Файл: Приемы психолого-педагогического воздействия на служащих с различными индивидуально-психологическими особенностями (Общее понятие о личности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 50

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Стержневым личностным компонентом педагогической культуры офицера выступает его педагогическое мастерство (рис. 3) [5].

Рисунок 3 Педагогическое мастерство служащего

Структура педагогического мастерства сложна и многогранна. Педагогическое мастерство офицера преломляется сквозь призму его личности, оно невозможно без глубоких знаний психолого-педагогической теории, практики учебно-воспитательных работ [4]. Последние складываются из логики педагогической науки, основных законов, закономерностей, категорий, понятий.

Основой педагогического мастерства выступают глубокие и всесторонние педагогические знания, навыки и умения, а центральным его компонентом является его психолого-педагогическое мышление, которое характеризуется широтой, глубиной, ясностью, прогностичностыо, гибкостью, быстротой и логичностью ума при решении военно-педагогических задач и ситуаций [2].

3.2. Применение приёмов психолого-педагогического воздействия с учётом личностных особенностей служащих

Эффективность работы органов исполнительной власти во многом зависит от профессионализма государственных гражданских служащих и их профессионального развития [1]. Основу такого развития составляют механизмы конкурсного замещения государственных должностей, утверждения должностных и административных регламентов, стимулирования труда, индивидуального планирования профессионального развития, дополнительного профессионального образования, оценки деятельности, проведения служебных, плановых и внеплановых проверок, организации внутреннего и внешнего контроля и другие [3].

Государственная гражданская служба имеет специфические особенности, подлежащие учету при ее организации и осуществлении. Такими особенностями являются особый порядок замещения должностей, оценка соответствия профессиональной компетенции занимаемой должности посредством аттестации и сдачи квалификационных экзаменов, соблюдение исполнительской дисциплины и выполнение должностного регламента, стимулирующие выплаты и надбавки к окладу за особые условия труда, соблюдение служебной этики и ограничения на получение и распространение информации [2].


Для разработки таких методов необходим анализ профессиональной деятельности государственных служащих, определение требуемых деловых, морально-нравственных и личностных качеств, подлежащих формированию или развитию в ходе профессиональной деятельности [3]. Требуется определить или уточнить компетенции, необходимые для осуществления профессиональной деятельности государственных гражданских служащих. Это относится к умению получать и анализировать информацию, обобщать данные, излагать мысли и структурировать информацию, готовить заключения и формулировать выводы, взаимодействовать с коллегами, отстаивать точку зрения, аргументировать мнение, предлагать решения, способствовать новациям и нововведениям [5]. Необходимо оценивать организаторские и лидерские способности, умения решать поставленные задачи, координировать и контролировать ход их выполнения, брать на себя ответственность, планировать и выполнять работу, разрешать спорные ситуации и конфликты, анализировать проблемы и прогнозировать последствия принимаемых решений, систематически пополнять и обновлять профессиональные знания, быть в курсе проблем и тенденций развития общества [1]. При этом требования к профессиональной компетентности государственных гражданских служащих должны быть конкретизированы в зависимости от групп и категорий должностей государственной службы.

Из-за особенностей обучения военных специалистов – имеется в виду специфика военной службы – большую часть времени курсантам приходится проводить во взаимодействии со своими наставниками (офицерами). От того, насколько эффективным будет это взаимодействие, зависит, в конечном итоге, качество подготовки военных специалистов [3]. Именно поэтому в основу методики заложены готовность и желание офицера (наставника) быть педагогом и воспитателем.

Ведь как раз при совместной деятельности офицеров и курсантов происходит воспитание воздействием личного примера командира (преподавателя, офицеров управления, отделов и служб вуза), то есть воздействие личности на личность. Психологической основой влияния личного примера офицера на воспитание военнослужащих, по мнению авторов [1], является их подражательность. В процессе восприятия разнообразных образцов поведения окружающих людей (в нашем случае – офицеров) у военнослужащего возникает потребность в улучшении собственных личностных качеств – таков психологический механизм воздействия подражания. Несмотря на то, что пример является методом воспитания и основан на подражании обучающихся офицерам, психолого-педагогическое значение примера не заключается лишь в приспособительной деятельности [8]. Пример глубоко воздействует на курсантов, развивая в них сознательность и моральные качества. Сущность личного примера офицера как метода воспитания военнослужащих состоит в использовании лучших образцов поведения и деятельности офицеров для возбуждения у курсантов стремления (потребности) к активной работе над собой, развитию и совершенствованию своих личностных свойств и качеств и преодолению имеющихся недостатков. Метод личного примера офицера играет роль убеждения и является важным средством повышения воздействия воспитательной работы, формирования у курсантов духовных потребностей, мотивов поведения и моральных установок [1].


