Файл: Моделирование товарного ассортимента предприятия и его прогнозная оценка (Теоретические основы моделирования ассортиментной политики предприятия).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 125

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность работы. Предпринимательство и ассортиментная политика предприятия являются одним из факторов, влияющих на рентабельность, а также на ряд других количественных и качественных показателей предприятия: оборот, конкурентоспособность и др. Предприятие, реализуя те или иные товары, достигает различных целей в зависимости от сложившейся ситуации на рынке: выживаемость, максимизация темпов роста, увеличение объемов продаж, стабилизация или рост рыночной доли и т.д.

Торговля - обширнейшая область предпринимательской деятельности, получила в годы экономических реформ в стране новые импульсы своего развития. Она пополнилась новыми предприимчивыми людьми, в ряде случаев коренным образом поменявших свою профессию и жизненные ориентиры.

От рядовых спекулятивных торговых операций и «челночно-палаточного бизнеса» многие предприниматели перешли к более высокой стадии торговой деятельности, организовав индивидуальные или коллективные предприятия.

Вместе с тем умение грамотно, а главное, эффективно торговать - это тонкое искусство, в котором полагаться лишь на небольшой практический опыт, здравый смысл и интуицию сейчас уже недостаточно. Процесс насыщения потребительского рынка товарами и неослабевающая конкуренция требуют в новых экономических условиях глубоких и всесторонних знаний различных аспектов торговой деятельности.

Современные условия хозяйствования формируют тенденции ассортиментной политики. Ассортиментная политика занимает важнейшее место в повышении конкурентоспособности любого предприятия.

Для реализации эффективной ассортиментной политики необходимо изучить рынок и его особенности. Практика формирования ассортимента, сложившаяся в централизованной системе хозяйствования, в настоящее время практически утратила свою значимость.

Огромный арсенал методов и приемов, накопленный за рубежом, не может быть полностью перенесен на российские предприятия.

Прежде всего, необходима адаптация системы формирования ассортимента продукции к рыночным механизмам как фактору экономической устойчивости и конкурентоспособности предприятия.

Вопросы теории формирования ассортимента исследовались всегда в различных экономических формациях. Труды, посвященные данной области, охватывают широкий диапазон вопросов, начиная от теории трудовой стоимости до современных маркетинговых подходов. Так, нами в ходе исследования были изучены труды таких авторов как: Алексеев Н.С., Бланк И.А., Богатко А.Н., Брагин Л.А., Волгин В.В., Дашков Л.П., Памбухчиянц В.К., Егоров В.Ф., Зайцев Н.Л., Ильин А.И., Климин А.И., Козлов Н.В. и др.


Объектом исследования выступает ООО «Подсолнух».

Предмет исследования - ассортиментная политика предприятия розничной торговли ООО «Подсолнух».

Цель данной работы состоит в рассмотрении особенностей моделирования товарного ассортимента и его прогнозной оценки.

Исходя из поставленной цели, были поставлены следующие задачи:

- рассмотреть теоретические основы моделирования ассортиментной политики предприятия;

- провести анализ товарного ассортимента ООО «Подсолнух»;

- разработать предложения по повышению эффективности групп товаров ООО «Подсолнух».

В работе применяются различные методы и подходы, такие как: сравнительный анализ; экономико-математические методы; наблюдений; экспериментов; опросов.

1. Теоретические основы моделирования ассортиментной политики предприятия

1.1 Ассортиментная политика предприятий: моделирование и прогнозирование товарного ассортимента

Предприятие ежедневно сталкивается с необходимостью быстрого реагирования на каждое изменение рыночной ситуации, что, в первую очередь, отражается на ассортименте. Ассортиментная политика является одним из основных объектов системы управления, так как именно отношение потребителей к продукции определяет возможности существования и развития предприятия.[1]

Процессы экономических преобразований в Российской Федерации привели к новому пониманию принципов предпринимательской деятельности. Развитие рыночных отношений и усиление конкуренции указывают на необходимость новых подходов в предпринимательстве, ориентированных на повышение прибыли и конкурентоспособности предприятия. Обеспечение конкурентоспособности и прибыльности предприятия определяется, зачастую, способностью ассортимента товаров предприятия адекватно отвечать текущему потребительскому спросу на качественном и количественном уровнях.[2] Так, повышение эффективности управления товарным ассортиментом предприятия является актуальной задачей в современных условиях хозяйствования.[3]


Поэтому для любого предприятия продуманная и детально разработанная ассортиментная политика служит основой его стабильности, рентабельности, индивидуальности, конкурентоспособности и, в конечном итоге, определяет успех предприятия на рынке. Кроме того, ассортиментная политика является наиболее важным из всех инструментов, с помощью которых предприятие осуществляет свою деятельность на рынке. Главная задача ассортиментной политики заключается в том, чтобы в каждый данный момент товары, составляющие ассортимент предприятия, оптимально соответствовали потребностям покупателей по качественным и количественным характеристикам. Через формирование и реализацию ассортиментной политики маркетинговая деятельность любого предприятия выполняет свою основную функцию - приведение в соответствие соотношение спроса и предложения.[4]

Ассортиментная политика занимает важнейшее место в товарной политике предприятия. Товарная политика, в свою очередь, составляет ядро маркетинговых решений, вокруг которого формируются другие решения, связанные с условиями приобретения товара и методами его продвижения от производителя к потребителю. Она выражается в маркетинговой деятельности, связанной с планированием и осуществлением совокупности мероприятий и стратегий по формированию конкурентных преимуществ товара и созданию таких его характеристик, которые сделают его ценными для потребителя и тем самым удовлетворят ту или иную потребность, обеспечивая соответствующую прибыль фирме.[5]

