Файл: Роль мотивации в поведении организации (Основные понятия трудовой мотивации и условия ее управления).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 353

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Кадровый состав определен в документе «Штатное расписание», которое утверждается ежегодно. Согласно штатному расписанию численность сотрудников всех категорий в ЭВЧД - ПРММ ст. Черепаново составляет в 2016 году 89 человек. Для того чтобы оценить кадровый состав, необходимо выполнить анализ профессионально – квалификационного уровня, а также структуры кадрового состава, что позволит определить наличие кадров и дать их общую характеристику.

Рисунок 4. Организационная структура ЭВЧД - ПРММ

Анализ организационной структуры позволяет отнести ее к типу линейно – функциональных структур управления, руководство ПРММ осуществляет начальник, который имеет в подчинении главного инженера и начальника отдела экономики и финансов.

Основной производственный персонал – это работники цеха ремонта и технического обслуживания, которые относятся к категории зарабатывающего персонала. Работники, относимые к отделам планово – технического обслуживания, экономист, бухгалтер, юрист, специалист по автоматизации и секретарь относятся к категории специалистов.

Таблица 3

Показатели движения персонала

Показатели

Среднесписочная численность, чел.

Темп роста %

2015

2016

2017

2016/2015

2017/2015

Руководство

3

3

3

100,0

100,0

Начальник

1

1

1

100,0

100,0

Главный инженер

1

1

1

100,0

100,0

Начальники отдела экономики и финансов

1

1

1

100,0

100,0

Специалисты

8

8

7

100,0

87,5

Экономист

1

1

1

100,0

100,0

Бухгалтер

2

2

2

100,0

100,0

Секретарь

1

1

1

100,0

100,0

Специалист по автоматизации

1

1

1

100,0

100,0

сотрудники отдела ПТО

3

3

2

100,0

66,7

Основной производственный персонал

87

81

79

93,1

90,8

Работники цеха ремонта

44

41

40

93,2

90,9

Работники отдела технического обслуживания

25

22

24

88,0

96,0

Вспомогательный персонал

12

12

10

100,0

83,3

Обслуживающий персонал

6

6

5

100,0

83,3

Всего работников

98

92

89

93,9

90,8


Данные таблицы 3 показывают, что общее уменьшение численности в целом за период составляет 9 чел, или 9,2%. Наибольшее количество работников уволено в период 2015-2016 г.г. – тогда снижение численности работников составило 6 чел. или 6,1%. Категории руководителей неизменны по численности – постоянно работает 3 чел. В категории специалистов наблюдается снижение общей численности за период на 1 чел. или 12,5%, в т.ч. за счет уменьшения численности работников ПТО на 1 чел. или на 33,3%. Наибольшему изменению подверглась категория основного производственного персонала, в ней общее снижение численности составило 8 чел. или 9,2%.

Во всех группах производственных рабочих наблюдается снижение, в частности: Численность работников цеха ремонта снижается на 4 чел. или на 9,1%, Численность работников цеха технического обслуживания уменьшается на 1 чел. или на 4%; в этой группе необходимо отметить колебания в численности работников – в 2014 году численность уменьшается на 3 чел. или на 12%, а в последующий период численность увеличивается на 2 чел. или на 9%., Численность вспомогательного персонала уменьшается на 2 чел. или на 16,7%; Численность обслуживающего персонала уменьшается на 1 чел. или на 16,7%.

На рисунке 5 отражена структура персонала в 2017 году.

Рисунок 5. Удельный вес по категориям персонала в 2016 году

Анализ данных по трудовому стажу необходимо дополнить данным, касающимися стажа именно в ПРММ ст. Черепаново, которые представлены в таблице 4 на основании расчетов с использованием методов статистического анализа.

