Файл: Управление рентабельностью организаций гостиничного, ресторанного бизнеса (Понятие рентабельности и его сущность).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 135

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Значимость экономического анализа таких важнейших показателей, как прибыль и рентабельность предприятия трудно переоценить, ведь именно прибыль есть конечный финансовый результат деятельности предприятия, служащий источником пополнения финансовых ресурсов предприятия.

Одним из основных показателей характеризующих эффективность работы предприятия является рентабельность. Рентабельность, в общем смысле, характеризует целесообразность затраченных ресурсов в отношении к вновь приобретенным ресурсам.

Вследствие выше перечисленного, анализ управления рентабельностью на предприятии общественного питания является сегодня чрезвычайно актуальным. Анализ рентабельности позволяет определить основные пути стабильного роста эффективности предприятия, рациональное использование ресурсов, потенциальные возможности предприятия.

Объектом исследования является предприятие общественного питания ООО «Сливки» ресторан «Грильяж».

Целью выпускной квалификационной работы является анализ прибыли и рентабельности ООО «Сливки» ресторан «Грильяж» и выявление путей повышения данных показателей в условиях рыночной экономики.

В соответствии с поставленной целью предусматриваются решение следующих задач:

  • изучить теоретические основы управления рентабельностью на предприятии;
  • провести анализ управления рентабельностью на предприятии;
  • разработать Мероприятия, направленные на увеличение рентабельности и прибыльности предприятия.

В качестве источников информации использованы нормативные правовые акты, труды отечественных и зарубежных ученых, посвященных изучаемой данной проблеме, периодическая печать, бухгалтерская отчетность и документация ООО «Сливки» ресторан «Грильяж».

Работа представлена введением, тремя главами, заключением, списком используемых источников и дополнена приложениями.

В первой главе «Теоретические основы управления рентабельностью на предприятии» рассмотрены теоретические аспекты рентабельности: освещены понятие и значение рентабельности организации, необходимость и порядок формирования, а также методика анализа и планирования рентабельности организации.

Во второй главе «Анализ управления рентабельностью на предприятии ООО «Сливки» ресторан «Грильяж», дана общая характеристика исследуемого предприятия, проведено исследование управления рентабельность на предприятии и финансовых результатов.


В третьей главе «Мероприятия, направленные на увеличение рентабельности и прибыльности предприятия» описываются имеющиеся резервы и возможные направления по повышению рентабельности организации, актуальные для данного предприятия.

1. Теоретические основы управления рентабельностью на предприятии

1.1 Понятие рентабельности и его сущность

В экономической литературе дается несколько понятий рентабельности. Так, одно из его определений звучит следующим образом: рентабельность (от нем. rentabel – доходный, прибыльный) представляет собой показатель экономической эффективности деятельности предприятия, который комплексно отражает использование материальных, трудовых и денежных ресурсов [7].

Рентабельным считается предприятие, которое приносит прибыль.

Можно привести еще одно понятие рентабельности: рентабельность – показатель, представляющий собой отношение прибыли к сумме затрат на производство или реализацию продукции, услуг, денежным вложениям в организацию коммерческих операций или сумме имущества фирмы используемого для организации своей деятельности [8].

Разделяют рентабельность как общую – процентное отношение балансовой (общей) прибыли к среднегодовой суммарной стоимости основных фондов и оборотных средств; и рентабельность расчетную – отношение расчетной прибыли к среднегодовой стоимости тех производственных фондов, с которых взимается плата за фонды. Применяется также показатель уровня рентабельности к текущим затратам – отношение прибыли к себестоимости товарной или реализованной продукции или услуг [9].

Каждое предприятие самостоятельно осуществляет свою производственную и хозяйственную деятельность на принципах самоокупаемости и прибыльности.

Предприятие имеет определенные расходы по изготовлению продукции и ее реализации. Эти расходы представляют издержки производства данного предприятия (себестоимость), или индивидуальные издержки. Наличие индивидуальных издержек, порождает обособление другой части стоимости продукции – прибыль, а следовательно, и относительного ее измерения – рентабельности.