По результатам анализа современной экономической литературы можно сделать вывод о том, что единого взгляда в определении понятия «товарная политика предприятия» не существует. Приведем основные направления в определении данного понятия.[6]

Совокупность имеющихся взглядов на определение понятия «товарная политика предприятия» позволяет определить товарную политику как совокупность целей, задач и действий, осуществляемых руководством предприятия в отношении товара для достижения целей предприятия.[7]

На современном этапе развития экономики России особую актуальность приобретают вопросы улучшения управления ассортиментом товаров.[8]

Однако, к сожалению, руководство многих предприятий недостаточно представляет все преимущества эффективной ассортиментной политики и управления качества, и поэтому одним из направлений экономического роста страны является привлечение внимания к данной проблеме. Во-первых, необходимо формирование товарного ассортимента, качество товара, которые наиболее полно удовлетворили бы потребности определенных категорий покупателей.


В этой связи возникает необходимость проведения анализа сущности и направлений понятия «ассортиментной политики предприятия» в экономической литературе.

Таблица 1 - Основные направления «товарная политика предприятия»

Автор

Определение

Г.Л. Багиев

Товарная политика - маркетинговая деятельность, связанная с планированием и осуществлением совокупности мероприятий и стратегий по формированию конкурентных преимуществ и созданию таких характеристик товара, которые делают его постоянно ценным для потребителя и тем самым удовлетворяют ту или иную потребность, обеспечивая соответствующую прибыль фирме

В.И. Беляев

Товарная политика представляет собой заранее сформулированный курс действий предприятия, производящего определенный вид товара, основанный как на долговременной (3-5 лет) стратегии развития этого предприятия, так и на текущих возможностях, возникающих для него на рынке.

Т.Д. Маслова

Товарная политика основной задачей ставит разработку и предложение потребителям товаров, которые удовлетворяют их потребностям, используя управление конкурентоспособностью товара, управление жизненным циклом товара, управление ассортиментом и номенклатурой.

Р.Б. Ноздрева

Товарная политика занимает одно из ключевых мест в общей системе маркетинговой деятельности на предприятии и предполагает меры по повышению конкурентоспособности выпускаемой фирмой продукции, прежде всего, по улучшению её качественных характеристик, соответственно запросам конечных потребителей, созданию новых товаров (инновационная политика), оптимизации их ассортимента, удлинению жизненного цикла товара.

Анализ приведенных определений понятия «ассортиментной политики предприятия» позволил обозначить несколько направлений. Поэтому выбор единственно правильного определения не является конечной целью. Однако проведенный анализ различных взглядов показал, что необходимо стремиться к определенной строгости и четкости в определении «ассортиментной политики», при этом не исключая возможности развития в сторону нахождения наиболее актуальных и современных путей совершенствования данного понятия.[9]

На наш взгляд, в определении «ассортиментная политика предприятия» должны содержаться следующие моменты:

  1. Указание на цель деятельности фирмы и эффективное использование имеющихся ресурсов фирмы для обеспечения экономической эффективности деятельности фирмы, получению прибыли предприятия.
  2. Определение целенаправленных действий по управлению товарным ассортиментом предприятия (система мер по определению набора товарных групп, процесс формирования оптимальной структуры ассортимента, определение номенклатуры производства и реализации товаров).
  3. Ассортиментная политика должна формироваться с учетом потребительских требований и требований общества в целом.[10]

Сущность планирования, формирования и управления ассортиментом заключается в том, чтобы товаропроизводитель своевременно предлагал определенную совокупность товаров, которые бы, соответствуя в целом профилю его производственной деятельности, наиболее полно удовлетворяли требованиям определенных категорий покупателей. Набор товаров, предлагаемых предприятием-изготовителем на рынке, называют ассортиментом.[11]

Номенклатура, или товарный ассортимент, - это вся совокупность изделий, выпускаемых предприятием. Она включает различные виды товаров. Вид товара (автомобиль, трактор, металлообрабатывающий станок) делится на ассортиментные группы (типы) в соответствии с функциональными особенностями, качеством, ценой. Каждая группа состоит из ассортиментных позиций (разновидностей или марок), которые образуют низшую ступень классификации. Например, предприятие производит холодильники и стиральные машины. Холодильники представлены одно-, двух- и трех камерными моделями и морозильными камерами. Последние имеют несколько марок, отличаются объемом и некоторыми техническими данными.[12]

Товарный ассортимент характеризуется широтой (количеством ассортиментных групп), глубиной (количеством позиций в каждой ассортиментной группе) и сопоставимостью (соотношением между предлагаемыми ассортиментными группами с точки зрения общности потребителей, конечного использования, каналов распределения и цен).[13]

Формирование ассортимента - проблема конкретных товаров, их отдельных серий, определения соотношений между «старыми» и «новыми» товарами, товарами единичного и серийного производства, «наукоемкими» и «обычными» товарами, овеществленными товарами и или лицензиями и «ноу-хау». При формировании ассортимента возникают проблемы цен, качества, гарантий, сервиса, собирается ли производитель играть роль лидера в создании принципиально новых видов продуктов или вынужден следовать за другими изготовителями.[14]

Формированию ассортимента предшествует разработка предприятием ассортиментной концепции. Она представляет собой направленное построение оптимальной ассортиментной структуры, товарного предложения, при этом за основу принимаются, с одной стороны, потребительские требования определенных групп (сегментов рынка), а с другой, - необходимость обеспечить наиболее эффективное использование предприятием сырьевых, технологических, финансовых и иных ресурсов с тем, чтобы производить изделия с низкими издержками.[15]