Таблица 4

Стаж работы сотрудников в ПРММ ст. Черепаново в 2016 году

Трудовой стаж в ПРММ

Количество человек (f)

Удельный вес, %

Х

Xf

менее 5 года

18

20,2

2,5

45

5-10 лет

22

24,7

7,5

165

10-15 лет

16

18,0

12,5

200

15-20 лет

25

28,1

17,5

437,5

более 20 лет

8

9

22,5

180

итого:

89

100

62,5

1027,5

Данные таблицы 4 показывают, что структура по стажу работы в ПРММ отличается от общего трудового стажа. 28,1% или 25 чел. работают в ПРММ 15-20 лет, то есть достаточно длительное время. Также достаточно 53 велика доля работников, которые работают 5-10 лет, их 24,7%. Менее 5 лет, то есть не так давно трудоустроены в ПРММ, проработало 20,2%, незначительное количество работников 9% или 8 чел. работают более 20 лет. Распределение по группам позволяет увидеть, что работники достаточно профессиональны. Средний стаж работы в ПРММ Х ср = ∑ Xf/∑f=1027,5/89=11,5 лет. В силу специфики работы в организации работают преимущественно мужчины – их 79,8%.


2.2.Анализ системы мотивации в ОАО «РЖД»

ОАО «РЖД» строит отношения с работниками на основе взаимного уважения и исполнения взаимных обязательств. Как ПАО «РЖД», так и его работники разделяют общие ценности, осознанно и добросовестно выполняют свои обязательства по отношению друг к другу.

ОАО «РЖД» несет ответственность перед работниками в:

– соблюдение требований законодательства Российской Федерации, в том числе трудового законодательства и законодательства о противодействии коррупции, коллективного договора ОАО «РЖД» на соответствующий период, трудовых договоров с работниками, нормативных документов ОАО "РЖД" и принятых им целевых программ;

– обеспечение стабильной и достойной заработной платы, условий охраны труда, сохранение здоровья и производственной безопасности в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и нормативных документов ОАО «РЖД»;

– предоставление социального обеспечения, медицинской помощи и других элементов корпоративной социальной защиты в рамках программ, реализуемых ОАО «РЖД», оказании материальной и социальной поддержки при увольнении работников и по созданию эффективной пенсионной программы для работников компании;

– развитие и совершенствование системы обучения, мотивации и оценки потенциала работников ОАО «РЖД»;

– поддержание инициатив и стремлений работников к саморазвитию, повышению и развитию корпоративных компетенций, выполнению сложных задач; – обеспечение равных прав и возможностей всем лицам при приеме на работу и при построении карьеры, независимо от пола, возраста, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, религиозных и политических убеждений. ОАО «РЖД» проявляет терпимое отношение к идеологическим, личностным и физиологическим различиям работников; – соблюдение конфиденциальности и обеспечении защиты персональных данных работников, уважении их личной свободы, личного времени и права человека, недопущении какого-либо вмешательства в частную жизнь работников;

– обеспечение надлежащего качества корпоративной информации, распространяемой как внутри ОАО «РЖД», так и вне организации (ясность, точность, актуальность и др.).

Взаимодействие между работниками в ОАО «РЖД» выстраивается на основе уважения личности и нацеленности на результат, с тем, чтобы успешно решать профессиональные задачи, обеспечивать условия для профессионального и личностного развития и поддерживать конструктивные отношения в коллективе. ОАО «РЖД» развивает культуру эффективных корпоративных коммуникаций, в основе которых – доверие и командный дух; поощряет конструктивные инициативы сотрудников и обеспечивает возможности их реализации.


В ОАО «РЖД» не допускается дискриминация по национальным, половым, возрастным, культурным или иным признакам.

В ОАО «РЖД» было проведено исследование степени удовлетворенности работой персонала и оценки мотивов трудовой деятельности работников.

В анкетировании приняли участие 20 сотрудников. Из них 2 человека вполне удовлетворены своей нынешней работой, 2 человека выбрали ответ «Скорее удовлетворен(а), чем нет», 4 затрудняются ответить, 12 опрошенных скорее не удовлетворены, чем да. (рис. 6).

