Файл: Роль мотивации в поведении организации (Основные понятия трудовой мотивации и условия ее управления).pdf
Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 362
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты мотивации персонала на предприятии
1.1.Основные понятия трудовой мотивации и условия ее управления
1.2. Показатели оценки трудовой мотивации и ее управления
Глава 2. Анализ мотивации персонала ОАО «РЖД»
2.1. Краткая характеристика ОАО «РЖД»
2.2.Анализ системы мотивации в ОАО «РЖД»
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию системы мотивации ОАО «РЖД»
4) гарантировать безопасные условия труда и применять соответствующие профессиональные услуги по охране здоровья;
5) увеличивать профессиональное мастерство сотрудников и разрабатывать проекты переподготовки на рабочих местах[16].
Разнообразные способы управления коллективом и его мотивацией должны опираться на результативность необходимых финансовых и материальных затрат и служить достижению поставленных целей. «В совокупном плане мотивы деятельности человека можно разделить на альтруистические и эгоистические. Первые направлены на благосостояние семьи, общества и коллектива в целом, вторые – индивидуума»[17].
Исследуя методы управления мотивацией персонала необходимо обращать внимание на проблему оценки эффективности управления. Руководство мотивацией, как и любым другим процессом, требует измерения и стабильной оценки достижения тех целей, ради которых мероприятия внедрялись. Система измерения и оценки позволяет значительно увеличить эффективность управления системой мотивации и ее действенность.
Современные методики позволяют оценить эффективность затрат на мотивационные мероприятия, отдачу от этих вложений. В запасе менеджера по персоналу имеется много методов для установления мотивационного профиля, не мало важно, принимать во внимание такие, как область деятельности компании, этапы ее формирования, этапы ее развития. Для того чтобы выбрать методики для решения поставленной задачи необходимо понимать три основные индикатора трудовой мотивации, которые определены при помощи анкетирования[18].
Оценка может проводиться разными способами[19]:
1) экспертное интервью или анкетирование – интервью с руководителями учреждений, обнаруживает их собственную оценку эффективности, достоинств и недочетов мероприятий;
2) оценка достижения целевых показателей;
3) оценка возврата на инвестиции;
4) оценка изменения в поведении и уровня развития компетенций;
5) социологические исследования, определяющие изменение в восприятии сотрудников тех или иных аспектов деятельности организации.
Оценка может проводиться с использованием количественных и качественных показателей: количественные – показатели движения рабочей силы, половозрастной состав работников, динамика заработной платы и социальных отчислений. Другими словами эти показатели, которые дают понимание о количестве сотрудников на предприятии, которого они пола и кого больше мужчин или женщин, какая у них заработная плата, а также можно проследить изменение данных значений в динамике. качественные – удовлетворенность трудом, оплатой труда, психологический климат в коллективе, лояльность персонала. Возможно, создать типологию производительности мотивации работников[20].
К большей производительности способен тот, у кого доводы адекватны содержанию и итогам работы, и тот, кто приобретает удовлетворенность итогов работы и от процесса, в том числе их внешнюю оценку[21].
Возможные варианты производительности мотивации изображены в таблице 1.
Таблица 1
Возможные варианты производительности мотивации
Характеристика мотивов |
Внутренние мотивы |
Внешние мотивы |
Адекватные |
Мотивы самореализации (если человек способен к управленческой деятельности) |
Мотивы достижения успеха, материальные, власти, доминирования над другими ответственности |
Относительно адекватные |
Мотивы профессиональные, самоуважения и независимости |
Мотивы социального статуса, престижа, избегания неудачи, соревновательный, общения |
Неадекватные |
Мотивы самореализации (если реализуемые способности далеки от управленческих) |
Мотивы быть таким как все, избегать самостоятельности |
Согласно этому критерию к более результативной работе расположены те, у кого основными являются адекватные внутренние мотивы. Из таблицы очевидно, что к таким относится мотив самореализации при условии наличия соответствующих способностей. На втором месте по эффективности – адекватные внешние мотивы. Этих мотивов больше: материальный, достижения успеха, и др. Очевидно, то что менее эффективна деятельность, порождаемая неадекватными мотивами[22].
Эффективность мотивации расценивается сотрудником не по конкретной группе факторов, а систематично, с учетом оценки оплаты труда, выданной другому сотруднику, работающим в таких же условиях. В этом случае, значимым фактом считается то, что итоги труда являются причиной удовлетворения работника, при этом результативность труда должна периодически повышаться[23].