Однако абсолютная величина прибыли не дает представления об уровне и изменении эффективности производства или торговли. Сумма прибыли может увеличиваться, а эффективность производства или реализации может оставаться на прежнем уровне или даже снизиться. Это происходит в том случае, если прирост прибыли получен за счет экстенсивных (количественных) факторов деятельности предприятия – увеличения численности работников, роста парка оборудования и т.д. Если же при росте численности работников их производительность осталась прежней или снизилась, то эффективность производства соответственно не изменяется или даже снижается.

По абсолютной сумме прибыли не всегда можно судить об уровне доходности предприятия, так как на ее размер влияет не только качество работы, но и масштабы деятельности. Поэтому для характеристики эффективности работы предприятия наряду с абсолютной суммой прибыли используют относительный показатель - уровень рентабельности.

Эти характеристики наиболее целесообразно рассматривать относительно других временных периодов. Абсолютные цифры сами по себе несут немного информации. Лишь зная динамику их изменения, можно более достоверно судить о работе предприятия.

В условиях рыночных отношений велика роль показателей рентабельности продукции, услуг, характеризующих уровень прибыльности (убыточности) её производства и реализации.

Основными функциями рентабельности являются [13, с.215]:

  • учетная;
  • оценочная;
  • стимулирующая.

Основными отличительными признаками рентабельности в системе торговых и производственных отношений являются следующие:

1) отношение прибыли к издержкам производства, характеризующие уровень прибыльности текущих затрат (на приобретение сырья, материалов, топлива, на амортизацию средств труда, расходы по управлению и обслуживанию производства и заработной плате работников);

2) отношение прибыли к среднегодовой стоимости основных фондов, характеризующие относительный размер возрастания авансированных затрат и дающее оценку экономической эффективности производственных фондов.

Реальный смысл имеют признаки рентабельности, которые характеризуют эффективность затрат по прибыли, полученной после реализации.

Распределительная функция рентабельности конкретно проявляется в том, что ее величина является одним из основных критериев для распределения части прибавочного продукта – прибыли.

Наличие рентабельности позволяет удовлетворять экономические интересы государства, предприятия, работников и собственников. Объектом экономических интересов государства является та часть «прибыли», которую уплачивает предприятие в виде налога на прибыль и которую общество использует для решения социальных задач. Экономические интересы предприятия заключаются в увеличении доли прибыли, остающейся в его распоряжении. За счет этой рентабельности предприятие решает производственные и социальные задачи своего развития. Интересы работников в увеличении рентабельности связаны с созданием возможностей для улучшения материального стимулирования и повышения уровня их социального развития. Собственники также заинтересованы в росте рентабельности предприятия, ибо тем самым увеличатся дивиденды, обеспечится увеличение их капитала [17, с.52].


1.2 Показатели оценки рентабельности

Показатели рентабельности – это важнейшие характеристики фактической среды формирования прибыли и дохода предприятий. Они позволяют дать оценку финансовых результатов предприятия и, в конечном счете, его эффективность. По этой причине они являются обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансового состояния предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования [45, с.333].

К этим показателям обычно относят уровень рентабельности, или коэффициент рентабельности, который выражается как отношение того или иного вида прибыли к какой-либо базе. Все показатели рентабельности могут быть рассчитаны как на основе балансовой прибыли, так и прибыли от реализации или чистой прибыли. Разные показатели отражают разные стороны деятельности предприятия. Вполне естественно, что в целом эффективность работы предприятия может определить лишь система показателей рентабельности.

Характеристика показателей рентабельности, а также порядок их расчета представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Основные показатели рентабельности

Показатели

Способ расчета

Характеристика

Рентабельность продаж

Рп = (Пп / В) × 100%

где В – выручка от продажи продукции, работ, услуг,

Пп – прибыль от продажи продукции, работ, услуг.

