Файл: Эффективность государственного и муниципального управления.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 134

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность. Соотношение государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации Вопрос соотношения государственной власти и местного самоуправления остается одним из наиболее значимых. От его решения во многом зависит не только будущее развитие муниципального права, но и динамика становления демократии в России, а вместе с этим строительство всего государственного управления Российской Федерации.

Современные процессы, происходящие в России, сопровождаются неуклонным реформированием многообразия социальных и правовых отношений. В условиях совершенствования информационного, политического, административного, научного, экономического и иных компонентов политики отечественного государства наблюдается уход от директивно-командных стратегий управления и возрастание значения органов местного самоуправления, как социального института, выражающего мнение населения, представляющего и обеспечивающего защиту прав и законных интересов граждан. Отражение в Конституции Российской Федерации независимого статуса органов местного самоуправления в данной связи является своеобразным отражением происходящих тенденций.

Цель работы – исследовать эффективность работы органов государственного и муниципального управления на примере Красноярского края и определить перспективы его развития.

Достижение поставленной цели потребовало постановки и решения следующих задач:

  • рассмотреть понятие государственного и муниципального управления;
  • исследовать правовые основы деятельности органов государственного и муниципального управления;
  • провести анализ эффективности работы органов государственного и муниципального управления Красноярского края;
  • разработать рекомендации по совершенствованию системы взаимодействия органов государственного и муниципального управления Красноярского края;
  • определить прогнозы эффективности рекомендуемых мероприятий.

Объектом исследования является местное самоуправление в Красноярском крае.

Предмет исследования – эффективность работы органов государственного и муниципального управления.

Теоретико-методологической основой исследования являются труды, посвященные вопросам государственного и муниципального управления, изложенные в периодических изданиях, учебной и справочной литературе, методические пособия. Для данного научного исследования применялись аналитический, сравнительный, экономико-статистический методы.


Информационно-эмпирическую базу исследования составили материалы Казначейства РФ.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.

Глава 1. Теоретические основы функционирования государственного и муниципального управления в Российской Федерации 

1.1. Понятие государственного и муниципального управления

На протяжении многих веков государство является основным субъектом управления обществом, объединяя учреждения, организации и должностные лица, деятельность которых направлена на регулирование взаимодействия социальных групп населения и отдельных граждан, а также на управление существующими в государстве общественными отношениями.

В общем виде государственное управление может быть определено как государственное воздействие на сферы общественной жизни с целью упорядочения, сохранения или изменения существующих в обществе процессов через их организацию, регулирование и контроль, осуществление которых сопровождается использованием силы государственного принуждения.

Государственное управление направлено на эффективное и рациональное использование природных, трудовых и материальных ресурсов, поддержание системы справедливого перераспределения доходов, совместно с гарантированием основных социальных прав, защиту общественного порядка.

Активные глобализационные процессы, развитие информационных технологий требуют от государств активного международного сотрудничества и взаимодействия в целях решения существующих глобальных проблем человечества и недопущения появления новых.

В наиболее общем виде государственное управление может быть определено как практико-ориентированное, организующее и регулятивное воздействие, оказываемое государством на совокупность существующих в обществе процессов и отношений, с целью их упорядочения, сохранения или преобразования, осуществляемое с опорой силу государственно-властного принуждения[1].


Особую роль в государственном управлении играет система муниципального управления. Именно органы на местном уровне управления обеспечивают организацию, осуществление местной власти при самостоятельном участии социальных структур и их отдельных элементов при решении вопросов, имеющих значение местного уровня.

Муниципальное управление во многом сходно с государственным управлением, например, здесь также применяется принцип разделения властей: исполнительная ветвь – мэр (глава), законодательная – совет, судебная – суд[2].

Однако муниципальный уровень управления обладает существенными ограничениями, так: муниципалитет не обладает правами издания Законов; в сфере управления муниципалитета находятся не граждане в пределах определенной территории, а соответствующие местные службы, предприятия и организации, обеспечивающие комфортные условия проживания граждан.

Представители каждого из уровней местного управления выполняют четко оговоренные функции, для чего имеют установленные ресурсы и полномочия и несут ответственность по принятым решениям[3].

Высшей ценностью местного управления является признание прав человека и гражданина. Гражданин выступает самостоятельным субъектом, который и формирует управление на муниципальном уровне. Муниципальное управление является основой демократического строя государства и непременным условием прогрессивного развития общества.

