Файл: Субъекты малого предпринимательства (Общая характеристика малого предпринимательства в РФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 89

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. Общая характеристика малого предпринимательства в РФ

1.1. Понятие малого бизнеса

1.2. Критерии идентификации субъектов малого предпринимательства и их актуализация

2. Актуальные вопросы развития субъектов малого предпринимательства в РФ

2.1. Проблемы становления малого предпринимательства в Российской Федерации

2.2. Современное состояние и проблемы развития малого предпринимательства в Российской Федерации

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)// http://www.consultant.ru

Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ (ред. от 07.02.2017). [Электронный ресурс] // URL : http://ivo.garant.ru/#/document/

Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" от 24.07.2007 N 209-ФЗ (последняя редакция)// http://www.consultant.ru

Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" от 08.08.2001 N 129-ФЗ (последняя редакция)// http://www.consultant.ru

Федеральный закон "О стратегическом планировании в Российской Федерации" от 28.06.2014 N 172-ФЗ (последняя редакция)// http://www.consultant.ru

Указ Президента РФ от 22.12.1993 № 2270 «О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней».

Постановление Совета Министров РСФСР от 18.07.1991 № 406 «О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР».

Батрова Т.А. Предпринимательское право. - М.: Инфра-М, 2015.

Белов, В.А. Гражданское право: актуальные проблемы теории и практики: учебник / В.А.Белов. - М.: Юрайт-Издат, 2007

Борисов С. Р. Состояние малого предпринимательства и инновационное развитие России. // Информационно-аналитическое издание «Новая экономика. Инновационный портрет России», 2016. № 4.

Булешова Н.Ю. Проблемы становления малого бизнеса в России //Актуальные проблемы науки: ИГУМО и ИТ как исследовательский центр. 2017. № 17.

Вайпан В.А. Источники предпринимательского права: учебно-методический комплекс (учебное пособие в рамках дисциплины «Предпринимательское право Российской Федерации») / В.А. Вайпан — М.: Юстицинформ, 2017.

Гандилов Т.М. Некоторые проблемы развития законодательства о малом и среднем предпринимательстве // Проблемы развития законодательства о малом и среднем предпринимательстве. — М., 2007.

Джураева К.А. Анализ состояния, тенденций и перспектив развития малого предпринимательства в Российской Федерации: Магистерская диссертация. - СПб.: СПбГПУ, 2014.

Жилинский С.Э. Предпринимательское право (правовые основы предпринимательской деятельности): Учебник для вузов. — М., 2007

Ибадова Л.Т. Финансирование и кредитование малого бизнеса в России: Правовые аспекты. — М., 2006.

Кодификация российского частного права / под ред. Д.А. Медведева. М., 2008

Корнильцева А.А. «Перспективы развития малого и среднего предпринимательства в 2018г.» - https://sibac.info/conf/economy/iv/84889

Кртян А. С. Проблемы кредитования малого и среднего бизнеса // Молодой ученый. — 2017. — №8.2.

Кузнецова Е.А. Определение понятия «малый инновационный бизнес»// Российское предпринимательство, № 18 (216) / сентябрь 2012

Курило А.К. Влияние государственной политики на развитие малых и средних предприятий в Южной Корее на протяжении пятой длинной волны // Новая наука: проблемы и перспективы: Международное научно-периодическое издание по итогам международной научно-практической конференции / в 2 ч. Ч.1. – Стерлитамак: РИЦ АМИ, 2016.

Курило А.К. Развитие малого инновационного бизнеса в США на протяжении пятой длинной волны // Новая наука: стратегии и векторы развития: Международное научнопериодическое издание по итогам международной научно-практической конференции / (08 октября 2016 г, г. Челябинск) / в 2 ч. Ч.2 - Стерлитамак: АМИ, 2016. – С. 143-152.

Нуретдинова Э. М. Развитие системы государственной поддержки малого предпринимательства [Текст] // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2016.

Пахалкова А.Ю. Проблемы гармонизации законодательства Российской Федерации и Европейского Союза о малом предпринимательстве // Предпринимательское право в рыночной экономике. — М., 2004.

