Файл: Субъекты малого предпринимательства (Общая характеристика малого предпринимательства в РФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 79

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. Общая характеристика малого предпринимательства в РФ

1.1. Понятие малого бизнеса

1.2. Критерии идентификации субъектов малого предпринимательства и их актуализация

2. Актуальные вопросы развития субъектов малого предпринимательства в РФ

2.1. Проблемы становления малого предпринимательства в Российской Федерации

2.2. Современное состояние и проблемы развития малого предпринимательства в Российской Федерации

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)// http://www.consultant.ru

Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ (ред. от 07.02.2017). [Электронный ресурс] // URL : http://ivo.garant.ru/#/document/

Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" от 24.07.2007 N 209-ФЗ (последняя редакция)// http://www.consultant.ru

Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" от 08.08.2001 N 129-ФЗ (последняя редакция)// http://www.consultant.ru

Федеральный закон "О стратегическом планировании в Российской Федерации" от 28.06.2014 N 172-ФЗ (последняя редакция)// http://www.consultant.ru

Указ Президента РФ от 22.12.1993 № 2270 «О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней».

Постановление Совета Министров РСФСР от 18.07.1991 № 406 «О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР».

Батрова Т.А. Предпринимательское право. - М.: Инфра-М, 2015.

Белов, В.А. Гражданское право: актуальные проблемы теории и практики: учебник / В.А.Белов. - М.: Юрайт-Издат, 2007

Борисов С. Р. Состояние малого предпринимательства и инновационное развитие России. // Информационно-аналитическое издание «Новая экономика. Инновационный портрет России», 2016. № 4.

Булешова Н.Ю. Проблемы становления малого бизнеса в России //Актуальные проблемы науки: ИГУМО и ИТ как исследовательский центр. 2017. № 17.

Вайпан В.А. Источники предпринимательского права: учебно-методический комплекс (учебное пособие в рамках дисциплины «Предпринимательское право Российской Федерации») / В.А. Вайпан — М.: Юстицинформ, 2017.

Гандилов Т.М. Некоторые проблемы развития законодательства о малом и среднем предпринимательстве // Проблемы развития законодательства о малом и среднем предпринимательстве. — М., 2007.

Джураева К.А. Анализ состояния, тенденций и перспектив развития малого предпринимательства в Российской Федерации: Магистерская диссертация. - СПб.: СПбГПУ, 2014.

Жилинский С.Э. Предпринимательское право (правовые основы предпринимательской деятельности): Учебник для вузов. — М., 2007

Ибадова Л.Т. Финансирование и кредитование малого бизнеса в России: Правовые аспекты. — М., 2006.

Кодификация российского частного права / под ред. Д.А. Медведева. М., 2008

Корнильцева А.А. «Перспективы развития малого и среднего предпринимательства в 2018г.» - https://sibac.info/conf/economy/iv/84889

Кртян А. С. Проблемы кредитования малого и среднего бизнеса // Молодой ученый. — 2017. — №8.2.

Кузнецова Е.А. Определение понятия «малый инновационный бизнес»// Российское предпринимательство, № 18 (216) / сентябрь 2012

Курило А.К. Влияние государственной политики на развитие малых и средних предприятий в Южной Корее на протяжении пятой длинной волны // Новая наука: проблемы и перспективы: Международное научно-периодическое издание по итогам международной научно-практической конференции / в 2 ч. Ч.1. – Стерлитамак: РИЦ АМИ, 2016.

Курило А.К. Развитие малого инновационного бизнеса в США на протяжении пятой длинной волны // Новая наука: стратегии и векторы развития: Международное научнопериодическое издание по итогам международной научно-практической конференции / (08 октября 2016 г, г. Челябинск) / в 2 ч. Ч.2 - Стерлитамак: АМИ, 2016. – С. 143-152.

Нуретдинова Э. М. Развитие системы государственной поддержки малого предпринимательства [Текст] // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2016.

Пахалкова А.Ю. Проблемы гармонизации законодательства Российской Федерации и Европейского Союза о малом предпринимательстве // Предпринимательское право в рыночной экономике. — М., 2004.

Рассолова М.М., Кузбагарова А.Н. Гражданское право: учебник. – 5 е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016.

Супатаев М.А. К проблеме понятия субъекта малого предпринимательства// Правовые проблемы малого предпринимательства: Сборник статей. — М., 2003.

Устюкова В.В. Малое предпринимательство в сельском хозяйстве // Правовые проблемы малого предпринимательства: Сборник статей. — М., 2003.

Хафизова Э.Р. Юридическое лицо// «Научно-практический электронный журнал Аллея Науки» №8. 2017 Alley-science.ru

Хозяйственное право / под ред. В.К. Мамутова. Киев, 2002.

