Файл: Эффективность государственного и муниципального управления.pdf
Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 127
Скачиваний: 2
Указанное решение должно было способствовать укреплению местного самоуправления и улучшению качества предоставления муниципальных услуг на селе, а также обеспечению согласованности финансовых возможностей органов местного самоуправления муниципальных образований с количеством возложенных на данный уровень власти задач.
В Красноярском крае до 1 января 2016 г. Законом края от 01.12.2014 № 7-2880 «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Красноярского края» [18] за сельскими поселениями было закреплено 26 вопросов местного значения городского поселения. Фактически на год был сохранен тот список вопросов местного значения, который существовал ранее, для постепенного перехода к новому объему полномочий.
В целях повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Красноярского края по решению вопросов местного значения, для подготовки предложений по реализации Федерального закона № 136-ФЗ распоряжением Губернатора Красноярского края от 29.08.2014 № 427-рг[19] создана рабочая группа, которой было поручено представить предложения по закреплению с 2016 года за сельскими поселениями вопросов местного значения, не отнесенных Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельских поселений, из числа предусмотренных частью 1 статьи 14 данного Федерального закона вопросов местного значения городских поселений, с учетом возможности их качественного исполнения и финансовой обеспеченности. Данный вопрос рассматривался на выездных заседаниях рабочей группы с привлечением к обсуждению представителей органов местного самоуправления. Такие заседания с участием представителей Правительства и Законодательного Собрания края прошли в г. Заозерный Рыбинского района, здесь рассмотрен вопрос о перераспределении вопросов местного значения в области дорожной деятельности и транспортного обслуживания населения, в области градостроительной деятельности и жилищно-коммунального хозяйства, в г. Енисейске (о перераспределении вопросов местного значения в области природных ресурсов и экологии, в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения), с. Большая Уря Канского района, с. Тасеево Тасеевского района (рассмотрены предложения о перераспределении вопросов местного значения в области земельных правоотношений, в области культуры и национальной политики).
Итогом работы стало принятие Закона Красноярского края от 15.10.2015 № 9-3724 «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Красноярского края»[20], в соответствии с которым за сельскими поселениями Красноярского края были закреплены вопросы местного значения городских поселений, предусмотренные пунктами 4-6, 7.1, 7.2, 8, 13, 13.1, 15, 18, 19, 22, 26, 32, 33.1, 33.2, 34, 38, 39 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ.
Таким образом, с 1 января 2016 г. в соответствии с указанным Законом края перечень вопросов местного значения сельского поселения сокращен по сравнению с предыдущим до 21 вопроса. Позже в связи с изменениями федерального законодательства законом края[21] из перечня вопросов местного значения сельского поселения был исключен вопрос организации и осуществления мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Таким образом, в настоящее время сельскими поселениями реализуются вопросы местного значения, предусмотренные в Федеральном законе, а также вопросы местного значения, перечисленные в краевом законе. При этом органы местного самоуправления поселений вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части полномочий по решению закрепленных за ними в соответствии с законом вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
2.2. Финансовая поддержка развития муниципальных образований
Согласно пункту 3 статьи 1 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»[22] содействие развитию местного самоуправления на территории субъекта Российской Федерации является одним из принципов деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации. Государственная поддержка местного самоуправления в Красноярском крае осуществляется с 2008 г.
В целях создания условий для устойчивого социально-экономического развития муниципальных образований Красноярского края, эффективной реализации органами местного самоуправления полномочий, закрепленных за муниципальными образованиями, необходимо было обеспечить финансовую и организационную поддержку муниципальным образованиям края, а также стимулировать деятельность органов местного самоуправления для эффективной реализации полномочий, закрепленных за муниципальными образованиями.
В связи с этим в декабре 2007 года Законом края № 3-772110 была утверждена краевая целевая программа «Повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления в Красноярском крае» на 2008-2010 годы». Средства краевого бюджета на финансирование мероприятий программы в 2008-2010 гг. предусматривались в форме субсидий бюджетам муниципальных образований Красноярского края по следующим направлениям:
1) межбюджетные трансферты бюджетам муниципальных образований края в виде субсидий, предоставляемых в соответствии с Положением о грантах Губернатора Красноярского края «Жители – за чистоту и благоустройство» для реализации проектов по благоустройству в целях улучшения архитектурного облика городских (сельских) поселений и городских округов, формирования благоприятных условий и комфортного пребывания граждан в сельской местности и городской среде, в том числе обустройства парков, скверов, спортивных площадок, придомовых территорий и территорий, прилегающих к образовательным и медицинским учреждениям;
2) субсидии бюджетам муниципальных образований края на осуществление социально значимых расходов капитального характера, в том числе на строительство объектов по утилизации и уничтожению биологических отходов;
3) гранты бюджетам муниципальных образований края в форме субсидий за содействие достижению и поощрение достижения наилучших значений показателей комплексного социально-экономического развития муниципального образования;
4) субсидии бюджетам муниципальных образований края на реформирование муниципальных финансов;
5) субсидии бюджетам муниципальных образований края на развитие и модернизацию улично-дорожной сети муниципальных образований края.
