В таком случае соавтор по аналогии с автором, чьи права нарушены, может обратиться в суд для подтверждения соавторства, для взыскания убытков, выплаты компенсации и т.д.; подать заявление в правоохранительные органы для привлечения нарушителей к уголовной или административной ответственности.

Говоря о защите и охране авторских прав нельзя не упомянуть об актуальность защиты авторских прав, связанных с использованием Интернета.

В идеальной ситуации распространение информации по Глобальной паутине должно происходить так: пользователи, размещающие информацию, являющуюся объектом имущественного права, обязаны делать это только с письменного согласия правообладателя на подобное использование. Но такие случаи являются скорей исключением из правила. В итоге: Интернет наводнен незаконно скопированными данными, выложенными под чужим авторством, либо искажающими реальное имя автора, или вовсе без указания автора и оригинального источника информации.


В борьбе с правонарушениями в области защиты авторских и смежных прав в Интернете были приняты Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях» [[58]], и Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» [[59]].

К сожалению, в нашем законодательстве защита авторских прав в сети Интернет по-прежнему выглядит расплывчато, и думается, что пока не будут установлены более четкие рамки, применение норм права будет затруднительно.

Пользуясь случаем, хотелось бы упомянуть об одном варианте борьбы с незаконным распространением информации в Сети, который был предложен несколько лет назад.

Речь идет о концепции, выдвинутой в 2015 году Российским союзом правообладателей (РСП): он предложил ввести в Гражданский кодекс понятие «глобальная лицензия», суть которой состояла в том, что правообладатель, использующий такую лицензию, фактически отказывается от защиты объектов своего авторского права в Сети [[60]]. То есть, любой интернет-пользователь, по мнению РСП, смог бы безвозмездно использовать соответствующие произведения за ежемесячную плату. Размер предполагаемой платы, в случае принятия Госдумой данного законопроекта устанавливался бы Правительством РФ. Деньги планировалось распределять между правообладателями в зависимости от популярности их контента.

Законопроект сразу же столкнулся с волной негодования и критики. Действительно, несмотря на благие намерения защитить права авторов, он слишком радикален, имеет массу недостатков, он недоработан и не учитывает все категории пользователей, к примеру, добросовестных пользователей.

Именно поэтому дальше обсуждения этой инициативы дело не продвинулось. Возможно, законодатель возьмет эту идею на вооружение, но найдет к ней иной подход, и тогда идея выльется во что-то действенное и эффективное, учитывающее интересы всех сторон данного вопроса. А пока Интернет является в достаточной степени бесконтрольной и уязвимой перед нарушителями областью.

Заключение

По итогам проделанной работы можно сказать, что цель курсовой работы была успешно достигнута посредством решения поставленных задач.


Благодаря экскурсу к истокам зарождения авторского права, мы заключили, что, несмотря на недавнее, можно сказать, возникновение авторского права – всего несколько столетий назад, XX век стал уже завершающим периодом прежнего облика авторского права, в котором оно пребывало долгое время, ограниченное жесткими рамками закона и подчиненное цензуре.

Вступление нашей страны в международные соглашения в сфере авторского права в конце прошлого века, а далее кодификация норм российского авторского права ознаменовали собой начало зарождения «нового» отечественного авторского права в качестве современного института, отвечающего стандартам и требованиям сегодняшнего дня, и дающего полную свободу творчества и авторского договора.

Самые последние изменения, касающиеся авторского права, были внесены в законодательство в 2014 году Федеральным законом № 35-ФЗ.

Авторское право следует рассматривать с разных точек зрения.

В широком и узком смысле. В первом случае имеются в виду еще и смежные права, примыкающие к авторскому праву.

С объективной точки зрения – как совокупность авторских прав. С объективной точки зрения авторское право представляет собой комплекс норм гражданского права, регулирующих те гражданские отношения, на которые распространяются функции авторского права, а именно: по признанию авторства, охране объектов авторских прав и установлению режима использования, а также наделению авторскими правами, и их защите.

При написании первой главы, мы столкнулись с рядом вопросов.

Так, например, было установлено, что правовая охрана результатов творческой деятельности начинается с момента создания произведения, однако ни в законодательстве, ни в специальной литературе не названы условия, при которых произведение считается созданным в конкретный момент. Мы думаем, это вызвано огромным количеством видов объектов авторских прав, которое с каждым годом возрастает.

Характеристика субъектов авторского права показала, что ими могут быть, в том числе, и юридические лица. Помимо самих авторов или соавторов, чьи творческим трудом было создано то или иное произведение, иными правообладателями могут быть, к примеру, издательства (по договору авторского права), работодатели (в связи с осуществлением работником трудовых обязанностей), и другие физические и юридические лица.

Объектом же выступает то, в отношении чего существует субъективное право авторства. Открытый перечень объектов содержится в ГК РФ, так же как и перечень произведений, которые не могут считаться объектом авторских прав. Объектом не обязательно должно быть целое произведение: право авторства действует и в отношении его части, названия, персонажа.