Рассолова М.М., Кузбагарова А.Н. Гражданское право: учебник. – 5 е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016.

Супатаев М.А. К проблеме понятия субъекта малого предпринимательства// Правовые проблемы малого предпринимательства: Сборник статей. — М., 2003.

Устюкова В.В. Малое предпринимательство в сельском хозяйстве // Правовые проблемы малого предпринимательства: Сборник статей. — М., 2003.

Хафизова Э.Р. Юридическое лицо// «Научно-практический электронный журнал Аллея Науки» №8. 2017 Alley-science.ru

Хозяйственное право / под ред. В.К. Мамутова. Киев, 2002.

Кредитование малого бизнеса в 2018-2019 году предусматривает открытие овердрафтов, возобновляемых кредитных линий, единичных займов предприятиям из приоритетных отраслей: социально значимые проекты; строительные фирмы, занятые в сфере возведения многоквартирных домов эконом-класса; производства, базирующиеся на применении эко-технологий и т.д.[24]

Существует еще несколько вариантов государственного кредитования (помимо субсидирования процентной ставки):

Предоставление безвозмездных субсидий на покрытие части основной суммы займа или процентов по нему.

Предоставление государственных гарантий и поручительств по кредитам малого и среднего бизнеса. Главная особенность программ государственного кредитования малого и среднего бизнеса — его возмездная природа. Заемные средств рано или поздно все равно придется вернуть кредитору. Однако желающих получить заемные средства с государственной поддержкой немало, поскольку:

-во-первых, ставки по таким кредитам чрезвычайно малы (0-10%);

-во-вторых, льготные программы охватывают и начинающих - предпринимателей, которые делают на рынке свои первые шаги и рассматриваются коммерческими банками в виде весьма рисковых клиентов. В российской практике рассчитывать на получение льготных кредитов и возможности воспользоваться лояльными условиями привлечения банковских займов могут только те предприятия, которые обеспечат эффективную отдачу для всего национального хозяйства в целом.

Число сформированных рабочих мест (особенно этот аспект значим для экономики российских регионов);

Объем налоговых поступлений в региональную и федеральную казну;

Прирост ВВП на уровне отдельных регионов и всего государства в целом. Для того чтобы эффективно поддерживать предприятия способные сформировать благоприятные тенденции в экономике РФ в 2014 году был создан Фонд национального благосостояния. Именно через него в настоящее время реализуются программы субсидирования процентных ставок, предоставления гарантий и поручительств субъектам малого и среднего предпринимательства. Правительство РФ на регулярной основе предоставляет региональным бюджетам финансовые ресурсы, которые должны быть использованы для поддержки малого и среднего предпринимательства.

Государству важно развивать этот сегмент национальной экономики по ряду причин:

-во-первых, это задатки будущего крупного бизнеса — опоры национального хозяйства;


-во-вторых, это дополнительные рабочие места, прирост ВВП и налоговых поступлений в казну;

-в-третьих, это способ формирования на рынке эффективной конкурентной среды, способной положительно влиять на качество выпускаемой продукции.

Существует несколько групп субъектов российского предпринимательства, которые могут рассчитывать на получение государственной финансовой помощи, в том числе:

-новые фирмы, которые делают первые шаги в бизнесе;

-предприятия, занятые в сфере производства продукции;

-компании из сферы экологического туризма;

-субъекты хозяйствования, занимающиеся созданием объектов народного творчества.

Поддержка МСБ в России имеет несколько основных направлений, том числе:

-финансовая помощь, в виде льготного кредитования малого бизнеса - и его субсидирования;

-нефинансовая помощь в форме значимых для предпринимательского - сектора бесплатных услуг (обучение, консультирование, проведение ярмарок, предоставление земли и помещений и др.).

Для того чтобы воспользоваться финансовой поддержкой Фонда субъекту предпринимательства важно доказать готовность обеспечивать экономическую эффективность для всего национального хозяйства в целом. Представляется целесообразным разобрать детально ключевые варианты государственной финансовой помощи[25].

