Файл: Контроль за оперативно-розыскной деятельностью (Контроль за оперативно-розыскной деятельностью).pdf
Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 102
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1 Контроль и надзор за оперативно-розыскной деятельностью
1.1 Контроль за оперативно-розыскной деятельностью
1.2 Прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью
2 Проблемы оперативно-розыскной деятельности и пути их решения
2.1 Общие истоки проблем правового регулирования оперативно-розыскной деятельности
2.2 Проблемы при использовании результатов ОРД в Уголовном процессе
Введение
В современных условиях модернизации Российского государства все большее значение приобретает четкое функционирование механизмов контроля и надзора во всех сферах жизни общества.
Контрольная и надзорная формы юридической деятельности придают необходимый динамизм происходящим в стране преобразованиям, становятся одним из решающих факторов углубления реального демократизма, построения правового государства.
Малоэффективные контроль и надзор (либо их отсутствие) нередко становятся причиной нарушения прав и свобод граждан, влекут значительный ущерб, не позволяют претворять в жизнь намеченное, тормозят реформы. В частности, важен контроль за оперативно-розыскной деятельностью, которая осуществляется на принципах конспирации, а её задачи решаются с использованием преимущественно негласных возможностей и мероприятий, в т.ч. ограничивающих права и свободы человека и гражданина.
Статья 1 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 10.07.2012) «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее - ФЗ «Об ОРД») определяет ОРД как вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то ФЗ «Об ОРД», в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий (далее - ОРМ) в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.
В качестве гарантий законности ОРД выступают судебный контроль и прокурорский надзор за ОРД. Гарантом законности при ее осуществлении также является ведомственный контроль.
Целью настоящей работы является изучение контроля и надзора за ОРД.
Для достижения данной цели нужно решить следующие задачи:
1) провести анализ вневедомственного (внешнего) контроля за ОРД;
2) определить особенности ведомственного (внутреннего) контроля за ОРД;
3) охарактеризовать сущность прокурорского надзора в рассматриваемой сфере.
1 Контроль и надзор за оперативно-розыскной деятельностью
1.1 Контроль за оперативно-розыскной деятельностью
Контроль за оперативно-розыскной деятельностью осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации, Правительство Российской Федерации в пределах полномочий, определяемых Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами.
1. ОРД, учитывая ее преимущественно негласный, конспиративный характер, сопряженность ряда ОРМ с ограничением конституционных прав и свобод граждан, получением информации, затрагивающей их частную жизнь, требует контроля за порядком ее осуществления для достижения законодательно закрепленных целей и задач.
В соответствии с Конституцией РФ государственную власть в РФ осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание РФ (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ. Комментируемая статья определяет эти органы власти в качестве субъектов, наделенных правом осуществления контроля за ОРД.
2. Статья является бланкетной. Для уяснения ее содержания необходимо руководствоваться положениями норм Конституции РФ, ФКЗ и ФЗ, определяющими полномочия Президента РФ, Федерального Собрания РФ и Правительства РФ.
3. Согласно Конституции РФ Президент РФ является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Президент РФ: вносит законопроекты в Государственную Думу; подписывает и обнародует федеральные законы; издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории РФ; обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.
Президент формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ, который рассматривает вопросы внутренней и внешней политики России в области обеспечения безопасности, стабильности и правопорядка, осуществляет подготовку решений Президента РФ, касающихся состояния защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз.
Президентский контроль включает контроль как самого Президента РФ, так и его аппарата, который глава государства в соответствующих указах наделил контрольными функциями. Главное контрольное управление (ГКУ) Администрации Президента РФ уполномочено контролировать организацию основных направлений ОРД в полном объеме на федеральном, окружном уровнях, а также на уровне субъектов РФ. ГКУ (без прямого поручения Президента РФ) правомочно осуществлять контроль за ОРД в части установления отклонений в организационно-управленческой сфере этой деятельности. Контроль за технологией ОРД (тактикой, методикой, особенно по конкретным делам) без поручения Президента РФ не входит в компетенцию ГКУ.
В ГКУ существует специальное подразделение, осуществляющее по поручению Президента РФ контроль за деятельностью правоохранительных органов и спецслужб, в том числе и за оперативно-розыскной деятельностью. Сотрудники данного подразделения являются прикомандированными сотрудниками МВД России и ФСБ, имеющими соответствующие допуски к работе со сведениями, содержащими государственную тайну.
4. Важным элементом соблюдения принципа законности в ОРД при ее осуществлении является контроль со стороны законодательного органа. Совет Федерации и Государственная Дума Федерального Собрания РФ образуют комитеты и комиссии, проводят по вопросам своего ведения парламентские слушания, определяют расходные статьи бюджета, выделяемого на осуществление ОРД. В качестве контроля за ОРД на заседаниях Государственной Думы и Совета Федерации могут рассматриваться различные вопросы, касающиеся этой деятельности, для участия в обсуждениях могут приглашаться должностные лица органов — субъектов ОРД. В порядке контроля руководители комиссий и комитетов, депутаты вправе направлять депутатские запросы, касающиеся осуществления ОРД и ее результатов.
5. Регламентами, определяющими полномочия Государственной Думы и Совета Федерации, предусмотрено их право на получение необходимой информации от других государственных органов и организаций.
При обращении членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы в органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения, на предприятия, в учреждения, организации должностные лица обязаны обеспечить их необходимой информацией или документацией по вопросам, связанным с их депутатской деятельностью (см. ст. 17 ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»).
6. Особой формой контроля за ОРД является проведение парламентского расследования. Исходя из смысла п. 1 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 27 декабря 2005 г. № 196-ФЗ «О парламентском расследовании Федерального Собрания Российской Федерации», парламентскому расследованию могут подлежать факты грубого или массового нарушения гарантированных Конституцией РФ прав и свобод человека и гражданина, допущенные в том числе и в ходе ОРД. Вместе с тем в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 4 указанного ФЗ парламентскому расследованию не подлежит деятельность органов дознания и органов предварительного следствия, осуществляемая ими в соответствии с УПК.
7. Правительство РФ как субъект исполнительной власти устанавливает основные направления деятельности и организует работу органов — субъектов ОРД, входящих в его состав, определяет их бюджет и обеспечивает его исполнение, заслушивает должностных лиц органов, осуществляющих ОРД по вопросам борьбы с преступностью и обеспечения безопасности, обеспечения законности, прав и свобод граждан, в том числе в сфере ОРД, издает постановления и распоряжения, касающиеся ОРД, определяющие порядок осуществления ее отдельных направлений, через Минфин России организует финансирование ОРД и контроль за ним.
1.2 Прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью
Прокурорский надзор за исполнением настоящего Федерального закона осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и уполномоченные им прокуроры.
По требованию указанных прокуроров руководители органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, представляют им оперативно-служебные документы, включающие в себя дела оперативного учета, материалы о проведении оперативно-розыскных мероприятий с использованием оперативно-технических средств, а также учетно-регистрационную документацию и ведомственные нормативные правовые акты, регламентирующие порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий.
Сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также о лицах, оказывающих содействие этим органам на конфиденциальной основе, представляются соответствующим прокурорам только с письменного согласия перечисленных лиц, за исключением случаев, требующих их привлечения к уголовной ответственности.
Прокуроры, указанные в части первой настоящей статьи, обеспечивают защиту сведений, содержащихся в представленных документах и материалах.
Неисполнение законных требований прокурора, вытекающих из его полномочий по надзору за оперативно-розыскной деятельностью, влечет за собой установленную законом ответственность.
1. Прокурорский надзор составляет основную, ведущую функцию прокуратуры, определяющую ее государственное предназначение, социально-политическую значимость. Надзор за исполнением законов является наиболее эффективной и последовательной формой контроля со стороны государства в одной из наиболее важных для него сфер — сфере обеспечения законности. Утверждая верховенство Конституции РФ, действующих на территории РФ законов, прокурорский надзор выступает действенным инструментом защиты интересов личности, общества и государства.
Прокурорский надзор за ОРД — это осуществляемая от имени государства деятельность прокуратуры, призванная обеспечить верховенство закона, единство и укрепление законности, защиту прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства при осуществлении органами — субъектами ОРД и их должностными лицами ОРД путем выявления и своевременного устранения любых нарушений закона и привлечения к ответственности виновных.
2. Комментируемая статья является специальной по отношению к нормам ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» (далее — ФЗ о прокуратуре), который определяет содержание, предмет прокурорского надзора, полномочия прокурора при его осуществлении. В частности, ст. 22 ФЗ о прокуратуре определяет общие полномочия прокурора при выполнении им возложенных на него функций. Какими-либо дополнительными, специальными полномочиями применительно к ОРД этим Законом прокурор не наделяется. Наоборот, ст. 30 ФЗ о прокуратуре содержит отсылочную норму, согласно которой полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, дознание и предварительное следствие, устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством РФ и другими ФЗ. Соответственно полномочия прокурора в сфере его надзора за ОРД определяются как общими нормами ФЗ о прокуратуре, так и специальными нормами, предусмотренными в комментируемой статье, и в случае конкуренции общей и специальной норм, согласно правилам толкования закона, следует руководствоваться положениями специальной нормы.
3. Оперативно-розыскная деятельность — особый в плане обеспечения прав и свобод граждан вид деятельности. При ее осуществлении используются гласные и негласные методы, что таит в себе возможности для злоупотреблений, нарушений законности. Поэтому не случайно ФЗ об ОРД на первое место ставит принципы законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а надзор за их соблюдением в процессе осуществления ОРД составляет сердцевину, ядро деятельности прокурора в этом направлении.
Выделение надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в качестве самостоятельного направления деятельности прокуратуры свидетельствует о признании ее правозащитного потенциала, особого положения в системе правоохранительных органов, о существенном усилении позиций органов прокуратуры в механизме их государственной охраны. Вместе с тем соблюдение прав и свобод человека и гражданина определяет содержание предмета не только рассматриваемого направления прокурорского надзора. Оно входит также в сферу надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД.