Файл: Субъекты малого предпринимательства (Общая характеристика малого предпринимательства в РФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 78

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. Общая характеристика малого предпринимательства в РФ

1.1. Понятие малого бизнеса

1.2. Критерии идентификации субъектов малого предпринимательства и их актуализация

2. Актуальные вопросы развития субъектов малого предпринимательства в РФ

2.1. Проблемы становления малого предпринимательства в Российской Федерации

2.2. Современное состояние и проблемы развития малого предпринимательства в Российской Федерации

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)// http://www.consultant.ru

Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ (ред. от 07.02.2017). [Электронный ресурс] // URL : http://ivo.garant.ru/#/document/

Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" от 24.07.2007 N 209-ФЗ (последняя редакция)// http://www.consultant.ru

Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" от 08.08.2001 N 129-ФЗ (последняя редакция)// http://www.consultant.ru

Федеральный закон "О стратегическом планировании в Российской Федерации" от 28.06.2014 N 172-ФЗ (последняя редакция)// http://www.consultant.ru

Указ Президента РФ от 22.12.1993 № 2270 «О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней».

Постановление Совета Министров РСФСР от 18.07.1991 № 406 «О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР».

Батрова Т.А. Предпринимательское право. - М.: Инфра-М, 2015.

Белов, В.А. Гражданское право: актуальные проблемы теории и практики: учебник / В.А.Белов. - М.: Юрайт-Издат, 2007

Борисов С. Р. Состояние малого предпринимательства и инновационное развитие России. // Информационно-аналитическое издание «Новая экономика. Инновационный портрет России», 2016. № 4.

Булешова Н.Ю. Проблемы становления малого бизнеса в России //Актуальные проблемы науки: ИГУМО и ИТ как исследовательский центр. 2017. № 17.

Вайпан В.А. Источники предпринимательского права: учебно-методический комплекс (учебное пособие в рамках дисциплины «Предпринимательское право Российской Федерации») / В.А. Вайпан — М.: Юстицинформ, 2017.

Гандилов Т.М. Некоторые проблемы развития законодательства о малом и среднем предпринимательстве // Проблемы развития законодательства о малом и среднем предпринимательстве. — М., 2007.

Джураева К.А. Анализ состояния, тенденций и перспектив развития малого предпринимательства в Российской Федерации: Магистерская диссертация. - СПб.: СПбГПУ, 2014.

Жилинский С.Э. Предпринимательское право (правовые основы предпринимательской деятельности): Учебник для вузов. — М., 2007

Ибадова Л.Т. Финансирование и кредитование малого бизнеса в России: Правовые аспекты. — М., 2006.

Кодификация российского частного права / под ред. Д.А. Медведева. М., 2008

Корнильцева А.А. «Перспективы развития малого и среднего предпринимательства в 2018г.» - https://sibac.info/conf/economy/iv/84889

Кртян А. С. Проблемы кредитования малого и среднего бизнеса // Молодой ученый. — 2017. — №8.2.

Кузнецова Е.А. Определение понятия «малый инновационный бизнес»// Российское предпринимательство, № 18 (216) / сентябрь 2012

Курило А.К. Влияние государственной политики на развитие малых и средних предприятий в Южной Корее на протяжении пятой длинной волны // Новая наука: проблемы и перспективы: Международное научно-периодическое издание по итогам международной научно-практической конференции / в 2 ч. Ч.1. – Стерлитамак: РИЦ АМИ, 2016.

Курило А.К. Развитие малого инновационного бизнеса в США на протяжении пятой длинной волны // Новая наука: стратегии и векторы развития: Международное научнопериодическое издание по итогам международной научно-практической конференции / (08 октября 2016 г, г. Челябинск) / в 2 ч. Ч.2 - Стерлитамак: АМИ, 2016. – С. 143-152.

Нуретдинова Э. М. Развитие системы государственной поддержки малого предпринимательства [Текст] // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2016.

Пахалкова А.Ю. Проблемы гармонизации законодательства Российской Федерации и Европейского Союза о малом предпринимательстве // Предпринимательское право в рыночной экономике. — М., 2004.

Рассолова М.М., Кузбагарова А.Н. Гражданское право: учебник. – 5 е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016.

Супатаев М.А. К проблеме понятия субъекта малого предпринимательства// Правовые проблемы малого предпринимательства: Сборник статей. — М., 2003.

Устюкова В.В. Малое предпринимательство в сельском хозяйстве // Правовые проблемы малого предпринимательства: Сборник статей. — М., 2003.

Хафизова Э.Р. Юридическое лицо// «Научно-практический электронный журнал Аллея Науки» №8. 2017 Alley-science.ru

Хозяйственное право / под ред. В.К. Мамутова. Киев, 2002.

-во-первых, объективные условия предпринимательской деятельности в различных отраслях экономики не сопоставимы;

-во-вторых, в разных странах существуют различия в методике расчета наиболее часто используемых показателей, таких как объем продаж, оборот, стоимость активов, размер уставного капитала и др.;

-в-третьих, различаются законодательно критерии отнесения хозяйствующих субъектов к малому предпринимательству

Статья 3 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 N 209-ФЗ признает субъектами малого и среднего предпринимательства хозяйствующие субъекты (юридические лица, индивидуальные предприниматели), которые в соответствии с условиями, установленными Законом № 209-ФЗ, относятся к малым, средним и микропредприятиям[4]. Следует отметить, что современная юридическая доктрина при освещении комплексного понятия - субъект предпринимательства - использует более весомые критерии.

Категории субъектов малого или среднего предпринимательства определяются в соответствии с наибольшим по значению условием и изменяются только в случае, если предельные значения выше или ниже предельных значений в течение трех следующих друг за другом календарных лет. Вновь созданные хозяйствующие субъекты в течение года, в котором они зарегистрированы, могут быть отнесены к субъектам малого и среднего предпринимательства, если их показатели средней численности работников, выручки от реализации товаров (работ, услуг) или балансовой стоимости активов за период, прошедший со дня их государственной регистрации, не превышают предельные значения.

Наиболее полное определение дает С.Э. Жилинский, который под субъектом предпринимательского права (предпринимательской деятельности), понимает «субъект гражданского права, который на свой риск осуществляет самостоятельную деятельность, направленную на систематическое извлечение прибыли от пользования имуществом, продажи товара, выполнения работ или оказания услуг, и который зарегистрирован в этом качестве в установленном законом порядке»[5].

К субъектам малого и среднего предпринимательства Закон № 209-ФЗ отнес внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели) и крестьянские (фермерские) хозяйства[6].


Из вышеприведенного перечня видно, что законодатель отнес к субъектам, которые могут получить статус малого или среднего предпринимательства, потребительские кооперативы, которые, как известно, являются некоммерческими организациями. Это является новеллой законодательства, так как Закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14.06.1995 N 88-ФЗ относил к субъектам малого предпринимательства только коммерческие организации.

К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие условиям хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели.

Среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, соответствующих одному из требований:

- производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств, индивидуальных предпринимателей не должна превышать следующие предельные значения среднесписочной численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

а) до ста человек для малых предприятий (среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек);

б) от ста одного до двухсот пятидесяти человек для средних предприятий, если иное предельное значение среднесписочной численности работников для средних предприятий не установлено законом[7].

В соответствии со ст. 50 ГК юридические лица подразделяются на коммерческие и некоммерческие организации.

Коммерческими организациями являются юридические лица, преследующие в качестве своей основной цели извлечение прибыли, а некоммерческими организациями - не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками[8].

Однако некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку последняя служит достижению целей, ради которых они созданы.

Основываясь на законодательстве, малые предприятия как субъекты малого предпринимательства не являются особой организационно-правовой формой. Это объясняется тем, что основным критерием отнесения предприятий (организации) к субъектам малого предпринимательства служит средняя численность работников за отчетный период.


Субъектами малого предпринимательства выступают физические и юридические лица.

Физические лица могут быть участниками малого предпринимательства как непосредственно физические лица, участвующие в создании хозяйственных обществ, и как физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, являющиеся учредителями хозяйственных товариществ и обществ.

Российский малый бизнес обладает некоторыми отличающими особенностями, которые и являются критериями идентификации субъектов малого предпринимательства.

Наиболее значимыми из них являются:

-совмещение в рамках одного малого предприятия нескольких видов деятельности, невозможность в большинстве случаев ориентироваться на однопродуктовую модель развития;

-стремление к максимальной самостоятельности, а не работа по субподряду, франчайзингу и т.п.;

-общий низкий технический уровень и низкая технологическая оснащенность в сочетании со значительным инновационным потенциалом;

-высокий уровень квалификации кадров малого бизнеса в связи с оттоком таких специалистов из государственного сектора экономики;

-низкий управленческий уровень, недостаток знаний, опыта и культуры рыночных отношений;

-высокая степень приспособляемости к сложной экономической обстановке, усугубляемой дезорганизацией в системе государственного управления и нарастающей криминализацией общества;

-неразвитость системы самоорганизации и инфраструктуры поддержки данного сектора экономики;

-стремление успешно функционирующих малых предприятий выйти за рамки локальных рынков, в том числе и на международные рынки;

-работа в условиях отсутствия полной и достоверной информации о состоянии и конъюнктуре рынка, неразвитость системы информационных, консультационных и обучающих услуг.

