Файл: Субъекты малого предпринимательства (Общая характеристика малого предпринимательства в РФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 83

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. Общая характеристика малого предпринимательства в РФ

1.1. Понятие малого бизнеса

1.2. Критерии идентификации субъектов малого предпринимательства и их актуализация

2. Актуальные вопросы развития субъектов малого предпринимательства в РФ

2.1. Проблемы становления малого предпринимательства в Российской Федерации

2.2. Современное состояние и проблемы развития малого предпринимательства в Российской Федерации

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)// http://www.consultant.ru

Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ (ред. от 07.02.2017). [Электронный ресурс] // URL : http://ivo.garant.ru/#/document/

Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" от 24.07.2007 N 209-ФЗ (последняя редакция)// http://www.consultant.ru

Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" от 08.08.2001 N 129-ФЗ (последняя редакция)// http://www.consultant.ru

Федеральный закон "О стратегическом планировании в Российской Федерации" от 28.06.2014 N 172-ФЗ (последняя редакция)// http://www.consultant.ru

Указ Президента РФ от 22.12.1993 № 2270 «О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней».

Постановление Совета Министров РСФСР от 18.07.1991 № 406 «О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР».

Батрова Т.А. Предпринимательское право. - М.: Инфра-М, 2015.

Белов, В.А. Гражданское право: актуальные проблемы теории и практики: учебник / В.А.Белов. - М.: Юрайт-Издат, 2007

Борисов С. Р. Состояние малого предпринимательства и инновационное развитие России. // Информационно-аналитическое издание «Новая экономика. Инновационный портрет России», 2016. № 4.

Булешова Н.Ю. Проблемы становления малого бизнеса в России //Актуальные проблемы науки: ИГУМО и ИТ как исследовательский центр. 2017. № 17.

Вайпан В.А. Источники предпринимательского права: учебно-методический комплекс (учебное пособие в рамках дисциплины «Предпринимательское право Российской Федерации») / В.А. Вайпан — М.: Юстицинформ, 2017.

Гандилов Т.М. Некоторые проблемы развития законодательства о малом и среднем предпринимательстве // Проблемы развития законодательства о малом и среднем предпринимательстве. — М., 2007.

Джураева К.А. Анализ состояния, тенденций и перспектив развития малого предпринимательства в Российской Федерации: Магистерская диссертация. - СПб.: СПбГПУ, 2014.

Жилинский С.Э. Предпринимательское право (правовые основы предпринимательской деятельности): Учебник для вузов. — М., 2007

Ибадова Л.Т. Финансирование и кредитование малого бизнеса в России: Правовые аспекты. — М., 2006.

Кодификация российского частного права / под ред. Д.А. Медведева. М., 2008

Корнильцева А.А. «Перспективы развития малого и среднего предпринимательства в 2018г.» - https://sibac.info/conf/economy/iv/84889

Кртян А. С. Проблемы кредитования малого и среднего бизнеса // Молодой ученый. — 2017. — №8.2.

Кузнецова Е.А. Определение понятия «малый инновационный бизнес»// Российское предпринимательство, № 18 (216) / сентябрь 2012

Курило А.К. Влияние государственной политики на развитие малых и средних предприятий в Южной Корее на протяжении пятой длинной волны // Новая наука: проблемы и перспективы: Международное научно-периодическое издание по итогам международной научно-практической конференции / в 2 ч. Ч.1. – Стерлитамак: РИЦ АМИ, 2016.

Курило А.К. Развитие малого инновационного бизнеса в США на протяжении пятой длинной волны // Новая наука: стратегии и векторы развития: Международное научнопериодическое издание по итогам международной научно-практической конференции / (08 октября 2016 г, г. Челябинск) / в 2 ч. Ч.2 - Стерлитамак: АМИ, 2016. – С. 143-152.

Нуретдинова Э. М. Развитие системы государственной поддержки малого предпринимательства [Текст] // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2016.

Пахалкова А.Ю. Проблемы гармонизации законодательства Российской Федерации и Европейского Союза о малом предпринимательстве // Предпринимательское право в рыночной экономике. — М., 2004.

Рассолова М.М., Кузбагарова А.Н. Гражданское право: учебник. – 5 е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016.

Супатаев М.А. К проблеме понятия субъекта малого предпринимательства// Правовые проблемы малого предпринимательства: Сборник статей. — М., 2003.

Устюкова В.В. Малое предпринимательство в сельском хозяйстве // Правовые проблемы малого предпринимательства: Сборник статей. — М., 2003.

Хафизова Э.Р. Юридическое лицо// «Научно-практический электронный журнал Аллея Науки» №8. 2017 Alley-science.ru

Хозяйственное право / под ред. В.К. Мамутова. Киев, 2002.

ВВЕДЕНИЕ

На сегодняшний день малое предпринимательство является важной составляющей любой экономики. Становится неоспоримым тот факт, что за счет этой сферы происходит создание рабочих мест, разработка и внедрение новых технологий.

Малое предпринимательство проникает в такие сферы, в которых для крупного бизнеса существуют невыгодные условия. Благодаря управленческому персоналу и простым организационным формам малый бизнес обладает гибкостью к изменениям внешней среды, мобильностью управления, быстрой реакцией на меняющиеся требования потребителей. Также малое предпринимательство обеспечивает значительную часть налоговых поступлений, оно не входит в состав монополистических объединений и занимает по отношению к ним в хозяйственном отношении подчиненное или зависимое положение.

Данная сфера экономики играет важную роль в обеспечении стабильности и развития экономики. В постоянно меняющихся условиях наличие в экономике хорошо развитого сектора малого бизнеса влечет рост занятости населения.

Актуальность темы выражена в том, что в результате повышения предпринимательской активности населения формируется массовый средний класс собственников – основа устойчивости в обществе, способствуя созданию новых рабочих мест. Руководители малого предпринимательства – люди, которые готовы рисковать своими средствами, начинать деятельность с нуля, они вносят посильный вклад в экономическое возрождение государства. В последнее время политика государства направлена на развитие и поддержку малого предпринимательства, для его эффективной работы в дальнейшем.

Правительство России уделяет большое внимание доработке и редакции законодательных и нормативных актов. Фактором, обуславливающим высокую социальную значимость малого предпринимательства, является то, что по своему характеру малое предпринимательство основывается на учете местных потребностей и интересов.

Основная цель исследования - изучение тенденций и проблем развития малого предпринимательства в Российской Федерации.

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

-раскрыть сущность характеристики малого предпринимательства в РФ;

-рассмотреть понятие малого бизнеса;

-изучить критерии идентификации субъектов малого предпринимательства и их актуализация;

-проанализировать актуальные вопросы развития субъектов малого предпринимательства в РФ;

-изучить проблемы становления малого предпринимательства в Российской Федерации;


-раскрыт современное состояние и проблемы развития малого предпринимательства в Российской Федерации.

Объект исследования – система государственного регулирования и поддержки малого бизнеса.

Предметом исследования является деятельность субъектов малого предпринимательства.

Теоретическую основу исследования составили фундаментальные и прикладные исследования отечественных и зарубежных в области предпринимательского, гражданского права.

Методологической основой исследования являются общенаучные и частно-научные методы правового познания: диалектический, сравнительно-правовой, системный, формально-логический, дедукции и индукции.

Информационной базой исследования послужили федеральные законы Российской Федерации, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации и другие нормативные акты.

1. Общая характеристика малого предпринимательства в РФ

1.1. Понятие малого бизнеса

Предпринимательство является сравнительно новым явлением, что сопряжено с отсутствием современного уровня предпринимательской культуры, соответствующего уровня знаний и опыта у предпринимателей, которые вынуждены начинать свою деятельность почти с нуля. Развитие малого бизнеса нуждается в постоянной поддержке.

Для понятия важности малого предпринимательства, необходимо ясно представлять какое место оно занимает в национальной экономике и каковы его отличительные особенности.

Формирование и развитие рыночных отношений предполагает свободное и равноправное сосуществование и развитие различных форм собственности и различных секторов внутри каждой формы собственности. Рассматривая частный сектор экономики, можно говорить о трех группах предприятий, которые по общепринятой терминологии определяются как крупные, средние и малые предприятия в зависимости от их размеров. Однако особенными из них являются именно малые предприятия, они проникают в такие сферы бизнеса, куда средние и крупные предприятия проникнуть не могут, в силу тех или иных обстоятельств.

Любой хозяйствующий субъект осуществляет свою деятельность в правовой среде, установленной законодательством. Правовая среда малого бизнеса представляет собой совокупность законодательных и нормативных актов, которые определяют понятие малого предпринимательства, регулируют правила осуществления предпринимательской деятельности, формируют права и обязанности малых предприятий при взаимодействии их с иными субъектами экономики, работниками, государственными органами и общественными организациями, устанавливают ответственность за нарушение установленных норм и правил во всех областях деятельности. Кроме того, правовая среда малого бизнеса включает в себя совокупность мер по обеспечению государственной и иной поддержки.


Малое предпринимательство в России довольно новое понятие, также этот факт подтверждает и то, что уровень предпринимательской культуры, знаний и опыт в данной сфере очень низкий. Принцип отнесения предприятия к малому по численности работников в российском законодательстве периодически менялся. Первоначально данный критерий был определен постановлением Совета Министров РСФСР от 18.07.1991 № 406 «О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР»[1], а затем — Указом Президента РФ от 22.12.1993 № 2270 «О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней»[2].

Показатели численности занятых менялись незначительно. Но при этом в соответствии с постановлением Госкомстата России от 04.10.1994 № 192 «Об утверждении единовременной государственной статистической отчетности о деятельности малых предприятий» малыми считались предприятия всех отраслей экономики независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, среднесписочная численность которых составляла: в промышленности, строительстве и на транспорте - 50, в сельском хозяйстве и инновационной деятельности - 30, в науке и научном обслуживании - 15, в розничной торговле, общественном питании и бытовом обслуживании - 15, в оптовой торговле, остальных отраслях и других видах деятельности - до 25 человек[3].

Такое расхождение в количественном определении показателей не могло не сказаться на результатах статистической отчетности. Таким образом, можно дать определение малому предпринимательству - это предпринимательская деятельность, осуществляемая относительно небольшой группой лиц или предприятий, управление которыми осуществляет один собственник.

Основными показателями, на основе которых субъекты хозяйственной деятельности относятся к субъектам малого предпринимательства, является количество занятых на предприятии работников, размер уставного капитала, размер активов и объем оборота (прибыли). Но общее число показателей, по которым предприятие относится к субъектам малого предпринимательства, превышает 50.

Основными критериями являются: средняя численность занятых на предприятии работников, ежегодный оборот, полученный предприятием и величина активов. Малый бизнес, или малое предпринимательство представляет самый многочисленный слой мелких собственников, которые в силу своей массовости в значительной мере определяют социально-экономический и, отчасти, политический уровень развития страны.


По своему уровню жизни и социальному положению они принадлежат к большинству населения, одновременно являясь как непосредственными производителями, так и потребителями широкого спектра товаров и услуг.

Безусловно сфера малого предпринимательства образует самую разветвленную сеть предприятий, которая действует в основном на рынках в пределах города или региона и непосредственно связанная с массовым потребителем товаров и услуг.

В совокупности с небольшими размерами малых предприятий, их технологической, производственной и управленческой гибкостью это позволяет чутко и своевременно реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка.

Собственники малого предпринимательства при создании своего предприятия следуют одному единственному корпоративному интересу - сохранить, развивать и защищать частную собственность, ну и конечно получить собственную выгоду. Говоря о роли малого бизнеса, следует подчеркнуть, что малые предприятия сегодня - это побочная сфера экономики.

Как показывает опыт развитых стран, если в прошлом малые предприятия создавались, как результат стремления многих открыть собственное дело, то в настоящее время создание малых предприятий нередко инициируется крупными компаниями, которые поручают им вести отдельные виды производства или устанавливать тесные связи с рынком. Не редко, большие компании являются клиентами малых фирм, а последние - поставщиками для больших.

Конкретно роль малого бизнеса в экономике России проявляется в том, что его развитие способствует:

-созданию новых рабочих мест;

-внедрению новых товаров и услуг;

-удовлетворению нужд крупных предприятий;

-обеспечению специализированными товарами и услугами.

Создание новых рабочих мест - это важнейший фактор, который несет в себе развитие малого бизнеса. Фактор, не только обеспечивающий средствами к существованию значительную часть населения, но и способствующий стабилизации обстановки в обществе.

Другая важнейшая сторона деятельности малых предприятий - это внедрение новых товаров и услуг. Достижения малого бизнеса в этой области затронули производство безопасных бритв, электронных наручных часов, вертолетов, нержавеющей стали, копировальных аппаратов и многого другого. Наконец, многие малые предприятия возникают и существуют потому, что способны удовлетворять особые нужды клиентов.

Малый бизнес обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и разветвленную кооперацию производства, без чего немыслима его высокая эффективность, также малые предприятия придают хозяйству гибкость, мобильность, способность к быстрым структурным и техническим сдвигам.


Одна из причин успешного развития малого бизнеса в странах с развитой экономикой состоит в том, что крупное производство не противопоставляется мелкому.

В развитых странах культивируется принцип кооперирования крупных и малых предприятий, причем крупные объединения не подавляют малый бизнес, а стараются работать, дополняя друг друга, особенно это заметно в такой сфере, как специализация отдельных производств и инновационные разработки.

Важен тот факт, что основа экономики государств с рыночной системой хозяйствования являются малые предприятия, они выступают наиболее массовой, динамичной и гибкой формой деловой жизни. Именно в секторе малого предпринимательства создается и циркулирует основная масса национальных ресурсов, которые являются питательной средой для среднего и крупного бизнеса. Высокая приспособляемость и массовый охват практически всех сфер внутреннего рынка страны обеспечивают устойчивость развития экономики и способствуют стабильности политического климата.

Малое предпринимательство является одной из форм организации экономической жизни общества со своими характерными особенностями, преимуществами и недостатками, закономерностями развития. Функционирование на местном рынке, оперативное реагирование на изменение его конъюнктуры, тесная связь с потребителями, узкая специализация в определенной нише рынка труда и услуг, уникальная возможность организовать собственное дело с относительно небольшим начальным капиталом – это, вне всякого сомнения, неоспоримые достоинства малого бизнеса, обеспечивающие устойчивость его развития.

1.2. Критерии идентификации субъектов малого предпринимательства и их актуализация

Малое предпринимательство представляет собой важнейшую сферу рыночной экономики нашего времени. Ее развитие означает быстрое создание новых рабочих мест, оживление на товарных рынках, появление самостоятельных источников доходов у значительной части экономически активного населения, снижение социальных нагрузок на расходы бюджетов.

Понятия «малое предпринимательство» и «среднее предпринимательство» предполагают количественную определенность, позволяющую отделить их от иных, более крупных форм хозяйствования. Однако конкретные количественные показатели не позволяют дать исчерпывающие определения малого и среднего бизнеса. В современной экономике применяются различные критерии отнесения субъектов предпринимательской деятельности к малому бизнесу. Трудности же заключаются в следующем: