Файл: Контроль за оперативно-розыскной деятельностью (Контроль за оперативно-розыскной деятельностью).pdf
Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 99
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1 Контроль и надзор за оперативно-розыскной деятельностью
1.1 Контроль за оперативно-розыскной деятельностью
1.2 Прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью
2 Проблемы оперативно-розыскной деятельности и пути их решения
2.1 Общие истоки проблем правового регулирования оперативно-розыскной деятельности
2.2 Проблемы при использовании результатов ОРД в Уголовном процессе
1.3 Ведомственный контроль
Руководители ре органов, ре осуществляющих ре оперативно-розыскную ре деятельность, ре несут ре персональную ре ответственность ре за ре соблюдение ре законности ре при ре организации ре и ре проведении ре оперативно-розыскных ре мероприятий. ре [1] ре ветственно ре и ре ведомственный ре контроль ре не ре сводится ре только ре к ре тому, ре как ре субъекты ре ОРД ре соблюдают ре законодательство ре и ре подзаконные ре нормативные ре правовые ре акты.
3. ре Ведомственный ре контроль ре осуществляется ре на ре всех ре стадиях ре подготовки ре и ре проведения ре ОРМ ре и ре ОРД ре в ре целом, ре начиная ре от ре выяснения ре оснований ре и ре условий ре для ре проведения ре ОРМ ре и ре заканчивая ре использованием ре их ре результатов, ре а ре также ре начиная ре с ре решения ре задачи ре добывания ре информации ре и ре заканчивая ре предупреждением, ре пресечением ре и ре раскрытием ре преступлений, ре осуществлением ре розыска ре лиц, ре скрывающихся ре от ре органов ре дознания, ре следствия ре и ре суда, ре уклоняющихся ре от ре уголовного ре наказания, ре либо ре розыска ре без ре вести ре пропавших.
4. ре Ведомственный ре контроль ре за ре ОРД ре организуют ре руководители ре органов ре — ре субъектов ре ОРД ре на ре основании ре ФЗ ре об ре ОРД ре и ре ведомственных ре нормативных ре актов.
Руководителем ре органа, ре осуществляющего ре ОРД, ре является ре начальник ре государственного ре органа, ре оперативные ре подразделения ре которого ре уполномочены ре осуществлять ре ОРД, ре а ре равно ре его ре заместитель, ре курирующий ре работу ре оперативных ре подразделений, ре непосредственный ре руководитель ре оперативного ре подразделения ре (департамент, ре управление, ре оперативно-розыскное ре бюро, ре отдел, ре отделение).
Иные ре должностные ре лица ре органа, ре осуществляющего ре ОРД, ре т. ре е. ре штатные ре сотрудники ре оперативного ре подразделения, ре наделенные ре правом ре осуществления ре организационно-распорядительных ре и ре (или) ре оперативно-розыскных ре функций ре при ре подготовке ре и ре проведении ре ОРМ, ре не ре являются ре субъектами ре ведомственного ре контроля.
По ре поручению ре руководителя ре органа, ре осуществляющего ре ОРД, ре контроль ре за ре ОРД ре вправе ре осуществлять ре должностные ре лица, ре не ре входящие ре в ре штаты ре оперативных ре подразделений, ре но ре реализующие ре в ре соответствии ре с ре занимаемой ре должностью ре контролирующие ре функции. ре Это ре могут ре быть ре имеющие ре соответствующие ре допуски ре работники ре аппарата ре министра, ре организационно-инспекторских ре подразделений, ре инспекций ре по ре личному ре составу, ре контрольно-ревизионных ре подразделений, ре подразделений ре собственной ре безопасности.
5. ре Предметом ре ведомственного ре контроля ре являются ре законность ре ОРД, ре эффективность ре решения ре ее ре задач, ре применения ре сил ре и ре средств ре ОРД, ре обеспечения ре прав ре и ре свобод ре граждан, ре конспирация ре и ре режим ре секретности.
Ведомственный ре контроль ре реализуется ре руководителями ре органов, ре осуществляющих ре ОРД, ре в ре целях ре своевременного, ре полного ре и ре эффективного ре принятия ре мер ре по ре выявлению, ре предупреждению, ре пресечению ре и ре раскрытию ре преступлений, ре розыску ре скрывшихся ре преступников ре и ре лиц, ре пропавших ре без ре вести, ре решения ре иных ре задач ре ОРД, ре обеспечения ре соблюдения ре прав ре и ре законных ре интересов ре граждан, ре рационального ре и ре эффективного ре расходования ре финансовых ре средств, ре выделяемых ре на ре ОРД, ре правомерного ре проведения ре ОРМ.
Достижение ре поставленных ре перед ре ведомственным ре контролем ре целей ре требует ре реализации ре определенных ре задач ре (направлений), ре которые ре можно ре свести ре к ре следующему:
проверка ре проведения ре ОРМ ре как ре главной ре составляющей ре ОРД, ре их ре организации ре и ре тактики;
контроль ре за ре оперативностью ре и ре полнотой ре оперативной ре проверки ре заявлений ре и ре сообщений ре о ре преступлениях;
проверка ре соблюдения ре правил ре конспирации;
выявление ре внутренних ре резервов ре повышения ре эффективности ре проведения ре ОРМ, ре совершенствования ре организации ре и ре тактики ре ОРД, ре расходования ре материальных ре и ре денежных ре средств ре на ре ее ре обеспечение;
превентивная ре задача, ре состоящая ре в ре предупреждении ре и ре предотвращении ре возможных ре нарушений ре оперативно-розыскного ре законодательства;
обеспечение ре безопасности ре участников ре ОРМ, ре контроль ре за ре выполнением ре конфидентами ре контрактных ре обязательств ре и ре реализацией ре мер ре их ре социальной ре и ре правовой ре защиты.
6. ре В ре порядке ре контроля ре руководители, ре наделенные ре правом ре его ре осуществления, ре изучают ре оперативные ре материалы, ре полученные ре в ре результате ре проведения ре ОРМ, ре отражающие ре основания ре и ре условия ре их ре проведения, ре иные ре документы, ре имеющие ре отношение ре к ре ОРД, ре и ре принимают ре по ре ним ре решения.
Поскольку ре ведомственный ре контроль ре есть ре и ре функция ре управления, ре руководители ре дают ре указания ре о ре проведении ре работы ре по ре осуществлению ре оперативной ре проверки, ре санкционируют ре заведение ре ДОУ, ре контролируют ре сроки, ре порядок, ре полноту ре их ре ведения, ре проверяют ре обоснованность ре их ре прекращения, ре утверждают ре планы ре мероприятий, ре дают ре задания ре на ре проведение ре ОРМ ре другими ре оперативными ре подразделениями ре либо ре санкционируют ре их, ре составляют ре постановления ре и ре выступают ре с ре ходатайством ре о ре проведении ре ОРМ, ре санкционируют ре выдачу ре денежных ре средств ре на ре оперативные ре расходы, ре заслушивают ре участников ре ОРМ, ре дают ре обязательные ре для ре них ре указания, ре заключают ре контракты ре о ре сотрудничестве ре с ре лицами, ре выразившими ре желание ре сотрудничать ре с ре оперативными ре подразделениями ре органов ре — ре субъектов ре ОРД, ре анализируют ре оперативную ре информацию, ре делают ре выводы ре по ре ней, ре дают ре указания ре на ре проведение ре мероприятий, ре рассматривают ре жалобы ре и ре заявления ре граждан, ре в ре том ре числе ре на ре незаконные ре действия ре должностных ре лиц.
7. ре Согласно ре положениям ре норм ре ФЗ ре об ре ОРД ре руководители ре субъектов ре ОРД ре наделены ре достаточно ре широкими ре полномочиями, ре посредством ре реализации ре которых ре осуществляется ре ведомственный ре контроль.
Так, ре руководители ре указанных ре органов ре определяют ре перечень ре оперативных ре подразделений, ре правомочных ре осуществлять ре ОРД, ре их ре полномочия, ре структуру ре и ре организацию ре работы.