В 2018-2019 году имущественная поддержка субъектов МСБ будет выражаться в таких мероприятиях, как:

-предоставление недвижимости в аренду по льготным ставкам;

-продажа имущественных ценностей государством по низким ценам;

-формирование инфраструктуры (бизнес-инкубаторы, технопарки и др.). Гранты являются видом безвозмездной финансовой помощи от государства.

На них имеют право рассчитывать:

-предприниматели, деятельность которых в сфере торговли или производства длится менее 12 месяцев;

-бБизнесмены с идеальной кредитной историей, не имеющие заложенностей по налоговым и иным обязательным выплатам;

-фирмы, которые создают в национальном хозяйстве (в особенности на уровне регионов) новые рабочие места. Кроме прямой или косвенной финансовой господдержки малого бизнеса, в 2018 году предпринимателям доступны и другие виды помощи, предполагающие создание более комфортных условий для ведения деятельности: аренда муниципальной собственности.

Федеральные и местные власти часто располагают недвижимой собственностью, используемой неэффективно либо не используемой вообще. Разработчики программы помощи МСП посчитали целесообразной передачу таких муниципальных объектов в аренду начинающим предпринимателям на льготной основе.


Подобную имущественную поддержку владельцы бизнеса могут получить при заключении арендного договора на срок более пяти лет. Базовые тарифы определяются на основании мнения независимых оценщиков, сформированного в соответствии с ситуацией на рынке недвижимости. Затем эти данные используют для вычисления льготной ставки, действующей на протяжении первых трех лет аренды.

Возмещению подлежат такие затраты, как: аренда площади, установка стендов, создание выставочной инфраструктуры; перевозка экспонатов до места демонстрации и обратно; организация переговоров, презентаций, печать рекламных материалов; услуги переводчика[26].

На протяжении 2018 года программы безвозмездной финансовой помощи для субъектов малого и среднего бизнеса в России охватывают предприятия инновационных отраслей, сельского хозяйства, создания товаров первой необходимости и импортозамещающих продуктов. Остальным же фирмам стоит сразу ориентироваться на льготные кредиты.

Таким образом, субъекты малого и среднего бизнеса формируют в экономике отдельных регионов особую нишу, попасть в которую крупным компаниям практически невозможно. Поэтому приоритетной стратегией государства является развитие именно сектора небольших предприятий, предоставляющих большое количество рабочих мест для местных жителей и создающих конструктивную социально-экономическую атмосферу.

В свою очередь, предприниматели должны изучить существующие программы поддержки с тем, чтобы использовать предоставленные им возможности с максимальной эффективностью.

Вместе с тем вклад малого и среднего предпринимательства в общие экономические показатели в Российской Федерации существенно ниже, чем в большинстве не только развитых, но и развивающихся стран. Малое и среднее предпринимательство в Российской Федерации - это в первую очередь микробизнес (95,5 процента общего числа субъектов малого и среднего предпринимательства). Число средних предприятий сравнительно невелико. На малые и средние предприятия приходится только 5 - 6 процентов общего объема основных средств и 6 - 7 процентов объема инвестиций в основной капитал в целом по стране. Производительность труда на малых и средних предприятиях в Российской Федерации, по оценке Министерства экономического развития Российской Федерации, отстает от уровня развитых стран (США, Японии, стран Европейского союза) в 2 - 3 раза.

Остается низкой инновационная и инвестиционная активность малых и средних предприятий. Наблюдается рост уровня неформальной занятости в сфере малого и среднего предпринимательства, что связано в первую очередь со сложными процедурами государственного регулирования, административным давлением, высоким уровнем финансовой нагрузки. Малый и средний бизнес развивается на территории Российской Федерации неравномерно. Распределение субъектов малого и среднего предпринимательства по регионам характеризуется высокой степенью концентрации.


