Файл: Процессы принятия решений в организации (Понятие, сущность и классификация управленческих решений).pdf
Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 153
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы разработки и реализации эффективных управленческих решений
1.1. Понятие, сущность и классификация управленческих решений
1.2. Содержание и разработка оптимальных решений в управлении
1.3. Этапы разработки управленческого решения
Глава 2. Анализ эффективности процесса принятия управленческих решений в ООО «РФП Групп»
2.1. Общая характеристика деятельности предприятия
Глава 3. Пути повышения оптимальности процесса принятия управленческих решений в ООО «РФП Групп»
3.1. Рекомендации по повышению оптимальности решений в управлении ООО «РФП Групп»
В задачи управления на рассматриваемом предприятии входит создание условий, при которых происходит постоянное повышение конкурентоспособности, рост производительности труда, увеличение профессионального потенциала работников, увеличение количества клиентов.
Организационная структура управления рассматриваемого предприятия представлена на рисунке 2.
Рис. 2. Организационная структура управления ООО «РФП Групп»
Из рисунка 2 можно сделать вывод, что для рационального управления компанией была создана структура, соответствующая целям и задачам функционирования организации, которая максимально к ним приспособлена. Следовательно, организационную структуру управления ООО «РФП Групп» можно отнести к таким видам структур, как линейно-функциональная. Соответствующая организационная структура необходима для того, чтобы все протекающие в ней процессы проходили вовремя и качественно.
Структура рассматриваемой компании разбита по направлениям деятельности. В состав холдинга входят управляющая компания, торговый дом и три вспомогательных хозяйства: лесозаготовка, лесопереработка, транспорт и логистика.
Использование передовых идей и подходов к ведению бизнеса создает прочную основу для долгосрочной и эффективной работы компании. Для ООО «РФП Групп» наиболее важны всесторонний учет потребностей клиентов, поиск новых партнеров и поддержание безупречного качества производимой продукции.
Специалисты компании разработали стратегическую концепцию развития производства и маркетинга, которая постепенно реализуется в жизни. Общество за свой счет проводит обучение специалистов, что в дальнейшем приносит свои положительные результаты. Основным фактором всей стратегии формирования организации является развитие новейших и многообещающих направлений деятельности, а также развитие собственного производства, основанного на выпуске конкурентоспособной продукции.
Целью организации является получение прибыли благодаря осуществлению своей производственной деятельности. Компания обладает гражданскими правами, несет правовую ответственность и выполняет обязательные требования, необходимые для ведения любых не запрещенных видов деятельность российским законодательством.
2.2. Исследование характера разработки управленческих решений и методов их принятия в ООО «РФП Групп»
Процесс принятия и разработки управленческого решения в ООО «РФП Групп» происходит в несколько этапов:
Первая стадия процесса разработки решения в рассматриваемой компании состоит в признании необходимости решения и включает в себя следующие этапы:
- признание проблемы.
- определения критериев успешного решения проблемы.
Вторая стадия процесса в ООО «РФП Групп» состоит в выработке решения и включает в себя следующие этапы:
- разработка альтернатив;
- оценка их;
- выбор альтернатив.
Третья, завершающая стадия разработки управленческого решения - это принятие и реализация решения.
Для разрешения проблемы или извлечения выгоды из имеющейся возможности решение должно быть реализовано.
Представим характер процесса принятия управленческих решений в ООО «РФП Групп» при выводе в продажу новой продукции (таблица 2).
Таблица 2
Характер процесса принятия управленческих решений при выводе в продажу новой продукции
Уровень |
Процесс принятия решений |
Срок принятия решения |
Кол-во принятых решений на каждой стадии |
Начальник торгового отдела |
На первой стадии разрабатывается идея или концепция нового товара (на продажу) |
2 недели |
150 фиксировалось на совещаниях и в процессе деятельности |
Начальник торгового отдела |
На второй стадии, если предложение получило одобрение директора. Новый товар анализируется по таким показателям, как стоимость, качество, срок хранения, продажная цены, объемы продаж и потенциальная прибыль. |
2 недели |
133 |
Менеджер по организации торговли |
На третьей стадии проводится производство малой партии и пробная продажа Одновременно решается вопрос, следует ли финансировать массовое производство исходя из спроса на новый товар. |
4 недели |
140 |
Менеджер по организации торговли |
На четвертой стадии осуществляется переход к полномасштабному производству продукции на регулярной основе. На этой стадии особое внимание уделяется следующим вопросам: координации контроля качества; созданию оптимального объема запасов, рекламе и продвижению продукции на рынке; созданию системы оптового распределения; стимулированию продаж |
2 недели |
210 |
В итоге, как видно из данных таблицы 2 процесс принятия управленческих решений о внедрении новой продукции занимает около 10 недель и реализуется в следующем порядке.
Сначала на первой стадии рассматриваются виды новой продукции.
На второй стадии, если предложение получило одобрение комитета по новой продукции, ведется разработка изделия силами руководства.
В итоге на третьей стадии проводится производство малой партии и пробная продажа.
На четвертой (заключительной) стадии осуществляется переход к полномасштабной закупке продукции на регулярной основе.
Таким образом, можно прийти к выводу, что процесс принятия управленческих решений на РФП Групп достаточно сильно затянут. При этом состав функций, прав и обязанностей на каждом уровне управления специфичен. Высший уровень (генеральный директор) - является верхушкой управленческой пирамиды, он принимает решения по важнейшим вопросам деятельности компании.
Далее выделим этапы разработки и принятия решений по управлению социальным процессом в ООО «РФП Групп» (таблица 3).
Таблица 3
Этапы разработки и методика принятия управленческих решений по управлению социальным процессом в ООО «РФП Групп»
Мероприятия при разработке управленческого решения |
Срок исполнения |
Проблема |
Содержание мероприятия |
Ответственные лица |
Анализ ситуации |
2 недели |
Низкая мотивация персонала |
Разработать мероприятия по материальному стимулированию сотрудников |
Менеджер кадровым вопросам |
Выбор альтернатив |
2 недели |
1. Определить результат достижения социальных целей для персонала и предприятия и соотнести их с финансовыми затратами 2. Определить влияние социальной эффективности управленческого решения на социально – психологический климат в коллективе |
Менеджер кадровым вопросам |
|
Оценка правовой основы решения |
3 дня |
Проанализировать решение на соответствие закону |
Менеджер кадровым вопросам |
|
Прогнозирование эффективности управленческого решения по управлению персоналом (эксперты) |
2 недели |
Провести анализ влияния разработанного управленческого решения на возможность применения современных приемов труда в компании |
Директор Менеджер кадровым вопросам |
Таким образом, в ООО «РФП Групп» принятие управленческого решения соответствует стандартам и основывается на выборе альтернатив, оценке правовой основы и прогнозировании эффективности управленческого решения. Однако негативным моментом является чрезмерная длительность принятия решения, в связи, с чем многие решения могут приниматься с опозданием.
Для определения эффективности принимаемых управленческих решений обратимся к экономическим показателям деятельности рассматриваемого предприятия (таблица 4, рисунок 3).
Таблица 4
Динамика экономических показателей ООО «РФП Групп» за 2015-2017 гг.
Наименование показателя |
2015г. |
2016г. |
2017г. |
Отклонения |
|||
В 2016г. к 2015 году |
В 2017 г. к 2016 году |
||||||
Изм. +/- |
Темп роста % |
Изм. +/- |
Темп роста % |
||||
Выручка, тыс. руб. |
83723 |
91750 |
85600 |
8027 |
110 |
-6150 |
93 |
Среднегодовая численность персонала, чел. |
89 |
95 |
92 |
6 |
107 |
-3 |
97 |
Себестоимость продаж, тыс. руб., в т.ч. |
69875 |
78010 |
72860 |
8135 |
112 |
-5150 |
93 |
расходы на оплату труда тыс. руб. |
38292 |
41046 |
44442 |
2754 |
107 |
3396 |
108 |
Среднегодовая зарплата на 1 работающего, тыс. руб. |
430 |
432 |
480 |
2 |
100 |
48 |
111 |
Производительность труда на1 работающего, тыс. руб. |
941 |
966 |
925 |
25 |
103 |
-40 |
96 |
Затраты на 1 руб. реализации услуг, руб. |
0,83 |
0,85 |
0,85 |
0,02 |
102 |
0,00 |
100 |
Прибыль, тыс. руб. |
13848 |
13741 |
12740 |
-107 |
99 |
-1001 |
93 |
Рентабельность, % |
16,54 |
14,98 |
14,88 |
-2 |
91 |
0 |
99 |
Стоимость основных фондов, всего, тыс. руб. |
62100 |
83600 |
87500 |
21500 |
135 |
3900 |
105 |
Фондоотдача, руб. |
1,35 |
1,10 |
0,98 |
-0,25 |
81 |
-0,12 |
89 |
Фондорентабельность |
0,22 |
0,16 |
0,15 |
-0,06 |
74 |
-0,01 |
89 |
Рис. 3. Основные финансовые показатели ООО «РФП Групп», тыс. руб.
Согласно представленным в таблице 4 и рисунке 3 данным, выручка на конец рассматриваемого периода снизился на 6150 тыс. руб. (7%) и составила 85600 тыс. руб. Наравне с изменениями выручки, изменилась и себестоимость, что отразилось на величине получаемой прибыли, которая с каждым годом сокращалась все больше. Данные изменения неблагоприятно сказываются на деятельности рассматриваемой организации.
Анализируя рассчитанные показатели деятельности рассматриваемого предприятия, можно отметить, что в 2016 г. на каждый рубль основных фондов приходилось 10 коп. прибыли, что на 25 коп. ниже уровня 2015 г., а на конец рассматриваемого периода (2017г.) предприятие и вовсе получило убыток 2 коп. с каждого затраченного рубля на основные фонды.
Производительность труда на работников предприятия также снижается из года в год, что следует охарактеризовать как негативный фактор, свидетельствующий о наличии проблем в управлении персоналом.
Таким образом, проанализированные экономические показатели деятельности ООО «РФП Групп» свидетельствуют о снижении эффективности принимаемых управленческих решений и необходимости их совершенствования.
2.3. Анализ факторов, влияющих на оптимальность и эффективность процесса разработки и реализации управленческих решений в ООО «РФП Групп»
Для оценки факторов, влияющих на оптимальность и эффективность разработки и реализации управленческих решений в ООО «РФП Групп» был проведен опрос сотрудников компании на основе анкетирования (см. Приложение). В опросе приняло участие 100 человек из разных подразделений рассматриваемой компании.
Результаты ответа на вопрос об основания распределения прав и обязанностей представлены на рисунке 4.
Рис. 4. Основания распределения прав и обязанностей (%)
При ответе на вопрос “На чем основывается распределение прав и обязанностей на предприятии?” 75% опрошенных отметило, что они выполняют те обязанности, которые входят в их должностные инструкции, а 25% сотрудников занимаются теми делами, на которые указывает начальство. Последние не имеют специально разработанных должностных инструкций, поэтому в полной мере не знают свои права и обязанности.