Глава 2. Анализ мотивации персонала ОАО «РЖД»
2.1. Краткая характеристика ОАО «РЖД»
Станция Черепаново Новосибирской области входит в структуру Западно - Сибирского филиала ОАО «РЖД», относится к ст. Новосибирск – Главный. Она является стыком постоянного и переменного тока в контактной сети. На ее базе действует эксплуатационное вагонное депо, в состав которого включаются путевые ремонтно-механические мастерские (сокр. ЭВЧД – ПРММ).
Станция возникла в 1915 году при строительстве ветки от Новосибирска к Бийску. Здесь меняются грузовые локомотивы ВЛ10, которые идут из Новосибирска, на локомотивы ВЛ80c, которые тащат поезда дальше на Барнаул. А пассажирские ЧС2 и ЭП2К на ЭП1. Вокзал реконструирован в 2000г. Его общая площадь составляет 526 кв. м, вместимость - 150 человек, пропускная способность - 600 тысяч в год.
Эксплуатационное вагонное депо (ЭВЧД) – отраслевое структурное подразделение железной дороги, входящее в структуру вагонного хозяйства, решающее следующие задачи:
– техническое обслуживание пассажирских и грузовых вагонов, их подготовка под погрузку, техническое обслуживание вагонов в составах поездов перед отправлением, в поездах в пути;
– обеспечение безаварийного и безопасного следования вагонов в поездах;
– обеспечение ввода и вывода вагонов в плановый ремонт;
– обеспечение эффективной работы постов безопасности.
Депо выполняет функции:
– качественного выполнения технического осмотра и подготовки вагонов под погрузку;
– контроль за сохранностью вагонов и грузов при погрузочно- разгрузочных и маневровых работах, оформлением поврежденных вагонов и недопущением их включения в поезда;
– разработка бюджетов, их представление и обеспечение исполнения; – разработка планов развития;
– проведение работ по снижению расходов и эффективному использованию имущества;
– обеспечение эффективного использования трудовых ресурсов и оборотных средств;
– соблюдение требований экологической безопасности;
– проведение кадровой политики, повышение квалификации сотрудников, внедрение новых методов работы;
– проведение работы по совершенствованию организации труда, увеличению уровня заработной платы, социальной защите, соблюдению норм трудового законодательства;
– улучшение условий труда, принятие мер по предупреждению травматизма, выполнению норм охраны труда, техники безопасности, противопожарной безопасности;
– внедрение учета и отчетности;
– обеспечение режима секретности, внесение предложений по мероприятиям, связанным с противодействием иностранным разведкам, технической защите информации;
–ведение делопроизводства.
Депо руководствуется в своей деятельности законами РФ, нормативными документами Общества. ЭВЧД ПРММ осуществляет свою деятельность на основе перспективных и годовых планов экономического развития.
Структура подчинения представлена на рисунке 3.
Рисунок 3. Структура подчинения ЭВЧД- ПРММ
Депо имеет в своем составе пункты технического обслуживания вагонов, пункты подготовки вагонов под погрузку, участки специализированных путей ремонта грузовых вагонов, участки по техническому обслуживанию пассажирских вагонов, пункты и посты обеспечения безопасности движения поездов, включая посты опробования тормозов, пункты технической передачи, контрольные посты выявления неисправностей у вагонов на ходу поезда, промывочно-пропарочный пункт на станции Черепаново, дезпромстанцию.
ЭВЧД - ПРММ осуществляет свою деятельность на основе перспективных и годовых планов экономического развития.
В ПРММ выполняется средний ремонт и все текущие виды ремонтов и технических обслуживаний. Кроме того, в ПРММ выполняется ремонт колесных пар со сменой элементов, а также ремонт электрических машин в объеме ТР-3. Годовая программа ремонта в ремонтном депо на 2015 год составляет: СР – 18 единиц; ТР-3 – 72 единицы; ТРУ(ТР-2) – 58 единиц; ТР-1 – 706 единиц; Колесных пар со сменой бандажей – 1070 шт. Заданная программа ремонта на сегодняшний день выполняется в полном объеме.
Выполненное дооснащение ремонтного депо позволяет производить ремонт узлов и агрегатов на современном уровне, используются новые технологии, позволяющие существенно повысить качество ремонта.
Таблица 2
Основные технико - экономические показатели деятельности ст. Черепаново Западно – Сибирского филиала ОАО «РЖД» за 2015-2017 гг.