Они ре принимают ре решение ре об ре уничтожении ре полученных ре в ре результате ре проведения ре ОРМ ре материалов ре в ре отношении ре лиц, ре виновность ре которых ре в ре совершении ре преступления ре не ре доказана ре в ре установленном ре законом ре порядке, ре если ре служебные ре интересы ре или ре правосудие ре не ре требуют ре иного. ре Они ре принимают ре меры ре по ре восстановлению ре прав ре и ре законных ре интересов, ре возмещению ре причиненного ре вреда ре в ре случаях ре нарушения ре органом ре (должностным ре лицом), ре осуществляющим ре ОРД, ре прав ре и ре законных ре интересов ре физических ре и ре юридических ре лиц ре (ст. ре 5 ре ФЗ ре об ре ОРД ре ).
В ре соответствии ре со ре ст. ре 9 ре ФЗ ре об ре ОРД ре ОРМ, ре ограничивающие ре конституционные ре права ре граждан ре на ре тайну ре переписки, ре телефонных ре переговоров, ре почтовых, ре телеграфных ре и ре иных ре сообщений, ре передаваемых ре по ре сетям ре электрической ре и ре почтовой ре связи, ре на ре неприкосновенность ре жилища, ре могут ре проводиться ре лишь ре по ре мотивированному ре постановлению ре одного ре из ре руководителей ре органа, ре осуществляющего ре ОРД, ре и ре на ре основании ре судебного ре решения. ре По ре постановлению, ре утвержденному ре руководителем ре органа, ре осуществляющего ре ОРД, ре разрешается ре ПТП ре по ре заявлению ре или ре с ре согласия ре отдельных ре лиц ре в ре случае ре возникновения ре угрозы ре их ре жизни, ре здоровью, ре собственности.
На ре основании ре постановления, ре утвержденного ре руководителем ре органа, ре осуществляющего ре ОРД, ре проводятся ре проверочная ре закупка ре или ре контролируемая ре поставка ре предметов, ре веществ ре и ре продукции, ре свободная ре реализация ре которых ре запрещена ре либо ре оборот ре которых ре ограничен, ре а ре также ре оперативный ре эксперимент ре или ре оперативное ре внедрение ре должностных ре лиц ре органов, ре осуществляющих ре ОРД, ре а ре равно ре лиц, ре оказывающих ре им ре содействие.
На ре основании ре постановления ре руководителя ре осуществляется ре представление ре результатов ре ОРД ре органу ре дознания, ре следователю ре или ре в ре суд.
При ре реализации ре этих ре полномочий, ре как ре видно ре из ре положений ре ФЗ ре об ре ОРД, ре определяются ре законность ре проведения ре ОРМ ре и ре правомерность ре действий ре участников ре ОРМ, ре обеспечиваются ре безопасность ре отдельных ре лиц, ре конспирация ре и ре режим ре секретности, ре реализуются ре права ре граждан ре и ре участников ре ОРМ.
8. ре При ре установлении ре фактов ре нарушения ре законности, ре правил ре конспирации, ре допущенных ре в ре ходе ре ОРД, ре разглашения ре сведений ре ограниченного ре распространения ре и ре других ре нарушений ре ФЗ ре об ре ОРД ре назначается ре служебная ре проверка ре и ре по ре ее ре результатам ре принимаются ре соответствующие ре меры ре административного, ре дисциплинарного ре или ре иного ре воздействия. ре Должностные ре лица ре могут ре нести ре дисциплинарную, ре уголовную, ре гражданско-правовую ре ответственность ре на ре основании ре и ре в ре порядке, ре предусмотренных ре ФЗ.
2 Проблемы оперативно-розыскной деятельности и пути их решения
2.1 Общие истоки проблем правового регулирования оперативно-розыскной деятельности
Выделим ре общие ре истоки ре проблем ре правового ре регулирования ре оперативно-розыскной ре деятельности:
1. В ре результате, ре отсутствие ре изначально ре самой ре цели ре реформирования ре данного ре направления ре деятельности ре государства ре обуславливает ре сегодня ре необходимость ре совершенствования ре административно-правового ре и ре уголовно-процессуального ре регулирования ре ОРД ре ОВД ре России.