Кроме того, в рамках программы с 2008 г. проводились конкурсы «На лучшую организацию работы с населением в местной администрации», «Лучший муниципальный служащий» (по специальности), а также конкурс «На лучшую организацию работы представительного органа муниципального образования».
В 2011-2013 гг. государственная поддержка местного самоуправления в крае осуществлялась путем реализации долгосрочной целевой программы «Повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления в Красноярском крае» на 2011–2013 годы»[23]. В число новых направлений государственной поддержки, внесенных в мероприятия программы в 2011 – 2013 гг., включены:
1) субсидии бюджетам муниципальных образований края на реализацию мероприятий по благоустройству поселений и городских округов и приобретение коммунальной специализированной техники для благоустройства территорий в связи с достижением наилучших значений показателей по благоустройству;
2) субсидии бюджетам муниципальных образований края на осуществление (возмещение) расходов, направленных на создание безопасных и комфортных условий функционирования объектов муниципальной собственности, развитие муниципальных учреждений;
3) субсидии бюджетам муниципальных образований края на реализацию муниципальных программ, направленных на повышение эффективности бюджетных расходов;
4) субсидии бюджетам муниципальных образований края на финансирование расходов местного бюджета, связанных с соблюдением требований действующего законодательства;
5) субсидии бюджетам муниципальных районов и городских округов Красноярского края за содействие развитию налогового потенциала.
С 2014 года по настоящее время поддержка местного самоуправления в крае осуществляется посредством реализации государственной программы Красноярского края «Содействие развитию местного самоуправления»[24]112. Для достижения цели и задач программы, направленных на содействие развитию местного самоуправления в Красноярском крае, в программу были включены 7 подпрограмм:
- «Поддержка муниципальных проектов по благоустройству территорий и повышению активности населения в решении вопросов местного значения»;
- «Поддержка внедрения стандартов предоставления (оказания) муниципальных услуг и повышения качества жизни населения»;
- «Содействие развитию налогового потенциала муниципальных образований»;
- «Повышение качества оказания услуг на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг»;
- «Стимулирование органов местного самоуправления края к эффективной реализации полномочий, закрепленных за муниципальными образованиями»;
- «Содействие повышению уровня открытости бюджетных данных в муниципальных образованиях»;
- «Поддержка местных инициатив».
Обращаясь к Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ, можно сделать вывод о том, что органы местного самоуправления (далее ОМС) являются не только уровнем публичной власти, но и представляют собой механизм реализации государственных задач. Данный закон устанавливает порядок наделения ОМС некоторыми государственными полномочиями. Конституционные нормы, а также нормы, содержащиеся в Федеральных законах, создают две, на первый взгляд, независимые системы социального управления: государственной власти и местного самоуправления.
Однако такую независимость не стоит отождествлять с абсолютной автономностью. И государственная, и муниципальная власти существуют в тесной взаимосвязи[25]. То, что называется местное самоуправление, относится в чистом виде к государственной власти, но не к публичной[26].
Несмотря на это, отождествлять муниципальные и государственные органы нельзя, поскольку их компетенция различна. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, но, так или иначе, находятся в системе государственно-властных отношений, действуют в рамках одной государственной политики, могут наделяться отдельными государственными полномочиями.
Однако в области наделения ОМС отдельными государственными полномочиями имеются пробелы. Так, например, границы делегирования государственных полномочий являются достаточно размытыми, остаются нерешенными отдельные вопросы взаимодействия, что является преградой для обеспечения гарантии самостоятельности ОМС. Кроме того, финансовое обеспечение делегированных ОМС полномочий не решает проблему финансирования в полной мере.
Порядок наделения органов местного самоуправления государственными полномочиями обусловлен содержащимися в Конституции Российской Федерации положениями. Так, происходит наделение лишь некоторыми полномочиями, а не всем комплексом прав и обязанностей государственных органов власти. В противном случае, это повлекло бы перераспределение полномочий, что недопустимо. Такое наделение должно отвечать требованиям эффективности и экономии, учитывая специфику исполнительной власти на местном уровне. ОМС должны обладать определенной степенью свободы, чтобы адаптировать делегированные полномочия к местным условиям[27]. И, поскольку решение тех или иных задач органов местного самоуправления должно отвечать интересам местного населения, преобладание государственных полномочий будет считаться нарушением.