Характеризует эффективность производственной и коммерческой деятельности и показывает, сколько предприятие имеет прибыли с рубля продаж. Рентабельность продаж является индикатором ценовой политики компании и ее способности контролировать издержки. Коэффициент рентабельности продаж определяется результативностью работы отчетного периода.

Рентабельность собственного капитала

Рск = (Пч / Кс) × 100%,

где Пч – чистая прибыль;

Кс – средняя величина собственного капитала.

Показатель характеризует эффективность использования соб­ственного капитала и показывает, сколько прибыли приходится на единицу собственного капитала предприятия.

Рентабельность инвестиционного (перманентного) капитала

Ри = (Пч / Кик) × 100%,

где Кик – величина инвестиционного капитала, которая равна сумме величин собственного капитала и долгосрочных кредитов и займов.

Показатель характеризует эффективность использования капитала, вложенного на длительный срок. Величину инвестиционного капитала определяют по данным бухгалтерского баланса как сумму собствен­ных средств и долгосрочных пассивов.

Рентабельность всего капитала предприятия

Рок = (Пп/ВБ) × 100%,

где ВБ – валюта баланса;

Пп – прибыль от продаж продукции, услуг, товаров.

Показывает эффективность использования всего капитала предприятия, т.е. рост значения коэффициента свиде­тельствует об увеличении эффективности использования имущества предприятия и наоборот.

Рентабельность оборотных активов

Роб = (Пп / ОА) × 100 %,

где ОА – величина оборотных активов, руб.

Отражает эффективность использования оборотных активов предприятия

Рентабельность основных средств

Рв = (Пп/АВср) × 100%,

где АВ – величина основных средств и про­чих внеоборотных активов.

Отражает эффективность использования внеоборотных активов, изме­ряемую величиной прибыли, приходящейся на единицу стоимости средств. Этот коэффициент взаимосвязан с коэффициентом рентабель­ности всего капитала предприятия.


Данные показатели изучаются в динамике, и по тенденции их изменения судят об эффективности ведения хозяйственной деятельности предприятием.

Рост любого показателя рентабельности зависит от единых экономических явлений и процессов. Прежде всего, это совершенствование системы управления производством в условиях рыночной экономики, повышение эффективности использования ресурсов предприятиями на основе стабилизации взаимных расчетов и системы расчетно-платежных отношений, индексация оборотных средств и четкое определение источников их формирования.

1.3 Принципы управления рентабельностью

В условиях рыночной экономики на первый план в краткосрочном аспекте выходит максимизация такого экономического показателя как прибыль, которая необходима для реализации долгосрочных целей деятельности компании. Однако величина прибыли значима не только для конкретного предприятия, но и для государства в целом, поскольку за ее счет идет формирование отдельных статей доходов бюджета государственной власти.

Другим важным аспектом необходимости детального изучения прибыльности предприятия является тот факт, что на данный момент прибыль является наиболее доступным источником финансирования для компаний.

Прибыль представляет собой разность между суммой полученных доходов и величиной понесенных убытков, полученных в результате хозяйственной деятельности компании.

Прибыльность предприятия определяется показателями рентабельности. Итак, рассмотрим более подробно некоторые возможные факторы повышения эффективности управления рентабельностью компании, которые являются наиболее значимыми для предприятия:

  1. снижение себестоимости продукции;
  2. осуществление оперативного контроля за хозяйственной деятельностью организации;
  3. непрерывность процесса ликвидации нерентабельных активов;
  4. плановое совершенствование деятельности компании;
  5. составление нескольких бюджетов хозяйственной деятельности;
  6. поиск первопричин «узких мест» деятельности организации;
  7. регулярное проведение анализа резервов повышения рентабельности.

Процесс управления рентабельностью представляет собой целостную систему, включающую в себя определение целевых показателей и критериев эффективности, разработку различных моделей управления рентабельностью и тому подобное.