Организации, которые были отнесены к субъектам малого бизнеса вносятся в так называемый реестр субъектов малого предпринимательства[9]. Которые получают особое право на поддержку, однако не включение субъектов малого предпринимательства в реестр не может служить основанием для не предоставления им льгот и преимуществ на условиях, предусмотренных федеральным законодательством и нормативными актами.

Данный реестр создается для следующих целей:

-регистрация обращений субъектов малого предпринимательства с просьбой об оказании им помощи; принятие решений о предоставлении субъектам малого предпринимательства дополнительных льгот и преимуществ, установленных для них законодательными и нормативными актами;


-хранения и актуализации информации о субъектах реестра и обеспечения оперативного доступа к ней;

-решения аналитических задач по выявлению тенденций развития малого предпринимательства;

-проведение выборочных и полномасштабных опросов субъектов малого предпринимательства;

-сбора и анализа информации о формировании рынка сбыта продукции, производимых субъектами малого предпринимательства.

Реестр включает в себя комплекты документов по обращениям субъектов малого предпринимательства с просьбой о внесении их в реестр или для оказания им помощи в той или иной форме, а также иные необходимые данные, содержащие информацию о субъектах малого предпринимательства и решениях, принятых по их заявлениям.

Государственная регистрация осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ (ред. от 05.05.2014) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»[10].

Федеральный закон регулирует отношения, возникшие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением государственного реестра – Единого государственного реестра юридических лиц.

Государственная регистрация юридических лиц – акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц в соответствии с Законом.

В соответствии с действующим законодательством государственный реестр является федеральным информационным ресурсом и находится в федеральной собственности, формируется и ведется на муниципальном, региональном и федеральном уровнях Федеральной службой по налогам и ее территориальными органами.

Собственников малых предприятий следует рассматривать с двух сторон. С одной стороны, являются мелкими собственниками и объединены едиными корпоративными интересами в отношении собственности с крупным капиталом.

С другой стороны, представителей малых предприятий отличает то, что их условия жизни и деятельности, а также положение активного производителя и одновременно потребителя на внутреннем рынке понуждают их в повседневной жизни к упрочению связей со своими постоянными и потенциальными клиентами из различных социальных групп.

Все изложенное и определяет общественное поведение представителей малых предприятий, основанное на прямой зависимости от местных и национальных интересов.


Малые предприятия успешно функционируют на небольших рыночных сегментах, они придают хозяйству гибкость, мобильность, способность к быстрым структурным и техническим сдвигам. Однако без системы поддержки малого предпринимательства, в особенности в финансово-кредитной поддержки, в применении налоговых льгот, без экономической свободы малых предприятий, которые будут обеспечивать субъектам малого предпринимательства экономическую свободу, права, гарантии, дозволяющие осознанно заниматься разрешенным законом бизнесом, роль и дальнейшее развитие малого предпринимательства проблематично.

Разнообразие видов деятельности, в которых существует и развивается малый бизнес, позволяет говорить, что малое предпринимательство вполне самостоятельная и наиболее типичная форма организации экономической жизни общества со своими отличительными особенностями, преимуществами и недостатками, закономерностями развития.

Однако уровень развития российского малого предпринимательства уступает аналогичному сектору в развитых странах практически по всем параметрам – как по количественным, так и по качественным. Но особенно велико отставание в сфере малого инновационного бизнеса, что негативно сказывается на состоянии национальной инновационной системы[11]

Черты малого предпринимательства, в большинстве своем являются его достоинствами, а именно:

-функционирование на локальном рынке,

-быстрое реагирование на изменение конъюнктуры этого рынка,

-непосредственная взаимосвязь с потребителем, узкая специализация на определенном сегменте рынка товаров и услуг,

-возможность начать собственное дело с относительно малым стартовым капиталом - все это повышает устойчивость на внутреннем рынке, но при определенных условиях становятся недостатками, сдерживающими его развитие.

С одной стороны, быстрое реагирование малого предпринимательства на изменения условий функционирования делает его более мобильным и приспосабливаемым, а с другой - зависимым от конъюнктуры рынка, динамики внешних социально-экономических и политических условий. Относительно небольшой капитал сужает рамки производства, ограничивает возможность привлечения дополнительных ресурсов (научно-технических, финансовых, производственных, трудовых и т.д.).

Ограниченные масштабы производства и небольшое количество занятых обусловливают простоту и эффективность управления предприятием. Однако характерное для малого предпринимательства совмещение функций собственника и менеджера в лице хозяина предприятия, установление личных связей с работниками предприятия, неформальный стиль управления, снижая управленческие издержки, могут привести - и часто приводят - к самоэксплуатации и сверхурочным работам. Последнее, безусловно является недостатком малого бизнеса.