Согласно статистическим данным на 10 субъектов Российской Федерации с наибольшим количеством малых и средних предприятий - юридических лиц приходится около 46 процентов общего количества субъектов малого и среднего предпринимательства - юридических лиц. Схожая картина наблюдается в разрезе индивидуальных предпринимателей. Низкий платежеспособный спрос и слабый уровень развития бизнес-инфраструктуры на отдельных территориях (в первую очередь на территориях монопрофильных городов и муниципальных образований, удаленных от административных центров) препятствуют ведению предпринимательской деятельности в качественно новых форматах.

В существующих российских экономических условиях первостепенное значение занимают такие проблемы малого и среднего предпринимательства (МСП), как: недостаток оборотных средств; существенное увеличение процентных ставок по выдаваемым кредитам; уменьшение покупательской способности населения; рост трансакционных издержек субъектов МСП, повышение стоимости закупки и монтажа иностранных технологий и оборудования на отечественных предприятиях.

Нестабильная макроэкономическая обстановка затрудняет прогнозирование в отношении показателей рентабельности и окупаемости предпринимательской деятельности. Происходит систематическое «замораживание» инвестиционных, инновационных, социально-значимых предпринимательских проектов, в том числе ориентированных на импортозамещение, а приоритетами для финансовых вложений МСП становятся проекты с быстрой оборачиваемостью капитала и максимально меньшей рискованностью (по большей части в сфере оптовой и розничной торговли).

Государственная система управления малым и средним бизнесом в России находится на начальном этапе своего развития. Только в середине 2014г. был принят Федеральный закон Российской Федерации №172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»[27], который охарактеризовал основные вопросы, касающиеся стратегического планирования и управления территориями. Закон определил механизм координации между тремя основными уровнями власти (федеральный, региональный и местный) и разграничил их полномочия в сфере управления по вопросам целеполагания, прогнозирования и программирования процессов развития территорий.

Сформированы основные постулаты управления малым и средним бизнесом, которыми необходимо руководствоваться органам государственной власти субъектов РФ: следование заданным федеральным приоритетам; обеспечение согласованности и сбалансированности стратегических документов по развитию МСП; осуществление основных функций менеджмента (прогнозирование, организация, распорядительство, координация и контроль) в отношении документов развития МСП.


Разработана стратегия развития малого и среднего предпринимательства в РФ до 2030 года, утвержденная Распоряжением от 02.06.2016 №1083-р. Данная программа предусматривает поэтапный рост объема прямых закупок, осуществляемых госкомпаниями у субъектов малого и среднего предпринимательства до 25% с начала 2018 года[28].

На сегодняшний день существует несколько разновидностей оказания государственной помощи предпринимателям малого и среднего бизнеса: финансовая поддержка – помощь в денежном выражении;

-имущественная поддержка – вид помощи, который заключается в предоставлении прав на пользование государственным имуществом (земельные участки, строения и др.);

-информационная поддержка – поддержка в виде организации как федеральных так и региональных информационных систем;

-консультационная поддержка – предоставление обучающих курсов, которые помогают организовать, построить, и продвинуть бизнес, найти актуальные направления его развития;

-поддержка в сфере подготовки специалистов – разработка и внедрение программ, для подготовки ценных сотрудников малого бизнеса.

В заключении отметим, что малый бизнес в последние годы как подвергался законодательному давлению со стороны государства, так и параллельно создавались меры поддержки для его развития. А ведь не стоит недооценивать роль малого и среднего предпринимательства в российской экономике.

Создание дополнительных рабочих мест, развитие конкуренции, а, следовательно, улучшение качества товаров и услуг, рост и развитие национальной экономики – за все это отвечает малый бизнес. Рынок не может быть целиком обеспечен только крупными предприятиями: существуют такие отрасли, которые совершенно для них непривлекательны. Для экономики в целом деятельность малых фирм является важным фактором повышения ее гибкости.

По уровню развития малого предпринимательства специалисты даже судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке. Для России, находящейся на начальном этапе развития рыночных отношений, именно создание и развитие сектора малого предпринимательства должно стать основой социальной реструктуризации общества, обеспечивающей подготовку населения и переход всего хозяйства страны к рыночной экономике. Несмотря на трудности, этот вид предпринимательства развивается, набирает темпы роста, решая экономические, социальные и научно-технические проблемы