Показатели |
2015 |
2016 |
2017 |
Тем роста, % |
|
2016 к 2015 |
2017 к 2016 |
||||
Выручка, тыс.руб. |
538967 |
609403 |
593132 |
113,1 |
97,3 |
Затраты на производство и реализацию продукции, тыс.руб. |
534005 |
563306 |
562646 |
105,5 |
99,9 |
Прибыль от продаж, тыс.руб. |
4962 |
46097 |
30486 |
929 |
66,1 |
Прибыль до налогообложения, тыс.руб. |
4306 |
9343 |
8596 |
217 |
92 |
Чистая прибыль, тыс.руб. |
2080 |
7611 |
7044 |
365,9 |
92,6 |
Затраты на 1 рубль выручки, руб. |
0,99 |
0,92 |
0,95 |
92,9 |
103,3 |
Среднесписочная численность работников, чел. |
98 |
97 |
89 |
99,0 |
91,8 |
Производительность труда, тыс.руб./чел. |
5499,7 |
6282,5 |
6664,4 |
114,2 |
106,1 |
Среднемесячная заработная плата, руб. |
17567 |
25590 |
26345 |
145,7 |
103 |
Среднегодовая стоимость основных производственных фондов, тыс.руб. |
78700 |
82040 |
85803 |
104,2 |
104,6 |
Коэффициент износа, % |
37,7 |
41,6 |
42,4 |
110,3 |
101,9 |
Фондоотдача, руб./руб. |
6,8 |
7,43 |
6,4 |
109,3 |
86.1 |
Данные таблицы 2 показывают, что в 2017 году выручка от реализации снижается на 16287 тыс.руб. или на 2,7%,а затраты на производство - на 660 тыс.руб. или на 0,1%. Такое изменение и превышение темпов снижения выручки над темпами снижения затрат на производства определяет существенное снижение прибыли от продаж, которая уменьшается на 15611 тыс.руб. или на 33,9%, при этом прибыль до налогообложения снижается на 747 тыс.руб. или на 8%. Снижение чистой прибыли составляет 567 тыс.руб. или 7,4%.
Основной причиной таких изменений послужила дестабилизация экономической ситуации в стране, которая естественным образом сказалась на повышении цен на материалы и производственное сырье, а сами цены на производство повышались медленными темпами, поскольку производственная деятельности ЭВЧД – ПРММ ориентирована на внутреннюю структуру работы, то есть объектами ремонта являются основные производственные фонды, используемые при эксплуатации на железной дороге.
Период 2015- 2016 гг. характеризуется увеличением показателей – выручка возрастает на 70436 тыс. руб. или на 13,1%, затраты на производство увеличиваются на 28301 тыс. руб. или на 5,5%, что определяет увеличение выручки от продаж на 41135 тыс. руб. или на 82,9%. Затраты на 1 рубль выручки в период 2015-2016 г.г. уменьшаются на 0,07 руб. или на 7,1%, а в период 2016-2017 г.г. возрастают на 0,03 руб. или на 3,3% - негативная тенденция.
Среднесписочная численность работников также снижается. За период произошло уменьшение численности работников на 9 чел., в т.ч. в период 2015-2016 г.г. уменьшение численности составило 1 чел. или 1%, а в последующий период 8 чел. или 8,1%. Причина увольнения – сокращения работников, уход по собственному желанию и пр., что будет проанализировано в дальнейшем.
Производительность труда в условиях изменения численности и повышения в период 2015-2016 гг. выручки определяет увеличение производительности труда на 381,9 тыс. руб. или на 6%. Среднемесячная заработная плата работников увеличивается до уровня 26345 тыс. руб., увеличение в 2017 году по сравнению с 2016 годом составило 755 руб. или 3%.
Наибольшее увеличение заработной платы произошло в период 2015-2016 гг. – тогда заработная плата увеличилась на 8023 руб. или на 45,7%.
Стоимость ОПФ составляет 85803 тыс. руб., увеличение в 2017 году составляет 3763 тыс. руб. или 4,6%, тенденция увеличения стоимости ОПФ держится на уровне 4% в год.
Степень износа ОПФ средняя, в 2017 году основные фонды изношены на 42,4%, что превышает показатель предыдущего года на 0,8 пунктов или на 1,9%. Фондоотдача в 2017 году по сравнению с 2016 уменьшается на 1,03 руб./руб. или на 13,9%, что также может рассматриваться как негативный фактор в деятельности предприятия.