2. Актуальные вопросы развития субъектов малого предпринимательства в РФ

2.1. Проблемы становления малого предпринимательства в Российской Федерации

Малое и среднее предпринимательство признано одним из приоритетных направлений социальной и экономической политики России, целями которой являются обеспечение стабильного экономического развития, создание рациональной структуры экономики, повышение благосостояния населения страны. Законодательная база, регулирующая развитие данного института в РФ, в настоящее время претерпевает существенные изменения.

С 1 января 2008 г. вступил в силу Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»[12] (Закон № 209-ФЗ) и прекратил свое действие прежний Федеральный закон от 14.06.1995 № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации».

Предложения об изменении и обновлении законодательства в данной сфере имеются в современной юридической литературе. Т.М. Гандилов также считает, что проблемы становления малого предпринимательства в Российской Федерации коренятся в самом законодательстве, которое нуждается в дальнейшем развитии и совершенствовании[13]. С данными тезисами трудно не согласиться. Действительно, многие нормы Закона № 88-ФЗ либо устарели, либо носили декларативный, ни к чему не обязывающий характер.

Л.Т. Ибадова, касаясь данной проблемы, отмечала, что действующее законодательство было не только неэффективно, но и не регулировало многие отношения. По ее мнению и высказываниям других исследователей, дальнейшее развитие малого бизнеса в нашей стране невозможно без совершенствования его нормативной базы[14].

Так, к концу срока действия Закона № 88-ФЗ семь из двадцати трех его статей потеряли юридическую силу, хотя касались вопросов, имеющих существенное значение для малого бизнеса, в частности предоставления льгот по налогообложению, амортизационных отчислений, размещения определенной доли государственных заказов у малых предприятий и др. Такое положение дел отрицательно сказывалось на правовом регулировании деятельности субъектов малого предпринимательства в целом[15].


Таким образом, обновление законодательной базы относительно малого предпринимательства было необходимым.

О том насколько правомерно относить к субъектам малого предпринимательства некоммерческие организации в современной юридической литературе развернулась широкая дискуссия. Одни авторы полагают, что относить к субъектам малого предпринимательства некоммерческие организации нецелесообразно по той причине, что придание им статуса субъекта малого предпринимательства будет неизбежно приводить к доминированию предпринимательской деятельности над деятельностью некоммерческого характера[16].

Другие авторы, наоборот, считают, что относить к субъектам малого предпринимательства некоммерческие организации целесообразно, но только один их вид, а именно — потребительские кооперативы[17]. Данное предложение в итоге и было принято законодателем.

Наиболее объективную позицию по данному вопросу занимает М.А. Супатаев, который считает, что действие законодательства о малом предпринимательстве необходимо распространять на некоммерческие организации только в том случае, если это будет служить целям, ради которых они созданы[18]. Однако законодатель, как уже было сказано выше, придерживается на данный счет иной точки зрения.

Для того чтобы обладать статусом малого или среднего предприятия, указанные субъекты, по замыслу законодателя, должны соответствовать трем критериям:

-критерий участия в уставном капитале малых и средних предприятий некоторых видов учредителей (касается только юридических лиц) — согласно правилам, установленным Законом № 209-ФЗ, суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных граждан и юридических лиц, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов[19];

-критерий численности — согласно правилам, установленным Законом № 209-ФЗ, средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:


а) от 101 до 250 человек включительно для средних предприятий;

б) до 100 человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия — до 15 человек;

-критерий выручки — согласно правилам, установленным Законом № 209-ФЗ, выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства[20].

Первый критерий в общем виде уже существовал в Законе № 88-ФЗ. Второй, в том виде, в котором он изложен в Законе № 209-ФЗ, а также третий критерий являются новеллами законодательства о малых, а теперь и средних предприятиях. Согласно второму критерию субъекты малого и среднего бизнеса разделены на две группы, соответственно малые и средние.

Среди малых Закон № 209-ФЗ выделяет одну подгруппу — микропредпредприятия. Для каждой группы установлена предельная численность работников. Определение численности работников является приоритетным количественным критерием для отнесения субъектов предпринимательской деятельности к малым и средним предприятиям.

В научной литературе среди его преимуществ традиционно называют следующие:

-простота и понятность использования;

-доступность для исследований (по нему легко получить данные с предприятий);

-инфляционная устойчивость (на данный критерий, в отличие от критерия выручки, не влияет покупательная способность национальной валюты).

К недостаткам же традиционно относят отсутствие теоретической базы, определяющей выбор границы численности, устанавливаемой для малых и средних предприятий.

Необходимо отметить, что российский законодатель, учитывая данный недостаток, при разработке рассматриваемого критерия взял за основу опыт Европейского Союза, посвященный малому и среднему предпринимательству.

Третий критерий также является количественным. Целесообразность его введения, в условиях нестабильной экономической ситуации и незавершенности реформ ценообразования в России, некоторым авторам представлялась сомнительной[21].

Таким образом, малый и средний бизнес в Российской Федерации, будучи новым экономическим явлением в настоящее время состоялся и является важнейшим способом ведения предпринимательской деятельности. Малые и средние предприятия - это 5,6 млн. хозяйствующих субъектов, рабочие места для 18 млн. граждан. Около одной пятой валового внутреннего продукта Российской Федерации, а во многих субъектах Российской Федерации треть и более валового регионального продукта создаются такими организациями.


Сектор малого предпринимательства сосредоточен в основном в сферах торговли и предоставления услуг населению. Средние предприятия в большей степени представлены в сферах с более высокой добавленной стоимостью - в обрабатывающей промышленности, строительстве, сельском хозяйстве.

В Российской Федерации сформированы нормативно-правовые и организационные основы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства. Создана Правительственная комиссия по вопросам конкуренции и развития малого и среднего предпринимательства.

2.2. Современное состояние и проблемы развития малого предпринимательства в Российской Федерации

Малый бизнес оказывает немалое влияние на экономическое развитие страны, что подтверждается большим количеством государственных программ, направленных на поддержку субъектов малого предпринимательства. Но, несмотря на различные бюджетные субсидии, налоговые и иные льготы, в полной мере не решаются основные проблемы кредитования малого бизнеса, связанные с нехваткой финансирования.

На сегодня реализуется ряд масштабных программ финансовой поддержки, в рамках которых во всех регионах страны предприниматели имеют возможность получать субсидию для возмещения затрат на ведение бизнеса, микрозаймы, гарантию по кредиту или кредит на льготных условиях. Для малых предприятий предусмотрены специальные налоговые режимы, позволяющие оптимизировать систему учета и налоговых платежей. Приняты меры по расширению доступа малых предприятий к закупкам товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, а также для нужд компаний с государственным участием, включая установление квоты на осуществление указанных закупок.

В субъектах Российской Федерации сформирована сеть организаций, образующих инфраструктуру информационноконсультационной и имущественной поддержки предпринимательства. Развернута работа по пересмотру административных процедур, связанных с регулированием предпринимательской деятельности, в рамках планов мероприятий («дорожных карт») национальной предпринимательской инициативы.

С позиции представителей малого бизнеса существующие сложности и проблемы при кредитовании связаны со следующими моментами:


Сжатые сроки кредитования. Небольшому предприятию, особенно в период его становления, когда не отлажена деятельность и отсутствует стабильная выручка, сложно выплатить заемные средства за короткий промежуток времени. В результате образуются просрочки по платежам, что ухудшает качество кредитной истории заемщика.

Высокие процентные ставки по ссудам. Для малых организаций даже при прибыльном функционировании сложно оплачивать большие суммы процентов по ссудам. Остающихся после уплаты обязательных платежей средств оказывается недостаточно для решения задач по дальнейшему развитию и расширению бизнеса.

Строгие требования в отношении количества и качества залогового обеспечения, связанные с годом постройки объектов, их месторасположением и иными характеристиками. Предоставление ссуды в среднем в размере не больше 70% от оценочной стоимости также сдерживает развитие предприятия. В большинстве случаев отказ в кредитовании связан не с наличием или отсутствием ликвидного залогового имущества, а с оценкой его стоимости[22].

Жесткие требования: ежемесячного погашения кредита; отсутствие возможности установления индивидуального графика выплаты долга (к примеру, в связи с сезонным характером бизнеса или начальным этапом деятельности). Длительные сроки рассмотрения кредитной заявки.

Большое количество документов, запрашиваемых для рассмотрения кредитной заявки.

Невозможность получить ссуду в размере, достаточном для развития бизнеса с начальной стадии предпринимателям, только появившимся на рынке или намеревающимся войти в него.

Сложности с подтверждением платежеспособности организации из-за непрозрачности финансовой отчетности.

Управленческая отчетность не учитывается кредиторами в полном объеме, поэтому предприниматели не могут выполнить полностью банковские требования и соответственно получить необходимое им финансировани[23].

Получение микрокредитов в небольших специализированных компаниях, распространенное из-за отсутствия скрупулезного анализа платежеспособности клиента, характеризуется повышенными ставками, что при прочих привлекательных моментах может поглотить всю прибыль и даже привести к банкротству клиента.

Кредитование малого и среднего предпринимательства выгодно как самим организациям и ИП, так и банкам. Поэтому для оптимального взаимодействия требуется совершенствование механизмов взаимодействия банков и малых предприятий. Значительные шаги в этом направлении могут быть предприняты в рамках государственных программ, предусматривающих некоторую лояльность требований к потенциальным заемщикам-предпринимателям, снижение стоимости кредитных ресурсов, предоставление льгот для кредитования инновационных и лизинговых проектов. Государство формирует и поддерживает специальные льготные программы кредитования для предприятий МСБ. Они, как правило, реализуются через сеть банков-партнеров (Сбербанк РФ , Россельхозбанк и др.), в которых из бюджета субсидируется часть процентной ставки. В итоге начинающие бизнесмены могут получить заемные средства на весьма лояльных основаниях.