Итак, перечислим приемы воздействия на служащего и объединим их в методику воспитания военного специалиста на личном примере офицера (командира, преподавателя, офицера управления, отдела, службы вуза). Офицеру необходимо:

1. осознать важность и необходимость положительного воспитательного воздействия на личность курсанта своим личным примером;

2. совершенствовать самоконтроль и самодисциплину в выполнении требований Общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации (это поможет офицеру лично избежать нарушений воинской дисциплины, правил ношения военной формы одежды, требований Строевого устава Вооруженных Сил Российской Федерации и т.п.);

3. в любой ситуации действовать с позиции формального лидера коллектива, нейтрализуя влияние неформальных лидеров группы уверенными и грамотными психолого-педагогическими приемами, рассмотренными в работе [4];

4. развивать собственную эрудицию, быть интересным собеседником, уметь вести аргументированную риторику;

5. соблюдать нормы морали, стремиться быть нравственной личностью, в жизни руководствоваться принципами справедливости и честности, поскольку в среде молодых людей, в силу возрастных особенностей развития личности, особенно обострено чувство справедливости [7];

6. создавать заслуженный авторитет в коллективе военного вуза не только в объеме своих должностных обязанностей, но по возможности добиваться высоких результатов в каком-либо другом виде деятельности (несение службы в наряде, научная деятельность, спорт и т.п.);

7. быть отзывчивым, помогать при необходимости советом и делом курсанту;

8. оказывать доверие курсанту при решении служебных задач, не допускать упрощенчества, но и не пускать все на самотёк.

В данной главе были рассмотрены стратегии психолого-педагогического воздействия на служащих. Совершенно очевидно, что изложенные выше приемы методики воспитания курсантов на личном примере офицера не требуют никаких особых материальных затрат. Всё, что необходимо, – это личное осознанное желание самосовершенствоваться и быть примером.

Заключение

Повышение роли психолого-педагогической подготовки прежде всего, связано с динамичностью процессов, протекающих вподчиненных ему воинских подразделениях. Работа командира (начальника)- это живая работа с людьми. В процессе ее осуществления происходитпсихологическое взаимодействие с другой личностью, которая, возможно,переживает неудачи происходящих перемен, потревожена отсутствием еезащиты со стороны соответствующих управленческих структур, обеспокоенаболезнью близких родственников и т.д. В каждом из этих случаев принять иреализовать педагогически правильное решение позволяет знание и учетпсихологических закономерностей формирования и развития личности,функционирования воинских коллективов.


Знание военной психологии и педагогики позволяет правильно,рационально и эффективно проводить профессиональную подготовкуподчиненных, повышать качество выполнения служебных, вахтенных ибоевых задач. Только опираясь на дидактические принципы и методыобучения, возможно сформировать у военнослужащих устойчивые навыки иумения военно-профессиональной деятельности.

Роль психолого-педагогической подготовки также повышается по меревозрастания значимости человеческого фактора в современном бою.Созданные к настоящему времени средства поражения предъявляютисключительные требования к скорости реакции, мышления, уровнювнимания и другим психическим процесса человека, его эмоционально-волевой сфере. Следовательно, знание существующего и потенциальногоуровня их развития позволяет офицеру проводить соответствующий отбормладших специалистов, готовить их для действий в экстремальных условияхпосредством решения задач морально-психологического обеспечения.

В данной работе были рассмотрены личностные характеристики человека, которые непосредственно влияют на его восприятие окружающей действительности, мотивация сотрудников и трудности, с которыми обычно сталкиваются при психолого-педагогическом воздействии, а так же были разработаны методы воздействия на служащих.

Таким образом, решая задачу совершенствования воинского воспитания, крайне важно учитывать приемы психолого-педагогического воздействия на личность служащего. Инструментарий использования приемов воспитания изложен в разработанной методике воспитания военных специалистов. Кроме того, эту методику для достижения большего эффекта лучше применять в совокупности с педагогическими приемами индивидуального воздействия на личность, рассмотренными автором в работе (одобрение, похвала, награда (поощрение), выражение положительного отношения, осуждение, запрещение, доверие, упражнение). Такой подход, безусловно, даст необходимый прирост качества воспитания курсантов в системе подготовки военных специалистов, а также создаст благоприятную почву для сохранения преемственности опыта и традиций от старшего поколения офицеров к младшему.

Цель, поставленная в начале исследования, была полностью достигнута при решении поставленных задач.

Список использованной литературы

1. Алехин И.А. Развитие военно-педагогической мысли в России XVIII века. М.: ВУ. 2015