Файл: Приемы психолого-педагогического воздействия на служащих с различными индивидуально-психологическими особенностями (Общее понятие о личности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 51

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Личностью не рождаются, ею становятся.

Формирование личности – сложный процесс, где индивид формирует внутренний мир при коммуникации с другими людьми и выражает внутреннее «я», психические процессы.

По мнению психологов, «ядром» личности является сфера мотивов и внутренние регулятивные механизмы [3] .

К мотивам относят:

  • потребности;
  • интересы;
  • направленность.

К внутренним регулятивным мотивам относят:

  • самосознание;
  • самооценку;
  • самоуважение;
  • и т.д.

С точки зрения психологии управления важными характеристиками личности считаются[2]:

  • темперамент;
  • характер;
  • способности;
  • направленность личности.

От психических свойств зависят способности и неспособности человека к виду деятельности, к взаимодействию. Поэтому при подборе персонала нужно учитывать психические свойства, для уверенности в выполнении им работы [5].

Темперамент – это:

1) устойчивые индивидуальные особенности психики, которые сохраняются долгие годы или всю жизнь;

2) индивидуальные особенности, которые характеризуют скорость, ритм психических процессов, уровень устойчивости чувств.

Для того, чтобы определить к какому типу личностей кандидат относится, необходимо поговорить с ним. Предполагается, что темперамент напрямую зависит от врожденных физиологических особенностей человека от типа нервной системы [6]. Поэтому темперамент считается устойчивым явлением. Но в течение жизни нервная система видоизменяется, зависит это от:

  • условий жизни;
  • воспитания;
  • пережитых болезней.

Поэтому и темперамент может видоизменяться.

Первая классификация видов темперамента была создана древнегреческим ученым Гиппократом. Этой структурой пользуются до сих пор и считают ее основной для понимания психологических особенностей. Классификация(рис. 1) [3]:

  • сангвиник;
  • холерик;
  • флегматик;
  • меланхолик.

Рассмотрим каждый из них.

Характерные черты человека данного вида[1]:

  • активность;
  • быстрое реагирование на изменения;
  • легкое переживание неудач.

Работник-сангвиник обладает:

  • энергией;
  • быстрой речью;
  • долго не устает.

Минусы такого работника [4]:

  • не может быть сосредоточенным долгое время;
  • относительная невнимательность.

Человек обладает следующими качествами:

  • порывистость;
  • страсть;
  • неуравновешенность;
  • склонность к эмоциональному переживанию;
  • склонность к резкой смене настроения.

Работник-холерик обладает:

  • высокой продуктивностью;
  • качеством самостоятельного преодоления трудностей;
  • качеством большого количества и громкого говорения.

Минусы [4]:

  • чрезмерная поспешность;
  • склонность к нервным срывам.

Человек обладает следующими качествами:

  • медлительность;
  • невозмутимость;
  • стабильность настроения;
  • скрытость душевного состояния.

Работник-флегматик обладает [1]:

  • уравновешенностью;
  • вдумчивостью;
  • пунктуальностью;
  • кропотливостью;
  • качеством тщательной работы.

Недостатки:

  • медлительность;
  • инертность;
  • затруднения в «переключении» на другую деятельность.

Человек обладает следующими качествами [3]:

  • ранимость;
  • глубокое и искреннее переживание из-за мелочей;
  • скрытость душевного переживания;
  • тихий тембр голоса;
  • смущение.

Работник-меланхолик выполняет работу со стереотипными действиями.

Минусы:

  • не обладает качествами лидера;
  • критиковать необходимо наедине.