Рисунок 6. Удовлетворенность работой

Причинами не удовлетворенности являются: размер заработка- 11 человек, режим дня не устраивает 2 респондентов, отсутствие самостоятельности в работе также 4 человек, отсутствие возможности карьерного роста отметили 3 сотрудника.(рис.7).

Рисунок 7. Причины неудовлетворенности

Все работники из числа опрошенных считают, что мотивация способствует повышению эффективности работы. Большинство сотрудников ответили, что поощрять надо премиями и доплатами. Половина опрошенных считают, что организация должна страховать работника. О видах моральных поощрений знают половина сотрудников из числа опрашиваемых. Из 20 сотрудников, участвующих в опросе, 13 человек не удовлетворены существующей системой мотивации, 6 человек - не совсем, 1 человек удовлетворен.(рис. 8).

Рисунок 8. Удовлетворенность мотивацией

Полученные результаты позволяют сделать вывод о необходимости совершенствования существующей в ОАО «РЖД» системы стимулирования и предложить рекомендации по совершенствованию управления мотивацией и стимулированием труда.

Глава 3. Рекомендации по совершенствованию системы мотивации ОАО «РЖД»

Результаты проведенного анализа показали, что наибольший мотивационный эффект возникает за счет материального стимулирования, поэтому:

1. Необходимо внести изменения в систему материального стимулирования;

2. Необходимо придерживаться ряда правил в ходе соблюдения, которых процесс мотивации персонала улучшится, тем самым, обеспечивая хороший микроклимат в коллективе, взаимопонимание руководителя и сотрудников, а также эффективную и продуктивную деятельность компании:


- в системе управления должны присутствовать четкие установки по процессу выполнения работы и её оценке;

- должна существовать система мер за нарушения дисциплины.

В соответствии с выявленными проблемами исследования был разработан проект по повышению эффективности мотивации трудовой деятельности отдела снабжения, отдела продаж и тендерного отдела. Но не уделять внимание системам нематериального стимулирования нельзя, так как его значение со временем только возрастает, и как показало анкетирование сотрудников – они нуждаются и в нематериальных методах стимулирования.

В качестве нематериального стимулирования предлагаем проводить конкурсы по номинациям:

• Сделка года;

• Самая прибыльная сделка;

• Самая объемная сделка.

Лучше всего объявить в начале года, а результаты подводить в конце года. Награждение необходимо провести публично, победителей поздравить в присутствии всего коллектива. Разместить сведения на информационных стендах и вручить победителям фотографии с церемонии награждения. Необходимо усилить внимание к профессиональным праздникам, юбилейным и праздничным датам как самого предприятия, так и его работников. Как показывают результаты исследования, корпоративные праздники в ОАО «РЖД» отсутствуют. Но, не проводить праздники – нельзя. Так как можно упустить возможность для сплочения коллектива. Залог успеха – грамотный подход к организации и проведению данных мероприятий.

Проведение корпоративных праздников в ОАО «РЖД» систему мотивации персонала можно вывести на новый уровень.

Выгода для организации:

•повышение эффективности работы за счет объединенных усилий всего коллектива;

•к решению общих задач и проблем сотрудники будут подходить более качественно; работа в команде уменьшает риск возникновения конфликтов;

•приверженность сотрудников к своей организации увеличится;

•сплоченность персонала.

Так как в компании существует система электронных пропусков, то можно поминутно определить опоздание каждого работника, предлагаю ввести такую систему наказания: с шестнадцатой минуты за каждую минуту опоздания депремировать сотрудника на 500 рублей. За прогул – 3000 рублей. Тем самым повысится уровень дисциплины.

Основной целью наказания является недопущение деяний, которые могут нанести вред компании. То есть наказание ценно не как «месть» за неправильные поступки подчиненного, а как барьер, не дающий человеку вновь повторить эти действия в будущем и послужит примером всему персоналу.