2. В ре настоящее ре время ре существуют ре пробелы ре в ре отраслевой ре принадлежности ре ОРД ре ОВД. ре Возникает ре вопрос ре принадлежности ре к ре административно ре - ре правовому ре регулированию, ре или ре Уголовно ре - ре процессуальному.
3. Законодательное ре не ре определение ре исходных ре понятий, ре составляющих ре содержание ре ОРД ре и ре предопределяющих ре условия ре ее ре реализации;
4. Не ре соответствие ре норм ре оперативно-розыскного ре и ре смежных ре отраслей ре законодательства;
5. Отсутствие ре детализации ре порядка ре и ре условий ре обеспечения ре конституционного ре принципа ре законности ре в ре сфере ре ОРД ре в ре отношении ре объектов ре и ре субъектов ре (участников) ре этой ре деятельности.
Существующие ре проблемы ре при ре проведении ре оперативно ре - ре розыскных ре мероприятий.
1. Сотрудники ре оперативных ре подразделений ре нередко ре испытывают ре значительные ре затруднения ре из-за ре отсутствия ре законодательного ре определения ре и ре детального ре урегулирования ре ряда ре оперативно-розыскных ре мероприятий. ре Так, ре при ре наведении ре справок ре возникают ре сложности, ре связанные ре с ре различной ре законодательной ре регламентацией ре одних ре и ре тех ре же ре или ре сходных ре вопросов. ре В ре частности, ре сроки ре проверки ре заявлений ре и ре сообщений ре о ре преступлениях, ре согласно ре Уголовно-процессуальному ре кодексу ре РФ ре (ст. ре 144), ре составляют ре не ре более ре трех, ре а ре в ре исключительных ре случаях ре - ре десяти ре суток. ре Между ре тем ре запросы, ре связанные ре с ре наведением ре справок, ре исполняются ре в ре общем ре порядке ре в ре течение ре 30 ре суток. ре При ре наведении ре обычной ре справки ре о ре принадлежности ре номера ре телефона ре работники ре телекоммуникационных ре предприятий, ре ссылаясь ре на ре Федеральный ре закон ре «О ре связи» ре (ст. ре 32), ре требуют ре судебное ре решение, ре а, ре получив ре его, ре представляют ре ответ ре в ре течение ре месяца. ре Такую ре же ре позицию ре занимают ре банковские ре учреждения ре при ре обращении ре за ре сведениями ре о ре счетах ре юридических ре и ре физических ре лиц.
При ре осуществлении ре контроля ре почтовых ре отправлений, ре телеграфных ре и ре иных ре сообщений ре иногда ре возникает ре необходимость ре изъятия ре из ре посылок ре и ре бандеролей ре предметов, ре создающих ре угрозу ре личной ре или ре общественной ре безопасности, ре однако ре в ре Законе ре об ре ОРД ре никаких ре указаний ре на ре этот ре счет ре не ре имеется, ре а ре в ре Законе ре «О ре почтовой ре связи» ре (ст. ре 22) ре эта ре обязанность ре возлагается ре на ре самих ре работников ре Минсвязи, ре что ре без ре привлечения ре соответствующих ре специалистов ре может ре быть ре небезопасным.
В ре процессе ре прослушивания ре телефонных ре переговоров ре нередко, ре хотя ре и ре ненамеренно, ре контролируются ре разговоры ре лиц, ре непричастных ре к ре преступлениям. ре В ре этих ре случаях ре объективно ре ограничиваются ре их ре конституционные ре права. ре При ре отсутствии ре данных ре о ре противоправных ре деяниях ре этих ре лиц ре возникает ре вопрос ре об ре условиях ре допустимости ре подобного ре ограничения ре их ре прав. ре В ре случаях ре же ре выявления ре сведений ре об ре их ре противоправной ре деятельности ре практика ре сталкивается ре с ре необходимостью ре решения ре двух ре проблем: ре обязательно ре ли ре при ре этом ре получение ре дополнительного ре судебного ре решения, ре и ре если ре нет, ре то ре правомерно ре ли ре использовать ре попутно ре полученную ре информацию ре в ре качестве ре судебного ре доказательства? ре [12, ре с.34]