Файл: Авторское право (Понятие авторского права и краткий путь его становления в России).pdf
Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 176
Скачиваний: 1
И это произошло: 1 января 2008 года была введена в действие часть четвертая Гражданского Кодекса РФ (далее – ГК РФ), которая регламентирует права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий.
Федеральный закон № 231-ФЗ [[15]] признал утратившими силу некоторые законы Российской Федерации и РСФСР, среди них Гражданский кодекс РСФСР; Закон Российской Федерации от 23 сентября 1992 года № 3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» [[16]]; Закон Российской Федерации от 9 июля 1993 года № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах» и др.
Институт авторского права не «стоит на месте», он развивается. Развивается вместе с появлением новых видов творчества, усовершенствованием авторского договора, то есть, с развитием авторских правоотношений. Поэтому просто необходимо упомянуть и Федеральный закон от 12 марта 2014 г. № 35ФЗ [[17]], в котором содержатся изменения, внесенные в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации.
Итак, на сегодняшний день, авторское право занимает одно из важнейших мест в гражданском праве, а его нормы выделены в отдельную часть.
Принято рассматривать авторское право с двух сторон: в объективном и субъективном смыслах.
Так, в объективном смысле оно представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения по признанию авторства и охране произведений науки, литературы и искусства, установлению режима их использования, наделению их авторов неимущественными и имущественными правами, защите прав авторов и других правообладателей [[18], с. 345].
Но когда речь идет об авторском праве в субъективном смысле, то подразумеваются те имущественные и личные неимущественные права, принадлежащие авторам-создателям произведений науки, литературы и искусства. К примеру, право на вознаграждение за использование произведения третьими лицами, и т.д.
Это можно обобщить следующим выводом: авторское право в субъективном смысле – это право автора-правообладателя исключительно и независимо использовать и распоряжаться созданным произведением, а также право требовать от третьих лиц воздерживаться от использования данного произведения [[19]].
Понятие авторского права может также использоваться в широком и в узком смысле. В первом случае подразумевается не только само авторское право, но и примыкающие к нему смежные права (Приложение 1).
Авторское право относится к самостоятельным институтам гражданского права; имеет сложную структуру; регулируется и основывается на Конституции РФ [[20]]. Систему источников составляют также: Гражданский кодекс РФ, принятые в соответствии с ним иные федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты министерств и других федеральных органов исполнительной власти.
Важнейшим источником являются международные договоры Российской Федерации. Так, если международным договором, в котором участвует Российская Федерация, установлены иные правила, чем те, что предусмотрены российским законодательством, то применяются правила международного договора.
Как и любой другой правовой институт, авторское право базируется на ряде принципов и имеет свои уникальные функции. Исходя из смысла вышеперечисленных определений понятия авторского права, можно выделить некоторые его функции:
1. признание авторства на произведения науки, литературы и искусства [[21]], а также их охрана.
Авторство произведения закрепляется за физическим лицом – гражданином, результатом творческой деятельности которого стало созданное произведение.
Охрана произведений устанавливается с момента их создания. Здесь возникает вопрос: где начинается момент создания или, по-другому, в чем заключается факт создания? Законодатель не дает ответа на этот вопрос. Однако можно предположить, что должны быть доказательства существования конкретного произведения в данный момент времени.
2. Установление режима использования произведений. Эта функция подразумевает право использовать произведение по своему усмотрению и любым способом в рамках закона, теми, за кем это право закреплено законодательно [[22]].
3. Наделение авторов и иных правообладателей личными и имущественными правами. Исключительное право авторов произведений относится к имущественным правам: правом на воспроизведение, правом на распространение, правом на перевод и прочее. А также личными неимущественными правами: правом на авторство, правом на имя, правом на обнародование.
4. Функция защиты данных прав авторов и других правообладателей. Для защиты авторских прав не требуется регистрации произведения или соблюдения каких-либо иных формальностей. Однако в отношении программ для ЭВМ и баз данных возможна регистрация, осуществляемая по желанию правообладателя. Все-таки регистрация многих произведений осуществляется: при оформлении договоров на публикацию произведений в издательствах и журналах, заключении авторских контрактов, и т.д.
Авторы часто по разным причинам не могут или не хотят публиковать свои произведения, хоть без подтверждения авторских прав не представляется возможным защитить свои авторские права. А, как показывает практика, самой эффективной формой доказательства авторства произведения является регистрация произведения.
Нормы гражданского права устанавливают защиту авторского права путём привлечения к гражданской, административной и уголовной ответственности.
Авторское право, как и любое другое, основывается на принципах. Вот некоторые общие принципы:
1. принцип свободы творчества. Автор свободен в выборе темы и формы будущего произведения, а также в способе его создания;
2. принцип свободы авторского договора. Смысл состоит в том, что автор произведения самостоятельно выбирает контрагентов и определяет условия авторского договора;
3. принцип неотчуждаемости личных неимущественных прав автора: то есть, ни при каких обстоятельствах эти права, не могут быть переданы третьим лицам в силу их неотчуждаемой природы. Они неразрывно связаны с личностью автора и не передаются третьим лицам, даже если автор изъявил такую волю.
Как мы отмечали ранее, источниками авторского права служат международные договоры РФ, законы и иные правовые акты РФ, а также обычаи делового оборота.
Кроме Конституции РФ и ГК РФ, большое значение в регулировании отношений в сфере авторского права имеют федеральные законы, конкретизирующие нормы Гражданского кодекса РФ. Например, некоторые нормы, касающиеся авторского права, содержит Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [[23]].
Источником авторского права являются также подзаконные нормативные акты. Один из таких источников – Указ Президента РФ «О мерах по реализации прав авторов произведений, исполнителей и производителей фонограмм на вознаграждение за воспроизведение в личных целях аудиовизуального произведения или звукозаписи произведения» [[24]].
Постановления Правительства РФ принимаются лишь на основании перечисленных выше актов более высокой юридической силы и должны соответствовать вышеперечисленным источникам.
Что касается международного права, то Российская Федерация является участницей следующих международных договоров: Конвенции, учреждающей Всемирную организацию интеллектуальной собственности[25]; Бернской конвенции; Всемирной конвенции об авторском праве; Конвенции об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм [[26]].
В связи с распространением незаконного использования в сети Интернет результатов интеллектуальной деятельности авторов и исполнителей, с целью защиты их прав в 1996 году Всемирной организацией интеллектуальной собственности (ВОИС) были приняты Договор по авторскому праву [[27]] и Договор по исполнениям и фонограммам [[28]].
Итак, авторское право появилось в России недавно относительно многих западных стран, и на протяжении большей части своей эволюции было сопряжено с надзором со стороны государства. Все изменилось 90-е годы во время укоренения частноправовых начал в нашей «новой» стране, с развитием договорного права, как основного регулятора гражданских правоотношений: авторское право, хоть и не сразу, было кодифицировано, провозглашены принципы свободы творчества и авторского договора, а также неотчуждаемости личных неимущественных прав автора произведения.
1.2. Субъекты и объекты авторского права
Законодательство говорит о том, что субъектами авторского права могут быть как физические, так и юридические лица.
Таким образом, субъектами авторского права могут являться:
1. создатели произведений науки, литературы и искусства;
2. работодатели;
3. правопреемники;
4. другие лица, приобретающие авторские права по закону или договору.
Автором произведения признается лицо, чьим творческим трудом оно создано.
У создателей произведения науки, литературы и искусства авторское право возникает в результате самого факта создания данного произведения.
Не могут быть признаны авторами произведений, граждане, не внесшие в создание произведения никакого личного творческого вклада [[29]]. В том числе лица, оказавшие автору исключительно консультационное, материальное, техническое и иное содействие и помощь, способствующие возникновению прав на результат творческой деятельности.
Также не признаются авторами граждане, осуществлявшие контроль над выполнением соответствующих работ.
Статья 18 ГК РФ говорит том, что граждане могут иметь права авторов произведений науки, литературы и искусства, что входит в состав правоспособности гражданина.
В соответствии со статьей 17 ГК РФ правоспособность возникает в момент рождения гражданина и прекращается его смертью. Так что для признания авторства, не имеет значения его возраст и состояние дееспособности.
Но если они в установленном порядке были признаны недееспособными (либо ограничены в дееспособности), то все сделки в отношении созданных ими произведений за них будут совершать законные представители (ст. ст.29, 30, 32 ГК РФ), так же, как и для лиц, не достигших четырнадцатилетнего возраста.
Если не доказано иное, автором произведения считается лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре (копии) произведения – это, так называемая, презумпция авторства. Так же, она действует и в отношении автора, указанного под псевдонимом.
Отдельного внимания заслуживают такие субъекты, как соавторы.
В соответствии со статьей 1258 ГК РФ, соавторами являются граждане, совместным творческим трудом создавшие произведение, независимо от того, является ли оно неразрывным целым или состоящим из частей, имеющих самостоятельное значение. С соавторством возникает ряд вопросов и проблем, которые мы рассмотрим в следующей главе.
Еще одними субъектами авторского права являются авторы переводов и иных производных произведений.
Им принадлежат авторские права на перевод и на иную переработку другого (оригинального) произведения.
К авторам производных произведений относятся аранжировщики музыкальных произведений, драматурги, создающие сценарии на основе чьих-либо романов, повестей, и другие переработчики.
Статья 1260 ГК РФ относит к субъектам авторского права составителей сборников и иных составных произведений (энциклопедии, атласы, и др.)
Авторские права распространяются на составительство, то есть, осуществляемый составителями подбор и расположение материалов.
Авторы служебных произведений – это следующий субъект авторского права. Служебным является произведение науки, литературы или искусства, созданное в пределах, установленных для работника (автора) трудовых обязанностей [[30]].
Субъектами авторского права являются наследники и иные правопреемники, так как исключительное право на произведение переходит по наследству (ст.1283 ГК РФ) [[31], с. 26].
К субъектам авторского права следует отнести и организации, осуществляющие коллективное управление авторскими и смежными правами (ст. ст.1242, 1243 ГК РФ). Роль таких организаций становится все более значимой в сфере обращения объектов интеллектуальной собственности [[32], с. 63].
Согласно ст. 1259 ГК РФ в качестве объектов авторского права могут выступать произведения литературы, науки и искусства, созданные в результате творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения.