Файл: Приемы психолого-педагогического воздействия на служащих с различными индивидуально-психологическими особенностями (Общее понятие о личности).pdf
Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 51
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.2 Свойства и характеристики личности
ГЛАВА 2. МОТИВАЦИЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНИЗАЦИИ
2.1. Трудности мотивации (в психологии)
2.2. Подходы к мотивации служащих. Методы стимулирования
ГЛАВА 3. СТРАТЕГИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
Личностью не рождаются, ею становятся.
Формирование личности – сложный процесс, где индивид формирует внутренний мир при коммуникации с другими людьми и выражает внутреннее «я», психические процессы.
По мнению психологов, «ядром» личности является сфера мотивов и внутренние регулятивные механизмы [3] .
К мотивам относят:
- потребности;
- интересы;
- направленность.
К внутренним регулятивным мотивам относят:
- самосознание;
- самооценку;
- самоуважение;
- и т.д.
С точки зрения психологии управления важными характеристиками личности считаются[2]:
- темперамент;
- характер;
- способности;
- направленность личности.
От психических свойств зависят способности и неспособности человека к виду деятельности, к взаимодействию. Поэтому при подборе персонала нужно учитывать психические свойства, для уверенности в выполнении им работы [5].
Темперамент – это:
1) устойчивые индивидуальные особенности психики, которые сохраняются долгие годы или всю жизнь;
2) индивидуальные особенности, которые характеризуют скорость, ритм психических процессов, уровень устойчивости чувств.
Для того, чтобы определить к какому типу личностей кандидат относится, необходимо поговорить с ним. Предполагается, что темперамент напрямую зависит от врожденных физиологических особенностей человека от типа нервной системы [6]. Поэтому темперамент считается устойчивым явлением. Но в течение жизни нервная система видоизменяется, зависит это от:
- условий жизни;
- воспитания;
- пережитых болезней.
Поэтому и темперамент может видоизменяться.
Первая классификация видов темперамента была создана древнегреческим ученым Гиппократом. Этой структурой пользуются до сих пор и считают ее основной для понимания психологических особенностей. Классификация(рис. 1) [3]:
- сангвиник;
- холерик;
- флегматик;
- меланхолик.
Рассмотрим каждый из них.
Характерные черты человека данного вида[1]:
- активность;
- быстрое реагирование на изменения;
- легкое переживание неудач.
Работник-сангвиник обладает:
- энергией;
- быстрой речью;
- долго не устает.
Минусы такого работника [4]:
- не может быть сосредоточенным долгое время;
- относительная невнимательность.
Человек обладает следующими качествами:
- порывистость;
- страсть;
- неуравновешенность;
- склонность к эмоциональному переживанию;
- склонность к резкой смене настроения.
Работник-холерик обладает:
- высокой продуктивностью;
- качеством самостоятельного преодоления трудностей;
- качеством большого количества и громкого говорения.
Минусы [4]:
- чрезмерная поспешность;
- склонность к нервным срывам.
Человек обладает следующими качествами:
- медлительность;
- невозмутимость;
- стабильность настроения;
- скрытость душевного состояния.
Работник-флегматик обладает [1]:
- уравновешенностью;
- вдумчивостью;
- пунктуальностью;
- кропотливостью;
- качеством тщательной работы.
Недостатки:
- медлительность;
- инертность;
- затруднения в «переключении» на другую деятельность.
Человек обладает следующими качествами [3]:
- ранимость;
- глубокое и искреннее переживание из-за мелочей;
- скрытость душевного переживания;
- тихий тембр голоса;
- смущение.
Работник-меланхолик выполняет работу со стереотипными действиями.
Минусы:
- не обладает качествами лидера;
- критиковать необходимо наедине.
Рисунок 1. Относительное изображение типов темперамента
Четкое разграничение темперамента нет. Люди, обладающие одним и тем же типом, в зависимости от ситуации по-разному его проявляют [2]. Также может демонстрироваться феноменом «маскировки темперамента», т.е. субъект намеренно «блокирует» врожденные качества, заменяя приобретенными привычками и навыками поведения. Например, руководитель-холерик, узнав об успехе, может стать сдержанным [5]. Знание основных характеристик темперамента помогут существенно облегчить общение с людьми, а это способствует [3]:
-
- эффективному управлению работы;
- предотвращению неудач;
- предотвращению конфликтов.
Характер считается важным компонентом личности.
Характер – комбинирование индивидуальных устойчивых психических особенностей субъекта, которое отвечает за обычный способ поведения и отношения к действительности [9].
Характер и темперамент тесно взаимосвязаны. Темперамент оставляет отпечаток на характере. Их отличие: темперамент – это врожденная черта, а характер считается приобретенным явлением в ходе воспитания. Типы характера зависят от определенности.
Определенный характер – явление с одной или несколькими доминирующими чертами [10]. Например, у Плюшкина из поэмы «Мертвые души» ярко проявлялась жадность, ей подчинялись другие черты характера.
Неопределенный характер – свойство, которое не имеет доминирующих черт, т.е. на первый план выходят разные качества, зависящие от ситуации.
Характеры можно описать только когда они цельные.
Цельные характеры – особенности, которые не содержат явных противоречий между целями и поведением, для них характерно единство мыслей и чувств. Например, Татьяна из романа «Евгений Онегин».
Противоположностью цельного характера является противоречивый, для которого типичен конфликт между [8]:
- целями и поведением;
- мотивами;
- мыслями;
- чувствами;
- желаниями;
- стремлениями.
Противоречивым характером обладал Хлестаков из комедии «Ревизор»: его мечты были о блестящей карьере, но сам был бездельником и т.д.
Для работодателя человек с противоречивым характером может стать источником конфликтов, так как таким человеком трудно управлять [6].
Черты характера делятся на:
- волевые;
- моральные;
- эмоциональные.
К волевым чертам характеру относят:
- целеустремленность;
- настойчивость;
- решительность;
- твердость;
- упрямство;
- храбрость;
- трусость.
К моральным чертам характеру относят [1]:
- чуткость;
- гуманность;
- правдивость;
- внимательность;
- лживость;
- коллективизм;
- индивидуализм.
К эмоциональным чертам характера относят [3]:
- вспыльчивость;
- нежность;
- плаксивость;
- обидчивость;
- страстность.
Для успешной работы организации преимущество отдается моральным чертам. Их наличие у сотрудника говорят о его искренности, доброте, внимательности [8]. А руководитель должен обладать волевыми чертами: решительностью, выдержкой и т.д.
Экстраверты и интроверты являются характеристиками индивидуально-психологических различий лиц.
Экстраверты – люди, ориентированные на общество.
Экстравертами чаще всего бывают сангвиники и холерики.
Интроверты – люди, сосредоточенные на внутреннем мире.
Обычно, интровертами считаются меланхолики, флегматики.
Также для полной характеристики человека как личности необходимо знать о его способностях [7].
Способности – индивидуальные, психологические особенности, являющиеся субъективными условиями для успешной деятельности.
Они формируются в процессе взаимодействия с обществом. Стоит понимать, что способности – это:
- знания;
- умения;
- быстрота овладения навыками;
- прочность.
Способности состоят из нескольких компонентов, которые могут заменять недостающие. Например, человек, который не может быстро усвоить материал, заменяет это упорством [6]. Ученые разработали много методик для развития определенных способностей. Так, например, существует методика по развитию музыкального слуха.
Вопрос о формировании способностей к определенному типу деятельности является наиболее актуальным в психологии управления. Многие ученые придерживаются того, что способности можно развить при помощи личной установки [3].
Установка – это психологическая предрасположенность индивида к конкретному поведению, которое ориентирует его деятельность.