Рисунок 1. Относительное изображение типов темперамента

Четкое разграничение темперамента нет. Люди, обладающие одним и тем же типом, в зависимости от ситуации по-разному его проявляют [2]. Также может демонстрироваться феноменом «маскировки темперамента», т.е. субъект намеренно «блокирует» врожденные качества, заменяя приобретенными привычками и навыками поведения. Например, руководитель-холерик, узнав об успехе, может стать сдержанным [5]. Знание основных характеристик темперамента помогут существенно облегчить общение с людьми, а это способствует [3]:

    • эффективному управлению работы;
    • предотвращению неудач;
  • предотвращению конфликтов.

Характер считается важным компонентом личности.

Характер – комбинирование индивидуальных устойчивых психических особенностей субъекта, которое отвечает за обычный способ поведения и отношения к действительности [9].

Характер и темперамент тесно взаимосвязаны. Темперамент оставляет отпечаток на характере. Их отличие: темперамент – это врожденная черта, а характер считается приобретенным явлением в ходе воспитания. Типы характера зависят от определенности.

Определенный характер – явление с одной или несколькими доминирующими чертами [10]. Например, у Плюшкина из поэмы «Мертвые души» ярко проявлялась жадность, ей подчинялись другие черты характера.


Неопределенный характер – свойство, которое не имеет доминирующих черт, т.е. на первый план выходят разные качества, зависящие от ситуации.

Характеры можно описать только когда они цельные.

Цельные характеры – особенности, которые не содержат явных противоречий между целями и поведением, для них характерно единство мыслей и чувств. Например, Татьяна из романа «Евгений Онегин».

Противоположностью цельного характера является противоречивый, для которого типичен конфликт между [8]:

  • целями и поведением;
  • мотивами;
  • мыслями;
  • чувствами;
  • желаниями;
  • стремлениями.

Противоречивым характером обладал Хлестаков из комедии «Ревизор»: его мечты были о блестящей карьере, но сам был бездельником и т.д.

Для работодателя человек с противоречивым характером может стать источником конфликтов, так как таким человеком трудно управлять [6].

Черты характера делятся на:

  • волевые;
  • моральные;
  • эмоциональные.

К волевым чертам характеру относят:

  • целеустремленность;
  • настойчивость;
  • решительность;
  • твердость;
  • упрямство;
  • храбрость;
  • трусость.

К моральным чертам характеру относят [1]:

  • чуткость;
  • гуманность;
  • правдивость;
  • внимательность;
  • лживость;
  • коллективизм;
  • индивидуализм.

К эмоциональным чертам характера относят [3]:

  • вспыльчивость;
  • нежность;
  • плаксивость;
  • обидчивость;
  • страстность.

Для успешной работы организации преимущество отдается моральным чертам. Их наличие у сотрудника говорят о его искренности, доброте, внимательности [8]. А руководитель должен обладать волевыми чертами: решительностью, выдержкой и т.д.

Экстраверты и интроверты являются характеристиками индивидуально-психологических различий лиц.

Экстраверты – люди, ориентированные на общество.

Экстравертами чаще всего бывают сангвиники и холерики.

Интроверты – люди, сосредоточенные на внутреннем мире.

Обычно, интровертами считаются меланхолики, флегматики.

Также для полной характеристики человека как личности необходимо знать о его способностях [7].

Способности – индивидуальные, психологические особенности, являющиеся субъективными условиями для успешной деятельности.

Они формируются в процессе взаимодействия с обществом. Стоит понимать, что способности – это:

  • знания;
  • умения;
  • быстрота овладения навыками;
  • прочность.

Способности состоят из нескольких компонентов, которые могут заменять недостающие. Например, человек, который не может быстро усвоить материал, заменяет это упорством [6]. Ученые разработали много методик для развития определенных способностей. Так, например, существует методика по развитию музыкального слуха.


Вопрос о формировании способностей к определенному типу деятельности является наиболее актуальным в психологии управления. Многие ученые придерживаются того, что способности можно развить при помощи личной установки [3].

Установка – это психологическая предрасположенность индивида к конкретному поведению, которое ориентирует его деятельность.

Чтобы усовершенствовать способности, нужно сформировать у индивида установку. Но иногда самые сильные методики могут быть бессильными.

Следующим дополнительным компонентом является направленность личности.

Направленность личности – это психическое свойство личности, которое выражает цели и мотивы поведения [5].

Мотивы заставляют делать человека те поступки, которые необходимы для достижения целей. В них проявляются потребности личности, которые делятся на:

  • материальные;
  • духовные.

Потребности регулируют деятельность. В мозгу они превращаются в форму желаний, влечений, интересов [6]. Предметное содержание потребностей зависит, например, от:

  • организма;
  • общества;
  • социальной группы;
  • и т.д.

Пример, приведенным физиологом Павловым И.П., если щенка кормить молочной продукцией, то у него не будет наблюдаться пищевая реакция. Она проявиться в момент, когда животное начнет есть мясо.

Потребности для человека – это мотивы, и они изменяются, могут как расширяться, так и сужаться [2]. Когда мотивы осознаются лицом, то они превращаются в цели. Их совокупность раскрывает направленность личности. Например, психологическая характеристика личности студента: один студент хочет получить хорошие оценки за экзамены, чтобы не потерять стипендию, а другой ставит для себя в приоритете приобретение навыков профессии. Успехи в учебе могут быть одинаковыми, но цели разными.

В данной главе были рассмотрены особенности личности и ее характеристика. Очевидно, что мотивы характеризуют личность. Подводя итог характеристики личности и ее поведения, необходимо отметить, что эффективное руководство должно быть сориентировано на человека, работающего в организации. Это позволит сформировать слаженный коллектив организации, наилучшим образом достигающий поставленной цели.

ГЛАВА 2. МОТИВАЦИЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНИЗАЦИИ


2.1. Трудности мотивации (в психологии)

Проблема мотивации и мотивов поведения и деятельности – одна из стержневых, но непонятная отрасль психологии. Т.к. понятие мотив является не только категорией понятийного аппарата психологии, но и понятием обыденного сознания. В обыденном сознании мотив понимается, как побудительная причина поступка, - слишком широкое и разнообразное по своему содержанию. У ученых – разные мнения.

Проблема определения ведущих понятий.

Потребность (ПТ) – свойство всех живых существ, у человека – осознание и цель.

- Понимание потребности как нужды в чём-либо, что находится за пределами организма (Узнадзе, Платонов)

- Потребность как отсутствие блага (благо – состояние человека и внешней среды, которые обуславдивают сохранение и развитие субекта, Магун) [5].

- Потребность как необходимость (как заложенная программа, Д.А.Леонтьев: потребность есть объективное отношение между субъектом и миром. Потребность нужно определять через формы деятельности, в которых она реализуется, рассматривая ее как потребность в деятельности, а не в предмете) [6].

- Потребность как состояние, в частности – как состояние напряженности (В.Н.Мясищев, П.А.Рудик). Чхарташвили. Б.И.Додонов: переживание нужды потребностным состоянием – это еще не потребность, так как не является первоисточником активности человека и не выполняет свою главную функцию – побудительную. Оно сигнализирует о том есть трудности в удовл. ПТ [9].

Мотив – отдельная устойчивая личностная диспозиция, формируется на основе в значительной степени осознанных и значимых переживаний потребности и побуждения к Д,

- Мотив как потребность.

Мотив рассматривается как побудитель действий, деятельности, поведения человека - почему человека хочет проявить активность. С.Л.Рубинштейн: в потребности содержится активное отношение (стремление), направляющее человека на преобразование условий с целью удовлетворения нужды. ПТ объясняет, откуда берется энергия для проявления человеческой активности [7]. Органическая потребность (нужда) не приводит прямо к активности по устранению нужды, а лишь создает повышенную чувствительность к воздействию соответствующих ей внешних раздражителей. П.В.Симонов: потребность – основа и движущая сила человеческого поведения, отождествляет их с мотивами [9].