Файл: Контроль за оперативно-розыскной деятельностью (Контроль за оперативно-розыскной деятельностью).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 94

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3. Принципиально ре новой ре и ре требующей ре экспериментального ре опробования ре представляется ре постановка ре вопроса ре о ре введении ре в ре уголовный ре процесс ре фигуры ре представителя ре органа, ре осуществляющего ре ОРД, ре который ре был ре бы ре правомочным ре защищать ре интересы ре конфидентов ре как ре источников ре доказательственной ре информации ре и ре отвечал ре за ре представление ре оперативно-розыскных ре данных ре следствию ре и ре суду.

4. Острейшей ре остается ре проблема ре защиты ре штатных ре негласных ре сотрудников ре оперативных ре подразделений ре и ре лиц, ре оказывающих ре им ре конфиденциальную ре помощь. ре Закон ре об ре ОРД ре по ре существу ре лишь ре декларирует ре ее, ре т.к. ре всесторонне ре разработанный ре и ре отработанный ре механизм ре их ре защиты ре в ре российском ре законодательстве ре отсутствует. ре Дополнив ре перечень ре оперативно-розыскных ре мероприятий ре такими ре рискованными, ре как ре оперативное ре внедрение, ре оперативный ре эксперимент ре и ре контролируемая ре поставка, ре законодатель ре не ре обеспечил ре надежными ре правовыми ре гарантиями ре их ре участников, ре подлежащих ре государственной ре защите. ре Исполнитель ре негласных ре мероприятий, ре связанных ре с ре проникновением ре в ре антиобщественные ре структуры, ре должен ре иметь ре право ре на ре внешне ре противозаконные ре действия ре в ре форме ре не ре только ре административных ре правонарушений, ре но ре и ре преступлений, ре не ре представляющих ре большой ре общественной ре опасности, ре при ре условии, ре что ре он ре действует ре в ре рамках ре утвержденного ре и ре доведенного ре до ре него ре письменного ре задания. ре О ре реальной ре возможности ре освобождения ре от ре уголовной ре ответственности ре или ре смягчения ре наказания ре он ре должен ре быть ре осведомлен ре при ре получении ре задания. ре При ре этом ре ему ре разъясняются ре пределы ре возможной ре «криминальной» ре активности. ре Накопленный ре опыт ре проникновения ре в ре криминальную ре среду ре показывает, ре что ре успех ре здесь ре приносит ре гибкость ре линии ре поведения, ре находящейся ре на ре грани ре крайней ре необходимости ре и ре обоснованного ре риска.

5. Механизм ре освобождения ре от ре уголовной ре ответственности ре участников ре ОРД ре должен ре быть ре урегулирован ре в ре специальном ре законодательном ре акте ре либо ре путем ре внесения ре поправок ре в ре уголовное ре и ре уголовно-процессуальное ре законодательство ре России. ре В ре частности, ре в ре Уголовном ре кодексе ре РФ ре следует ре сформулировать ре норму ре о ре вынужденном ре причинении ре вреда ре правоохраняемым ре интересам.


Практическая ре реализация ре норм ре об ре освобождении ре от ре уголовной ре ответственности, ре предусмотренных ре ч. ре 4 ре ст. ре 16 ре и ре ч. ре 4 ре ст. ре 18 ре Закона ре об ре ОРД, ре весьма ре проблематична. ре Во- ре первых, ре УК ре РФ ре не ре знает ре института ре «вынужденного ре причинения ре вреда ре правоохраняемым ре интересам». ре Во-вторых, ре логика ре законодательных ре норм ре такова, ре что ре освобождение ре указанных ре в ре них ре лиц ре от ре уголовной ре ответственности ре предполагает ре официальное ре установление ре факта ре негласного ре содействия ре или ре принадлежности ре к ре органам, ре осуществляющим ре ОРД, ре что ре становится ре достоянием ре всех ре участников ре уголовного ре процесса.

6. Много ре нареканий ре и ре вопросов ре вызывает ре новая ре редакция ре ст. ре 21 ре Закона ре об ре ОРД, ре посвященная ре прокурорскому ре надзору ре за ре оперативно-розыскной ре деятельностью. ре Предмет ре прокурорского ре надзора ре стал ре почти ре всеобъемлющим ре и, ре по ре сути, ре подменяет ре ведомственный ре контроль ре за ре ОРД. ре Это ре положение ре усугубляется ре тем, ре что ре согласно ре новому ре УПК ре РФ ре (п. ре 11 ре ч. ре 2 ре ст. ре 37) ре прокурор ре уполномочен ре не ре только ре поручать ре органу ре дознания ре производство ре следственных ре действий, ре но ре и ре давать ре ему ре указания ре о ре проведении ре оперативно-розыскных ре мероприятий, ре причем ре безотносительно ре к ре находящимся ре в ре его ре (прокурора) ре производстве ре уголовным ре делам. ре Сотрудников ре оперативных ре подразделений ре в ре этой ре связи ре больше ре всего ре беспокоит ре опасность ре расшифровки ре конфиденциальных ре источников ре оперативно-розыскной ре информации, ре поскольку ре новая ре норма ре Закона ре об ре ОРД ре предоставляет ре надзирающему ре (уполномоченному) ре прокурору ре право ре истребовать ре от ре органа, ре осуществляющего ре ОРД, ре не ре только ре все ре дела ре оперативного ре учета, ре но ре и ре учетно-регистрационную ре документацию. ре И ре хотя ре в ре предмет ре прокурорского ре надзора ре не ре входят ре сведения ре о ре конфидентах ре (за ре исключением ре случаев ре их ре привлечения ре к ре уголовной ре ответственности), ре ознакомление ре с ре делами ре оперативного ре учета ре и ре указанной ре документацией ре может ре свести ре на ре нет ре право ре конфидентов ре сохранять ре свое ре имя ре в ре тайне.

7. Необходимо ре установление ре оптимального ре соотношения ре между ре законодательным ре регулированием ре ОРД ре ОВД ре и ре ее ре регулированием ре на ре подзаконном ре уровне.


8. На ре основе ре обобщения ре практики ре органов, ре осуществляющих ре ОРД, ре приступить ре к ре разработке ре новой ре редакции ре Федерального ре закона ре «Об ре оперативно-розыскной ре деятельности» ре или ре законопроекта ре о ре внесении ре изменений ре и ре дополнений ре в ре действующий ре Закон ре и ре другие ре законодательные ре акты. ре Это ре могут ре быть ре Уголовный, ре Уголовно-процессуальный ре и ре Уголовно-исполнительный ре кодексы ре РФ, ре федеральные ре законы ре «О ре связи», ре «О ре почтовой ре связи», ре «О ре банках ре и ре банковской ре деятельности», ре «О ре наркотических ре средствах ре и ре психотропных ре веществах», ре «О ре борьбе ре с ре терроризмом» ре и ре др.

9. В ре новой ре редакции ре Закона ре об ре ОРД ре представляется ре необходимым ре дать ре законодательные ре определения ре основных ре понятий, ре прежде ре всего, ре оперативно-розыскных ре мероприятий, ре а ре также ре закрепить ре положения, ре по ре возможности ре исключающие ре неоднозначное ре толкование ре законодательных ре предписаний ре и ре укрепляющие ре правовую ре основу ре ОРД. ре Специального ре законодательного ре толкования ре требует ре понятие ре провокации ре преступления.

10. Необходимо ре четкое ре разграничение ре полномочий ре органов ре государственной ре власти ре в ре сфере ре административно-правового ре регулирования ре ОРД ре ОВД;

11. С ре учетом ре накопленного ре опыта ре взаимодействия ре в ре сфере ре оперативно-розыскной ре деятельности ре внести ре коррективы ре в ре межведомственные ре соглашения ре и ре нормативно-правовые ре акты, ре регламентирующие ре организацию ре и ре тактику ре совместных ре или ре согласованных ре оперативно-розыскных ре мероприятий.

Таким ре образом, ре хотя ре Федеральный ре закон ре «Об ре оперативно-розыскной ре деятельности» ре открыл ре более ре широкие ре возможности ре использования ре сил, ре средств ре и ре методов ре ОРД ре в ре борьбе ре с ре преступностью, ре обеспечении ре безопасности ре личности, ре общества ре и ре государства ре от ре преступных ре посягательств, ре эффективность ре оперативно-розыскного ре противодействия ре криминальным ре проявлениям ре во ре многом ре сдерживается ре существенными ре недостатками ре нормативно-правового, ре и, ре прежде ре всего ре законодательного, ре регулирования ре ОРД.

Заключение

Оперативно-розыскная ре деятельность ре - ре вид ре деятельности, ре осуществляемой ре гласно ре и ре негласно ре оперативными ре подразделениями ре государственных ре органов, ре уполномоченных ре на ре то ре настоящим ре Федеральным ре законом, ре в ре пределах ре их ре полномочий ре посредством ре проведения ре оперативно-розыскных ре мероприятий ре в ре целях ре защиты ре жизни, ре здоровья, ре прав ре и ре свобод ре человека ре и ре гражданина, ре собственности, ре обеспечения ре безопасности ре общества ре и ре государства ре от ре преступных ре посягательств. ре (ст. ре 1 ре ФЗ ре «Об ре оперативно-розыскной ре деятельности»)


Оперативно-розыскное ре законодательство, ре очевидно, ре в ре силу ре его ре молодости, ре объективной ре сложности ре и ре деликатности, ре регулируемых ре им ре отношений ре не ре лишено ре определённых ре недостатков, ре которые ре являются ре существенными. ре Основные ре из ре них ре сводятся ре к ре пробелам ре правового ре регулирования, ре декларативности ре ряда ре норм, ре их ре несогласованности ре с ре нормами ре других ре отраслей ре законодательства, ре противоречивости ре отдельных ре предписаний, ре нечеткости ре законодательных ре формулировок. ре Если ре эти ре проблемы ре систематизировать, ре то ре можно ре выявить ре их ре причины. ре

В ре данной ре работе ре представлена ре попытка ре выявить ре истоки ре проблем ре правового ре регулирования ре оперативно-розыскной ре деятельности, ре их ре содержание ре при ре проведении ре оперативно ре - ре розыскных ре мероприятий ре и ре при ре использовании ре результатов ре оперативно-розыскной ре деятельности ре (ОРД) ре в ре Уголовном ре процессе, ре и ре возможные ре пути ре их ре решения ре с ре учётом ре практики ре применения ре действующего ре законодательства.