Чтобы усовершенствовать способности, нужно сформировать у индивида установку. Но иногда самые сильные методики могут быть бессильными.
Следующим дополнительным компонентом является направленность личности.
Направленность личности – это психическое свойство личности, которое выражает цели и мотивы поведения [5].
Мотивы заставляют делать человека те поступки, которые необходимы для достижения целей. В них проявляются потребности личности, которые делятся на:
- материальные;
- духовные.
Потребности регулируют деятельность. В мозгу они превращаются в форму желаний, влечений, интересов [6]. Предметное содержание потребностей зависит, например, от:
- организма;
- общества;
- социальной группы;
- и т.д.
Пример, приведенным физиологом Павловым И.П., если щенка кормить молочной продукцией, то у него не будет наблюдаться пищевая реакция. Она проявиться в момент, когда животное начнет есть мясо.
Потребности для человека – это мотивы, и они изменяются, могут как расширяться, так и сужаться [2]. Когда мотивы осознаются лицом, то они превращаются в цели. Их совокупность раскрывает направленность личности. Например, психологическая характеристика личности студента: один студент хочет получить хорошие оценки за экзамены, чтобы не потерять стипендию, а другой ставит для себя в приоритете приобретение навыков профессии. Успехи в учебе могут быть одинаковыми, но цели разными.
В данной главе были рассмотрены особенности личности и ее характеристика. Очевидно, что мотивы характеризуют личность. Подводя итог характеристики личности и ее поведения, необходимо отметить, что эффективное руководство должно быть сориентировано на человека, работающего в организации. Это позволит сформировать слаженный коллектив организации, наилучшим образом достигающий поставленной цели.
ГЛАВА 2. МОТИВАЦИЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНИЗАЦИИ
2.1. Трудности мотивации (в психологии)
Проблема мотивации и мотивов поведения и деятельности – одна из стержневых, но непонятная отрасль психологии. Т.к. понятие мотив является не только категорией понятийного аппарата психологии, но и понятием обыденного сознания. В обыденном сознании мотив понимается, как побудительная причина поступка, - слишком широкое и разнообразное по своему содержанию. У ученых – разные мнения.
Проблема определения ведущих понятий.
Потребность (ПТ) – свойство всех живых существ, у человека – осознание и цель.
- Понимание потребности как нужды в чём-либо, что находится за пределами организма (Узнадзе, Платонов)
- Потребность как отсутствие блага (благо – состояние человека и внешней среды, которые обуславдивают сохранение и развитие субекта, Магун) [5].
- Потребность как необходимость (как заложенная программа, Д.А.Леонтьев: потребность есть объективное отношение между субъектом и миром. Потребность нужно определять через формы деятельности, в которых она реализуется, рассматривая ее как потребность в деятельности, а не в предмете) [6].
- Потребность как состояние, в частности – как состояние напряженности (В.Н.Мясищев, П.А.Рудик). Чхарташвили. Б.И.Додонов: переживание нужды потребностным состоянием – это еще не потребность, так как не является первоисточником активности человека и не выполняет свою главную функцию – побудительную. Оно сигнализирует о том есть трудности в удовл. ПТ [9].
Мотив – отдельная устойчивая личностная диспозиция, формируется на основе в значительной степени осознанных и значимых переживаний потребности и побуждения к Д,
- Мотив как потребность.
Мотив рассматривается как побудитель действий, деятельности, поведения человека - почему человека хочет проявить активность. С.Л.Рубинштейн: в потребности содержится активное отношение (стремление), направляющее человека на преобразование условий с целью удовлетворения нужды. ПТ объясняет, откуда берется энергия для проявления человеческой активности [7]. Органическая потребность (нужда) не приводит прямо к активности по устранению нужды, а лишь создает повышенную чувствительность к воздействию соответствующих ей внешних раздражителей. П.В.Симонов: потребность – основа и движущая сила человеческого поведения, отождествляет их с мотивами [9].