Муниципальное управление имеет свою сущность, то есть смысл, политическое свойство, которое определяет его содержание, ценность и назначение; основой его сущности выступает власть и ее осуществление. Сущность муниципального управления заключается в том, в чьих именно интересах и кем осуществляется власть:

1) в управлении муниципальными образованиями участвуют люди, которые назначаются органами государственной власти;

2) власть представляют специально подготовленные управленцы, которые избраны избирателями либо назначены на должность;

3) власть в муниципальном образовании представлена жителями этой территории и избранными ими должностными лицами, которые действуют в интересах граждан. Благодаря этому раскрывается основной принцип муниципального управления − принцип народовластия;

4) власть исходит от должностных лиц и органов местного самоуправления. Жители формируют органы, которые назначают исполнителей. Основной деятельностью жителей муниципального образования является выборная − в органы, которые будут представлять их интересы.


Власть народа осуществляется на собраниях и сходах в тех местах, где представительные органы отсутствуют и население малочисленно, и старостами, избранными на собрании. Это отражает прямую демократию. Также сущность муниципального управления заключается в том, какие функции оно осуществляет. Так, в европейской концепции местное самоуправление исполняет многие государственные функции, а англосаксонская концепция гласит, что муниципалитеты выполняют только функции, предусмотренные на местном уровне.

Таким образом, местное самоуправление может быть автономным от государственных органов или выполнять их функции. В России полномочия и функции органов государственной власти могут передаваться органам местного самоуправления[4].

С правовой позиции муниципальное управление представляет собой форму деятельности, посредством которой реализуются функции государства.

1.2. Правовые основы деятельности органов государственного и муниципального управления

Основой государственного и муниципального управления безусловно является Конституция РФ[5]. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации (ст. 15).

В силу части 4 той же статьи, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации устанавливаются иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Сама Конституция по своей юридической сути представляет собой закон. Закон – это акт высшей юридической силы, выше закона не может быть ничего, следовательно, Конституция является законом, так как обладает высшей юридической силой.

Органы государства и должностные лица не вправе заключать договоры, противоречащие Конституции. Если такой договор, тем не менее, заключен, то действуют конституционные нормы, поскольку иное было бы равнозначно отказу от государственного суверенитета[6]. Участие России в различных международных конвенциях и соглашениях никак не означает делегирование на этот уровень той или иной части национального суверенитета. Россия добровольно возлагает на себя обязательства, перечисленные в этих международных документах. И оставляет за собой суверенное право окончательных решений в соответствии с Конституцией Российской Федерации в случае спорных моментов.


Муниципальное управление осуществляется в рамках правовых норм муниципального права. На сегодняшний день муниципальное право России представляет собой самостоятельную отрасль российского права, характеризующуюся:

  • особым предметом правового регулирования,
  • наличием собственной системы законодательства,
  • особых субъектов правоотношений государственной и общественной потребности в отрасли - ее высокой социальной значимостью регулируемых ею общественных отношений.

На вершине вертикальной структуры источников муниципального права располагается, Конституция Российской Федерации.

Международные договоры играют важнейшую роль в регулировании отечественного муниципального права. Среди них, на первом месте стоит Европейская хартия местного самоуправления. Статья 3 Европейской хартии о местном самоуправлении наиболее полно трактует систему местного самоуправления: «Под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действия в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения»[7]. Подобная трактовка заложена и российских законодательных актах в рамках муниципального права.

Разграничивая источники муниципального права по объему закрепляемого ими правового материала, следует говорить о статутных федеральных законах об общих принципах местного самоуправления, о других правовых актах, целиком или в большей части своей посвященные местному самоуправлению, и о правовых актах (они могут быть и федеральными, и региональными, и муниципальными), регулирующих наряду со многими другими вопросами и вопросы муниципального права[8].

Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (далее – Конституция РФ) провозгласила местное самоуправление как один из основополагающих конституционных принципов, одну из форм народовластия и одно из важнейших конституционных прав граждан[9].

При этом оговаривается, что органы местного самоуправления не входят в систему государственных органов, а их структуру население вправе устанавливать самостоятельно[10].

В развитие Конституции РФ был принят Федеральный закон от 28.08.1995 № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 154-ФЗ), который заложил правовую основу для современной системы местного самоуправления и олицетворял собой начало третьего этапа на пути к местному самоуправлению. ФЗ № 154-ФЗ дал определение местного территориального сообщества – «муниципального образования» (впервые этот термин был введен Гражданским кодексом Российской Федерации 1994 г.) – и местного самоуправления.