Список использованных источников

  1. Конституция ре Российской ре Федерации ре (принята ре всенародным ре голосованием ре 12.12.1993) ре (с ре учетом ре поправок, ре внесенных ре Законами ре РФ ре о ре поправках ре к ре Конституции ре РФ ре от ре 30.12.2008 ре N ре 6-ФКЗ, ре от ре 30.12.2008 ре N ре 7-ФКЗ) ре // ре Собрание ре законодательства ре РФ", ре 26.01.2009, ре N ре 4, ре ст. ре 445.
  2. Уголовно-процессуальный ре кодекс ре Российской ре Федерации ре от ре 18.12.2001 ре N ре 174-ФЗ ре (ред. ре от ре 26.04.2013, ре с ре изм. ре от ре 21.05.2013) ре // ре Собрание ре законодательства ре РФ", ре 24.12.2001, ре N ре 52 ре (ч. ре I), ре ст. ре 4921.
  3. Федеральный ре закон ре «Об ре оперативно-розыскной ре деятельности» ре от ре 12 ре августа ре 1995 ре г. ре N ре 144-ФЗ ре (в ре ред. ре от ре 05.04.2013 ре N ре 53-ФЗ) ре //"Собрание ре законодательства ре РФ", ре 14.08.1995, ре N ре 33, ре ст. ре 3349.
  4. Федеральный ре закон ре "О ре полиции" ре от ре 7 ре февраля ре 2011 ре г. ре N ре 3-ФЗ ре (в ре ред. ре От ре 5 ре апреля ре 2013 ре г. ре N ре 37-ФЗ) ре // ре Собрание ре законодательства ре РФ", ре 14.02.2011, ре N ре 7, ре ст. ре 900.
  5. Авдеев ре В.Г. ре Оперативно-розыскные ре меры ре ОВД ре по ре выявлению ре и ре раскрытию ре экономических ре преступлений ре в ре сфере ре внешнеэкономической ре деятельности: ре автореф. ре дис. ре канд. ре юрид. ре наук. ре Калининград, ре 2016.
  6. Агафонов ре Ю.А. ре Основы ре оперативно-розыскной ре деятельности ре Органов ре Внутренних ре Дел. ре Краснодар ре 2017.
  7. Аменицкая ре Н.А. ре Взаимодействие ре следователя ре органов, ре осуществляющих ре ОРД ре в ре раскрытии ре и ре расследовании ре преступлений ре (в ре ОВД): ре авто-реф. ре дис. ре канд. ре юрид. ре наук. ре Н. ре Новгород, ре 2016.
  8. Багнычев ре В.А. ре Оперативно-розыскные ре мероприятия ре по ре противодействию ре легализации ре (отмыванию) ре доходов, ре полученных ре преступным ре путем: ре лекция. ре Краснодар: ре Краснодар. ре ун-т ре МВД ре России, ре 2016.
  9. Багнычев ре В. ре А., ре Субачев ре С.Ю. ре Методические ре рекомендации ре по ре организации ре и ре проведению ре оперативно-розыскных ре и ре иных ре мероприятий ре в ре сфере ре иностранного ре инвестирования. ре Краснодар, ре 2016.
  10. Ганиев ре Т.Г. ре Типичные ре уголовно-процессуальные, ре оперативно-розыскные ре и ре иные ре правонарушения ре в ре деятельности ре сотрудников ре уголовного ре розыска ре и ре основные ре направления ре борьбы ре с ре ними: ре автореф. ре дис. ре канд. ре юрид. ре наук. ре Тюмень, ре 2015.
  11. Горяинов ре К.К. ре Федеральный ре закон ре «Об ре оперативно-розыскной ре деятельности»: ре комментарий. ре М., ре 2017.
  12. Доля ре Е.А. ре Формирование ре доказательств ре на ре основе ре результатов ре оперативно-розыскной ре деятельности: ре Монография. ре М., ре 2015.
  13. Дубоносов ре Е.С. ре Основы ре оперативно-розыскной ре деятельности: ре курс ре лекций. ре М., ре 2016.
  14. Железняк ре Т.И ре Проблемы ре законодательного ре регулирования ре оперативно-розыскной ре деятельности: ре автореф. ре дис. ре канд. ре юрид. ре наук. ре Иркутск, ре 2017.
  15. Захарцев ре С.И. ре Оперативно-розыскные ре мероприятия ре в ре России ре и ре за ре рубежом. ре СПб., ре 2015.
  16. Митцукова ре Г.А. ре Право ре на ре неприкосновенность ре частной ре жизни ре как ре конституционное ре право ре человека ре и ре гражданина: ре монография ре / ре Г.А. ре Митцукова. ре - ре Екатеринбург: ре Изд-во ре Уральского ре юридического ре института ре МВДРоссии, ре 2017.
  17. Омелин ре В.Н. ре Институт ре оперативно-розыскных ре мероприятий ре в ре оперативно-розыскном ре законодательстве. ре М., ре 2017.